О.Т. Ковешникова, Е.А. Ермакова. Методические пути формирования картографических умений на уроках истории России в VII классе

 
 
Ключевые слова: урок, учебная деятельность, картографические умения, учебники истории для VII кл.
Keywords: lesson, educational activity, cartographical abilities, textbooks of history for the VII class.
 
 
Умения в обучении истории - это способность ученика к осуществлению осознанных учебных действий, обеспечивающих ему самостоятельное познание прошлого.
Развитие умений учащихся - одна из ведущих целей современного среднего образования, в том числе исторического. Умения выступают как один из прогнозируемых и диагностируемых результатов обучения, являются важнейшим критерием успешности процесса обучения истории.
 
Умения можно разделить на несколько видов: предметные и метапредметные, простые и сложные. Умения должны формироваться системно и поэтапно на каждом уроке. Сначала формируют простые умения, а на их основе - сложные. Предметные умения формируются на основе метапредметных. Сформированность умения у школьника характеризуется самостоятельностью, осознанностью и рациональностью выполняемых действий.
 
Одним из видов специальных исторических умений являются картографические, которые тесно связаны с историческими знаниями, поэтому так важно формировать их на каждом уроке.
 
Проблема формирования умений в обучении истории является предметом активных методических исследований и публикаций начиная с 60-х гг. XX в. (П.В. Гора, Н.Г. Дайри, Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер и др.). Вопрос о необходимости работы учителя и учащихся с историческими картами в обучении истории возник с начала преподавания предмета. Как в дореволюционной России, так и в советское время выдвигались требования сопровождать объяснение учителя и ответы учащихся по истории показом на карте исторических объектов. В 60-70-е гг. XX в., в связи с решением задач развития учащихся в обучении истории, встал вопрос о целенаправленном формировании умений учащихся самостоятельно работать с картой (Н.И. Запорожец, П.В. Гора и др.). В учебных программах конца 70-х - начала 90-х гг. были изложены требования к формированию картографических умений в обучении истории1.
 
Несмотря на то, что проблема картографических умений подробно рассмотрена методистами, разработано множество методических приемов работы с исторической картой, в современной школе у школьников заметно снижается уровень овладения этими умениями. Ученики не могут показать страны на карте, не знают их местоположение. Затруднения вызывает использование карты при ответе, работа с контурными картами, не говоря о сложных картографических умениях.
Картографические умения - важная составляющая в обучении истории. Они формируются при работе с историческими картами исключены в наглядный метод обучения.
Владение картографическими умениями способствует эффективности восприятия учащимися историко-географического содержания, повышению прочности и осознанности его освоения, благодаря возможности зрительной опоры на условно-графическую наглядность; обеспечивает восприятие (локализацию) изучаемых исторических объектов (памятных мест, событий, явлений, процессов) в пространстве и формирование историко-географических представлений; расширяет круг источников, из которых ученики способны извлекать информацию.
 
Формирование соответствующих картографических умений осуществляется при выполнении типовых познавательных заданий: определить, где и какие новые государства возникли в изучаемый исторический период; определить по исторической карте, какими событиями ознаменован исторический период, который будет рассматриваться, каковы их даты; определить по карте, когда и где происходила война, где состоялись ее главные сражения, чем она закончились; рассказать по карте-схеме ход битвы; на основе сравнения карт двух исторических периодов определить, какие изменения происходили в политической (экономической, социальной и т. д.) жизни изучаемой страны (региона мира, мира в целом).
 
Овладение умениями извлекать информацию из картографических источников позволяет формировать у учащихся способность устанавливать по карте причинно-следственные связи, оценивать значение событий и явлений. Этому способствует использование типовых заданий: установить связь между географическим положением страны, ее природными условиями и занятиями жителей, между экономическим развитием страны и отраженными на карте событиями внешней политики; выдвинуть предположение о внешних причинах войны, исходя из географического положения страны и знаний о ее развитии; определить масштаб воздействия изучаемого события на другие страны; определить последствия войны для изучаемой страны и других государств; определить на основе картографических данных причины побед (неудач) в войне и т. п.
Ведущим средством формирования картографических умений выступает историческая карта - наглядный источник исторических знаний, представляющий собой условно-графическое изображение в пространстве местоположения исторических объектов на основе данных исторической географии. Как правило, все события на карте даются в определенной динамике.
 
Формирование картографических умений требуют перспективного планирования опорных уроков, где будут поэтапно вводиться знания о способах работы с картами, формироваться, закрепляться соответствующие умения познавательной деятельности, а также диагностироваться результаты освоения картографических умений.
 
Важным средством формирования картографических умений у учащихся является учебник и рабочая тетрадь, в которые включены карты и задания к ним. Для анализа ориентации учебников и рабочих тетрадей по истории для VII кл. на формирование картографических умений были отобраны следующие учебные материалы: учебник «История России: конец XVI-XVIII в.» для VII кл. и рабочая тетрадь к учебнику авторов А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, учебник «История России: VII кл.» авторов Баранова П.А., Вовиной В.Г., Лебедевой И.М.
 
Учебник Данилова и др. содержит в каждой главе по 4-5 исторических карт. Они расположены в параграфах по темам, где важно привлечь историческую карту, например: «Смута», «Народные восстания», «Северная война», «Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.». Включены обзорные («Россия в XVII - начале XVIII в.») и тематические карты («Восстание под предводительством СТ. Разина», «Северная война» и др.), карты-схемы («Полтавская битва», «Участие России в Семилетней войне» и др.)2.
 
Каждая тема в учебнике сопровождается одной или несколькими историческими картами, но непосредственно заданий к ним в учебнике мало. Они даются не к самой карте, а к теме. Ставится вопрос, на который нужно ответить, используя карту. Например, «Прочитайте первый документ, а затем по карте покажите, где и какие товары производились в России в XVII в.» или «Пользуясь текстом учебника и картой, составьте рассказ о восстании под предводительством С. Разина»3.
 
Задания такого типа соответствуют возрастным особенностям школьников VII кл. В то же время они ориентированы на формирование двух картографических умений: использовать карту при ответе и выделять причинно-следственные связи. Минусом учебника является отсутствие системы заданий на формирование картографических умений.
Данные недостатки учебника компенсирует рабочая тетрадь этого же УМК. Она содержит несколько контурных карт по всем разделам с разными уровнями сложности заданий к ним, например: «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова». Задание: «На контурной карте подчеркните крепости, построенные при Борисе Годунове».
 
«Новые явления в экономике». Задание: «На контурной карте заштрихуйте разными цветами районы:
а) поставлявшие хлеб на рынок;
б) специализирующиеся на производстве льна и конопли;
в) специализирующиеся на пушном промысле».
«Северная война». Задание: «Отметьте места и даты важнейших сражений. Заштрихуйте территории, вошедшие в состав России. Отметьте место заключения мирного договора 1721 г.».
«Внешняя политика России в 1725-1762 гг.» Задание: «Подпишите места и даты сражений Семилетней войны, в которых участвовала Россия. Стрелками отметьте движение русской армии и флота».
«Внешняя политика Екатерины II». Задание: «На контурной карте отметьте разным цветом изменение границ России в период правления Екатерины II»4.
Регулярность выполнения учениками заданий будет способствовать эффективному формированию умения работать с контурными картами.
 
Учебник Баранова и др. по сравнению с предыдущим содержит большее количество карт. В него включены тематические карты («Смутное время в России в начале XVII века», «Экономическое развитие России в XVII веке», «Россия в конце XVII - начале XVIII в.», «Крестьянское восстание под предводительством Е. Пугачева 1773-1775 гг.» и др.) и карты-схемы («Сражение под Нарвой», «Сражение при Лесной 28 сентября 1708 г.»)5.
К каждой карте по ходу изложения параграфа и после него дается достаточное количество заданий, например: «Найдите на карте и отметьте основные места сражений в Северной войне», «Используя карту, проследите движение армии Болотникова от ее восхождения до разгрома. Проследите по карте действия народных ополчений», «Проследите по карте "Русско-турецкая война 1768—1774 гг." направления дунайских походов русской армии» и т. д.)6.
 
Задания к картам простого и среднего уровня сложности соответствуют уровню развития школьников VII кл. и ориентированы на формирование одного картографического умения - использование карты при ответе. Заданий по контурным картам или на прослеживание причинно-следственных связей в учебнике нет. Минусом учебника является недостаточная ориентация на формирование различных видов картографических умений.
 
Анализ учебников показал, что они в разной степени ориентированы на развитие у школьников картографических умений. Оба учебника содержат карты, но учебник Данилова и др. содержит малое количество заданий, что свидетельствует о том, что картографические умения будут сформированы недостаточно, но этот пробел закрывает рабочая тетрадь.
Учебник Баранова и др. содержит большее количество исторических карт и заданий к ним, но ориентирован лишь на узкий круг картографических умений. При определенной корректировке и добавлении заданий карты из учебников можно использовать на уроке как средство формирования картографических умений на уроках истории в VII кл.
 
Учитывая положительные и отрицательные стороны учебников, следует корректировать задания, направленные на формирование картографических умений.
Важным аспектом в формировании умений, в том числе картографических, являются памятки, которые используется на первом и втором этапе формирования умений и способствуют лучшему понимаю выполнения того или иного действия, особенно при самостоятельной работе.
В помощь учителю истории предлагаются следующие памятки. 
 
Использование карты при ответе
Показать на карте границы государства, исторические объекты, направления военных походов, ход военных действий, реки, главные населенные пункты, страны. Пользоваться картой-схемой сражений.
1. Изучить карту целиком и ознакомиться с ее легендой.
2. Определить границы государства на карте. Обвести их указкой непрерывной линией.
3. В пределах границ государства найти и показать объекты, относящиеся к теме. Показать их можно точкой или линией.
4. Если нужно показать ход военных действий, то сначала надо найти важные опорные объекты, а затем проследить и провести по стрелкам развитие событий.
5. У карты надо стоять в пол-оборота, не закрывая собой карту, чтобы весь класс видел твои действия. Указку надо держать в правой руке.
 
Заполнение контурной карты
1. При выполнении задания надо обязательно пользоваться атласом и учебником.
2. Работать цветными карандашами. Территории закрашивать ровными бледными цветами, чтобы потом можно было наносить другие объекты и подписи яркими оттенками.
3. Перед началом работы надо продумать, какие условные знаки будут применяться, как будут расположены названия государств, рек, городов, чтобы они не мешали друг другу. Подписи делать черной или синей ручкой.
4. Выбранные обозначения указать в условных знаках - специально отведенном для этого месте.
5. Если подписи к объектам не помещаются на контурной карте, надо обозначить их цифрами, а пояснения к цифрам написать в условных знаках. Объекты на карту нужно наносить точно, ориентируясь по
линиям градусной сетки, по рекам и береговой линии.
6. Работать аккуратно и чисто.
 
Определение причинно-следственных связей с помощью карты
1. Найти на карте заданное государство и показать его границы.
2. Указать события, между которыми нужно установить причинно-следственную связь.
3. Найти на карте ключевые объекты, связанные с этими событиями.
4. Определить по карте особенность их географического, политического положения и т. д.
5. С опорой на эти знания установить причинно-следственную связь и сделать вывод.
Ниже приведены планы-конспекты (фрагменты) уроков по формированию картографических умений.
 
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
Цели урока: формирование умений работать с картой (показ объектов на карте) (2 этап).
Дидактические материалы.
1. Примерная программа по истории
России для VII кл.
2. ФГОС по истории.
3. Учебник Баранова и др.
4. Карта «Российская империя в 1762-1801 гг.» (Европейская часть).
Сельское хозяйство. Сжатое сообщение с элементами беседы, работа с картой, показ объектов на карте.
Деятельность учителя.
Основной сферой экономики России оставалось сельское хозяйство. Крестьянство составляло 98 % всего населения государства. Ведущей отраслью сельского хозяйства по-прежнему оставалось земледелие.
1. Покажите на карте сельскохозяйственные районы и назовите, какую сельскохозяйственную продукцию они производили.
Как видим, земледелие в России было неоднородным, что связано с географическими условиями губерний.
Для успешного развития сельского хозяйства было несколько причин:
- начали осваиваться новые присоединенные земли;
- в Сибири и Приуралье стали переходить к оседлому пашенному земледелию;
- усилился крепостной гнет (барщина доходила до 5-6 дней, а оброк вырос в 5 раз).
2. Как вы думаете, почему помещику северного района было выгоднее брать оброк с крестьянина, чем помещику из южных губерний барщиной?
В сельское хозяйство стали активно внедряться научные достижения. С этой целью в 1765 г. было создано Вольное Экономическое общество. Но его деятельность в условиях крепостного права не была эффективна. Помещикам было невыгодно заменять труд крестьян на сельскохозяйственную технику.
Таким образом, при всех высоких темпах развития сельского хозяйства основной тормозящей силой развития экономики было крепостное право. Но, тем не менее, территории России расширились, а значит, стало больше производится сельхозпродукции.
Деятельность учащихся.
1. Показать на карте сельскохозяйственные районы. Северный район выращивал лен и коноплю (для производства ткани и пеньки). Черноземные районы выращивали овощные культуры, пшеницу. Южные губернии выращивали пшеницу, рожь, подсолнечник, горчицу.
2. В северных районах крестьянин в связи с погодными условиями не всегда мог полноценно работать в поле. Поэтому помещику был удобнее оброк. А на юге, наоборот, в связи с благоприятными климатическими условиями была выгоднее барщина.
 
Внешняя политика Екатерины II
Цели урока: формирование умений работать с картой (выявлять с помощью карты причинно-следственные связи, показ объектов на карте) (2 этап).
Дидактические материалы.
1. Примерная программа по истории России для VII кл.
2. ФГОС по истории.
3. Учебник П.А. Баранова и др.
4. Карты «Русско-турецкая война 1768-1774 гг.», «Русско-турецкая война 1787— 1791 гг.».
5. Картина И.К. Айвазовского «Чесменский бой».
 
Русско-турецкая война 1787-1791 гг.
Сжатое сообщение с элементами беседы, выявление причинно-следственных связей с помощью карты.
Деятельность учителя.
После Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Турция была ущемлена в правах.
1. Посмотрите на карту и скажите, почему для Османской империи были так важны территории, отошедшие России после войны? Покажите их на карте.
Война оказалась успешной для России. В 1788 г. были взяты крепости Хотин и Очаков. Большая победа в этой войне связана с именем Ф.Ф. Ушакова. Он провел решающее сражение на р. Рымник. Потери турков были 15 ООО чел., а русской армии - 500 чел.
В 1790 г. во время штурма пала крепость Измаил. Войска Ушакова разгромили турков в Керченском проливе и в других морских сражениях.
В 1791 г. был подписан Ясский мирный договор. Главным итогом этой войны стало признание Турцией Крыма частью Российской империи.
2. Какие территории вошли в состав России? Покажите их на карте и покажите новую границу государства.
Деятельность учащихся.
1. Россия получила часть Крымского ханства, тем самым расширив свое влияние на Черном море. Крымское ханство также вышло из под зависимости Османской империи. Она же теряла свой контроль над проливами Босфор и Дарданеллы (проход торговых и военных судов). Показать эти объекты на карте. Все эти территории имели стратегическое значение для Османской империи, т. к. раньше находились в сфере ее влияния.
2. России отошли земли между реками Южный Буг и Днестр. Показать данные территории и новые границы России.
 
Смута
Цели урока: формирование умений заполнять контурную карту (2 этап).
Дидактические материалы.
1. Примерная программа по истории
России для VII кл.
2. ФГОС по истории.
3. Учебник П.А. Баранова и др.
4. Карта «Смутное время в России», тематическая контурная карта.
 
Смутное время при Василии Шуйском.
Сжатое сообщение с элементами беседы, заполнение контурной карты.
Деятельность учителя.
После убийства самозванца бояре выдвинули на престол Василий Шуйского. Против нового царя на юге восстали казаки. В 1606 г. войско восставших под предводительством И. Болотникова двинулось на Москву.
По пути войско прибавило в численности. Оно было слишком разнородным, но по пути в Москву одержало несколько побед над царскими войсками. Осада Москвы длилась 5 недель и очень ослабила войско восставших. Дворяне поняли, что их интересы не совпадают с интересами крестьянства. Дворянские отряды перешли из войска Болотникова к Шуйскому. Отряды Болотникова были отброшены к Туле, потерпели ряд поражений. В этот момент к ним на помощь пришли отряды, возглавляемые новым самозванцем «царевичем Петром».
У Болотникова так и не получилось взять Тулу. Царские войска одержали победу над восставшими. Многие были казнены, в том числе самозванец, а самого Болотникова отправили в Каргополь. Так закончилось восстание Болотникова в 1607 г.
Давайте обратимся к контурной карте.
1. Выполните следующие задания: обозначьте стрелками направления движения войска Болотникова. Отметьте города, которые осаждались восставшими, и места основных сражений.
2. Как вы думаете, почему эту войну называют гражданской?
Этот этап Смуты подготовил предпосылки для создания ополчений и изгнания польских и шведских интервентов из нашего государства
Деятельность учащихся.
1. Заполнение контурной карты.
2. Это восстание называется гражданской войной, т. к. между собой воевали разные слои общества одного государства, в данном случае казаки и крестьяне против боярства и царя.
 
Картографические умения являются важной составной частью школьного исторического образования. Использование исторических карт на уроке позволяет углубить теоретические знания. С помощью исторической карты учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, прослеживают динамику событий, используют ее как источник информации и отвечают на вопросы с привлечением исторической карты. Школьники учатся анализировать социально-экономическое, политическое развитие государств, сравнивать исторические карты разных периодов, систематизировать данные нескольких карт, сопоставлять разномасштабные карты. С помощью карты можно углубить и осознать полученные знания. Ее нужно привлекать как дополнительный источник знаний на каждом уроке. Именно системность в обучении истории, в том числе и при формировании картографических умений на уроках истории, создаст прочную систему исторических знаний и умений у учащихся.
 
Примечания
1 Студеникин M.T. Методика преподавания истории в школе. М., 2000. С. 22.
2 Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XVIII в. Учебник для VII кл. общеобразовательных учреждений. 4-е изд. М., 2005. С. 66-196.
3 Там же. С. 41-114.
4 Данилов А. .,Косулина Л.Г. История России XVI-XVIII вв. Рабочая тетрадь для VII кл. общеобразовательных учреждений. М., 2011. С 5-73.
5 Баранов П.А., Бовина В.Г., Лебедева ИМ. и др. История России VII класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Под общ. ред. Р.Ш. Ганелина. М., 2013. С. 51-225.
6 Там же. С. 60-238.
 
 
Ольга Тимофеевна Ковешникова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ФГБОУ ВПО ВГСПУ;
Евгения Андреевна Ермакова -студентка IV курса факультета истории и права ФГБОУ ВПО ВГСПУ, г. Волгоград.