В.В. Ладыжец. Будущее России и актуальность школьного экономико-правового образования
Общепризнанна связь между свободой граждан и экономическим процветанием страны. Очевидно и то, что укоренение прав и свобод человека, ценности права является условием существования свободной рыночной экономики, благоприятного инвестиционного климата, а значит, повышения благосостояния людей. В последнее время на государственном уровне обсуждаются и ставятся очень важные задачи.
Премьер-министр правительства России Михаил Фрадков в своем отчете перед Государственной Думой заявил о необходимости повышения эффективности рыночных институтов, укрепления доверия бизнеса к власти. А Владимир Путин, выступая на встрече с представителями российского бизнеса, поддержал предложение российских предпринимателей по сокращению сроков давности по приватизационным сделкам с десяти до трех лет и выразил надежду, что это решение «внесет долгожданное успокоение в предпринимательскую среду по поводу гарантий прав собственности».
С 1 июля 2005 года вступает в силу закон «Об Общественной палате». В Общественной палате видят защитника демократических принципов организации гражданского общества. Все 126 мест в Общественной палате займут достойные люди, авторитетные, известные, эрудированные и совестливые, представляющие многообразное российское общество. Кремль презентует эту Общественную палата как Палату больших надежд. С ее появлением общество получит возможность контролировать власть - исполнительную и законодательную. Независимость и компетентность членов палаты позволят правильно оценивать, насколько эффективна деятельность правительства, региональных чиновников и органов местного самоуправления, насколько верны, целесообразны и полезны законы, которые принимаются законодателями.
Сформулирована сверхзадача – диверсификация экономики, смещение центра тяжести с сырьевого направления на развитие научного потенциала, в частности на создание технопарков в сфере информационных технологий. Сейчас доля ИТ-технологий в ВВП России составляет 0,2% (в США – 22%, в Китае – 14%). Новосибирск назван особой экономической зоной - «Силиконовой Тайгой». При этом абсолютно очевидно, что вся наша наука сегодня сможет выйти на мировой уровень лишь при условии принятия и освоения законов рынка. Министр образования и науки А.Ф. Фурсенко утверждает, что очень важно не просто совершать новые открытия, но и овладевать умениями их продавать.
В настоящее время в нашей экономике наметился колоссальный спрос на молодых специалистов, готовых занять серьезные позиции в частных компаниях и готовых самостоятельно решать свои бизнес - задачи.
Но требования, которые предъявляются к сегодняшним выпускникам, отличаются от прежних. «Важно делать ставку не только на знания (как наши вузы), но и учить успеху на рынке труда (как западные). Для работодателей большое значение имеют умения выпускника работать в команде и наличие навыков самопрезентации» (2). Подготовкой таких умений и навыков, освоением соответствующих технологий во многом должна заниматься и школа.
Успешно это можно реализовать на уроках и спецкурсах по экономике и праву. Знания, получаемые школьниками на уроках обязательного предмета обществознания, содержат и экономические, и правовые вопросы. Но, к сожалению, эти знания не помогут детям открыть свой бизнес или предостеречь их от противоправных действий, влекущих, как следствие, дисциплинарную, гражданскую, административную и в самых опасных случаях – уголовную ответственность. Очень важно воспитать в ребенке уважительное отношение к праву вообще, чужой собственности, имущественным и неимущественным правам других людей и организаций.
Россия знала разные периоды исторического развития. В эпоху Просвещения царствующая Екатерина II впервые в Наказе 1767 года сформулировала систему нравственных представлений, программу создания «человека новой породы», провозгласила свободы, равенство и братство, которые по прошествию более чем двух веков актуальны и сегодня (3). По-прежнему бытует устоявшаяся народная мудрость: «Закон, что дышло – куда зашел, туда и вышло» - отражение отношения к законам и правилам. Российская уверенность в том, что если ты слаб, беден, незащищен властным покровительством, тебе трудно отстоять свои права, права ближнего. Закон диктуется двояко и всегда в пользу «сильного». Таков исторический опыт, такие стереотипы. В таких условиях очень трудно воспитать в ребенке гражданина, утвердить его веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности.
Именно школе необходимо взять на себя миссию противостояния тем негативным влияниям, которые сегодня со всех сторон воздействуют в обществе на ученика.
С января 2004 года действует закон, разрешающий детям заниматься предпринимательской деятельностью с 14 лет. Это значит – вступать во взаимоотношения с рынком, банками. Предпринимательство – серьезный и рассчитанный риск. И здесь дать ребенку необходимый теоретический комплекс далеко недостаточно. Обрушить же на него все реалии российской рыночной действительности, не подорвав уважения к власти, к государству и не вызвав серьезных потрясений, - бесконечно ответственная и очень трудная педагогическая задача. Это работа, граничащая с виртуозностью психоаналитика. Например, как рассказать подростку о выводах комиссии по коррупции Государственной Думы РФ: в России нет ни одного некоррумпированного арбитражного суда? Или о данных доклада о коррупции в мире Global Corruption Report 2005 коалиции Transparency International, где Россия из 146 стран находится на 90 месте с индексом коррупции 2,8 (1 место с минимальным индексом коррупции 9,7 – Финляндия, 146 место – у Гаити – 1,5).
Довольно часто приходится читать рассуждения о проблемах, возникающих при преподавании права. Среди причин называют сложности объяснений понятийного аппарата, невозможность пересказать юридическую норму «своими словами», недостаточную подготовленность учителей, отсутствие методик, а также низкий уровень правовой культуры российского общества, неверие, неприятие и отрицание ценности права как основы регулирования жизни общества. Наверное, во всем этом есть часть истины. Но главная проблема в другом. Сама практика традиционного школьного обучения, основанного на принципе «выучил и запомнил», противоречит сущности права. Право – прагматическая наука, которая зубрежкой терминов и статей законов не берется. Право живет в действии, в практике его применения, в анализе созданных прецедентов. Отвлеченная норма – это нежизненное право. Нельзя учить праву, как учат русскому языку или математике…
Потребность в консультации по правовым вопросам появляется примерно у четверти учащихся 8-11-х классов. Это эмпирически подтверждает предположение, что уже в школьном возрасте часть молодых людей сталкивается с проблемами, требующими правового разрешения. Удается ли ребятам в таких ситуациях использовать знания, полученные на уроках права? По проведенному опросу положительно ответили 62% учащихся. Среди учителей 73% отметили, что им известны случаи применения учащимися правовых знаний на практике (4).
Наиболее распространенными сферами применениями школьниками правовых знаний на практике являются разрешение конфликтов между сверстниками, с учителями и родителями (32% опрошенных учащихся и 60% учителей), защита прав потребителя (25% и 60% соответственно), защита своих личных свобод, чести и достоинства (27% и 64%).
С 2001 года Министерство образования проводит Всероссийскую олимпиаду по «Основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний», состоящую из двух туров: экономической теории и потребительского права. Подготовкой детей к такой олимпиаде может заниматься специалист широкого спектра знаний. Сегодня нельзя преподавать экономику или право, располагая лишь теоретическим материалом, в отрыве от знания и анализа текущей ситуации, проходящих в стране и мире реформ. Необходимо следить за принятием новых законов, комментариями по их использованию, практикой их применения, определяющих политическую и экономическую составляющие нашей жизни. К безусловно важным законам, регулирующим отношения гражданина на рынке, относят Закон РФ «О защите прав потребителей», принятый в 1992 году в период перехода от плановой экономики к рыночной, распада старой и формирования новых правовых систем. 21 декабря 2004 года вышла новая редакция этого Закона. Это один из немногих в нашей стране законодательных актов прямого действия, который вступает в силу с момента его принятия и опубликования, и механизм которого прописан в самом документе. Он несет две важные целевые функции: защита прав «слабого» потребителя–гражданина и воспитание цивилизованного предпринимателя. Как и в любом законе, за его неисполнение предусмотрено применение санкций, в целом же новая редакция Закона «О защите прав потребителей» более жесткая в отношении тех, кто намеревается его нарушать. Даже если это сам потребитель.
В одной из статей Наказа Екатерины II впервые высказан известный сегодня тезис: «Наказание должно быть разумным и справедливым, главное не в жестокости его, а в неотвратимости». И потребитель, и его контрагент по договору обязаны соблюдать закон, рискуя неотвратимым наказанием.
Образ России в глазах иностранцев примерно такой: «Вряд ли русским удастся создать серьезные мультинациональные компании в иных секторах, помимо сырьевого, так как для этого требуется компетентная экономическая политика». Однако, по оценкам аналитиков-оптимистов, плановые возможности России при темпах экономического роста в 7-10%, а также с учетом нашего пространственного потенциала, природных ресурсов и уровня нового образования, - достижение через 20 лет четвертого-пятого места в мире по экономической мощности, уступив лишь США, Китаю, Японии и, возможно, Германии. За эти годы должно вырасти здоровое поколение активных образованных предпринимателей, которые и поднимут Россию на новый достойный уровень развития.
Заглядывает ли школа в такие недалекие перспективы? Какой будет вклад школы в достижение этих оптимистических результатов? Каких результатов мы можем достичь уже сегодня, включая в школьные образовательные программы курсы экономики и права? Что нужно сделать, чтобы не упустить время и шанс улучшить нашу жизнь? Наступает новая эпоха Просвещения. Остается надеяться и желать такого правителя, каким была для своего времени Екатерина II. «Окончим все сие (Наказ), повторяя правило то, которого частное расположение соответствует лучше расположению народа, ради которого оно учреждается».
1. Торгово-промышленная палата РФ. Фонд перспективных исследований и инициатив. Институт мировой экономики и международных отношений РАН. РОССИЯ И МИР: 2005.
Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. М., 2004.
2. И. Федюкин, А. Шмаров. Годный необученный. По материалам исследования аналитического центра «Эксперт» ЦЕССИ «Выпускник для работодателя». «Эксперт» № 6 (453) от 14 – 25.02. 2005. С. 70 - 75.
3. О.Г. Чайковская. Императрица. Царствование Екатерины II. Смоленск, 2002. – 480 с. (Герои без тайн).
4. С.А. Поляков, В.В. Спасская. «Знание своих прав позволяет чувствовать себя увереннее…». Журнал «Право в школе» // Практическое применение школьниками правовых знаний.