С.А. Пырьева. Красота - критерий истины
Красота – категория
не эстетическая, а уж скорее онтологическая.
Красота – критерий истины
С.С. Аверинцев
В системе гуманитарного образования существенная роль отводится курсу «Мировая художественная культура». Культура всегда была основным средством формирования человека, как личности с определенными ценностными ориентациями и типом мышления. Предметом же нашего рассмотрения является художественная культура, где основанием выступает искусство как сфера художественных произведений. Углубленное познание отдельного художественного произведения помимо своего самостоятельного значения позволяет прояснить представления о художественном процессе вообще. Конечная цель преподавания данного курса в школе – формирование глубины и культуры художественного восприятия. Для этого ребенок должен овладеть условностями языка искусства, проникнуть в образы и символы. Постижение произведения – процесс сложный и постепенный. Здесь требуются немалые интеллектуальные и зрительные усилия, особые условия выстраивания коммуникативного пространства, педагогическая интуиция.
Рассмотрим некоторые методические приемы на примере одного из шедевров древней иконописи «Владимирская икона Божией Матери». Обращаемся мы к этому художественному произведению в контексте темы «Художественный мир древнерусских икон», изучаемой в соответствии с базовыми образовательными стандартами. Основную задачу вижу в том, чтобы помочь ученикам сделать первые шаги в постижении глубинного смысла произведения, за внешностью предмета обнаружить его суть в каком-то ином плане. В древнерусской культуре не существовало понятия «вымысел». Написанное слово, иконный образ предполагали некую внутреннюю правду, выражали духовную сущность, духовную истину.
В этом, собственно, и состоит основной концептуальный центр или узел идеи урока. Иконописец «подобно тщится описати не токма видимыя вещи века сего, но и невидимых слухом и умом (касается) и во явлении начертание производит». (Цит. по: В.Г.Брюсов. Андрей Рублев. М.: 1995. С. 14).
В качестве экспонирующих элементов, особым образом настраивающих на восприятие художественного произведения, я выбрала слайды с изображением иконы Владимирской Богоматери, а также слайд «Водружение Владимирской иконы на месте будущего храма князем Андреем Боголюбским».
Урок начинается рассказом о легенде, связанной с древней иконой. В 1395 году войска Тамерлана подступили к Москве. Горожане устроили молебен на Кучковом поле и просили икону защитить их от полчищ врага. А утром они увидели, что войска Тамерлана отступили от стен Москвы. Народ приписал всемогущую силу образу «Владимирской». На самом же деле гонец принес Тамерлану известие о рождении сына, и он поспешил в родные края. С тех пор икона олицетворяет веру в покровительство Богоматери Русской земле. Привожу летописные свидетельства о том, что икона была привезена из Византии в XII веке, что свидетельствует о неразрывной связи Византии и Руси. Восприятие шедевра XII века начинаю с вопроса о первом впечатлении, производимом иконой. Высказаны были разные суждения и оценки. Вот некоторые из них: «В глазах Матери скорбь, но и нежная любовь к сыну»; «ощущение покоя, защищенности, торжественность момента», «сочные яркие тона»; «Богоматерь - Мать всех матерей»; «… идеал матери»; «устремленность фигур вверх».
Далее мы рассматриваем, что же непосредственно изображено на иконе. Учащиеся отмечают, что Богоматерь изображена держащей младенца, который в порыве нежности прижался к щеке склоненной головы матери. Глаза ее светятся любовью к Сыну и людям. Богоматерь смотрит вдаль большими и темными глазами. Иконография Владимирской Богоматери внешне немногословна и представляет собой иконографический тип, известный под именем «Умиление». Образ Богоматери олицетворяет одухотворенность, жертвенность. Это произведение выделяется психологизмом. Тончайшее письмо ликов усиливает эмоциональность образа.
В чем же заключена возможность выражения столь масштабной темы в таком скромном формате и сдержанной иконографии? Исключительно в живописном решении. Считаю целесообразным анализировать в диалоге с учащимися чисто художественные формообразующие моменты, главными из которых выступают: иконописный образ – это образ на плоскости. Общеизвестно, что плоскость – символ вечности. Композиция развернута в строгом подчинении ее в плоскости доски, что исключает всякую иллюзорность. Речь идет здесь о наибольшем приближении к высочайшей истине;
линия участвует в создании образа. В иконе мы видим ее и мягкой, и плавной, и графически тонкой, четкой и лаконичной. Она во всем подчинена какому-то внутреннему чувству ритма;
особое внимание иконописец уделяет колориту. Линейно очерченные плоскости заполняются соответствующим цветом – красным, золотистым, белым, охристым, оливковым. Каждое цветовое пятно согласуется между собой, создавая цветовую гармонию и целостность восприятия образа;
отдельные детали иконного образа – одеяний, звезды - просты и традиционны, вполне реальны и доступны для понимания, без всяких намеков на иллюзию. Но под простейшими формами мы ощущаем спокойную сосредоточенность, ритм внутренней жизни.
Проанализировав формообразующие признаки произведения, соотношение линий, пятен, цветов и фигур, задаю новую ситуацию, обращаюсь к учащимся с вопросом, есть ли в произведении предметы, лица, наделенные особым символическим смыслом. Обращаем внимание на то, что цвета в иконе являются яркими символами. Красный цвет - цвет царских одеяний. Желтый заменял золото, а белый обозначал Бога: белый цвет содержит в себе все цвета радуги, так же как Бог объемлет собой весь мир. Фигура Богоматери и младенца образуют овальную форму: простую и ясную. Это также создает определенный эмоциональный настрой; завершенность, с одной стороны, и нескончаемую потенциальность животворящей энергии - с другой. Глубоко символично расположение рук самой Богоматери. Правая рука напоминает сакральную чашу – символ, впоследствии часто встречаемый в русской иконописи. Левая же, чуть касаясь младенца, олицетворяет открытость Богоматери всему миру, ее стремление распространить свою святую благодать на людей. Голова Богоматери закрыта платом (мафорием), на котором сияет звезда, аналогичная яркой звезде на левом плече – символ целомудрия и девственности.
Владимирская икона Божией Матери послужила основой для широкого распространения на Руси целого ряда подобных ей икон. Списки с Владимирской иконы не были простыми копиями; каждый новый список отличался индивидуальностью и представлял художественную ценность.
Изучение художественного мира икон в учебном процессе удачно совпало с экспозицией одного из таких списков XV века предположительно Новгородской школы в Новосибирском художественном музее. Во время экскурсии учащимся 9 класса было предложено выразить свое впечатление от общения с иконой.
Учащиеся отмечают ценность прикосновения к живому источнику XV века: «Меня восхищает ее величие. Подумать только, много веков Богоматерь Владимирская творила чудеса, охраняла землю от напастей, да и сейчас от нее продолжает исходить благодать и сила»; «впечатляет древность иконы»; «соприкасаюсь с прошлым»; «ощущаю себя сопричастным людям, которые обращали к иконе свои мысли и чувства». Учащиеся отмечают художественные достоинства иконы: яркие цвета, целостность композиции, согласованность ее отдельных частей. Некоторые из учащихся обращали внимание на энергию огромных черных глаз Богоматери. Одна из учениц высказала предположение, что за черными зрачками Богоматери находится некий иной бесконечный мир.
В осмыслении иконного образа присутствует эмоциональный компонент: «взгляд на икону не может пройти бесследно: игра красно-черного цвета, гармония фигур, глаза Богоматери дают успокоение душе, некоторое «торможение» (остановку в мире), в котором все бежит и кипит не останавливаясь»; «осознание иконы, размышление вносят некую возвышенность, свет»; «впечатляют глаза Богоматери, можно смотреть долго, как на пламя огня или течение воды».
Никто из детей не остался равнодушным к иконе: «У меня возникло ощущение, что я нахожусь под ее опекой. Ее взгляд серьезен, быть может, даже суров, но вместе с тем, он вносит покой и гармонию». Некоторые связывают икону с домом, семьей, с чувством защищенности.
Мне представляется, что зритель, научившийся наслаждаться звучным цветом, выразительной линией, свободен для восприятия образа художественного произведения через его форму.
Думаю, что такой зритель будет готов абстрагироваться от внешности предмета, чтобы постичь его суть в каком-то ином плане, соединить разные стили и эпохи в единое культурное пространство.
С.А. Пырьева, учитель МХК высшей квалификационной категории, МОУ СОШ № 12,
почетный работник общего образования РФ