Сатынская А.К., Кравцова Т.М. Психолого-педагогические особенности проявления деквиантности у одаренных детей и подростков



Вопрос о норме психического развития в психологии, педагогике и социологии решается весьма неоднозначно. С одной стороны, норма — это достаточно узкое, среднестатистическое и усредненное представление о человеке (но в то же время адекватное), т.е. человек, выходящий за ее границы, имеет свой уникальный ритм и план психического развития, в которые вкраплены поступки и действия, выходящие за рамки обозначенной нормальности. С другой стороны, норма — это возможность изучать «не норму» в ее неполноценности и ущербности, а значит, развивать, обучать и воспитывать психически нормального человека, одновременно корректируя отклонения.

Проблема, возникающая при рассмотрении нами точки зрения представителей  первого  подхода, заключается в том, что стирается понимание «личностные особенности» как индивидуальные характеристики. Другими словами, если человек не укладывается в узкие рамки, обозначенные социумом как нормальные для тендера, возраста или культуры, он анормален. В свою очередь, если он полностью укладывается в эти рамки, он — «серая масса», «безликая толпа», лишенная личностных особенностей.
Проблема, возникающая при разделении нами второй точки зрения, формирует в понимании устойчивое представление, что «не норма» — это отклонение, требующее немедленной коррекции, и, более того, это чуть ли не болезнь, требующая лечения.

Вводя термин «отклонение», или «девиация», ученые спешат подчеркнуть, что не всякое отклонение отрицательно, есть и положительные девиации. К примеру, самопожертвование, сверхтрудолюбие, особо сильная преданность своему делу, гениальность и талант. Это так называемые культурно одобряемые отклонения, которые поддерживаются обществом и даже служат для него примером. Сюда можно отнести людей, которые выделяются из общей массы гениальностью или положительными личными качествами, к примеру, известные актеры, спортсмены и т.д. Сосредоточив свое внимание на таких видах девиант-ного поведения, как аддитивное (зависимое) и делинквентное (криминальное), современное общество одаренность и талантливость рассматривает в русле некоего качества психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом практически сразу же большинство психологов в своих работах указывает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия природных задатков и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной и трудовой). Итак, одаренность — это отклонение от нормы или некое качество психики? Если отклонение, то от чего — от нормы развития личности, или все же это поведенческое отклонение, обусловленное социумом и деятельностью?

Систематически наблюдая за одаренными детьми и подростками, можно констатировать, что на фоне систематических умственных нагрузок и постоянной занятости у них отмечаются такие маркеры поведения (присущие девиантникам), как заниженная самооценка, тревожность, мнительность, частая смена настроения, нарушение общественных норм, авторитарность или конформизм. Одаренные дети склонны к такому типу аддитивного поведения, при котором наблюдается зависимость от вида деятельности, к примеру, гемблинг и трудоголизм. В свою очередь, девиантные дети и подростки, традиционно относимые к педагогически запущенным детям и детям из неблагополучных семей, попадают в зависимость от веществ: алкоголь, табак, медицинские препараты и пр.

Делинквентные поступки равно характерны как для одаренных, так и для подростков с девиантным поведением, с той разницей, что первых реже уличают в воровстве, мелком хулиганстве и прочих неправомерных поступках.
Параллелизм одаренности и девиантности проявляется в поступках, в отношении к деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. Интересен вопрос о возможности перехода одаренности в девиантность и наоборот. С позиций психологии данное явление вполне  возможно, к примеру, совершение криминальных деяний и преступлений с неожиданным и нестандартным подходом. Обычно подросткам с девиантным поведением приписывают такие качества, как хитрость и лживость, именно эти качества, по мнению психологов, помогают им реализовывать свои цели. Однако, опросив одаренных детей (участников олимпиад), мы выявили, что большая часть из них систематически находят предлоги для непосещения школы. Особенно это характерно для старшего школьного звена. На вопрос: «Чем вы занимаетесь, когда прогуливаете занятия? » большинство ответило: «Дома... сплю... играю за компьютером... смотрю фильмы...» На вопрос: «Знают ли родители о ваших прогулах?» дети однозначно ответили «Нет». Они особо подчеркнули в беседе, что в случае обострения ситуации с учителями обычно идут на подлог — пишут записки от имени родителей, подделывают справки (доставляя лишние дни, к примеру, вместо «болел с 1 по 4 октября» меняют на «...с 1 по 14...». Иногда ребята ограничиваются звонком классному руководителю с сообщением: «Я завтра не приду в школу, потому что...» На вопрос: «А почему вам обычно сходят с рук прогулы?» ребята ответили: «Я хорошо учусь, и мне верят».

Безусловно, мы можем сейчас сказать об усталости одаренного ребенка, его загруженности и стремлении отдохнуть от постоянных стрессов, связанных с соревнованиями и дополнительными занятиями по предметам. Однако способ ухода от этой усталости очень напоминает традиционный эскапизм. Эскапизм — это бегство от действительности, стремление уйти от реальности, от общепринятых норм общественной жизни в мир иллюзий или псевдодеятельность. Иногда он проявляется как гемблинг, интернет-зависимость, алкоголизм, но начинается обычно как реализация потребности в смене или замене ведущей деятельности другой, более интересной или легкой.

Как педагогу заметить едва наметившиеся шаги изменения вектора развития одаренного ребенка и помочь ему преодолеть соблазн ухода в иллюзии, мечты или псевдодеятельность? Рассмотрим педагогический аспект данного вопроса.

Девиантное поведение ребенка может проявляться в нескольких плоскостях:
— как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость; повышенная возбудимость или эффективность);
— как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, агрессивность, жесткость);
— как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие, необязательность, невыполнение заданий, пропуски занятий, прогулы, уход из дома и из школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками и взрослыми, копирование образцов асоциального поведения);
— как вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми).

Все эти качества и свойства личности девиантных детей, сложности в отношениях с окружающими и поведение ведут к трудоемкости их обучения и воспитания.
Девиантное поведение охарактеризованных групп подростков возникает в результате педагогической запущенности. Степень запущенности может быть легкая, средняя и высокая. Причины запущенности ребенка — отставание в общем развитии, болезненность, нравственная невоспитанность, неподготовленность к школе, пробелы в знаниях; низкий педагогический и культурный уровень родителей, неблагополучие в семье, неправильное отношение в семье, подавление личности, побои, затаскивание, опека, неподготовленность к школе; неподготовленность родителей, непосещение ребенком дошкольных учреждений, неправильное отношение педагогов к ребенку.

Вот почему так важно сегодня в школе создавать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих девиантное поведение. Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами. Важно научить не агрессивным способам реагирования на критику, умению противостоять давлению со стороны других людей, одновременно формируя у ребенка ценности, позволяющие решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.

Для развития личности подростка школа может предоставить ему возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества, их позитивный социальный опыт, включая свой социальный мир, нормы, ценности и установки любимых и уважаемых людей, как собственные. Подросток из этих элементов подражания формирует свой идеал — внутреннее представление о том, каким бы он хотел стать.

Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она должна основываться на следующих направлениях:
— выявление распространенности различных типов и форм отклоняющегося поведения детей и подростков, изучение причин и факторов, их провоцирующих;
— изучение потребности учащихся и их родителей в образовании и воспитании;
— диагностика и коррекция отклонений в развитии личности и поведении учащихся;
— создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска;
— развитие эффективного взаимодействия с семьей ученика;
— подготовка педагогических кадров к работе с детьми девиантного поведения, владеющих методами коррекции отклонений в развитии личности;
— организация системы дополнительного образования.

Школа представляет собой институт социализации, микромодель общества, воспроизводящую систему его социальных отношений и ценностей. Специфика контингента учащихся, особенности взаимоотношений с учителями, с одноклассниками, формы проведения досуга учащихся — эти и другие факторы переплетаются и взаимодействуют, оказывая влияние на психическое развитие подростка.

Отношение учителя к ученику порождает неблагополучное положение его в классном коллективе. Постоянные конфликты с учителями, разрыв дружеских отношений с одноклассниками создают душевную пустоту и сознание своего одиночества, заброшенности, которые побуждают ученика пропускать занятия, искать поддержки, утешения и самоутверждения в асоциальных неформальных группах.

Огромную роль в жизни подростка играют сверстники и референтные группы. По мнению ряда ученых, люди, не умевшие ладить со сверстниками в детстве и юношестве, более склонны к неврозам и психическим расстройствам, к грубости, к преступной деятельности, к различным нарушениям сексуального характера. Разлад во взаимоотношениях со сверстниками ведет к самым различным формам социальной дезадаптации. Особенно благоприятную обстановку для появления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда с ее анонимностью, безличным характером. Для городского социума характерен также особый стиль взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов, освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ. Ослабление социального контроля способствует росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.

Особую роль в процессе жизнедеятельности подростка играет школьная учебная и внешкольная организованная деятельность. Она должна интенсивно развивать и обогащать природные задатки, склонности, способности, формировать общественную направленность личности и такие социальные качества, как трудолюбие, ответственность, адаптивность. Таким образом, необходимо повышать профессиональный уровень педагогов, обучать их специальным методам и формам работы с детьми и подростками, имеющими склонность к девиантному поведению.
 

Список литературы

1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова; Под ред. Н.М. Назаровой. 2-е изд. М.: Академия, 2002. 400 с.
2. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов. 3-е изд., доп. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 160 с.
3. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 336 с.
 

А.К. Сатынская
к.п.н., профессор Инновационного Евразийского университета, г. Павлодар, Казахстан

Т.М. Кравцова
к.псих.н., г. Павлодар, Казахстан



"Одаренный ребенок" . - 2015 . - № 4 . - С. 95-100.