Прутченков А.С. Девять шагов выполнения социально-экологического проекта

 
Статья поможет выполнить социально-экологический проект. Ее автор, специалист в области ученического самоуправления, научит, как правильно провести сбор первичной информации по проблеме, сформировать ее, определить цели и задачи работы.
 

ПЕРВЫЙ ШАГ

Как выявить мнение жителей региона об актуальных экологических проблемах вашей территории.
Основные задачи: изучить экологическую ситуацию в регионе проживания, составить отчет о проведенном исследовании и сформулировать выводы.
Социологическое исследование (изучение общественного мнения) может проводиться в каком-либо коллективе (при этом устанавливаются контакты с его руководителем) или среди жителей микрорайона города, поселка (для этого формируется рабочая группа). Если это по каким-либо причинам сложно сделать, проведите свое исследование среди учащихся вашей школы и их семей. Оно включает в себя несколько этапов.
1. Сбор первичной информации по интересующей проблеме осуществляется в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполнение анкет, записи исследователя в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и др.
2. Обработка (вручную или на компьютере) полученного материала.
3. Оформление результатов в виде отчетов, таблиц и т. д.
4. Анализ результатов и формулирование выводов, которые, однако, не должны быть самоцелью. Главное — практические действия, вытекающие из проведенного исследования, — это и есть экологический проект, к подготовке и реализации которого может приступать ваша группа.
 
 
ВТОРОЙ ШАГ

Как сформулировать актуальные экологические проблемы вашего региона и выбрать одну из них для дальнейшей работы группы.
Основные задачи: сформулировать экологическую проблему, в решении которой может принять участие ваша проектная группа; определить причины возникновения данной проблемы.
1. На этом этапе важно не путать понятие «экологическая проблема» с ее видимыми последствиями. Например, увидев неубранный мусор в населенном пункте, не следует формулировать «проблему мусора». Это лишь следствие, а проблема может состоять в: а) отсутствии экологической культуры чиновников, отвечающих за этот участок работы; б) низком уровне профессионализма представителей местных органов власти; в) отсутствии программ экологического воспитания в системе школьного и внешкольного образования; г) низком уровне общей культуры населения данного населенного пункта и т.д.
Проблема (от греч. problema — задача, задание) — осознание субъектом невозможности разрешать трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами имеющихся знаний и ранее полученного опыта (Психологический словарь).
Исходя из этого определения и следует разрабатывать проект, с помощью которого возможно устранение таких последствий, как неубранный мусор в населенном пункте.
2. Для более глубокого понимания сути экологических проблем, в том числе и того населенного пункта, в котором вы живете, поработайте в библиотеке, просмотрите местные газеты, справочники, проанализируйте содержание документальных фильмов и телепередач и т.п.
3. Не стоит браться за слишком узкий вопрос, хотя, если вы поможете даже одному человеку, это будет определенным вкладом в изменение ситуации. Однако не замахивайтесь и на большой проект, который окажется вам не по силам.
4. Организуйте всестороннее обсуждение тех вариантов экологических проблем, которые могут стать объектом вашего проекта. Проанализируйте их по ряду критериев:
а) важность данной проблемы для региона (города, поселка, села) с точки зрения жителей (по результатам социологического опроса);
б) масштабность проблемы, т.е. ответьте на вопрос: какое количество жителей заинтересовано в решении данной экологической проблемы?
в) возможность практического решения проблемы силами вашей общественной организации.
5. Четко сформулируйте проблему, над которой вы будете работать и в решение которой ваша группа может внести весомую лепту. Это необходимо для того, чтобы:
а) составить программу подготовки и реализации экологического проекта;
б) убедить общественность и всех, от кого зависит решение данной проблемы, в необходимости вашей работы.
 
 
ТРЕТИЙ ШАГ

Как изучить возможности вашей группы с целью эффективного осуществления запланированного.
Основные задачи: изучить возможности школы и вашей проектной группы в реализации социально-экологического проекта.
1. Сначала следует изучить интересы и предпочтения членов группы, определить социальные сферы, в которых они активно участвуют. Затем надо выяснить, чем конкретно вам может помочь ваша организация или школа (консультации опытных специалистов, финансовая поддержка, помощь в доступе к литературным источникам или средствам массовой информации и др.).
2. Несколько практических советов по подбору творческих людей в свою команду. Привлекать к работе тех, кто:
- проявляют любознательность и предпочитают вопросы: «почему?», «а что если?»;
- никогда не отклоняют идею на том основании, что «мы это уже пробовали — не получается»;
- способны выявить проблему и четко ее сформулировать;
- проявляют понимание нужд и потребностей людей;
- настроены против авторитарности, смело ставят под сомнение привычные и общепринятые представления;
- проявляют заинтересованность и устойчивую активность к изучению данной проблемы;
- склонны решать проблемы, а не обсуждать новые факты и явления.
 
 
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ

Как правильно определить цели и задачи в решении выбранной вами социально-экологической проблемы.
Основные задачи: определить социальную группу, для которой наиболее актуальна данная проблема; сформулировать основную цель проекта, в соответствии с которой определить конкретные задачи для решения проблемы.
1. Следует определить «аудиторию» проекта, т.е. социальную группу, на которую будет направлен ваш проект, а также внимательно отнестись к составлению списка лиц и организаций, способных оказать группе реальную помощь.
2. При формулировании цели ответьте на вопрос: что вы собираетесь сделать для решения экологической проблемы в рамках своего проекта?
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека (Психологический словарь).
Цель — идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности (Краткий энциклопедический словарь).
Исходя из этих определений постарайтесь создать мысленный образ того результата, который вы хотели бы получить по итогам своей деятельности. Что это может или должно быть: чистота в вашей школе? Новая березовая аллея в городском парке? Подчеркнем, что цель должна быть четкой и конкретной, но одновременно и достижимой.
3. Формулирование конкретных задач в работе над проблемой поможет вам детализировать поставленную цель, определить объем работ (перечень конкретных дел), которые необходимо выполнить для получения намеченного результата.
 
 
ПЯТЫЙ ШАГ

Как составить план работы.
Основные задачи: определить перечень основных мероприятий по достижению цели и задач проекта; установить время проведения мероприятий; назначить ответственных за каждый пункт плана; указать необходимые ресурсы и источники их получения.
При составлении плана реализации любого социально-экологического проекта вам помогут следующие рекомендации.
1. План должен включать конкретную , информацию с указаниями точных цифр и дат. Например, команда из 6 человек (перечисляются члены команды) посадит аллею из 50 деревьев на улице А.С. Пушкина — срок выполнения до 30 октября 2005 г.
Неудачной можно считать формулировку: «Улучшить экологическую обстановку в городе». Для каждого пункта плана должны быть указаны измеряемые показатели и установлена точная дата их начала и окончания.
2. План должен быть достижимым, т.е. реальным для вашей команды и выполнимым по срокам. Не стоит писать о посадке нескольких тысяч деревьев, если вас всего трое или четверо человек. Важно, чтобы проект не стал для вас обузой, при мысли о которой у вас портится настроение. Работа (а реализация плана проекта — это, прежде всего, серьезная работа) должна быть в радость, приносить удовлетворение.
3. План составляется сообща (с предварительным обсуждением) и принимается всеми членами команды.
4. План обязательно оформляют на бумаге и размножают для каждого члена команды.
5. План необходимо показать специалистам, экспертам, учителю, руководителям организации или клуба и т.д. Это поможет команде, впервые начинающей такое серьезное дело, избежать ошибок и недочетов.
6. Важно определить персональную ответственность членов команды за выполнение плана. Каждый из них должен (и вправе) иметь свой личный участок работы и может организовать ее по своему усмотрению, разумеется, с учетом общего плана и всего замысла проекта.
7. По каждому пункту плана необходимо указать условия его реализации (материальные, финансовые, людские ресурсы). В противном случае план превращается в некий прожект. Любое запланированное мероприятие должно быть обеспечено всем необходимым (например, посадочным материалом, инвентарем и т.д.). Это требует тщательной проработки, анализа, расчетов, поиска источников получения ресурсов и т.д. Без решения всех этих вопросов ваш план будет заранее обречен на неудачу.
 
 
ШЕСТОЙ ШАГ

Как составить рабочий график реализации плана.
Основные задачи: составить график выполнения всех пунктов плана и оформить его в виде таблицы.
1. Выделение этого пункта — свидетельство важности согласования по времени всех мероприятий плана. На подготовку каждого из них должно быть отведено достаточно времени. При этом следует иметь в виду, что подготовка, например, информационных материалов о предстоящей акции потребует нескольких недель работы в библиотеке, а сама акция может занять всего несколько дней или даже часов.
2. Оптимально распределить объем работы, не перегружая отдельные дни или недели, а спокойно и равномерно двигаться в намеченной цели вам поможет составление понедельного графика выполнения работ.
 
 
СЕДЬМОЙ ШАГ

Как распределить обязанности членов проектной группы.
Основные задачи: продумать действия и обязанности, необходимые для реализации плана; определить основное содержание каждой обязанности; распределить обязанности между членами команды.
1. Сначала нужно определить, какие именно обязанности («должности») необходимо ввести, чтобы все мероприятия были реализованы точно и в срок. Не советуем придумывать должность для человека, лишь бы ему было чем заняться. Все обязанности должны быть реальными, наполненными конкретным содержанием, которое продиктовано планом работы над проектом. Перечень таких обязанностей нужно зафиксировать на бумаге, а затем подробно описать содержание каждой из них.
2. Распределение обязанностей между членами команды — важный вопрос. Здесь следует учитывать желание самого человека, не стоит пренебрегать и учетом индивидуальных особенностей членов команды, а также определенных знаний и минимального опыта в том или ином виде деятельности.
3. После распределения обязанностей важно довести до сознания членов команды, что теперь каждый лично (персонально) отвечает за выполнение этой обязанности и будет отчитываться перед командой.
5. Если кто-то из членов команды через 2-3 месяца почувствует, что взялся не за свое дело, а до окончания работы над проектом еще долгих 6-7 месяцев, то что ему делать: выполнять свои обязанности через силу? В этом случае, по возможности, следует пересмотреть распределение обязанностей. Это позволит членам команды почувствовать свободу, разумеется, при внутреннем моральном долге перед командой.
 
 
ВОСЬМОЙ ШАГ

Как определить необходимые ресурсы и источники их получения.
Основные задач и : составить список и определить объем необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских), а также источники их получения.
1. Осуществление  запланированных  мероприятий, как правило, требует определенных ресурсов, например, для изготовления листовки с призывом «Просим не  сорить в нашей родной школе» нужна бумага, а также средства тиражирования (ксерокс, пишущая машинка и т.д.). Разумеется, для этого необходимо определить объемы  требуемых ресурсов. И, как все остальные разделы плана, этот раздел должен быть конкретным и четким, т.е. с указанием «чего и сколько» нужно для его выполнения.
2. В качестве источника ресурсов могут  быть не только школа (клуб), но и любая  другая организация, индивидуальные спонсоры. Однако для этого им следует объяснить основной замысел проекта, показать актуальность проблемы, над которой вы работаете, убедить их в том, что это ваша общая задача и т.д.Ресурсами могут быть не только материальные ценности, но и информация, а также личное участие людей, например в  тиражировании тех же листовок.
 

ДЕВЯТЫЙ ШАГ

Как разработать систему оценки эффективности работы над проектом.
Основные    задачи:    определить основные критерии оценки, описать показатели оценки каждого критерия и способы оценки показателей.
1. Отношение к результатам вашего проекта определяется в зависимости от того, что и каким образом будет оцениваться (как самой командой, так и другими людьми). Прежде всего подчеркнем, что все пункты плана должны быть четкими, объемы  представлены в конкретных цифрах, а сроки  выполнения — точными датами.
2. Каждый критерий и показатель, которыми определяется степень достижения поставленной цели, должны иметь четкие ориентиры.
Критерий (от греч. krteron — средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка чего-либо; мерило оценки (Энциклопедический словарь). Есть два основных вида показателей:
а) количественные — по количеству сделанного (например, посаженных деревьев, выпущенных листовок, проведенных бесед и т.д.);
б) качественные — по изменению состояния, качества того или иного объекта, который стал целью вашего проекта (например, чистота школьного двора).
Второй способ более сложный, так как его трудно измерить, например, количество убранного мусора. Но его тоже следует использовать, поскольку далеко не всегда изменения в социальной сфере иллюстрируются цифрами.
3. Использовать выбранные критерии и показатели нужно не только при анализе итоговых результатов проекта, но и для периодической оценки промежуточных результатов с целью внесения корректив в разработанный план.
4. При определении критериев и показателей оценки выполнения работы над проектом следует учитывать принцип: «Делать все, что в наших силах». Если в качестве показателей вы определите слишком простые дела, то вам быстро станет скучно и проект превратится в фарс. Но не стоит брать и слишком высокую планку, т.е. ставить себя с самого начала в ситуацию стресса. Решение этого вопроса может найти только сама команда.
5. Оценка работы над проектом может осуществляться прежде всего самой командой во время общего сбора, когда каждый человек высказывает свою точку зрения. Право на отдельную оценку имеет руководитель команды, так как он несет личную ответственность за реализацию проекта. Оценивать вашу работу могут и эксперты, представители тех предприятий и учреждений, с которыми у вас заключен договор о совместной деятельности по реализации проекта, и т.д.
 
 
А. С. Прутченков, доктор педагогических наук, профессор,
Москва