Меркулова М.И. Познавательный интерес как непременное условие формирования личности

 
В современной педагогике существует множество форм, методов, приемов формирования познавательного интереса у школьников разного возраста. Но вот парадокс - зачем же формировать то, с чем человек рождается. Еще не умея говорить, он пальчиком указывает на различные предметы, побуждая взрослого называть, потом объяснять их назначение, позже возникают сотни «почему». Но к среднему школьному возрасту, у подавляющего большинства школьников, происходит угасание познавательного интереса. Почему?
 
Вот что по этому поводу в своей книге «Бегство от свободы» пишет Эрих Фромм: «С самых первых шагов обучения у человека отбивают охоту думать самостоятельно, а в его голову закладываются готовые мысли. Легко увидеть, как это происходит с детьми. Они преисполнены любопытства, хотят охватить окружающий мир не только физически, но и интеллектуально. Они хотят знать правду, потому что это самый надежный способ ориентироваться в чужом и подавляюще сильном мире. Но их желания и стремления не принимают всерьез; и не так уж важно, в какой форме это проявляется: в открытом пренебрежении или в мягкой снисходительности, которая обычна в обращении со слабыми (будь то дети, старики или больные).
Такое обращение и само по себе наносит серьезный вред самостоятельному мышлению, но дело обстоит гораздо хуже в случае неискренности -часто неумышленной, которая обычна в поведении родителей с детьми. Отчасти эта неискренность проявляется в том, что ребенку дают искаженную картину мира. Это также полезно, как описывать жизнь в Арктике человеку, попросившему совета перед экспедицией в Сахару. Но кроме общего искажения бывает много специальной лжи, направленное на утаивание от детей каких-то фактов, знание которых детьми для родителей нежелательно. «Не твоего ума дело», - говорят ребенку. И его расспросы наталкиваются на враждебный или вежливый отказ в самых различных ситуациях.
 
Подготовленный таким образом ребенок попадает в школу. Здесь применяются методы обучения в действительности, ведущие к дальнейшему подавлению самостоятельного мышления. Один из них - настойчивое требование от учащихся знать факты. Существует мнение, будто человек достигает знания действительности, усваивая как можно больше фактов. В головы учащихся вдалбливаются сотни разрозненных, не связанных между собою фактов. Все их время и энергия уходит на заучивание этой массы фактов, а думать уже некогда, и нет сил. Разумеется, мышление само по себе -без знания фактов - это фикция, но и сама по себе «информация» может превратиться в такое же препятствие для мышления, как и ее отсутствие.
 
В своей практике я опробовала многие из существующих методов и приемов формирования познавательного интереса у старших школьников, но не добилась 100% интереса к географии у всех моих учеников. Тогда я решила познакомиться с биографиями великих ученых, путешественников, поэтов, а именно с их детством, с целью выявления причин, которые побудили их к познанию нового, и главное, выяснения причин, которые способствовали развитию интереса на протяжении всей жизни.
 
 
 
М.В. Ломоносов
 
Всем знакомо имя великого русского ученого-естествоиспытателя, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова.
Могучий, многогранный, самобытный талант Ломоносова коснулся всех сторон науки и культуры своего времени. М.В. Ломоносов известен как физик, химик и геолог, художник и филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ. По его инициативе и проекту создан в 1755 г. Московский университет.   О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения.  Михайло рос крепким физически мальчиком и поэтому вскоре стал первым помощником по хозяйству в доме: ухаживал за скотиной, полол грядки и собирал урожай.
С ранних лет Ломоносов наблюдал природу во всем разнообразии ее проявлений и сроднился с ней. М.В. Ломоносова с детства окружали люди, которые хорошо знали свой край, любили его, размышляли о происходивших вокруг событиях. Наблюдая за природой, они делали порой неожиданные открытия, помогавшие им в практической деятельности. Общение с этими людьми и с богатой природой Курострова развивало живой ум Михаилы, пробуждало в нем любознательность. В 10 лет Михайло уже брали на рыбный промысел.
Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания - в Северный Ледовитый океан - к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние - до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: «Вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше - все это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора» (Вернадский В.И. Ломоносовский сборник, 11,144). Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе немало сохранилось на севере.
Еще от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нем поморами-старообрядцами. Рано зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учености» для него делаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.
Пытливый ум Михайло подмечал в окружении детали, пытался мысленно соединить их в логически связанную систему и, если не получалось, задавал вопросы: «У солнца свет самородный? А звезды? Маменька сказывала: лампады ангельские... А молния? А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?» Б. Шергин.
Замечал он и красоты Севера, которые позже вылились в стихи.  Годы, проведенные Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрений, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества.
Детей в поморских семьях воспитывали с большой суровостью. Послушание младших старшим и подчинение детей воле родителей считалось непреложным законом. Однако такое воспитание вовсе не принижало личность. Уважение и почтение к старшим было естественным и не вызывало протеста. Воспитанные в труде, дети росли здоровыми и крепкими, у них формировался сильный характер. Как и все дети, они охотно состязались между собой в ловкости и силе, во многом беря пример с взрослых. Будущего гения отличали:
• стойкость к невзгодам и лишениям, к обидам и насилию;
• трепетные чувства к любимой матери и глубокое уважение к отцу;
• чувство языка, способности к изучению иностранных языков;
• осознание своих корней, сочетающееся с забыванием малой родины;
• терпимость к неразумному поведению окружающих;
• беспричинные вспышки ярости;
• смирение перед Всевышним и глубокая вера в Божью помощь;
• преобладание гордыни над разумом;
• гибкость в принятии решений;
• неуклонное движение к своей правде, не выбирая средств;
• упрямство и стойкость во взглядах, в позициях;
• работоспособность, нередко во вред своему здоровью;
• готовность принять ответственность за многие решения;
• глубина мышления и в то же время поверхностность;
• гениальная способность предвидеть будущие научные открытия;
• неумение вести хозяйство и планирование производства;
• неистовая любовь к Родине и ценностям страны, к народу;
• страстное желание к познанию нового.
 
На протяжении всей жизни в разных ситуациях начинали отчетливо и громко звенеть нужные струны, иногда создавая гармонию, но нередко -какофонию. И это позволяло Ломоносову мгновенно достигать высоких результатов или неожиданно срываться вниз. Гениям все дозволено! Гений все стерпит!
 
http://lomonosov300.ru/73584.htm http://bat-library.ucoz.ru/news/deist-
vo_mikhaila_lomonosova/2011 -07-25-291
 
 
 
Н.М. Пржевальский
 
 
Обстановка, в которой рос Николай Михайлович, не совсем благоприятствовала его духовному развитию. Отец его был человек болезненный, стоявший вдали от умственного движения своей эпохи в силу постоянного нездоровья; он умер в 1846 г., когда его старшему сыну не было еще 8 лет. Воспитание детей всецело легло на мать, которая также не могла серьезно заняться ими, так как на руках у нее было все хозяйство, и оба мальчика были отданы на попечение няньки Макарьевны, до самозабвения преданной своим господам и безумно любившей паничей. Она-то и поселила зачаток страсти к охоте и путешествиям в юной, впечатлительной душе Николая Михайловича своими сказками и рассказами, которые он особенно любил в детстве. Рос молодой Пржевальский в деревне, как и сам высказывался, «дикарем» и воспитание получил самое спартанское. Он вспоминал о детстве так. Детям была предоставлена полная свобода: они гуляли одни в довольно диких лесах, часто мокли под проливным дождем, а зимой бегали по снегу. Однако, несмотря на подобную свободу, потачки и мне давалось. Розги играли видную роль в воспитании будущего путешественника, и много выпало их на его долю за различные проказы и шалости. Однако, несмотря на подобные меры, Пржевальский нежно любил свою мать и до самой ее кончины не изменял этому чувству. Она да няня Макарьевна были единственными женщинами, к которым Пржевальский в продолжение всей своей жизни питал искреннюю любовь и уважение.
С самых юных лет Пржевальский уже обнаруживал полную самостоятельность и всегда был «сам по себе». Эта черта характера перешла к нему по наследству от родителей, а некоторая грубоватость характера, оригинальность понятий, неприятно поражавшая впоследствии людей, сталкивавшихся с ним близко, явились при этом следствием его воспитания. На пятом году под руководством дяди своего Павла Алексеевича Каретникова, Пржевальский начал обучаться грамоте. Дядя уже окончательно подготовил судьбу своего воспитанника, развив и укрепив в нем страсть к охоте и путешествиям, посеянную рассказами няни. Прожив свое состояние, Павел Алексеевич поселился у сестры в «Отрадном» и славился на всю округу как страстный и опытный охотник. Занимаясь со своими юными племянниками, он не только обучал их грамоте и французскому языку, но также приучал к стрельбе и водил на охоту. Сначала Пржевальский стрелял из игрушечного ружья, потом из лука и, наконец, когда ему исполнилось 12 лет, его давнишняя мечта осуществилось: он получил в подарок настоящее ружье.
Проводя большую часть времени на охоте, соприкасаясь постоянно с природой, Пржевальский все больше и больше привязывался к ней, и привязанность эта перешла в страсть, создавшую из него путешественника-натуралиста.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/епс Jbi ography/Пржевальский
 
 
 
Д. И. Менделеев
 
 
Детство Д.И. Менделеева совпало со временем пребывания в Сибири ссыльных декабристов. А.М. Муравьёв, П.Н. Свистунов, М.А. Фонвизин жили в Тобольской губернии. Сестра Дмитрия Ивановича, Ольга, стала женой бывшего члена Южного общества Н.В. Басаргина, и они долгое время жили в Ялуторовске рядом с И.И. Пущиным, вместе с которым они оказывали семье Менделеевых помощь, ставшую насущной после смерти Ивана Павловича.
Также большое влияние на мировоззрение будущего ученого оказал его дядюшка ВД. Корнильев, у него неоднократно и подолгу во время своего пребывания в Москве жили Менделеевы. Василий Дмитриевич был управляющим у князей Трубецких, что жили на Покровке, как и ВД. Корнильев. Его дом часто посещали многие представители культурной среды, в числе которых на литературных вечерах или вовсе без всякого повода, запросто бывали литераторы: Ф.Н. Глинка, С.П. Шевырёв, И.И. Дмитриев, М.П. Погодин, Е.А. Баратынский, Н.В. Гоголь, гостем случался и Сергей Львович Пушкин, отец поэта; художники: П.А. Федотов, Н.А. Рамазанов; ученые: Н.Ф. Павлов, И.М. Снегирёв, П.Н. Кудрявцев. В 1826 г. Корнильев и его жена, дочь командора Биллингса, принимали у себя на Покровке Александра Пушкина, вернувшегося в Москву из ссылки. Сохранились сведения, говорящие о том, что Д.И. Менделеев однажды видел в доме Корнильевых Н.В. Гоголя.
При всем том, Дмитрий Иванович оставался таким же мальчишкой, как и большинство его сверстников. Сын Дмитрия Ивановича - Иван Менделеев - вспоминает, что однажды, когда отец был не здоров, он сказал ему «Ломит все тело так, как после нашей школьной драки на Тобольском мосту».
Следует отметить, что среди учителей гимназии выделялся преподававший русскую литературу и словесность сибиряк, известный впоследствии русский поэт Петр Павлович Ершов, с 1844 г. - инспектор Тобольской гимназии, как некогда и его учитель Иван Павлович Менделеев. Позже автору «Конька-горбунка» и Дмитрию Ивановичу суждено было стать в некоторой степени родственниками.
В одном из вариантов посвящения матери первого своего крупного труда «Исследования водных растворов по удельному весу» Дмитрий Иванович скажет:
«... Вашего последыша семнадцатого из рожденных Вами Вы подняли на ноги, вскормили своим трудом после смерти батюшки, ведя заводское дело, Вы научили любить природу с ее правдою, науку с ее истиной...,родину со всеми ее нераздельнейшими богатствами, дарами..., больше всего труд со всеми его горестями и радостями. Вы заставили научиться труду и видеть в нем одном всему опору, Вы вывезли с этими внушениями и доверчиво отдали в науку, сознательно чувствуя, что это будет последнее Ваше дело. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас... так много, хоть малым, быть может, последним, Вашу память почитаю».
Дмитрий Иванович вспоминал: «Там, на стекольном заводе, управляемом моей матушкой, получились первые мои впечатления от природы, от людей, от промышленных дел». Заметив особые способности младшего сына, она сумела найти в себе силы навсегда покинуть родную Сибирь, выехав из Тобольска, чтобы дать Дмитрию возможность получить высшее образование. В год окончания сыном гимназии Мария Дмитриевна ликвидировала все дела в Сибири и с Дмитрием и младшей дочерью Елизаветой выехала в Москву, чтобы определить юношу в университет.
 
http://www.encyclopaedia-russia.ru /article.php?id=828
https://ru.wikipedia.org
 
 
 
К.Э. Циолковский
 
Исследователь бескрайнего космоса, Константин Эдуардович Циолковский, отличался пытливостью ума с младых ногтей. Правда, выражалось это в очень странной форме... Костик постоянно ломал игрушки: ему было интересно, что же у них внутри. Даже крошечные поезда и пароходы больше двух дней не продерживались!
Механизмы малыша до того увлекали, что он и сдерживать себя не мог. А потом в углу часами простаивал, за преступную расточительность. Поступив в школу, маленький Циолковский ее все-таки преодолел: деньги карманные он усердно экономил. Отказывал себе практически во всем, даже в завтраках -лишь бы материалы приобрести для своих моделей. Будущий ученый мечтал о небе уже тогда... Хорошо, что родители его по рукам не били. А то ведь мы могли лишиться одного из гениальных космистов!
Самые теплые воспоминания связаны у Циолковского с матерью: «Мне кажется, без ее помощи я не постиг бы ни живописи, ни музыки, ни красоты земли, ни высшего блаженства на земле -умения размышлять».
Именно мать научила Костю грамоте, заставила полюбить книги и приоткрыла заманчивые перспективы научного познания. Вот как вспоминал о годах юности сам ученый: «Проблески серьезного умственного сознания проявились при чтении. Лет в 14 я вздумал почитать арифметику, и мне показалось все там совершенно ясным и понятным. С этого времени я понял, что книги - вещь немудреная и вполне мне доступная. Я разбирал с любопытством и пониманием несколько отцовских книг по естественным и математическим наукам. И вот меня увлекает астролябия, измерение расстояния до недоступных предметов, снятие планов, определение высот. Я устраиваю высотомер. С помощью астролябии, не выходя из дома, я определяю расстояние до пожарной каланчи. Нахожу400 аршин. Иду и проверяю. Оказывается - верно. Такя поверил теоретическому знанию».
http://to-name.ru/biography/kon-stantin-ciolkovskij.htm
http://idl23-projekt.narod.ru/detst-vo.htm
http://top-antropos.com/history/19-century/it em/287-kons tan tin-tsi-olkovsky-biografij
 
 
 
П.П. Семёнов-Тян-Шанский
 
Русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный деятель. Вице-председатель Императорского Русского географического общества, президент Русского энтомологического общества. Почетный член Императорской академии наук и Академии художеств. Сенатор 2-го (крестьянского) департамента Правительствующего сената. Член Государственного совета. Член Русского горного общества. Действительный член всех Российских университетов. Почетный член Витебской губернской ученой архивной комиссии. До 15 лет воспитывался в деревне, развиваясь самостоятельно, с помощью книг семейной библиотеки. Интерес к географии в детстве у него пробудила игра - географическое лото с названиями стран, материков, рек, городов. Мальчика особенно привлек мир растений. Богатое собрание книг по садоводству помогло ему самостоятельно разобраться в систематике растений, которых было много в домашней оранжерее. Он придумывал им свои названия и старался узнать как можно больше, совершая все более далекие экскурсии за пределы усадьбы и ближайшего леса.
 
 
К.А. Тимирязев
 
 
Среди русских ученых немного найдется таких, которые были бы так популярны и чтимы в народе, как Климент Аркадьевич Тимирязев, обессмертивший свое имя классическими исследованиями процесса фотосинтеза, с которым связано существование всего животного мира.
К.А. Тимирязев является ученым, оставившим исключительно глубокий след в науке и заслужившим вечную благодарную память самых различных слоев русского народа.
Еще в детстве КА. Тимирязев любил наблюдать явления природы. Своего брата, устроившего дома маленькую химическую лабораторию, он считал своим первым учителем естествознания. К поступлению в университет КА. Тимирязев готовился дома и потому не испытал гнетущего режима старой классической гимназии. Однако еще до поступления КА. Тимирязева в университет отец его как «политически неблагонадежный» был вынужден покинуть службу, и большая семья из 8 человек должна была жить на ничтожную пенсию. Поэтому с пятнадцати лет Климент Аркадьевич должен был зарабатывать средства к жизни переводами иностранных писателей, причем через его руки, по его словам, прошла не одна погонная сажень томов.
Много позже, обращаясь к студентам первого рабочего факультета, он писал: «Путь приобретения научных знаний для человека труда - тяжелый путь; говорю это на основании целой жизни тяжелого опыта. С пятнадцатилетнего возраста моя левая рyкa не израсходовала ни одного гроша, которого не заработала бы правая. Зарабатывание средств существования, как всегда бывает при таких условиях, стояло на первом плане, а занятие наукой было делом страсти, в часы досуга, свободные от занятий, вызванных нуждой. Зато я мог утешать себя мыслью, что делаю это на собственный страх, а не сижу на горбу темных, тружеников, как дети помещиков и купеческие сынки. Только со временем сама наука, взятая мною с бою, стала для меня источником удовлетворения не только умственных, но и материальных потребностей жизни - сначала своих, а потом и семьи».
http://nplit.ru/books/item/fOO/sOO/z 0000054/st008.shtml
 
 
 
Н.И. Вавилов
 
Николай Иванович Вавилов (1887 - 1943) -российский генетик, растениевод, географ, автор закона гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов, создатель учения о биологических основах селекции и центрах происхождения и разнообразия культурных растений, академик АН СССР и АН УССР (1929), академик и первый президент (1929 - 1935) ВАСХНИЛ.
С раннего детства Николай Вавилов был предрасположен к естественным наукам. В числе его детских увлечений были наблюдения за животным и растительным миром. У отца была большая библиотека, в которой были редкие книги, географические карты, гербарии. Это сыграло немалую роль в формировании личности Вавилова.
http://to-name.ru/biography/nikolaj-vavilov.htm
 
 
 
Ж.И. Алферов
 
Вице-президент Российской академии наук Жорес Алферов в школе был троечником. Учеба его не увлекала совершенно: одни предметы наводили сон, другие и вовсе раздражали. Особенно не любил маленький Жорес физику. Ни электрическую цепь правильно построить, ни в надоевшей баллистике разобраться он не мог. Да и не особенно хотелось... Учитель считал его посредственностью и только в исключительных случаях, расщедрившись, ставил четверки. И ведь тогда никто и предположить не мог, что середнячок Алферов через несколько десятков лет станет лауреатом Нобелевской премии в области физики и премии Киото, которая состоит из золотой медали, диплома и 400 000 долларов!
 
 
 
 
М.И. Меркулова,
учитель географии СОШ «Премьерский Лицей», Москва