Моисеев А.М. Стратегии работы школы с одаренными детьми
Стратегия ускорения
Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но она должна применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным. Ускорение связано в первую очередь с изменением скорости обучения, а не содержания того, чему учат. Интеллектуально одаренные дети в силу их раннего речевого развития способны усваивать образовательную программу с высокой скоростью. Имеются основания считать, что когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию. Быстрое схватывание, великолепное запоминание информации, сила обобщения, любознательность и независимость суждений под влиянием уже освоенной скучной учебной программы тратятся вхолостую. По мнению большинства специалистов, ускорение в каком-либо виде должно входить в любую программу обучения детей с высоким уровнем интеллекта, что способствует их умственному развитию и обычно не наносит вреда в сфере общения.
Критерии при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие: ученики должны быть определенно заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использовано ускорение; должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане. На применение этой стратегии необходимо согласие родителей, но при этом не обязательно их активное участие в образовательном процессе. Считается, что ускорение — наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и со способностью к иностранным языкам. Существует несколько организационных форм ускорения:
• раннее поступление в школу;
• ускорение в обычном классе;
• занятия в другом классе;
• «перепрыгивание» через класс;
• профильные классы;
• радикальное ускорение: возможность заниматься по университетской программе;
• частные школы;
• раннее поступление в вуз.
Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправданно лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию.
Позитивным примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.
Стратегия углубления
Данная стратегия эффективна по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Практика обучения одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем:
• во-первых, далеко не все дети с общей одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы зачастую носят широкий характер;
• во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию ребенка;
• в-третьих, программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к перегрузкам и, как следствие, физическому и психическому истощению учащихся.
Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.
Стратегия обогащения
Стратегия обогащения
Обогащение ориентировано на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем путем установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у школьников оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Обогащенная программа предполагает обучение разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта кругозора и т.д. Она обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. Отечественные варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры обогащенных учебных программ.
В некоторых случаях обогащение дифференцируют на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний.
Важное значение имеет обогащение познавательных процессов, ориентирующее на развитие умственных процессов учащихся. Согласно «триадной модели обогащения» Дж. Рензулли, предусмотрены три типа обогащения:
• обогащающая модель первого типа нацелена на создание таких ситуаций для исследования, которые открывают учащимся новые и увлекательные темы, идеи и области знания, обычно не включаемые в школьную программу;
• второй тип состоит из методов, материалов и способов преподавания, направленных на развитие исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием;
• обогащение обучения третьего типа дает возможность поменять позицию исполнителя на роль самостоятельного исследователя. Автор модели выделяет пять основополагающих элементов, отличающих третий тип от предыдущих: личная точка зрения, использование знаний продвинутого уровня, упор на методологию, чувство аудитории, оценка результатов с точки зрения возможности их реального использования.
Дж. Рензулли и его коллеги разработали модель обогащающего школьного обучения (МОШО), в которой реализованы две основные цели:
• предоставление всем учащимся широкого выбора возможностей для развития на более высоком уровне;
• использование различного отношения учеников к этим возможностям как отправной точки для дальнейшей работы с отдельными учениками или небольшими группами.
В наиболее общем виде программные цели можно представить как усвоение знаний, умений и навыков, развитие мыслительных процессов высшего уровня, развитие творческих способностей, психологическое, личностное развитие.
Стратегия проблематизации
Эта стратегия предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у школьников личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Проблематизация предполагает занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как «мозговой штурм» во всех вариантах, синектика, занятий, ориентированных на развитие личностных характеристик творцов. Они могут включать упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию и т.п. Психологи очень много внимания уделяют процессу решения задач, проблемному обучению.
Когда речь идет о решении задач, имеют в виду общий подход к развитию умений рассуждать, что включает умения: выявить проблему, проанализировать различные варианты ее решения, оценить достоинство каждого варианта, обобщить все найденное и т.д. Развитие этих умений связано как с исследовательскими умениями, так и сумениями критически мыслить. Умения, необходимые для решения задач, могут формироваться и вне конкретных дисциплин, вводиться как бы в чистом виде. Такое усвоение общего отношения к задаче предполагает и особую подготовку к переносу выработанных умений на конкретные ситуации и учебные предметы. Содержание учебного плана и программ учебных дисциплин может оказывать существенное влияние на развитие личностных качеств всех учащихся, в том числе и интеллектуально одаренных, при этом важны как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные), они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.
Как выбрать правильную стратегию?
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, при выборе методов работы с одаренными детьми необходимо предварительно определить:
• с каким типом одаренности мы имеем дело (наша работа ориентирована прежде всего на выявление и развитие интеллектуальных, творческих, академических, лидерских способностей);
• в какой форме проявления мы ожидаем увидеть одаренность (явная, возрастная, скрытая);
• какие задачи являются приоритетными: обучающие, обучающе-развивающие или же развивающие; развитие уже высоких способностей или же, напротив, недостаточно развитых (в том числе коммуникативных и личностных); психологическая поддержка и даже помощь; разработка и психолого-педагогический мониторинг специальных образовательных технологий и т.д.;
• какая это образовательная организация и, соответственно, каковы условия работы: образовательная организация, специально ориентированная на работу с одаренными детьми, или обычная общеобразовательная школа, или организация дополнительного образования и т.д.
В работе с одаренными детьми специалисты предлагают решать следующие стратегические задачи.
1. Создание многоуровневой системы поиска и выявления одаренных детей, в том числе на ранних этапах обучения.
2. Создание региональной системы дистанционного обучения одаренных школьников, доступной для учащихся из всех муниципальных районов области.
3. Формирование регионального банка данных одаренных школьников.
4. Анализ и составление реестра наиболее значимых интеллектуальных и творческих состязаний для одаренных школьников на разных ступенях обучения.
5. Организация сопровождения исследовательской деятельности одаренных школьников.
6. Подготовка и непрерывное повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, включающее предметную область и психолого-педагогическое содержание.
7. Создание многоуровневой системы методической поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми.
8. Создание сетевой модели системы психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми на уровне региона и муниципальных уровнях.
9. Обеспечение условий для консультационной помощи родителям одаренных школьников.
10. Разработка системы стимулирования одаренных учащихся и педагогов, работающих с ними.
A.M. Моисеев, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по инновационной и проектной деятельности, профессор кафедры образовательного менеджмента ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления»