Грабов Михаил. Психологические и физиологические основы стресса

Научный руководитель:
Осинцева Наталия Васильевна, педагог-психолог
СОШ № 156 высшей квалификационной категории

Введение

Данная тема стала особенно актуальной в XIX, в XX веке, когда произошёл прогресс в технике, в машиностроении, в химической промышленности. Большинство людей стало испытывать стресс, (а, в крайнем случае, депрессию) из-за перегруженности нервной системы. Особенно такие состояния возникали в закрытых помещениях: на заводах, в школах, в цехах. Эта проблема серьёзно повлияла на работоспособность людей, успеваемость учеников в школе. В последние годы XX века появилось множество препаратов и методов, с помощью которых можно было устранять подобные состояния у людей. Нынешней задачей учёных стала разработка таких методов и препаратов, которые бы устраняли стресс (депрессию) у человека, не принося ни какого вреда его здоровью. Многие из таких трудов направлены на снятие депрессивных состояний рабочих (учеников) и повышение их работоспособности.

Задача данной работы – выявление стресса (депрессии) у учащихся старших классов и установление методов, которые помогут устранить подобные состояния учеников. Подобное мероприятие поможет повысить работоспособность учеников и повысить их успеваемость. Проблема данной темы в поиске наиболее эффективной техники, которая позволяет достаточно кратковременно ученику избавляться от стрессового состояния, а значит, производит эффективное воздействия на успеваемость обучающегося. Для устранения данной проблемы следует разобраться в самой проблеме стресса (депрессии), изучить по литературным источникам основные характеристики стрессогенного состояния человека, отрицательном воздействии стресса (депрессии) на человека и положительных сторонах уже разработанных методик по влиянию на подобные состояния. Так же следует экспериментально определить частоту появления стрессового состояния у обучающихся средней школы и определить причины, влияющие на стресс среди старшеклассников.

Стресс. Виды стресса. Депрессия.


В XXI веке произошло резкое увеличение стресса у людей. В этот век транспорта и заводов, компьютерной техники и тяжёлой общественной обстановки очень тяжело уберечься от стресса. В последнее время от последствий стресса резко увеличилось число хронических заболеваний и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Перед учёными встал новый вопрос: «Как защитить и уберечь себя от стресса, не причиняя ущерба человеческому организму».
Знаменитый учёный Ганс Селье обратил внимание на тот очевидный факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Эксперименты подтвердили наблюдения молодого учёного. Они показали, что не только инфекции, но и другие вредоносные воздействия (охлаждения, ожоги, ранения, отравления и т.п.), наряду со специфичными для каждого из них последствий, вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций.

Селье предложил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом. [7]
Позднее Селье предложил различать стресс и дистресс (англ. distress – истощение, несчастье). Сам по себе стресс он стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. Дистресс же наступал при очень частых и продолжительных стрессах при таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда наступает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознании  чрезмерности, непосильности и нежеланности, обидной несправедливости требуемых усилий.
Возникающие при стрессе сложные физические и биохимические сдвиги – это проявление древней, сформированной в ходе эволюции Оборонительной реакции или, как её называют, - реакций борьбы или бегства. В этом – один из источников болезнетворности стрессов.
Работу внутренних органов, процессы обмена, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения регулирует вегетативная нервная система. Её деятельность направлена на сохранение постоянства внутренней среды – гомеостаза. В ней есть две подсистемы: симпатическая и парасимпатическая.
Повышение активности симпатической нервной системы направлено на мобилизацию ресурсов организма, на увеличение готовности к действию: учащаются и усиливаются сокращения мышц сердца, глюкоза выделяется в кровь, где служит готовым топливом для мышечной активности. Кровообращение кожи и внутренних органов уменьшается (бледность лица при волнении), а мышц и мозга – увеличивается. Возрастает способность организма к заживлению ран, восстановлению тканей, борьбе с инфекциями.

Активность же парасимпатической системы в основном, наоборот, обеспечивает снижение энергетического обмена и восстановление «запасов энергии». Она способствует замедлению и нормализации функций, расслаблению организма.
Стресс вызывает активность симпатической нервной системы. Она возникает рефлекторно при любом эмоциональном возбуждении. При этом мгновенно выделяются аварийные гормоны или гормоны тревоги (адреналин, норадреналин). Для развития стресса необходимо включение главного физиологического и биохимического звена стресса – «реакции борьбы или бегства», или оборонительной реакции.
При этом происходит рефлекторная активизация коры надпочечников, которые дают «вторичный» мощный выброс в кровь аварийных гормонов, а это приводит, в свою очередь, к новому повышению активности симпатической нервной системы.

Но этим действия стресса не исчерпываются. При достаточно сильных и частых стрессах в реакцию дополнительно вовлекаются эндокринные системы, действие которых является ещё более длительным и может влиять отрицательно на внутренние органы. Их активация повышает риск инфаркта миокарда, повышает активность щитовидной железы, что, в свою очередь, приводит к дополнительному усилению активности симпатической нервной системы и т.д.
Первоначальный выброс истощает «запас» гормонов в коре надпочечников: начинается их усиленная «заготовка». В результате через некоторое время после первого стресса, даже при более слабом воздействии, наблюдается их повышенное выделение. Вот этот механизм и стоит за кулисами всем хорошо известной картины, когда после трудного дня, после сдержанно переносимых неприятностей на работе возникают срывы по мелочам и ссоры с близкими.
Если бы за каждым стрессом сразу же следовала физическая активность, выделившийся избыток аварийных гормонов истратился бы на её обеспечение и стресс не имел бы вредных последствий. Всем хорошо известно успокаивающее действие прогулки, бега, плавания, спортивной игры, любой физической нагрузки, даже и нежеланной.
Современные представления сводятся к следующему. Прежде всего, как величина реакции на стресс, так и степень включения разных эндокринных систем индивидуально различны. Эти различия могут определять и «адрес» стрессогенного поражения.
Научным путём было доказано, что у людей с повреждением связи между полушариями стресс (или, как крайний случай, депрессия) возникает гораздо чаще, чем у людей с нормальной связью. Такой вид стресса встречается чаще всего у людей страдающих алкогольной зависимостью, наркоманией, ожирением и т.д. Некоторые химические, наркотические вещества нарушают межполушарную связь между полушариями в головном мозгу человека. В некоторых случаях межполушарная связь может нарушаться у людей умственного труда. В данном случае стрессовое состояние может возникнуть на фоне перегруженности нервной системы, что нередко наблюдается у школьников при большой загруженности заданиями. На это, в том числе, влияет и межполушарная асимметрия.[2]
Известно, что порой даже в мирное время достаточно кратковременного стресса, даже не представляющего непосредственной угрозы для жизни и, во всяком случае, не сопоставимого с фронтовым или лагерным стрессом, чтобы вызвать стойкое повышение артериального давления, обострение язвенной болезни, инфаркт или инсульт. Ещё более удивительны заболевания, которые получили название болезней достижения, возникающих уже после того, как человек преодолевает серьёзные трудности и добивается значительных успехов, то есть когда состояние стресса уже должно было бы оставаться в прошлом. Врачам знаком так называемый постдиссертационный синдром, который развивается у научных работников после благополучного завершения большой и ответственной работы, особенно если они позволяют себе длительную передышку, расслабляются и не становят новых задач. Казалось бы, люди в этих условиях  должны испытывать только положительные эмоции, и с позиции классической концепции стресса возникновение при этом заболеваний остаётся совершенно необъяснимым. В то же время, если завершение работы по каким-либо причинам отодвигается, заболевания, как правило, не возникают, хотя сама такая отсрочка сопряжена обычно с волнениями и напряжённой работы в условиях цейтнота.
Учёные, работающие в области психонейроиммунологии, значительно продвинулись в исследовании природы положительных эмоциональных воздействий на человеческий организм. Они выявили, в частности, что клетки иммунной нервной системы выделяют особые вещества – цитокинины, которые либо стимулируют, либо подавляют деятельность этих систем: в зависимости от состояния организма. При стрессе, возникающем в самых разных случаях (переохлаждение, усиленная работа, спортивные нагрузки, экстремальные ситуации и  т.п.), нервные клетки выделяют цитокинины, стимулирующие иммунную систему. При кратковременном стрессе человек обычно не заболевает, поскольку способность организма противостоять неблагоприятным условиям жизнедеятельности возрастает. Но если стрессовая ситуация затягивается, то цитокинины продолжают вырабатываться нервными клетками и истощают нервную систему.
Депрессивные состояния связаны с выделением нервными клетками цитокининов, тормозящих деятельность иммунной системы. И наоборот: ослабление иммунитета, обусловленное тяжёлыми заболеваниями, приёмом больших доз антибиотиков и некоторых других лекарственных препаратов, приводит к развитию депрессивных психических состояний.
Как только учёные стали исследовать стрессы у человека, обнаружилось, что весь комплекс реакций, выявленный Селье, может развиться вовсе без физических воздействий. События, вызывающие стресс, могут даже не содержать никакой угрозы самооценке, престижу, «месту в обществе».
Возникло понятие эмоциональный или психологический стресс. Стало ясно, что стресс всегда – психофизиологическая реакция личности, (а не организма, как это представлялось вначале). Ряд воздействий, которые его вызывают, оказался гораздо длиннее, чем предполагали первоначально – не только холод и жара, голод и боль, опасность для жизни или угроза здоровью, но и – обида, вина, ревность, стыд, разочарование, подозрение и т.п.
Возникновение и развитие стресса в каждый миг определяется взаимодействием трёх звеньев, трёх систем: оценки стрессового события, физиологических и биохимических реакций на стресс и, наконец, поведенческих реакций.
Ядром или, по меньшей мере, «заводящим» моментом стресса нередко оказывается оценка стресогенного события. Известно, «человек есть мера всех вещей»: вещи сами по себе ни плохи, ни хороши, они таковы, какими мы их видим.
Ложные страхи, ошибочное понимание поведения близкого человека вызовут вполне реальные физиологические и биохимические сдвиги, может быть, даже большие, чем реальные угрозы или опасность. Оценка относится не только к начальному стрессогенному событию, но и к представлению о требуемых для преодоления стресса усилиях и к своей способности на эти усилия, своим возможностям.
Стресс усиливается, когда человеку кажется, что ситуация требует от него чрезмерных усилий, непосильных, несправедливых и т.д. Готовность к усилию, к преодолению всегда уменьшает стресс.
Не только оценка определяется личностью в целом, но и вслед за ней физиологические сдвиги (например, сон – бессонница), и биохимические реакции. Они затем, в свою очередь, влияют на состояние и оценку.
Третье звено – поведенческое, пожалуй, более всего связано с личностью, установками, мировоззрением. Поведенческая реакция – это не только действия, направленные на изменение ситуации, но и управление своими эмоциями.
Любое стрессогенное событие мгновенно включает все три звена, всё время взаимодействующие. Происходит оценка, (она обеспечивает взаимодействие разума и чувства) не только величины изначального стрессового воздействия, но возможных его отдельных последствий, величины требуемых усилий к преодолению. Она тут же влияет на величину физиологических и биохимических сдвигов, которые, в свою очередь, влияют на оценку. Всё это влияет на поведенческую реакцию, которая, в свою очередь, влияет на ситуацию, и на первые два звена – как непосредственно, так и за счёт изменения ситуации. Итак, организуется многозвенная цепь, на которую можно влиять через любое из звеньев, во взаимодействии которых всё время проявляется, воплощается единство души и тела.
В последнее время учёными проводились многочисленные исследования в малых и больших группах (в том числе школьников). Результаты опытов показали, что стресс возникает у людей, ведущих себя абсолютно пассивно и у людей – новичков с проблемой адаптации. При пассивном поведение людей возникает перегруженность нервной системы, которая позже проявляется в виде раздражительности и хмурости. Учёными был проведён эксперимент: в две комнаты посадили группы людей по 10 человек. В этих комнатах расположили динамики. При проведении эксперимента в обе комнаты подали очень громкий звук. В одной из комнат расположили тумблер, выключающий громкий звук, но этот выключатель был запрятан. Уже после второго дня эксперимента у группы, находившейся в комнате, в которой не было выключателя, начался сильный стресс из-за пассивного поведения. Во второй группе такого стресса не наблюдалось, так как люди вели активный поиск и, в конечном итоге, находили выключатель. Учёными был сделан вывод, что при пассивном поведении человека в напряжённой обстановке у человека возникает стресс, заканчивающийся депрессий. Такая проблема очень часто возникает в больших группах школьников. Во множестве случаев, проблема стресса возникает в ходе адаптации нового человека, попавшего в непривычную атмосферу. Это явление возникает в связи с перегруженностью нервной системы. Головной мозг такого человека не способен переработать за краткое время большое количество полученной информации. В тоже время, головной мозг не успевает контролировать некоторые системы организма (сердечно-сосудистая система). Это состояние так же возникает у школьников, переходящих в другой класс, школу.[3]
К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин (от лат. frustratio - обман, расстройство) – состояние человека, вызываемое объективными непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.[4]
Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях.
Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).
В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.
Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания – никаких эмоциональных проявлений.

Методы воздействия на психику. Саморегуляция

Фармакологический метод
О том, что с помощью различных лекарственных препаратов и химических соединений можно изменить психическое самочувствие, известно с незапамятных времён. В частности, издавна используются некоторые вещества, одурманивающие мозг и создающие имитацию хорошего приподнятого настроения. В древности применялись средства, вызывающие у воинов перед сражением неудержимую ярость.[1]
В последние годы в медицинском арсенале появилось множество лекарственных препаратов, транквилизаторов, которыми временно пытаются снять стресс у больного. Однако далеко не все лекарственные средства действуют благотворно на психику человека, а иные вообще пагубно влияют на здоровье или не действуют вообще. Учёным удалось выявить, что в некоторых случаях небольшая доза алкоголя может способствовать расслаблению, а 0,2 грамма кофеина повышают тонус нервной и сердечно-сосудистой системы. Но всё же учёными пока что не создано препарата подходящего абсолютно всем людям, не приносящего никакого вреда и являющегося некой панацеей в традиционной медицине.

Внушение
Под внушением понимается такое воздействие на психику, при котором слова начинают восприниматься «на веру», почти беспрекословно, как бы в обход логики.
В последнее время стал популярным такой воздействия на психику как гипноз. Гипноз-это такое словесное воздействие на человека, в результате которого он погружается в своеобразный сон, а его мозг обретает повышенную восприимчивость к словам внушения и связанным с ними мысленным образом. Гипноз или внушение считаются наиболее благоприятными методами воздействия на психику в медицине.
Эффективность воздействия основана на следующем. После направленного гипнотического воздействия все органы и системы человека начинают функционировать в режиме, оптимальном для достижения положительной цели. Именно в этом – в достижении оптимального психического состояния – и заключается смысл и польза гипнотического внушения.

Самовнушение
Самовнушение является одним из методов, включаемых в рамки более общего понятия – «Психическая Саморегуляция». Под психической саморегуляций (ПСР) понимают различные способы самостоятельного воздействия на собственное психическое состояние (и через него на другие функции организма) путём использования в первую очередь слов и соответствующих словам мысленных образов.
В связи со словами в головном мозгу возникают соответствующие этим словам мысленные образы. В свою очередь, мысленные образы, появившиеся в головном мозгу, как правило, получают соответствующее словесное оформление. Чем больше и насыщеннее мысленный образ, тем эффективнее самовнушение.
Возможности слова, характер и качество связи между словом и соответствующим ему мысленным образом зависит от ряда условий. Вот некоторые из них.

Первое – врождённые особенности нервной системы. Одни из нас в большей, а другие в меньшей степени обладают даром образного мышления. Следует отметить, что способность к ярким, образным представлениям можно развить, если заниматься специальной тренировкой – в частности используя возможности самовнушения.
Второе – разные слова с разной силой вызывают соответствующие образы.
Третье – чем точнее используемые слова, тем сильнее их действие, тем ярче образы, связанные с этими словами. Очень важно подчеркнуть, что яркие образы вызывают в нашем организме такие же изменения, как и реальные раздражители.
Четвёртое – интонация, с которой произносятся слова. Бесстрастная монотонная речь оказывает главным образом усыпляющее воздействие. А речь интонационно разборчивая, эмоциональная может изменить психическое состояние человека.
Пятое – все слова и соответствующие им образы, которые связаны с многочисленными функциями человеческого организма, можно разбить на две большие группы. Первую составляют мысленные образы о процессах, контролируемых и управляемых сознанием. Это главным образом функции опорно-двигательного аппарата. Во вторую входят те, которые не подчиняются нашему контролю, нашим волевым усилиям и признакам. Это деятельность внутренних органов: сердца, желудочно-кишечного тракта, желёз внутренней секреции, печень и т. п.
Шестое – давно установлено, что слова и соответствующие им мысленные образы воздействуют на функции организма гораздо сильнее, когда головной мозг находится в дремотном состоянии. Это обстоятельство используется как при гипнотическом внушении, так и в процессе самовнушения.

Учёными, работающие над задачей создания эффективного метода лечения человеческого стресса, было найдено, что такие состояния эффективно можно устранять с помощью определённым образом подобранной музыки. При проведении многочисленных исследований, учёными было замечено следующее: для устранения депрессии и поднятия высокого настроения следует использовать тихую минорную (грустную) музыку с оптимистичной концовкой, а для снятия излишней возбудимости и напряжения следует использовать весёлую, заводную музыку. Чем это заключение может помочь в решении задачи по устранению стресса у учащихся? Дело в том, что для прослушивания музыкальных композиций, ученику не нужно обладать особыми, весомыми средствами. Достаточно иметь лишь обычный домашний магнитофон и несколько кассет с классической музыкой, которые можно поставить в свободное от занятий время, для устранения всплывшей стрессовой ситуации.[9]

Аутогенная тренировка (АТ)

И.Г. Шульц, врач-практик, ездил в Индию, где познакомился с учёными и системой йогов. Дома, в Германии занимаясь лечением больных, часто пользовался гипнотическим внушением. После каждого сеанса он требовал от своих пациентов письменный отчёт о тех ощущениях и переживаниях, которые они испытывали во время гипноза. Анализируя множество самоотчётов, Шульц обнаружил интересные закономерности. В частности у многих пациентов возникали ощущения тяжести и тепла в конечностях. Оказалось также, что те больные, которые невольно, сами не зная почему, повторяли про себя слова внушения, произносимые врачом, поправлялись быстрее и лучше, чем те, которые вели себя совершенно пассивно.

Тогда Шульц решил, что есть смысл свести процедуру гипнотического внушения к нескольким точно сформулированным фразам, научить больных самостоятельно пользоваться этими формулами (которые были названы «формулами самовнушения») и применять их как для ликвидации болезненных явлений, так и для поддерживания хорошего самочувствия после выздоровления.
Шульц постепенно создал оригинальный метод самовнушения, который назвал аутогенной тренировкой. Слово «аутогенная» происходит от двух греческих слов: «аутос» - «сам» и «генос» - «род». Следовательно «аутогенная» переводится как «самопорождающаяся» тренировка, в процессе и в результате также которой человек сам себе оказывает необходимую помощь.
Аутогенная тренировка (АТ) состоит из двух ступеней – низшей и высшей. Низшая предназначена главным образом для снятия нервного напряжения, для успокоения, для нормализаций функций организма. Высшая – для введения человека в особое состояние «аутогенной медитации», во время которой у него должны возникать своеобразные переживания, ведущие к «самоочищению» организма от болезни.
Если первая ступень довольно скоро получила своё признание во всём мире, то второй занимаются лишь немногие специалисты: чтоб овладеть ею, требуется много времени и упорства, которых у большинства из них не хватает.

Сравнительная характеристика стрессоустойчивости у учеников 10 «Э» класса

В качестве диагностического материала использовались следующие методики:

1) Опросник «Часто ли у вас возникает стресс»;
2) Опросник «Стресс»;
3) Опросник «Умеете ли вы бороться со стрессом»

Диагностика «Часто ли у вас возникает стресс» состояла из следующих утверждений:
1) Я чувствую себя счастливым
2) Я сам могу сделать себя счастливым
3) Меня охватывает чувство безнадёжности
4) Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к алкоголю или успокаивающим таблеткам
5) Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту.
6) Я склонен к грусти
7) Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим
8) Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте
9) Я легко расстраиваюсь

Диагностика «Стресс» состояла из следующих утверждений:
1) Уход из дома  100
2) Крупная ссора между родителями 80
3) Разлад с родителями 75
4) Привод в милицию 75
5) Содержание под стражей 70
6) Серьёзная болезнь 60
7) Отчисление из школы 55
8) Ссора с лучшим другом (подругой) 50
9) Ссора с бабушкой (дедушкой) 45
10) Уход из кружка (секции) 45
11) Изменение состояния здоровья члена семьи 40
12) Переход в другую школу 40
13) Изменение материального положения семьи 40
14) Появление нового члена семьи 35
15) Изменение положения в компании 35
16) Изменение материального положения семьи 35
17) Обострение отношений с педагогом 30
18) Перемена касса 25
19) Уроки в другую смену 25
20) Изменение положения в классе 25
21) Выдающееся личное достижение 20
22) Изменение места работы одного из родителей 20
23) Поступление на курсы или их окончание 20
24) Изменение условий жизни 15
25) Перемена привычек 15
26) Изменение условий или графика учёбы 15
27) Смена места жительства 15
28) Изменение привычных условий сна 15
29) Изменение привычного режима питания 15
30) Незначительный нравственный поступок 10

Интерпретация результатов
От 0 до 50 очков. Вы ведёте очень спокойный образ жизни, и стресс практически не угрожает вашему здоровью.
От 51 до 200 очков. Ваш образ жизни не совсем спокойный. Редко, но вы испытываете стресс, попадая в трудные ситуации.
От 201 до 500 очков. Вы систематически испытываете стрессовые перегрузки, которые пока не сказываются на вашем здоровье. Но так может продолжаться до поры до времени.
Более 500 очков. Ваш образ жизни требует серьёзных изменений, так как существует реальная угроза вашему здоровью.

Диагностика  «Умеете ли вы бороться со стрессом» состояла из следующих утверждений:
24 – 36 баллов. Вы в высшей степени подвержены стрессу, у вас даже могут появиться симптомы болезней, вызванных стрессом – болезни кишечника, сердечная недостаточность, язвенная болезнь. С вами, должно быть очень трудно ужиться.
18 – 24 балла. Вы человек спокойный и неподверженный стрессу. Если вы набрали ненамного больше 18 очков, то вам можно посоветовать быть терпимее к окружающим. Это позволит вам добиться большего.
12 –18 баллов. Ваша бездеятельность тоже может стать причиной стресса. Побольше уверенности в себе!

 
Количество учащихся, набравших среднее количество баллов норма (16%) не подвергаются стрессу. Эта часть школьников способна качественно выполнять работу в любой для них обстановке, спокойные, доброжелательно настроенные по отношению к окружающим их людям, способны быстро адаптироваться к новой обстановке.
Часть класса, набравшая более высокое количество баллов, выше нормы (84%) не способна владеть своими эмоциями, что проявляется в частой раздражительности, грубости. Таким людям бывает трудно справиться со стрессом, что в конечном итоге приводит к депрессии.
Часть группы, набравшая среднее количество баллов, норму (32%) – люди спокойные и неподвержены стрессу. Такие люди терпимо относится к окружающим, уверенны в себе, терпеливы и спокойны.
Часть группы, набравшая количество баллов, выше нормы (68%) – в высшей степени подвержена стрессу, у таких людей могут проявляться болезни, вызванные стрессом, - сердечная недостаточность, язвенная болезнь, болезни кишечника. Самое главное для этих людей сейчас – научиться успокаиваться.
Часть группы, набравшая среднее количество баллов, норму (38%) по данной диагностике, не испытывает стрессогенного состояния, способны быстро приспособиться к новому кругу собеседников и работать в напряжённой для них обстановке. Такие собеседники вызывают большее доверие у людей. Все события, происходящие в их жизни, не вызывают тяжёлых стрессовых состояний.
Часть группы, набравшая большее количество баллов, выше нормы (49%), очень часто переживает стресс. Каждое событие, произошедшее в жизни этих учащихся, вызывает тяжёлое состояние стресса, которое в большей мере влияет на их работоспособность и самочувствие.
Часть группы, набравшая меньшее количество баллов, ниже нормы (13%), чаще безразлично реагирует на происходящие события и не способна взять себя в руки в напряжённый жизненный момент, что может показаться как несобранность, излишняя сонливость.


По результатам проведённых тестов можно сказать, что достаточно большой процент учеников постоянно испытывает стрессовые ситуации. Из результатов общих показателей видно, что 63% учеников трудно бороться с жизненными невзгодами, 37% учеников умеют владеть собой, но им следует взять на вооружение некоторые приёмы, помогающие справляться со стрессом. Таким ученикам следует научиться управлять своими эмоциями, научиться успокаиваться в любой напряжённой обстановке.

Заключение

Анализируя  тесты, включённые в нашу работу, мы пришли к следующему выводу: у большинства десятиклассников исследуемого классного коллектива наблюдаются стрессогенные состояния, что можно увидеть из приведенных выше диаграмм, влияющие на их успеваемость, получение важных знаний, сосредоточенность на уроке, на общее состояние здоровья и управление своими эмоциями. Это в свою очередь влияет на общую школьную успеваемость. Во избежание умственной усталости, мы можем посоветовать таким ученикам использовать выше приведенные методики по преодолению стрессогенных состояний и управлению своими эмоциями.
Вследствие проведённой работы, мы столкнулись с проблемой выбора наилучших методик для устранения стресса у учеников. В конечном итоге, мы пришли к заключению, что одной из таких методик может стать аутогенная тренировка. Она поможет, даже за свободные 5-7 минут избавиться от внезапно возникшего стрессового состояния и сконцентрировать умственную работу ученика на выполнении задания.
Очень хорошим средством для устранения стрессовых состояний ученика может оказаться обычная гимнастика, небольшая пробежка, прогулка по парку.
Важно заметить, что классическая, спокойная музыка так же поможет избавиться от стресса (депрессии) не отнимая много времени у ученика (в подобном случае можно воспользоваться ранними струнными и фортепианными концертами Бетховена, органными фугами Баха, ранними произведениями Моцарта).
Мы провели значительную работу, которая показала частоту появления стрессовых ситуаций в школьных заведениях и как их можно устранить с помощью определённых упражнений. Мы надеемся, то данная работа поможет устранить стрессовые состояния у обучающихся старших классов и повысить их успеваемость.

 

Список литературы

1) Алексеев А.В. Как защитить себя от стресса. Я спокоен. - Ростов-на-Дону 2004.
2) Бондаренко С.М., Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье. - М. 1989.
3) Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека. - Санкт–Петербург 1994.
4) Малкани В. Стресс и Гнев. – Москва – Санкт-Петербург 2003.
5) Прутченков А.С. Наедине с собой. – М. 1996.
6) Родионов В.А. Я и все-все-все. – Ярославль 2002.
7) Рутман Э.М. Как преодолеть стресс. – Москва – Санкт-Петербург 1998.
8) Сизанов А.Н. Тесты и психологические игры. – Минск 2000.
9) Касторум В.Н. Психотерапия. – М. 1986.

Грабов Михаил, СОШ № 156, 10 класс