Новинки педагогической литературы. Руководителю школы
Ямбург Е. Ш. Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?
Профессиональный стандарт педагога утверждён приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н. Однако его внедрение только начинается, вызывая много вопросов и тревог в педагогической среде. В книге представлен развёрнутый комментарий к документу руководителя коллектива разработчиков концепции профстандарта педагога, директора Центра образования № 109 Москвы Евгения Александровича Ямбурга. Издание адресовано руководителям образовательных организаций, педагогам, специалистам органов управления образованием, а также всем интересующимся данной проблематикой. Для удобства читателей в книге наряду с приказом Минтруда России приведён полный текст развёрнутой концепции профстандарта педагога.
Проектирование основной образовательной программы школы
Методическое пособие разработано представителями пятнадцати регионов Российской Федерации. Авторский коллектив представлен профессорско-преподавательским составом ИПК и педагогических университетов, руководителями центров мониторинга, центров методического сопровождения регионального и муниципального уровней.
В издании на примере УМК "Перспективная начальная школа" показана технология проектирования основной образовательной программы общеобразовательного учреждения на ступени начальной и основной школы. Основные положения пособия учитывают изменения, которые внесены в структуру и содержание основной образовательной программы за период действия стандарта второго поколения. Пособие предназначено разработчикам образовательных программ с целью внедрения в образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта (начальная и основная школа), для системы повышения квалификации педагогических работников, для педагогических вузов и колледжей.
Направления внутришкольного контроля и механизмы их реализации
Пособие разработано представителями 30 регионов нашей страны в ходе проектировочного семинара, проведенного издательством "Академкнига/Учебник". Авторский коллектив включает в себя руководителей (заместителей, специалистов) региональных и муниципальных органов управления образованием, методических служб, центров развития, сопровождения и мониторинга системы образования, системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, общеобразовательных учреждений.
В пособии раскрываются особенности организации внутришкольного контроля и внутреннего мониторинга качества образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Материалы предназначены специалистам органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, руководителям образовательных учреждений, территориальных и школьных методических служб, учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляющим подготовку педагогических кадров. Концептуальные основы развивающейся личностно-ориентированной дидактической системы обучения «Перспективная начальная школа» Предлагаемое издание раскрывает основные теоретические и методические положения развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения, реализованные в системе «Перспективная начальная школа» в соответствии с концепцией и требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В пособии показаны возможности «Перспективной начальной школы» для решения задач, связанных с разработкой основных образовательных программ, формированием универсальных учебных действий обучающихся, организацией внеурочной деятельности, проектированием учебных планов и рабочих программ по учебным предметам.
Галина Бухарова, Людмила Старикова. Маркетинг в образовании В учебном пособии освещены основные вопросы теории и практики маркетинга в образовании - объекты, управление маркетинговой деятельностью, качество образовательных услуг и их цена, продвижение на рынке и внутренний маркетинг. Изложение каждой темы сопровождается тестовыми заданиями для проверки усвоения материала.
Александр Егоршин. Управление российским образованием
В книге представлен анализ российского образования за период с 1990 по 2010 годы, выявлены проблемы и ведущие тенденции. Разработаны сценарии развития образования в зависимости от будущего состояния экономики и рынка труда России на период до 2025 года.
Предложены направления реформирования системы образования в России, концепция организации системы управления в звеньях "федеральный центр - регион - муниципалитет - образовательное учреждение".
Разработаны теоретические основы стратегического управления образовательным учреждением (вуз - колледж - школа) на стадиях диагностического анализа, стратегического планирования и реализации стратегии. Рассмотрены теория и практика управления персоналом образовательного учреждения и методика оценки социально-экономической эффективности работы персонала и организации в целом.
Лариса Бочарникова, Александр Соломатин. Управление введением стандарта второго поколения. Стратегические приоритеты и тактика организационных решений. Материалы участника личностно-ориентированного модуля
Предлагаемые проектировочные материалы по вопросам управления введением стандарта второго поколения (представленные в виде модуля методического практикума) включают вопросы и практические задания. Они могут быть использованы в системе подготовки и повышения квалификации управленческих кадров и других педагогических работников, в ходе работы творческих групп, проведения практико-ориентированных семинаров, мастер-классов, тренингов. Проектировочные материалы предполагают активную деятельность участника модуля в освоении и использовании его содержания. Результаты работы с проектировочными материалами могут быть включены в портфолио и использоваться в профессиональной деятельности, а также при прохождении аттестации, участии в конкурсах и грантах.
Александр Соломатин, Роза Чуракова. Базовые признаки эффективного управления в условиях реализации ФГОС. Учебно-методическое пособие В пособии на основе действующих федеральных нормативно-правовых документов, регионального опыта и экспертных оценок специалистов в сфере образования сформулированы базовые признаки эффективного управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС. Представлены механизмы применения и критерии оценки каждого из признаков, что позволяет не только принимать управленческие решения, но и рассматривать результативность их реализации. Пособие предназначено управленческим командам организаций, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты, а также специалистам, осуществляющим переподготовку и повышение квалификации педагогических работников.
Организация и развитие психологической службы в аспекте ФГОС
Система психологического обеспечения образования, отвечающая установкам ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и соответствующая положениям ФГОС, является важнейшей основой интеграции действий педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов и представляет неразрывное единство психолого-медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам на всех этапах обучения.
В пособии предложены необходимые материалы, раскрывающие технологию создания организации и развития комплексной психологической службы в образовательной организации: пакет нормативных документов, регулирующих все виды и направления деятельности, мониторинговые исследования, формы отчетов. Предназначено педагогам-психологам, социальным педагогам, заместителям директора по социально-психологической работе, руководителям ОО и ППМС-центров, специалистам психолого-педагогических служб.
Евгений Руднев Управление качеством образования в школе. Ресурсы руководителя. Учебно-методическое пособие
Пособие содержит актуальные теоретические идеи и практические подходы к эффективному управлению образованием, а также результаты исследований, их инструменты, задания и практические рекомендации по их использованию в работе руководителя. Опора на её содержание позволит провести экспертизу организационной культуры школы, понять причины сопротивления изменениям и на этой основе спланировать видение будущего. Она адресована как руководителям образовательных учреждений, так и специалистам методических служб и системы повышения квалификации, преподавателям ВУЗов, студентам и аспирантам, обучающимся по специальностям "Менеджмент организации", "Организационная и социальная психология", а также всем, кто интересуется вопросами управления и развития школы.
В. Быкова Курс успешного руководства школой
Материалы книги посвящены основам компетентностого управления образовательным учреждением. Все материалы рассматриваются в гуманистическом, личностно ориентированном аспекте. В книге описываются разнообразные формы и методы психолого-педагогической и организаторской деятельности руководителя школы. Материалы книги будут полезны всем руководителям структурных подразделений в обеспечении качества управления школой.
Михаил Нечаев, Галина Романова Интерактивные технологии в реализации ФГОС. 5-11 классы
Предлагаемое пособие нацелено на обновление содержания воспитательной деятельности образовательной организации в условиях реализации ФГОС основного общего образования. Издание содержит основные типы интерактивных педагогических технологий, конкретные практические разработки, направленные на развитие всех субъектов образовательных отношений. Методическое пособие подготовлено в помощь руководителям общеобразовательных организаций, их заместителям, педагогам-организаторам и классным руководителям.
Справочник директора школы. Анализ и планирование. Система документов по управлению школой в электронном приложении (+ CD)
Представлен комплект (книга + диск), содержащий системные справочные материалы по основным направлениям работы общеобразовательной организации в контексте требований Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и ФГОС общего образования: анализ и планирование образовательной деятельности, создание вариативной развивающей образовательной среды, методическое обеспечение.
Предлагаемые документы построены по модульному принципу, что позволяет при необходимости самостоятельно конструировать их, учитывая опыт собственной школы. Материалы комплекта не только отражают тенденции развития современного образования, но и раскрывают нормативно-правовое, организационно-методическое и научно-методическое сопровождение деятельности образовательной организации, находящейся в режиме развития. Предназначен руководителям, педагогам образовательных организаций, специалистам органов управления образованием и учреждений развития системы образования.
Как управлять по-новому? Законодательные основы школы. Презентации в электронном приложении (+ CD-ROM) Комплект (книга + диск) поможет руководителям школ привести нормативно-правовую базу общеобразовательных организаций в соответствие с новым законодательством РФ в сфере образования.
В книге предложены извлечения из нового Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", составляющие законодательную базу функционирования и развития общеобразовательной организации, а также комментарии специалистов в области образования и права, позволяющие руководителям и специалистам образовательных учреждений выстроить свою профессиональную траекторию в "правовом поле" деятельности и в соответствии с ФГОС.
Руководителям ОО представлены ответы на наиболее распространенные и интересующие вопросы, связанные с функцией управления и разработкой новых локальных нормативных документов, продиктованные изменениями российского законодательства в сфере образования.
Мультимедийное сопровождение включает тематические презентации, которые могут быть использованы практиками в интерактивных формах проведения педагогических советов, обучающих семинаров, совещаний. Комплект адресован руководителям общеобразовательных организаций и их заместителям, специалистам органов, осуществляющих управление образованием, родителям.
Содержание электронного приложения
Презентации:
1. "Законодательные основы школы";
2. "Локальные нормативные акты".
Екатерина Пронина, Владимир Пронин, Василий Урнов. ИКТ-инфраструктура школы. Рекомендации и методики Представленные в книге материалы опираются на анализ опыта практического внедрения в деятельность более 8 тысяч общеобразовательных школ России информационных систем, разработанных в рамках национального проекта "Информатизация системы образования". Теоретические посылки авторов базируются на методологии формирования информационной образовательной среды на основе выбора и преломления к реальным условиям развития модели информационного пространства, соответствующей степени готовности школы к информатизации. В основу предлагаемой модели компьютерной реализации информационного пространства положена идея необходимости внедрения и поддержки функционирования тесно связанных между собой основных информационных систем (планирования и управления учебным процессом, администрирования деятельности школы и поддержки содержания образования) и ряда дополнительных модулей обеспечения базовых производственных процессов школы. На основе анализа информационных потоков и их взаимосвязей выделяются группы основных пользователей, описываются задачи, решаемые школьными информационными системами, и определяются потребности сотрудников школы в программно-аппаратных средствах.
Ольга Даутова, Ирина Муштавинская. Новая идеология ФГОС. Реализация системно-деятельностного подхода в образовании
Методическое пособие предназначено для педагогов, заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе, директоров, специалистов, занимающихся вопросами внедрения и реализации ФГОС ООО. Пособие содержит рекомендации и практические материалы для организации методической работы как в образовательных организациях, так и в процессе самообразования.
Михаил Нечаев Внутришкольный контроль воспитательной деятельности образовательной организации. Учебно-методическое пособие
В учебно-методическом пособии раскрывается содержание и технология контрольно-диагностической функции управления качеством воспитательной деятельности образовательной организации.
Издание содержит методические разработки по внутришкольному контролю качества воспитательной системы, оценке эффективности воспитательного воздействия урока, воспитательного мероприятия и кружкового занятия, оценке деятельности классного руководителя. Также в нем представлены материалы по самоаудиту воспитательной деятельности образовательной организации в условиях реализации ФГОС и профстандарта педагога. Пособие адресовано руководителям образовательных организаций, их заместителям по воспитательной работе, независимым экспертам, а также слушателям курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, студентам педагогических вузов.
Фанис Шарипов. Менеджмент общего и профессионального образования. Учебное пособие Изложен курс теории и практики управления системой образования на разных уровнях. Раскрыты предмет, задачи, функции и принципы менеджмента общего и профессионального образования, сущность и структура управленческой деятельности, методы и стиль руководства. Дан анализ государственной системы образования и образовательного учреждения как объектов управления. Рассмотрены основные функции мотивации педагогической деятельности, структура профессиональной компетентности преподавателя, социально-психологическая характеристика педагогического коллектива. Особое внимание уделено лидерству, учебно-педагогическому сотрудничеству и общению, разрешению конфликтов в коллективе. Освещены проблемы планирования и организации образовательного процесса, управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, качеством образования и персоналом образовательного учреждения.
Оксана Медведь, Евгений Тонконогий. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка
В этой книге излагаются не только теоретические вопросы воспитания и обучения. Предложенные в ней практические шаги позволят вам стать лучшими учителями и родителями и помочь детям найти свое призвание. Автор рассказывает о том, как улучшить жизнь в целом, а не только систему образования.
Александр Пашкевич Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы
В издании рассматривается проблема комплексного сопровождения внедрения ФГОС в рамках реализации компетентностно-ориентированного образования. Монография предлагает методические материалы, раскрывающие содержание проектирования технологии применения компетентностного подхода в образовательном процессе современной школы, практический опыт по повышению профессиональной компетентности учителя посредством телекоммуникационного проекта. Обоснованы система менеджмента качества образования на основе компетентностого подхода и система оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся. Адресовано руководителям и учителям ОУ, преподавателям и студентам педагогических высших учебных заведений, специалистам органов управления образованием и учреждений повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Справочник директора школы. Анализ и планирование. Система документов по управлению школой в электронном приложении (+ CD)
Представлен комплект (книга + диск), содержащий системные справочные материалы по основным направлениям работы общеобразовательной организации в контексте требований Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и ФГОС общего образования: анализ и планирование образовательной деятельности, создание вариативной развивающей образовательной среды, методическое обеспечение.
Предлагаемые документы построены по модульному принципу, что позволяет при необходимости самостоятельно конструировать их, учитывая опыт собственной школы. Материалы комплекта не только отражают тенденции развития современного образования, но и раскрывают нормативно-правовое, организационно-методическое и научно-методическое сопровождение деятельности образовательной организации, находящейся в режиме развития. Предназначен руководителям, педагогам образовательных организаций, специалистам органов управления образованием и учреждений развития системы образования.
Как составить рабочую программу учителя в соответствии с требованиями ФГОС. Структура, требования, технология, алгоритм. Рабочая программа в электроном приложении (+ CD-ROM)
Важным требованием ФГОС к деятельности учителя является умение грамотно составлять рабочую программу учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
В данном комплекте представлены структура, требования к оформлению, технология разработки и алгоритм составления рабочей программы педагога, отвечающие современным требованиям к технологической документации учителя. В электронном приложении предложена рабочая программа по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда (М., 2014).
Предназначено учителям, руководителям МО, заместителям директора общеобразовательных организаций; рекомендовано слушателям центров повышения квалификации работников образования, преподавателям и студентам педагогических учебных заведений. Представленные материалы являются примерными и носят рекомендательный характер. Содержание электронного приложения: Рабочая программа учителя: структура, требования. Рабочая программа по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина и др. (пример).
Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах
Журнал «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах» – максимально практическая информация для руководителей и специалистов ОУ в формате «вопрос-ответ».
В удобном формате представлена информация на самые актуальные темы, что делает издание незаменимым помощником в решении повседневных вопросов управления школой или детским садом. Помимо практических материалов в сборнике представлены рубрики для закрепления полученных знаний. С журналом «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах» у вас всегда есть практический ответ на любой вопрос!