Егоров Б.Б. Материалы для подготовки программы работы с одаренными детьми

 

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
 
Развитие российского общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры хозяйства страны наиболее развитых, неординарно мыслящих людей. В связи с этим перед школой ставится задача поиска и развития одаренных детей. Выявление и развитие их способностей должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания, для чего необходимы усилия всего педагогического коллектива.
 
Этому направлению в нашем ОУ всегда уделялось большое внимание. Подтверждением являются следующие факты: темы работы педагогического коллектива школы последних лет: «Личностно ориентированное обучение», «От личностно ориентированного обучения к интерактивному», «Интерактивное обучение: проблемный урок»,«Воспитание интеллектуальной элиты России»;
 
• в школе ведется серьезная работа по подготовке одаренных детей к олимпиадам;
 
• в ОУ много лет действует научное общество старшеклассников по направлениям:
 
—олимпиадное движение;
 
—научно-исследовательская работа;
 
—мастер-класс;
 
—клуб любителей иностранных языков «Полиглот»;
 
—научно-практические конференции;
 
—пресс-центр;
 
—фестиваль научных идей.
 
Однако в современных условиях необходима разработка системы выявления одаренности детей на ранних стадиях обучения, обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка и прежде всего уникальных способностей особо одаренных детей. Реализации этих целей призвана способствовать программа «Одаренные дети».
 
 
Условия успешной работы с одаренными обучающимися
 
1.Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива.
 
2.Признание руководством и коллективом того факта, что системная работа с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений деятельности.
 
3.Включение в работу с одаренными учащимися учителей, ориентированных на стремление к интеллектуальному самосовершенствованию, развитие умения осуществлять руководство научно-исследовательской деятельностью школьников.
 
4.Постоянная работа по совершенствованию образовательного процесса в сочетании со снижением учебной и психологической нагрузки учащихся.
5. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными учащимися.
 
 
Цели и задачи программы
 
Целью программы является создание в общеобразовательной организации условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение условий для их личностной самореализации. Задачи программы
 
1.Создание условий для выявления детской одаренности и развития детей в соответствии с их способностями.
 
2.Вовлечение в работу научного общества старшеклассников как можно большего количества учащихся.
 
3.Повышение результативности олимпиадного движения.
 
4.Развитие сетевого взаимодействия с муниципальной «Малой академией наук».
 
5.Активизация участия всех обучающихся в заочных олимпиадах, марафонах и фестивалях наук и искусств.
 
6.Развитие творческих способностей обучающихся через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей.
 
 
 
Cистема программных мероприятий
 
 
Программа «Одаренные дети» основывается на следующих принципах работы с одаренными детьми:
 
• принцип индивидуализации обучения;
 
• принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
 
• принцип тьюторства;
 
• принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
 
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
 
 
Направления работы
 
1. Выявление одаренных обучающихся путем:
 
• использования приемов целенаправленного педагогического наблюдения;
 
• периодического сбора сведений от учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных детей в их классах;
 
• проведения специальных тестов и других психологических исследований, позволяющих определить наличие одаренности;
 
• выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их детей;
 
• проведения интеллектуальных марафонов в 1-9-х классах, рейтинговых зачетных недель в 10-11-х классах.
 
2. Организация:
 
• деятельности научного общества старшеклассников, пресс-центра;
 
• участия в олимпиадном движении, научно-практических конференциях;
 
• взаимодействия с муниципальной «Малой академией наук» (написание исследовательских и творческих работ по разным направлениям);
 
• ежегодного фестиваля «Дыхание весны», который способствует развитию многообразных творческих способностей учащихся;
 
• работы по формированию и ведению портфолио каждого ученика;
 
• системы наставничества, в которой педагог-наставник:
 
—выполняет функции научного руководителя, выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой исследования, выбранной самим учеником;
 
—обеспечивает необходимое одаренному учащемуся общение;
 
—осуществляет связь с родителями одаренного ученика;
 
• стимулирования учебных и творческих результатов путем чествования победителей олимпиад, вручения ценных подарков, публикации материалов в школьной и муниципальной прессе.
 
 
Ожидаемые результаты реализации
 
В ходе реализации программы «Одаренные дети» ожидается получение следующих результатов.
 
1.Увеличение количества одаренных детей, выявление по возможности всех одаренных школьников, обучающихся в школе.
 
2.Совершенствование системы работы с одаренными обучающимися на основе всех перечисленных выше
направлений.
 
3.Повышение качества подготовки учителей, работающих с одаренными школьниками, через систему дополнительного профессионального педагогического образования и целенаправленной методической работы.
 
4.Эффективное использование новых технологий   работы с одаренными обучающимися (деятельностный подход в обучении, интерактивное обучение, информационные технологии и т.д.) 5. Развитое сетевое взаимодействие с организациями и учреждениями, ориентированными на поддержку одаренных школьников.


Б.Б. Егоров,
кандидат педагогических наук, доцент ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»