Экранизации Золотого ключика. История создания фильма 1939 года
Год создания: 1939
Режиссёр: Александр Птушко
Дата выхода в РФ: 20 декабря 1939
Студия: Мосфильм
Продолжительность: 70 мин.
Сказочная повесть Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» была написана и опубликована в 1936 году. Книга пользовалась небывалым успехом у читателей всех возрастов. По многочисленным просьбам ее автор вскоре на основе повести создал пьесу для театра, которая также была чрезвычайно востребована. Сценарий будущей картины писатель создал в соавторстве со своей супругой Людмилой Толстой и Николаем Лещенко.
Александр Птушко обратился к Алексею Толстому с предложением экранизировать сказку о Буратино в 1938 году. Киносказка «Золотой ключик» вышла на экраны 20 декабря 1939 года.
Александр Птушко, который ранее работал в театре актером и художником-декоратором, дебютировал в кино в 1927 году в качестве конструктора кукол в фильме одного из первых пионеров российской объемной мультипликации Юрия Меркулова «Пропавшая грамота». Спустя год начинающий кинематографист поставил свою первую самостоятельную картину, а вскоре возглавил мастерскую своего учителя Юрия Александровича Меркулова, где были собраны лучшие силы российской анимации того времени.
Птушко много экспериментировал, разрабатывал свои собственные методы съемок и механизмы кукол для мультипликации, находился в постоянном поиске. ошибался, вновь начинал свои поиски. Особое внимание он уделял фазам движения и комбинированной съемке, при которой в кадре совмещались куклы, актеры и натурная среда. В 1932 году Птушко снял первый звуковой объемно-мультипликационный фильм «Властелин быта». Успех картины у зрителей позволил режиссеру поставить полнометражную кукольную ленту «Новый Гулливер», в которой вместе с актерами-людьми участвовали около 1500 кукол. Фильм произвел такое же сильное впечатление на аудиторию, как и «Броненосец «Потемкин»». После этого студией Птушко были поставлены «Сказка о рыбаке и рыбке», «Веселые музыканты», а затем — «Золотой ключик».
В своем новом проекте Птушко по-прежнему отводил ведущую роль анимации, но не менее серьезно он подошел к совмещенным и комбинированным съемкам. Техника «перспективного совмещения» позволяла актеров, исполнявшим роли кукол, делать на экране гораздо меньше персонажей-людей. Мастерство режиссера и его соратников при освоении новых методов съемки, творческий подход к использованию новых изобразительных возможностей экранного искусства позволило снять картину, которая до сих пор остается одним из выдающихся произведений мирового кино.
Изготовлением кукол и работой с ними в кадре занималась большая группа художников и кукловодов под руководством ученика Сергея Эйзенштейна Валентина Кадочникова, в карьере которого «Золотой ключик» стал самой известной картиной.
Не менее тщательно Птушко подошел и к подбору актеров — в исполнительский ансамбль фильма вошли Александр Щагин, Георгий Уваров, Михаил Дагмаров, Николай Мичурин, Николай Боголюбов, Георгий Милляр. Особой удачей режиссер считал участие в картине сыгравшего роль Дуремара Сергея Мартинсона.
Выход на экраны фильма «Золотой ключик», как в свое время и книга, по которой он был поставлен, и пьеса, созданная Алексеем Толстым на основе повести, был с восторгом встречен зрителями. Но, несмотря на это, сам Птушко был разочарован результатами своего труда. Он считал, что не в полной мере смог использовать выразительные возможности объемной анимации, и впоследствии больше активно не работал с куклами, отдав предпочтение игровому кино.
Вскоре он покинул и руководимую им анимационную студию, переставшую существовать после его ухода и возродившуюся лишь в середине 1950-х годов на базе «Союзмультфильма».
В 1985 году фильм «Золотой ключик» демонстрировался на Международном кинофестивале в Берлине в рамках программы «Retrospective», посвященной творчеству Александра Птушко.