Федорова С.Ю. Двигательное творчество в системе физического воспитания дошкольников

 

Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни, — это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним.

А.И. Буренина


В современной научной литературе интерес к феномену творчества достиг, пожалуй, высшей степени накала. С точки зрения философии каждый человек несет в себе творческий потенциал, когда он не просто механически выполняет определенные действия, но и пытается привнести в деятельность что-то от себя, стремится хоть в чем-то ее усовершенствовать. Всегда, когда человек делает что-то с вдохновением, любовью, вкусом, он становится мастером своего дела. Н. Бердяев писал, что именно творчество выдает гениальную природу человека, каждый человек по-своему гениален, а сочетание гениальности и таланта создает гения.
Детской природе творчество присуще неотъемлемо и бесспорно.

Каждый ребенок от рождения наделен огромным арсеналом творческих задатков — воображением, яркостью впечатлений, памятью, необычайной подвижностью. С годами человек утрачивает эту фееричную «детскость», обрастает стереотипами, в него вселяется страх быть непонятым, не таким, «как все»...
По мнению психологов, творчество является всеобщим свойством детского сознания, фундаментальным новообразованием дошкольного периода, исходной «отправной точкой», из которой произрастает все неповторимое богатство субъективного мира ребенка. Фундаментальные научные исследования педагогов Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, О.С. Ушаковой, Л.А. Парамоновой и психологов Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, ВЛ Кудрявцева убедительно доказывают, что в дошкольном возрасте всем детям, независимо от природных данных, необходимо создавать условия для проявления их творческих способностей.

Способность к двигательному творчеству проявляется в создании ребенком субъективно новых, значимых для ребенка образов на основе реализации психомоторных способностей. Критерием двигательного творчества в данном случае выступает не качество выполняемого действия, а сами процессы и их характеристики (психомоторные способности), актуализирующие творческую продуктивность, которую принято называть креативностью. В исследованиях Д. Гилфорда приводятся данные о том, что высокая креативность коррелирует с интеллектом.

Физиологические основы проявлений двигательного творчества ребенка-дошкольника, реализуемые посредством психомоторики, раскрываются в трудах Н.А. Берн-штейна. Он показал степень интеграции психомоторных способностей в психику человеку, которая заключается в формировании сложнейших систем психомоторных коррекций, обеспечивающих быстрое и точное выполнение различных двигательных действий за счет их исправления психомоторикой в процессе выполнения движения. При этом одаренный в двигательной сфере ребенок успешно реализует себя в различных видах деятельности. СЛ. Рубинштейн подчеркивал, что одаренность — это «...взятая в ее единстве совокупность всех данных человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, ...в нее включается не только интеллект, но в единстве и взаимопроникновении с интеллектом все другие свойства и способности, ...тонус, темпы деятельности и т.д.» (С.Л. Рубинштейн, 1949, с. 644).

Эффективность современной системы физического воспитания дошкольников должна быть нацелена, прежде всего, на создание всеобъемлющих условий для реализации творческого потенциала ребенка. Физические упражнения и подвижные игры в данном случае выступают как основной неиссякаемый источник двигательного творчества, формирующее начало в его развитии, стержень всей его жизнедеятельности.
Понятия «двигательное творчество», «психомоторные способности», «психомоторная одаренность» тесно связаны между собой. В.Н. Шебеко рассматривает психомоторную одаренность как «интегральное проявление разных психомоторных способностей и может иметь неповторимый, уникальный характер, поскольку отдельные способности у различных детей выражены в разной степени» [4, с. 191]. Исследуя психомоторную одаренность дошкольников, В.Н. Шебеко пришла к выводу, что реализуемый посредством двигательного творчества комплекс органически связанных психомоторных способностей обнаруживает себя способностью тонко различать движения по временным, силовым и пространственным параметрам, координировать движения многих звеньев тела, воспроизводить новые движения на основе двигательного воображения, воспринимать и создавать собственные движения. Соревновательность, целеустремленность, воля к победе, высокая мотивация к двигательной активности, увлеченность двигательной задачей создает благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка в дошкольном возрасте.

Важную роль в развитии двигательного творчества играют уровни психической организации ребенка (эмоциональной, мотивационной, интеллектуальной сфер). При этом именно доминирование одного или нескольких уровней и определяют индивидуальную структуру психомоторной одаренности ребенка дошкольного возраста.

Развитие креативного потенциала ребенка дошкольного возраста осуществляется средствами самых разных форм его деятельности (двигательной, изобразительной, интеллектуальной и т.д.). В основе развития творческих способностей детей — ориентация на универсальные модели творчества. Иными словами, эталоном решения элементарных проблемных задач ребенком в двигательной сфере выступают высокие творческие свершения в области физической культуры. Именно поэтому при разработке образовательного содержания в области физического воспитания дошкольников следует брать за образец не поведение ребенка, а исторически сложившиеся формы творческой деятельности.

В качестве примера рассмотрим направление «Развитие культуры движений и оздоровительная работа» основной образовательной программы «Тропинки» (под ред. В.Т. Кудрявцева). Авторы программы отмечают, что «общие модели двигательного творчества, которые затем можно перевести на «язык» детской моторики, обнаруживаются в двигательном опыте, накопленном в архаических ритуалах, а также в традиционных формах танцевального искусства» [1, с. 33]. Вот, к примеру, как строится физкультурное занятие в старшей группе детского сада. Ребенок старшего дошкольного возраста владеет арсеналом основных движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, равновесие), обладает определенным двигательным опытом. Но сегодня на занятии, которое проводится в игровой форме, он не ученик, а выдающийся спортсмен (танцор, балерина), который впервые на публике показывает свой сольный номер. Группа детей («зрители») встречают его аплодисментами. Ребенок, вживаясь в образ, выходит в зал и начинает выступление. Конечно, это те же самые элементарные движения, но постепенно его движения приобретают экспрессивный характер, ребенок делает первые робкие попытки к импровизации. Зал эмоционально поддерживает его, звучат овации. И у ребенка возникает сильнейшая мотивация — оправдать ожидания «публики», ведь теперь он не Саша Петров, а великий спортсмен (танцор, балерина). В его выступлении публика должна увидеть именно авторское исполнение, который в своем танце обращается к людям с чем-то значимым и важным. Конечно, одно занятие не позволит ребенку реализоваться полностью, но от занятия к занятию, выдержанных в подобной логике, у детей возрастает не только творческая активность, но и совершенствуется техника движений.

Так можно и нужно работать с каждым ребенком. Авторы программы «Тропинки» подчеркивают, что пора наконец развеять миф о медведе, который «наступает на уши» нашим детям. Возможность формирования музыкального слуха и способности двигаться под музыку у подавляющего большинства детей на основе подпевания и пропевания доказана в исследованиях выдающихся отечественных психологов А.Н. Леонтьева и Б.М. Теплова. А миф о «коварном медведе» позволяет взрослым снять с себя ответствен-
ность перед лицом сложной педагогической задачи [1, с. 33].

В соответствии с планом работы Управления образования Люберецкого муниципального района Московской области и пилотных площадок (кафедральных базовых учреждений) ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» с целью повышения профессиональной компетентности инструкторов по физической культуре ДОО, совершенствования средств и методов физического воспитания дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации 21 апреля 2015 г. в МБДОУ № 6 «Белоснежка», г. Люберцы прошел муниципальный конкурс двигательного творчества «Радость движения» среди воспитанников кафедральных базовых дошкольных образовательных учреждений (КБУ).

Конкурс проводился в двух номинациях «Коллективное двигательное творчество», «Индивидуальное двигательное творчество». В конкурсе приняло участие 46 детей воспитанников МДОУ № 61, МБДОУ № 6 «Белоснежка», МДОУ № 28 «Совенок» Люберецкого муниципального района Московской области; 3 инструктора по физической культуре; 3 музыкальных руководителя; 6 воспитателей. В состав жюри конкурса вошли В.В. Макашина, методист МОУ ДПО «Центр развития образования»; А.Л. Шлапак, депутат Совета депутатов г. Люберцы, серебряный призер чемпионата мира по карате; СЮ. Федорова, доцент кафедры дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»(научный руководитель пилотных площадок); Ю. С. Григорьева, старший преподаватель кафедры дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления». В качестве гостей на конкурсе присутствовали педагоги детсада № 24 г. Шатура Московской области, руководители и педагоги КБУ; родители. Конкурс имел творческую направленность и не предполагает дифференцированного оценивания детей и присуждения 1, 2, 3-го мест (степеней). Все дети получили истинное наслаждение от участия в конкурсе, их выступления отличались необычайной «творческостью», яркостью, экспромтом.
 

Список литературы

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под ред. В.Т. Кудрявцева. М.: Вентана-Граф, 2014.170 с.
2. Федорова СЮ. Теоретико-методологические основы развития психомоторной одаренности у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования (электронный научный журнал). 2012. № 1. URL: http://www.science-education.ru/101-5375.
3. Федорова СЮ. Методика развития двигательной одаренности у детей дошкольного возраста // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 4 (24). DOI: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-4-31.
4. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пос. Минск: Высш. шк., 2010. 288 с.
 


ПОЛОЖЕНИЕ

О проведении муниципального конкурса двигательного творчества «Радость движения» (далее — Конкурс) среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Люберецкого муниципального района Московской области на базе КБУ (кафедральных базовых учреждений) ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» — МДОУ № 61, МБДОУ № 6 «Белоснежка», МДОУ № 28 « Совенок ».

1. Общие положения.
Конкурс проводится в целях повышения профессиональной компетентности инструкторов по физической культуре ДОО, совершенствования средств и методов физического воспитания дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации, развития двигательных способностей дошкольников, пропаганды здорового образа жизни.

Задачи:
— последовательное обогащение содержания физического воспитания в ДОО на основе мониторинга психомоторного развития детей дошкольного возраста;
— поиск новых форм повышения профессиональной компетентности инструкторов по физической культуре и педагогов дошкольной образовательной организации на основе научно-исследовательской работы и творческого проектирования в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
— повышение качества образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях Люберецкого муниципального района Московской области.
Организаторами муниципального Конкурса являются государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» (кафедра дошкольного образования), Управление образования Люберецкого муниципального района Московской области, муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр развития образования».

2. Номинации и участники Конкурса.
2.1. Номинация «Коллективное двигательное творчество» — к учас-
тию в ней допускаются воспитанники дошкольных образовательных учреждений Московской области (КБУ), в возрасте 6-7 лет (подготовительная к школе группа), допущенные врачом.
В номинации «Индивидуальное двигательное творчество» к участию допускаются родители воспитанников КБУ.

3. Руководство Конкурсом.
Общее руководство подготовкой и проведением соревнований осуществляет Оргкомитет.

Оргкомитет утверждает состав и условия работы жюри Конкурса. Решение Оргкомитета оформляется протоколом и утверждается председателем (заместителем председателя) Оргкомитета. Конкурс имеет творческую направленность и не предполагает дифференцированного оценивания детей и присуждения 1,2,3-го мест (степеней).

4. Порядок проведения Конкурса.
Конкурс проводится согласно регламенту. Место проведения: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 6 "Белоснежка"», г. Люберцы, Московская обл.

5. Программа Конкурса.
Конкурс включает две номинации: «Коллективное двигательное творчество», «Индивидуальное двигательное творчество».
5.1. Номинация «Коллективное двигательное творчество»:
— Количество участников одного показательного выступления не более 16 детей, продолжительность выступления — 1,5—3 минуты.
— Движения спортивно-гимнастического стиля и (или) танцевального стиля.
• Композиции носят творческий характер, исполняются с музыкальным сопровождением и могут включать: ОРУ (для рук, ног, повороты, наклоны, упражнения на гибкость);
• прыжки и прыжковые связки;
• повороты с различными движениями или положениями рук;
• упражнения в партере (на полу в положении сидя или лежа), перекаты;
• перестроения, построения;
• синхронные движения;
• солирование, исполнение различных движений группами участников;
• использование предметов — ленты, мячи, обручи, фитбол-мячей, помпонов и без предметов
5.2. Номинация «Индивидуальное двигательное творчество»:
— Количество участников одного показательного выступления не более 2 детей, продолжительность выступления — 1,5-3 минуты, допускается участие одного родителя.
— Движения спортивно-гимнастического стиля и (или) танцевального стиля.
— Композиции носят творческий характер, исполняются с музыкальным сопровождением и могут включать:
• танцевальные движения, ОРУ (для рук, ног, повороты, наклоны, упражнения на гибкость);
• прыжки и прыжковые связки;
• повороты с различными движениями или положениями рук;
• упражнения в партере (на полу в положении сидя или лежа), перекаты;
• спортивные элементы;
• использование предметов (мячи, обручи, гимнастические ленты, булавы) и без предметов
Запрещенные элементы: травмоопасные гимнастические и акробатические элементы, элементы спортивной аэробики с приземлением в пол.

Форма участников
В целях соблюдения техники безопасности во время выступления не разрешается носить любые ювелирные украшения (кольца, серьги, цепочки и др.). Любые аксессуары, например используемые для закрепления прически, должны быть тугими и по возможности мягкими и плоскими. Прически должны быть аккуратными; длинные волосы должны быть причесаны гладко, волосы убраны с лица. Внешний вид опрятный. Спортивная форма — обувь, соответствующая требованиям техники безопасности.
6. Награждение.
По итогам проведения Конкурса проходит награждение:
— детей-участников — памятными медалями и сувенирами;
— коллективов ДОО — грамотами (уровень — «Центр развития образования», г. Люберцы);
— инструкторов по физической культуре сертификатами (уровень — ГБОУ ВПО МО « АСОУ »).


С.Ю. ФЕДОРОВА,  к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики преподавания АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный университет», г. Одинцово, Московская область

«Одаренный ребенок» . – 2015 . - № 4 . – С. 57-65.