Баринова И.И., Соловьёв М.С. Роль и место диагностических работ в школьной географии

 
Одним из важнейших компонентов процесса обучения, от которого во многом зависит успешность обучения школьников, является контроль результатов, который включает не только проверку, но и оценку знаний и умений по той или иной теме, анализ причин ошибок, корректировку деятельности школьников.
Основной целью проверки знаний и умений является определение качества усвоения учениками учебного материала, повышение ответственности и осознанности в работе, уровня сформированности предметных компетентностей.
 
Проверка и оценка знаний имеют огромное значение для получения информации, необходимой для организации учебно-воспитательного процесса, руководства им и его совершенствования.
С помощью проверки учитель устанавливает, правильно ли выполнено учебное задание, нет ли отклонений в формировании понятий и представлений курса, каковы уровень и качество умений и навыков, в том числе и самостоятельной работы. Особую роль играют диагностические работы.
Особую роль при этом играют диагностические работы, проведение которых планирует учитель, органично включая их в процесс обучения, что позволяет в спокойной рабочей атмосфере получить объективное представление о качестве усвоения учебного материала.
 
Выдающийся педагог Ш.А. Амонашвили обращал особое внимание на роль контроля в обучении, отмечая, что если контроль вычленяется из системы стимулирующей оценки и приобретает автономное значение, то следствием этого становится насаждение страха, недоверия, извращения мотивов учения у школьников, погоня за отметками.
 
В настоящее время такое вычление контроля, к сожалению, стало реальностью. ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ, рассматриваемые в качестве единственной итоговой формы контроля за достижениями школьников, приводят к ослаблению (и даже уничтожению) таких важных функций контроля как ориентирующая, стимулирующая, обобщающая, диагностирующая, воспитывающая и развивающая.
 
Наблюдается достаточно серьезное противоречие между требованиями современного ФГОС ООО к результатам обучения и формам измерения этих результатов. Преобладающая и в ОГЭ (ГИА), и в ЕГЭ тестовая форма контроля не позволяет получить полную и объективную картину достижений в области личностных, метапредметных и предметных результатов школьников. Наличие части С в ЕГЭ (тестов с развернутым ответом) не улучшает положения дел, а порой еще и ухудшает его из-за некорректной формулировки критериев оценки.
 
Многолетний опыт проведения ЕГЭ свидетельствует однозначно о снижении уровня знаний и умений, что говорит и о снижении качества интеллектуальных способностей школьников.
Внедрение тестов в таком предмете как география явно тормозит формирование географической культуры, способности самостоятельно творчески мыслить, устанавливать сложные причинно-следственные связи между природными и антропогенными объектами и явлениям.
Систематический мониторинг достижений школьников, конечно же, необходим, если он помогает реализации всех вышеупомянутых функций проверки, если он не нервирует учителей и школьников, а помогает вносить коррективы в процесс обучения с целью улучшения его качества.
 
Рассмотрим основные функции проверки предметных и метапредметных знаний и умений.
 
Функция проверки по управлению учебной деятельностью школьников заключается:
1) В систематическом выявлении состояния ЗУН учащихся и на основании этого установлении их готовности к восприятию и усвоению нового учебного материала;
2) В определении эффективности используемых методов, приемов,
форм и средств организации процесса обучения, что позволяет вносить коррективы в обучение, совершенствовать его;
3) В получении информации об умении школьников применять полученные знания, об их творческих способностях.
 
Обучающая и развивающая функции проверки заключаются в содействии осмыслению и прочному усвоению знаний, развитию памяти, мышления, внимания, речи, т.е. духовному и интеллектуальному росту школьников.
В ходе проверки у школьников формируется ответственность за результаты собственной деятельности, а регулярность проверки приучает к систематической работе, формирует навыки самоконтроля и самооценки.
Все это позволяет говорить о воспитывающей функции проверки.
Особо следует подчеркнуть важность создания доброжелательной атмосферы, спокойного, уважительного отношения учителя к учащимся.
Объяснение объективности оценки, показ ученику его достижений и причин недочетов, убеждает школьников в справедливости оценки результатов его труда, способствует становлению его как личности.
Не менее важна диагностическая функция проверки, поскольку для достижения высоких результатов необходимо четко определить имеющиеся пробелы по той или иной теме, выявить их причину и устранить.
Наконец, проверка должна стимулировать проявление у школьников творческого подхода к делу, желание развивать свои способности и добиваться успеха.
 
Констатация определенного (реального) уровня знаний и умений школьников поможет учителю корректировать процесс обучения, более чутко реагировать на особенности класса в целом и каждого школьника в отдельности, т.е. строить более эффективную схему обучения.
 
В современной школе проверке уделяется очень много внимания. Мониторинга стали обычным делом, как в начальной, так и в основной школе.
Все это хорошо, но порой организация таких мониторингов не соответствует не только психолого-педагогическим требованиям, а также требованиям учебной программы по содержанию.
В связи с этим, одним из средств достижения выше поставленных задач проверки, может служить разнообразие видов диагностических заданий.
 
В качестве примера, приведём разные типы задании на примере раздела «Наша Родина на карте мира» (таблица 1), которые возможно использовать не только в качестве диагностических работ, но и в процессе изучения нового материала.
 
 
Таблица 1
 
Типология заданий для диагностики предметных и метапредметных знаний и умений школьников по географии (на примере раздела «Наша Родина на карте мира» 8 класс)
 
 
 
 
 
 
Литература
 
1. География в современной школе: Монография / А.А. Лобжанидзе, И.И. Баринова, Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина, ВД. Сухоруков; Под ред. А.А. Лобжанидзе / Русское географическое общество. - М., 2014. -292 с. ISBN 978-9905958-1-1
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ- - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 192 с. (Правовая библиотека образования). ISBN 978-5- 9949-0964-5
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Российская академия образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. — 79 с. ISBN 978-5-09-018580-6
 
 
Баринова И.И., доктор педагогических наук, профессор
 
Соловьёв М.С., кандидат педагогических наук, доцент
Кафедра географического образования, инновационных и космических технологий
ГАОУ ВПО МИОО, Москва