Торохтий В.С. Сопровождение развития одаренных детей в контексте социально-педагогического подхода
В последнее десятилетие в деятельность специалистов образовательных организаций, занимающихся с одаренными детьми, активно внедряется социально-педагогический подход. Данный подход требует использования возможностей социума, различных социальных институтов, ресурсов и возможностей социальной деятельности, микросреды личности и социума в целом в обеспечении заботы о правах личности, развитии ее социальных интересов и возможностей, защиты духовности человека, организации механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные личностно-средовые ситуации с целью их социального развития [2].
Решение актуальных проблем жизнедеятельности одаренных детей на основе социально-педагогического подхода вольно или невольно выделило в профессиональной деятельности специалистов различного профиля социально-педагогическую функцию, и, следовательно, они стали осваивать социально-педагогическую деятельность. По мере ее освоения в ней стали появляться различные формы решения задач социально-педагогической деятельности. Важное место, среди которых стало занимать сопровождение процесса социального развития одаренных детей. Таким образом, на фоне социально-педагогической деятельности выделилась одна из ее значимых форм — социально-педагогическое сопровождение.
В современном обществе актуализируется проблема социального сопровождения одаренных детей в образовательной школе. Интерес к проблеме исторически обусловлен и вызван потребностями образовательной практики в сложившихся исторических условиях. Разновидностью социального сопровождения является социально-педагогическое сопровождение, которое отличается, прежде всего, своей направленностью на педагогический потенциал социума, используемого для разрешения проблем социализации через обучение и воспитание отдельной личности или группы людей.
Социально-педагогическое сопровождение — это форма социально-педагогической деятельности, отражающая совокупность субъект-объектных и субъект-субъектных взаимодействий с целью максимальной реализации возможностей социума для обеспечения социализации личности. В ее основе находится потребность в продолжительной помощи личности, оказавшейся в хронически трудных социальных обстоятельствах, путем ее приобщения к тем или иным ресурсам, возможностям социальных институтов, социальной деятельности, социальных отношении, составляющих основу социума [4].
Социально-педагогическое сопровождение как форма социально-педагогической деятельности рассматривается в рамках цели, результата (конечным результатом является социальная активность личности), методов реализации потенциала социума, направлений социально-педагогической деятельности
Содержание социально-педагогического сопровождения одаренных детей
Как всякое социальное явление социально-педагогическое сопровождение в реальной практике существует в трех разновидностях:
1) как деятельность (деятельность специалистов социально-педагогического сопровождения; обеспечивающая их деятельность; деятельность самой личности) рассматриваются: цель, результат, формы, методы, субъекты, объекты, факторы деятельности;
2) как система (совокупность мероприятий по сопровождению личности, программы оказания помощи; субъекты социально-педагогического сопровождения; управление ходом социально-педагогического сопровождения) рассматриваются: мероприятия, проекты, методики, техники социально-педагогического сопровождения.
3) как процесс (совокупность этапов взаимодействия с педагогическими ресурсами социума и качественного изменения личности) рассматриваются: социальные качества личности [4].
В силу такого подхода социально-педагогическое сопровождение одаренных детей рассматривается в трех ипостасях.
Социально-педагогическое сопровождение — это система последовательных воздействий на личность средствами социума (социальная деятельность, социальные институты, социальные отношения), включающая совокупность мероприятий поддержания активности объектов воздействия, методики, методы, техники и программы или проекты сопровождающей помощи и субъектов управления сопровождением.
Социально-педагогическое сопровождение — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия на личность с помощью педагогического потенциала социума с целью создания условий для реализации ее социальных потребностей и социальных способностей в конкретных жизненных обстоятельствах [5].
Изучение опыта социально-педагогического сопровождения среди различных категорий детей и подростков позволило выявить содержание и структуру этого социально-педагогического явления.
Социально-педагогическое сопровождение — это продолжительный и содержательный, длительный процесс, основными этапами которого являются: подготовительный этап, включающий социально-педагогическую диагностику педагогического потенциала социума и социальных потребностей, социальных способностей в социализации личности, сущность и сложность социально-педагогических проблем, а также информационный поиск методов, служб и специалистов, способных помочь решить проблему; этап выбора варианта социально-педагогической помощи, социально-педагогических технологий ее оказания и путей решения проблемы; этап установления специалистом взаимодействия между личностью и педагогическим потенциалом социума для реализации избранного варианта помощи; этап стимулирования личности по организации собственной траектории социального развития, включающего три стадии: стадию оказания сопровождаемым первичной помощи в начале реализации плана действий, стадию активного участия личности в самореализации своих образовательных потребностей и стадию совершенствования собственного личностного опыта социализации на основе потенциала социума; этап самостоятельной деятельности личности, самостоятельного решения собственных проблем и внесения корректив в собственную траекторию социального развития; контрольно-оценочный или аналитический этап, включающий оценку результатов социально-педагогического сопровождения социального развития одаренных детей, учет вновь возникших проблем и внесения корректив в его процесс.
Социально-педагогическое сопровождение может осуществляться по шестишаговой методике, представляющей собой социально-педагогический инструментарий многоцелевого предназначения по привлечению возможностей социума для разрешения образовательно-воспитательных проблем личности, реализуемый в течение длительного времени от нескольких месяцев до нескольких лет [6].
Социально-педагогическое сопровождение проявляется в таких формах, как социально-педагогическая помощь, оказываемая специалистом личности в виде социально-педагогического просвещения, социально-педагогической консультации, социально-педагогической профилактики, социально-педагогической коррекции, социально-педагогической реабилитации.
Основными задачами социально-педагогического сопровождения являются:
— изменение ситуации, представляющей для одаренного ребенка (учащегося) проблему;
— выведение из кризисных или стрессовых ситуаций;
— реализация социальных потребностей в получении образования;
— улучшение успеваемости;
— нормализация отношений с педагогами образовательного учреждения;
— налаживание отношений в ученическом коллективе;
— формирование здорового образа жизни;
— создание здоровых условий учебы и проживания;
— самопознание и саморазвитие.
Первоначальным этапом социально-педагогического сопровождения является социально-педагогическая поддержка, проявляющаяся в тех же формах, что и социально-педагогическое сопровождение, но осуществляемая в более сокращенные сроки, так как направлена на решение задач не длительного, хронического свойства, а ситуативных социальных проблем. В основе любого социально-педагогического сопровождения как формы социально-педагогической деятельности, находится его первоначальная, элементарная форма — социально-педагогическая поддержка как кратковременная форма обращения к возможностям социума, к его ситуативному потенциалу. Результатом социально-педагогической поддержки является формирование социальной активности личности в сложившейся образовательной ситуации на уровне знаний и взглядов на основе использования ситуативного потенциала социума [7].
Результатом социально-педагогического сопровождения является формирование социальной активности личности как устойчивого личностного социального образования, сформированного на мировоззрении личности, представляющей уже социальную сторону личности.
Конечным результатом социально-педагогического сопровождения должно стать определенное изменение самой личности, выступающей объектом социально-педагогического воздействия, ее качественных параметров — социальная активность личности. Это новое личностное качество, означающее способность личности самостоятельно усваивать социальный опыт, адекватно на него реагировать и активно использовать в своей практической деятельности, самостоятельно разрешать собственные проблемы, а по мере накопления и совершенствования собственного опыта, позитивно влиять на этот опыт, изменяя и обогащая его новыми потенциальными возможностями более высокого уровня.
Социально-педагогическое сопровождение образования одаренных детей — это непрерывный управляемый процесс реализации образовательного потенциала социума в обучении и воспитании обучающихся, в ходе которого у них формируется ответственное отношение к учебному процессу, к своей роли и месте в образовательном учреждении, к перспективам реализации своих социальных потребностей в образовании.
Структура социально-педагогического сопровождения включает нормативно-правовой, исходно-информационный, организационно-управленческий, пошагово-обеспечивающий блок (взаимодействие с социумом), диагностико-экспертный, аналитический блоки [4]. Социально-педагогическое сопровождение представлено набором мероприятий, выполняемых по заданному алгоритму действий специалиста.
Прежде всего, речь идет об изучении характера и степени оригинальности мышления одаренного ребенка, которая не мирится ни с каким притязанием школы подчинить ее правилам и требованиям, выработанным по иному масштабу, причины ее возникновения и построение гипотезы ее решения. На этой основе специалист выполняет следующие операции:
1) Изучение педагогического потенциала образовательного учреждения (детского сада, центра развития детей, общеобразовательной школы или учреждения дополнительного образования). Педагогический потенциал образовательного учреждения имеет два уровня: перспективный потенциал и ситуативный потенциал. Перспективный потенциал или постоянный, заключенный в имеющихся длительное время ресурсах, возможностях учреждения образования, обеспечивающих ему определенное постоянство (фонды учреждения, профессиональные кадры, научные разработки, методики и технологии деятельности, учебные программы, образ отношений, распорядок учебных занятий и т.д.), представленных как нечто стабильное, имеющееся в распоряжении школы, детского сада, учреждения дополнительного образования, социальной деятельности и социальных отношений, присущих для них. Он выступает как некий окончательный или промежуточный (существующий, наличный) продукт (результат) индивидуального или коллективного труда. Ситуативный потенциал образовательного учреждения представляет собой его ресурсы, возможности как социального института или социальной деятельности, способные появиться или реализоваться в конкретной социальной ситуации. Он носит динамический характер по сравнению с перспективным потенциалом образовательного учреждения образования. Потенциал образовательного учреждения по своему содержанию имеет многоуровневую структуру и включает: воспитательный, физический, материальный, интеллектуальный, организационный, духовно-нравственный, собственный, правовой, социокультурный, личностный, групповой, профессиональный, образовательный и т.д.
Каждый из рассмотренных потенциалов может быть рассмотрен как направление социально-педагогического сопровождения социализации одаренных детей для реализации потребностей учащегося или совершенствования профессионализма сотрудников образовательного учреждения.
2) Определение возможностей и способностей одаренных детей к учебной деятельности в конкретном типе образовательного учреждения.
3) Консультирование одаренных детей о возможностях социальных институтов и оказание помощи в выборе соответствующего потребностям ребенка образовательного учреждения.
4) Оказание конкретной помощи в установлении взаимодействия со специалистами образовательного учреждения. Специалист, например социальный педагог, «ведет» учащегося во время сопровождения по всем интересующим его вопросам и создает особые условия для реализации образовательных задач. Специалист оберегает учащегося от неэффективных и негативных шагов, предлагает наиболее оптимальные действия и возможности развития событий, прогнозирует последствия предпринятых действий, настраивая во всех случаях на самосовершенствование себя в социальной среде как личности. Все рекомендации даются с учетом индивидуальных особенностей, физических и умственных возможностей конкретного человека.
5) Организация процесса социальной и школьной адаптации одаренных детей к ученическому и педагогическому коллективам школы (образовательного учреждения). Как показывает опыт работы с одаренными детьми в рамках детского Фонда «Виктория», одной из эффективных форм адаптации детей в социальное пространство образовательного учреждения является включение их в деятельность различных детских и подростковых неформальных объединений, типа «Клуб виртуального общения», работающего в контексте задач образовательного учреждения [7].
6) Установление делового взаимодействия специалистов образовательного учреждения с педагогами других образовательных учреждений в целях построения и реализации индивидуальной траектории социального развития.
7) Организация разрешения конфликтов учащихся как результат социальной и школьной дезадаптации в выполнении норм и требований устава образовательного учреждения по вопросам нравственных и моральных норм взаимоотношений.
8) Разрешение проблем социальной и школьной дезадаптации
одаренных детей в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.
9) Подготовка специалистов (социальных педагогов, воспитателей, психологов, социальных работников, методистов) образовательных учреждений, реализующих программу социально-педагогического сопровождения социального развития одаренных детей.
10) Оценка эффективности социально-педагогического сопровождения социального развития одаренных детей.
Эта процедура осуществляется при завершении каждого из этапов социально-педагогического сопровождения социального развития одаренных детей. Эффективность этой формы социально-педагогической деятельности заключается в уровнях сформированности или несформированности социальной активности личности в обучении и воспитании, т.е. частичном или полном достижении цели сопровождения.
Анализ десяти направлений социально-педагогического сопровождения социального развития одаренных детей показывает, что это многоуровневый и многомерный, непрерывный управляемый процесс, отражающий реализацию образовательного потенциала социума в обучении и воспитании обучающихся, с целью формирования у них ответственного отношения к учебному процессу, своей роли и месту в образовательном учреждении, успешности их социализации в обществе.
Возможность и необходимость социально-педагогического» сопровождения развития социальной компетентности личности объективно обусловлена длительным периодом включенности индивида в функционирование образования как социального института, пребыванием в соответствующих воспитательных организациях.
Показатели эффективности социально-педагогического сопровождения:
— четкость и ясность целей социально-педагогического сопровождения одаренных детей;
— подготовленность субъектов социально-педагогического сопровождения;
— адекватность методов и форм социально-педагогического сопровождения решаемым задачам;
— четкость соблюдения этапов социально-педагогического сопровождения;
— способность субъектов социально-педагогического сопровождения эффективно использовать потенциал социума;
— умение субъектов социально-педагогического сопровождения эффективно использовать потенциал социальной деятельности;
— способность субъектов социально-педагогического сопровождения эффективно использовать потенциал самой личности;
— способность субъектов использовать стимулирующие факторы в организации социально-педагогического сопровождения;
— способность субъектов формировать и развивать социальные потребности личности;
— удовлетворенность обучающихся результатами социально-педагогического сопровождения;
— эффективность взаимодействия в социально-педагогическом сопровождении одаренного ребенка [4].
Оценка уровня развития социально-педагогического сопровождения социального развития одаренных детей как формы социально-педагогической деятельности в практике специалиста образовательного учреждения может осуществляться с помощью специального инструментария.
Анкета для определения уровня эффективности социально-педагогического сопровождения социального развития одаренных детей в образовательном учреждении
По каждому из предложенных ниже вопросов анкетируемый отмечает один и вариантов ответа: достаточно выражено — 2 балла; слабо выражено — 1 балл; не выражено — 0 баллов. Суммарный результат анкетирования используется для определения количества сырых баллов.
1. Степень изученности проблемы детей, подвергавшихся мерам социально-педагогического сопровождения.
2. Полнота изучения воспитательного потенциала образовательного учреждения, необходимого для решения проблемы одаренного ребенка.
3. Полнота определения возможностей одаренных детей в совместной деятельности.
4. Эффективность консультирования одаренных детей о возможностях социальных институтов в их социализации.
5. Полнота оказания помощи одаренным детям в выборе соответствующего потребностям ребенка образовательного учреждения.
6. Полнота оказания конкретной помощи одаренным детям в установлении взаимодействия со специалистами образовательного учреждения.
7. Полнота организации процесса социальной и школьной адаптации одаренных детей к ученическому и педагогическому коллективам школы.
8. Полнота установления делового взаимодействия специалистов образовательного учреждения с педагогами других образовательных учреждений в целях построения и реализации индивидуальной траектории социализации.
9. Эффективность рганизации разрешения конфликтов обучающихся как результат социальной и школьной дезадаптации в выполнении норм и требований устава образовательного учреждения по вопросам нравственных и моральных норм взаимоотношений.
10. Эффективность разрешения проблем социальной и школьной дезадаптации одаренных детей в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.
11. Понятность задач социально-педагогического сопровождения обучающихся и доступность их решения.
12. Подготовленность субъектов социально-педагогического сопровождения обучающихся.
13. Адекватность методов реализации целей социально-педагогического сопровождения обучающихся.
14. Эффективность форм социально-педагогического сопровождения обучающихся.
15. Четкость соблюдения этапов социально-педагогического сопровождения социального развития обучающихся.
16. Способность субъектов социально-педагогического сопровождения одаренных детей к эффективному использованию потенциала социальных институтов.
17. Умение субъектов социально-педагогического сопровождения одаренных детей использовать потенциал социальной деятельности.
18. Наличие навыков у субъектов социально-педагогического сопровождения одаренных детей эффективно использовать потенциал социальных отношений.
19. Способность субъектов социально-педагогического сопровождения одаренных детей эффективно использовать потенциал самого обучающегося.
20. Значимый социальный эффект социально-педагогического сопровождения обучающихся.
21. Значимый экономический эффект социально-педагогического сопровождения обучающихся.
22. Эффективность использования стимулирующих факторов в организации социально-педагогического сопровождения обучающихся.
23. Способность специалиста снизить эффективность влияния на обучающихся негативных факторов в ходе социально-педагогического сопровождения.
24. Удовлетворенность обучающихся результатами социально-педагогического сопровождения.
25. Взаимодействие в социально-педагогическом сопровождении обучающихся специалистов различного профиля.
26. Результативность мер прогностического характера в социально-педагогическом сопровождении.
27. Наличие элементов проектирования и прогнозирования в социально-педагогическом сопровождении одаренных детей.
Обработка данных анкетирования
Обработка полученных данных осуществляется после полного заполнения анкеты респондентом. Результаты анкетирования можно определить в коэффициенте эффективности промежуточного (К пр. спс.) или конечного результата (К кр. спс.) выраженности того или иного показателя.
Специалист берет ключи к анкете и производит подсчет сырых баллов, полученных по каждому из вопросов. Для подсчета коэффициента эффективности социально-педагогического сопровождения определено количество сырых баллов: выражено — 2 балла; слабо выражено — 1 балл; не выражено — О баллов.
Если предположить, что респонденты на все вопросы ответят по максимуму, тогда общий ответ может быть оценен в количестве 54 возможных баллов. Коэффициент вычисляется следующим образом: подсчитывается количество сырых баллов, полученных от анкетирования, и заносится в числитель. В знаменатель заносится максимальное количество возможных баллов по анкете. Например, по результатам анкетирования набрано количество сырых баллов, равное 20. Для получения коэффициента уровня эффективности изучаемого явления необходимо 20 разделить на 54, получим значение 0,37. Такое значение коэффициента выраженности (эффективности) социально-педагогического сопровождения заносится в матрицу за каждого респондента. Затем определяется общий коэффициент социума как среднеарифметическое значение отдельных потенциалов.
К пр. спс. = 20 (количество полученных сырых баллов) / 54 (количество максимально возможных баллов) = 0,37
С целью выявления проблем в изучаемом явлении сразу же обозначаются те вопросы, по которым респондент имеет нулевые показатели, — это проблемные места и причина снижения коэффициента эффективности в целом. Делается запись в анкете, что коэффициент эффективности равен 0,37. Если обрабатывается достаточно большое число анкет и вас интересует проблема эффективности социально-педагогического сопровождения социализации одаренных детей в целом в школе, составляется матрица, в которую вы заносите данные на каждого респондента в отдельности. С помощью матрицы удобно анализировать уровень эффективности участников социально-педагогического сопровождения в школе в целом.
Уровни промежуточного или конечного результата социально-педагогического сопровождения:
— высокий уровень — 0,8-1,0;
— средний уровень — 0,6-0,79;
— низкий уровень — 0,59-0,5;
— очень низкий уровень — менее 0,5.
На основании полученных данных о коэффициенте каждого из результатов деятельности готовятся рекомендации для специалистов-практиков, для организаторов учебно-воспитательной работы в школе, для родителей и для самих обучающихся по мерам повышения эффективности социально-педагогического сопровождения социального развития одаренных детей в целом в учреждении.
Список литературы
1. Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. М.: Когито-Центр, 2014.136 с. URL: http://ebs.mgppu.ru:6029/index.php?page=book&id=226501.
2. Петрова СО. Психологические особенности одаренных школьников с разным соотношением вербальных и невербальных способностей: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 171 с.
3. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010. 440 с.
4. Социальная педагогика: Учеб. и практикум для академического бакалавриата / Под общ. ред. B.C. Торохтия. М.:Юрайт, 2015.451с.
5. Topoxmuu B.C. Кризис в социальной педагогике и ресурсы его преодоления // Социальная педагогика в России. 2012. № 2. С. 73-75.
6. Topoxmuu B.C. Современные проблемы социальной педагогики. Sa-arbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 333 c.
7. Topoxmuu B.C. Социум и социально-педагогические процессы (явления) // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 2. С. 204-207.
8. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьника. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МО-ДЭК, 2004. 368 с.