Дом-музей Чайковского в Клину
В восьмидесяти пяти километрах к северу-западу от Москвы, в окрестностях Клина - усадьбах Майданово и Фроловское, а затем и в самом городе Чайковский провел последние восемь с половиной лет жизни. В эти годы, ставшие необычайно плодотворными для творчества композитора, им были созданы оперы "Чародейка", "Черевички" и "Иоланта", инструментована "Пиковая дама", написаны балеты "Спящая красавица" и "Щелкунчик", симфонии "Манфред", Пятая и Шестая, многие романсы, камерно-инструментальные и фортепианные сочинения.
В доме на окраине старинного Клина П. И. Чайковский поселился 5 мая 1892 года и прожил последние семнадцать месяцев своей жизни. В этом тихом подмосковном уголке он нашел идеальные условия для творчества: здесь он закончил корректуры партитур оперы "Иоланта" и балета "Щелкунчик", написал 18 пьес для фортепиано, сочинение 72, вокальный квартет "Ночь", романсы, сочинение 73 на слова Д. Ратгауза, Третий фортепианный концерт, ставший последним произведением, над которым работал композитор. В конце рукописи стоит дата " октября 1893 г. Клин".
В этом же доме была написана композитором Шестая симфония, которую считал Чайковский "наилучшей и в особенности наиискреннейшей" из всех своих произведений. Отсюда 7 октября 1893 года он отправился в свою последнюю концертную поездку в Петербург. В 1894 году в клинском доме был открыт первый в России мемориальный музыкальный музей.
Идея создания музея принадлежит брату композитора, его первому биографу, драматургу и либреттисту Модесту Ильичу Чайковскому, который и положил начало собранию музея. Осуществить этот замысел ему помогли племянник Владимир Львович Давыдов и слуга П. И. Чайковского Алексей Иванович Софронов (он передал музею все завещанное ему композитором движимое имущество).
В результате осуществления этой идеи появился новый для того времени тип музея -мемориальный, в котором полностью сохранена не только бытовая обстановка последних лет жизни Чайковского, но и его богатый архив -ценнейшее музыкальное и литературное наследие.
С той поры бережно хранятся в музее личные вещи П. И. Чайковского, мебель, библиотека (некоторые книги которой хранят пометы композитора) и, конечно, кабинетный рояль фирмы "Беккер", который звучит и по сей день. Особую ценность в коллекции музея представляют рукописи музыкальных произведений П. И. Чайковского, его дневники, ноты, обширная переписка.
За время существования музей постоянно пополнялся новыми поступлениями и превратился в богатейшее собрание в 200000 ед. хранения. После смерти М. И. Чайковского в музей поступили его личные архивы, а также архивы семьи Чайковских, Давыдовых, Ассиер и их потомков.
Начиная с 20-х годов, в музей переданы личные документальные собрания современников П.И.Чайковского: С.И.Танеева, А.С.Аренского, А.А.Брандукова, Э.К.Павловской, Н.В.Салиной, У.О.Авранека и др.
В доме на окраине старинного Клина П. И. Чайковский поселился 5 мая 1892 года и прожил последние семнадцать месяцев своей жизни. В этом тихом подмосковном уголке он нашел идеальные условия для творчества: здесь он закончил корректуры партитур оперы "Иоланта" и балета "Щелкунчик", написал 18 пьес для фортепиано, сочинение 72, вокальный квартет "Ночь", романсы, сочинение 73 на слова Д. Ратгауза, Третий фортепианный концерт, ставший последним произведением, над которым работал композитор. В конце рукописи стоит дата " октября 1893 г. Клин".
В этом же доме была написана композитором Шестая симфония, которую считал Чайковский "наилучшей и в особенности наиискреннейшей" из всех своих произведений. Отсюда 7 октября 1893 года он отправился в свою последнюю концертную поездку в Петербург. В 1894 году в клинском доме был открыт первый в России мемориальный музыкальный музей.
Идея создания музея принадлежит брату композитора, его первому биографу, драматургу и либреттисту Модесту Ильичу Чайковскому, который и положил начало собранию музея. Осуществить этот замысел ему помогли племянник Владимир Львович Давыдов и слуга П. И. Чайковского Алексей Иванович Софронов (он передал музею все завещанное ему композитором движимое имущество).
В результате осуществления этой идеи появился новый для того времени тип музея -мемориальный, в котором полностью сохранена не только бытовая обстановка последних лет жизни Чайковского, но и его богатый архив -ценнейшее музыкальное и литературное наследие.
С той поры бережно хранятся в музее личные вещи П. И. Чайковского, мебель, библиотека (некоторые книги которой хранят пометы композитора) и, конечно, кабинетный рояль фирмы "Беккер", который звучит и по сей день. Особую ценность в коллекции музея представляют рукописи музыкальных произведений П. И. Чайковского, его дневники, ноты, обширная переписка.
За время существования музей постоянно пополнялся новыми поступлениями и превратился в богатейшее собрание в 200000 ед. хранения. После смерти М. И. Чайковского в музей поступили его личные архивы, а также архивы семьи Чайковских, Давыдовых, Ассиер и их потомков.
Начиная с 20-х годов, в музей переданы личные документальные собрания современников П.И.Чайковского: С.И.Танеева, А.С.Аренского, А.А.Брандукова, Э.К.Павловской, Н.В.Салиной, У.О.Авранека и др.
В настоящее время музей принимает на хранение фонды исследователей творчества П. И. Чайковского, его потомков (Ю.Л.Давыдова, К.Ю.Давыдовой, И.Ю.Соколинской, семьи М.И.Чайковского, а также бывших сотрудников музея (Н.Т.Жегина, М.Э.Риттих, З.В.Левитон и др.) Большой интерес представляют такие регулярно пополняющиеся коллекции музея, как:
• фоноархив (записи сочинений Чайковского от начала века до настоящего времени)
• афишно-программная коллекция (исполнение музыки Чайковского во всем мире от прижизненного до настоящего времени)
• коллекция произведений изобразительного искусства(живопись, графика, скульптура. Особенно интересен раздел "Сценография", который включает эскизы декораций и костюмов к произведениям Чайковского ведущих театральных художников с конца Х1Х века до наших дней, театральные костюмы
• книжные фонды (нотные издания произведений П.И.Чайковского от прижизненных до настоящего времени, собрание отечественной и зарубежной литературы о композиторе)
• фоно, фото, книжное и документальное собрание по русской музыке второй половины Х1Х и ХХ веков
• копии документов, находящихся в частных владениях, в архивах или музеях России и за ее пределами.
Просветительская деятельность музея не ограничена рамками только экскурсионной, лекционной, издательской и экспозиционно-выставочной работы. Уже много десятилетий Концертный зал Дома-музея является центром музыкальной культуры. На его сцене выступали артисты Большого театра, Большой симфонический оркестр Владимира Федосеева, хоровые коллективы Владимира Минина и Валерия Полянского, "Виртуозы Москвы" с Владимиром Спиваковым, почти все лауреаты Международного конкурса имени П. И. Чайковского разных лет - Михаил Плетнев, Виктор Третьяков, Елена Образцова, Тамара Синявская, Наталья Ерасова, Александр Рудин и многие другие. Событием в концертной жизни музея были концерты Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса, Ирины Архиповой, Марии Биешу.
В 1990 году, когда весь мир отмечал 150-летие со дня рождения П.И.Чайковского, было основано Международное Общество П.И.Чайковского. Наряду с Домом-музеем его учредителями стали Ассоциация лауреатов Международных конкурсов имени П. И. Чайковского и Ассоцмация исследователей русской классической музыки.
Адрес: 141600 Московская обл., г.Клин, ул. Чайковского, 48
Площадь: 758,7
Экспонаты: 177434