Павлова Н. Требования к грамотности речи


Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочетов, допущенных в сочинении.

Орфографические ошибки (К7) — это неправильное написание слова. Ошибки допускаются в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или перед другим согласным), в слитно-раздельно-дефисных написаниях и т.д. (А12-А18). При наличии более 4 ошибок — 0 баллов.
Пунктуационные ошибки (К8) — это неправильно поставленные знаки препинания (А19-А25). При наличии более 5 ошибок — 0 баллов.
Соблюдение языковых норм (К9) — отсутствие грамматических ошибок, которые могут содержаться в слове, словосочетании или предложении, т.е. нарушений какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической (АЗ-А5). При наличии более двух ошибок — 0 баллов.
Примеры нарушения словообразовательной структуры слова (использована не та приставка или не тот суффикс): «подскольз-нуться» (норма поскользнуться); «подчерк» (почерк); «надсмехаться» (насмехаться); «благородность» (благородство).

Примеры нарушения морфологических норм.
а) Неправильное употребление форм существительных:
«без комментарий» (без комментариев); «не хватает время» (времени); «моё день рождения» (мой день); «отношение к друг другу» (друг к другу).
б) Ошибки в образовании форм глагола:
«Автором двигает чувство сострадания» (движет). «Иедь(ехай) он быстрее, ничего бы не случилось» (поезжай). «Ничего не трожь руками!» (трогай).
в) Неправильное употребление временных форм глаголов:
«Хотела привести еще такой аргумент. Однажды я прогуляла два урока. На следующий день учительница вызывает моих родителей и рассказала им всё. Конечно, моя поездка на юг летом накрылась», (вызывает и рассказывает или вызвала и рассказала). Кроме того, употреблен сленг — стилистическая ошибка.
г) Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий:
«Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста, и он написал об этом рассказ» (стекавшие). Нарушена и логика изложения материала.
«Вспомнила такой пример из Куприна. Желтков так страдал от неразделимой любви, что застрелился» (неразделенной). Допущена и фактическая ошибка: герой Куприна застрелился не по этой причине.
д) Ошибки в образовавши деепричастий:
«Вышев на сцену, певцы поклонились» (выйдя).
«Любой, быв бы на месте этого парня, не стал бы так вести» (будучи; не стал бы так себя вести).
«Сделав бы так, как поступили разведчики, Таня была бы в безопасности» (если бы сделала).
«Я вспомнила, как однажды, играясь с детьми, моя бабушка не досмотрела за нами» (играя). Деепричастия типа играя не имеют значения взаимонаправленного действия, поэтому не могут употребляться с возвратным суффиксом. Орфографическая ошибка: недосмотрела пишется слитно, так как в глаголе приставка недо-.
«Проблема, поднятая автором, очень актуальна, потому что в настоящее время очень много грубых людей, которые могут нагрубить и унизить, не задумавши, каково обидчику» (не задумываясь). Речевая ошибка: «грубые нагрубят». Обидчик — тот, кто обидел (норма обиженному).
е) Ошибки в образовании сравнительной степени прилагательных и наречий: «более легче» (норма более легкий), «самый легчайший» (самый легкий).
ж) Ошибки в образовании числительных:
«По данным СМИ, прибыль составляет свыше семиста (семисот) миллионов рублей».
«Мы видим, как на него давят с обоих сторон обстоятельства» (обеих сторон). Просторечное «давят» — стилистическая ошибка (норма оказывают давление).

Примеры нарушения синтаксических норм:
а) Нарушение норм управления (нарушена структура словосочетания): «удостоен наградой» (удостоен награды); «указать о том» (указать на то); «является показателем о том, что...» (показателем того, что...).
б) Ошибки в связи между подлежащим и сказуемым:
«Большинство возражали против такой оценки его творчества»
(большинство возражало); «Двадцать один ученик школы были на уроке» (был).
«У меня было день рожденья» (был день).
«Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность» (норма: ...нужны смелость, знания, честность).
в) Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом:
«Забыв о них, было бы легкомыслием» (Забыть о них было бы легкомыслием).
«Но не заглядывая в будущее, к чему может привести этот химикат, к гибели или же к победе» (норма: Но, не заглядывая в будущее, хочу спросить, к чему может привести применение этого химического препарата: к гибели всего живого или уничтожению конкретного вида вредителей).
В предложении допущен ряд ошибок: 1) пропуск необходимого слова применение; 2) лексическая несочетаемость — химический препарат не может привести к победе; 3) логическая: лишнее слово —усилительная частица же (нет члена предложения, который необходимо акцентировать).
г) Ошибки в построении предложения с однородными членами:
«Поэтому этот человек достоин, по моему мнению, уважения и примера» (норма: Достоин уважения и подражания). Ошибка возникла вследствие лексической несочетаемости — «достоин примера».
«Я хотел бы показать необходимость чтения и почему я его люблю» (...хотел показать, почему необходимо много читать и почему я люблю чтение. Или: .. хотел показать необходимость чтения и объяснить, почему я люблю читать). Дополнение и придаточное изъяснительное предложение не могут быть однородными членами.
«Настя любит и сочувствует Катерине Ивановне, но у нее много делов и потому нет время приехать к ней» (любит Катерину Ивановну и сочувствует ей). Неудачное употребление личных местоимений затрудняет понимание (неясно, кто к кому не может приехать). Грамматические ошибки (норма: много дел, нет времени).
«В борьбе с вредителями сельского хозяйства нельзя отказаться и прекратить исследования» (норма: нельзя отказаться от исследований и прекратить их).
д) Ошибки, связанные с употреблением частиц:
«Хорошо было бы, если бы в тексте были бы другие примеры». Последнее бы излишне.
«В тексте всего раскрываются две проблемы». Ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: ...всего две проблемы.
е) Неоправданный пропуск подлежащего или других членов предложения:
«Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста». Пропущено слово желание.
«Пауль Мюллер изобрел дуст для использования сельского хозяйства, чтобы уничтожить насекомых, наносящих вред урожаю» (...для использования его в сельском хозяйстве...).
ж) Неправильное построение сложного предложения:
«Мне показалось то, что это сон». (Мне показалось, что это сон.)
«Таня любит Сергея больше, нежели чем свою жизнь» (...Любит Сергея больше жизни).
«"Ум" автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием "умный" связывалось представление о вольнодумстве». Предложение следовало бы разделить на два простых. Автор текста понимает слово «ум» не только как просвещенность, интеллигентность. С понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Соблюдение речевых норм (К 10) — отсутствие речевых ошибок, например в употреблении слов, их лексической сочетаемости. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
«В своем тексте Ю. Нагибин поднимает проблему взаимоотношений людей, сравнивая их с дорогами». (Их — взаимоотношения? людей?)

Лексическая правильность речи определяется соблюдением норм словоупотребления, то есть правильным выбором слова и уместным его использованием.
Чтобы избежать речевых ошибок, необходимо:
1) точно понимать значение слова:
«Штольц — один из главных героев одноименного романа Гончарова "Обломов"»; «Они потеряли на войне двух единственных сыновей». Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, но оно неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст.
«В тексте Бондарева описывается импозантный случай». Импозантным (представительным, внушительным) может быть человек, но не случай.
«Онегин прозябал вечерами в театре» (прозябать — вести жалкую, бедную, бессодержательную жизнь);
2) различать оттенки в значении синонимов:
«Мне остается удивляться обширной любви к природе этого писателя» (норма: большой любви).
«Имя этого поэта знакомо во многих странах». Вместо слова знакомо лучше употребить его синоним известно.
«Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует». Вместо слова пространство лучше употребить его синоним — место (Реклама занимает много места в нашей печати или Рекламе отводится значительное место в нашей печати), а вместо импонирует — нравится;
3) обращать внимание на употребление антонимов (в том числе и контекстуальных) в построении антитезы. Антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных явлений (не веселый, а грустный; не парижские туалеты, а простенькая шерстяная юбка; не завтра, так хоть в конце недели):
«В третьей части текста не веселый, а минорный мотив заставляет нас задуматься»... Веселый и минорный вряд ли являются контекстуальными антонимами. Мажор — минор, веселый — грустный;
4) помнить об устойчивых сочетаниях (иметь значение, играть роль, так много, уделять внимание, производить впечатление, вызывать интерес и т.п.):
«Природа занимает важное значение в нашей жизни» (имеет значение);
5) помнить о лексической сочетаемости:
«Любой специалист может допустить ошибку. Необходимо повысить его подготовку, чтобы он меньше ошибался». Нельзя «повысить подготовку», можно повысить уровень подготовки или повысить квалификацию.
«Пауль Мюллер не учел, что препарат может носить опасность для человека» (иметь опасность, быть опасным для человека);
6) быть внимательным при употреблении лексики иноязычного происхождения:
«Мы были шокированы прекрасной игрой актеров» (норма: потрясены);
7) избегать в речи смысловой избыточности (выбор альтернативы, первая премьера, моя автобиография, прейскурант цен, совместное сотрудничество, в мае месяце. Рассказчик подробно рассказывает о случае на танцплощадке. Писатель интересно пишет о случае на танцплощадке);
8) учитывать существование в языке паронимов:
«Моя сестра очень бережная (бережливая)». «За такой небольшой поступок (проступок) лейтенант понес наказание». «Татьяна была воспитана романтичной, скромной, чувственной (чувствительной) барышней». «Все атрибуты царственной (царской) власти хранятся в Оружейной палате»;
9) стремиться к сохранению образной структуры фразеологизмов:
«Этому безусловно талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя».
Проверяя свое сочинение, обращайте внимание на указанные типы ошибок. При наличии более 3 речевых ошибок ставится 0 баллов.
 

Соблюдение этических норм (К11).
Следование этическим нормам предполагает корректное (уважительное, этичное) выражение мысли даже в полемике с автором.
В аргументах не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес: «Я считаю, что нужно быть просто идиотом (дураком), чтобы так рассуждать»; «Я, например, вместо того, чтобы уступить место девушке, лучше предложу ей сесть ко мне на колени»; «Если она накосячила с матерью, пусть думает, что творит»; «Уверена, что таких героев, как этот учитель, единицы, в основном все уроды, дураки, лодыри, воры».
Ссылаясь на автора текста, не следует пренебрегать его инициалами («В своем тексте Лихачёв поднимает такую-то проблему»; «Астафьев повествует о том-то...»). Не следует использовать имя и отчество без фамилии («Как заметил Александр Сергеевич, "любви все возрасты покорны..."»).
За подобные ошибки баллы снижаются до 0.
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (К12) — это отсутствие фактических ошибок. Одна из самых распространенных фактических ошибок — приписывание автору того, чего он не говорил, а героям того, чего они не делали, о чем не думали (не говорили).
Наличие 1 ошибки в фоновом материале оценивается 0 баллов.

Рассмотрим примеры фактических ошибок.
«Великая Отечественная война... Сколько бед и страданий принесла она советскому народу! Сколько людей погибло в ее горниле! Сколько сирот оставила после себя! Такие проблемы поднимает Воробьёв». Фактическая ошибка связана с непониманием исходного текста — Е. Воробьёв не пишет ни о бедах, ни о сиротах.
«В этом тексте говорится про природу. Автор поднимает в нем тему экологии». Если в тексте речь идет о красоте природе, это не значит, что автор поднимает проблему экологии (экология — это наука об отношениях растительных и животных организмов друг с другом и с окружающей средой). «Про природу»— речевая ошибка: вместо разговорного предлога лучше употребить нейтральный о.
«События, случившиеся в данном тексте, произошли из-за недообследования свойств вещества». Фактическая ошибка: события произошли не в тексте, а в лаборатории. Правильный вариант: Описанные в данном тексте события произошли из-за недостаточного изучения свойств вещества.

Не путайте фамилии писателей, художников, названия произведений, исторических событий. Если забыли, например, что автором романа «Обломов» являетсяИ.А. Гончаров, а «Войну имир» написал Л.Н. Толстой, то лучше не называйте фамилию, в противном случае вам не избежать лишней ошибки.
Не путайте жанры произведений. Если забыли, что «Гроза» драма, а «Мертвые души» поэма, пишите «в "Грозе" А.Н.Островского», «в "Мертвых душах" Н.В. Гоголя».
Вспоминайте, когда происходили упоминаемые исторические события, чтобы, например, не называть нашествие Наполеона Великой Отечественной войной.
Если вы хотите что-то процитировать, будьте внимательны, ведь точного текста цитаты у вас на экзамене не будет. Используйте косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так вы избежите фактической ошибки из-за искажения цитаты.

 

«Русский язык и литература для школьников» . – 2015 . - № 9 . – С. 20-25.