Ломов А.И. «Публичный доклад» или «Отчет о результатах самообследования»?

 
 
С легкой руки организаторов конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в 2006 году в системе российского образования появился термин «публичный доклад», вместо которого иногда используют термин «публичный отчет». Министерство образования и науки Российской Федерации (далее — Минобрнауки России) даже подготовило в качестве методических рекомендаций Примерное положение о публичном докладе общеобразовательного учреждения (письмо Минобрнауки России от 13.11.2006 № МОН-П-2333), которым многие руководители системы образования всех уровней продолжают пользоваться до сих пор.
 
 
Попробуем разобраться в правовой стороне данного вопроса. В законодательном акте, регламентирующем порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (приказ Минобрнауки России от 07.03.2006 № 46),термин «публичный доклад» отсутствует. В этом документе в качестве одного из условий участия в данном конкурсе присутствует требование предоставления претендентом учредителю и общественности ежегодного отчета, размещаемого на школьном сайте, который обеспечивает открытость и прозрачность деятельности учреждения. То есть наличие такого отчета было для общеобразовательных учреждений лишь условием их участия в этом конкурсе. Требование информационной открытости образовательных учреждений привело к тому, что Федеральным законом от08.11.2010 № 293-Ф3«0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» в Закон Российской Федерации от 10.06.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон № 3266-1) были внесены изменения, согласно которым к компетенции образовательного учреждения были отнесены «обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет» (п. 25 ч. 2 ст. 32 Закона № 3266-1), «предоставление учредителю и общественности отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования)» (п. 3 ч. 2 ст. 32 Закона № 3266-1), а также обеспечение его открытости и доступности (п. 3 ч. 4 ст. 32 Закона № 3266-1).
 
Из этого следует, что уже с 1 января 2011 года (дата вступления в действие Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ) законодательно установленным термином для ежегодного отчета учредителю и общественности, обеспечивающего открытость и прозрачность деятельности учреждения, стал «отчет о результатах самообследования».
 
Термин был установлен, но законодательных требований к структуре и содержанию такого отчета принято не было. Поэтому в большинстве случаев руководители образовательных организаций продолжали использовать рекомендации Минобразования России (письмо № М0Н-П-2333) к публичному докладу и продолжали использовать термины «публичный доклад» или «публичный отчет».
 
На основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон 273-ФЗ) «обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет» (п. 21 ч. 3 ст. № 28 Закона 273-ФЗ) и «предоставление учредителю и общественности отчета о результатах самообследования» (п. 3 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ) по-прежнему относятся к компетенции образовательной организации. При этом по-прежнему образовательная организация должна обеспечить открытость и доступность «отчета о результатах самообследования» (п. 3 ч. 2 ст. 29 Закона № 273-ФЗ).
 
Появились и документы, устанавливающие порядок его проведения (приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462), а также определяющие показатели деятельности, подлежащей самообследованию (читай: основное содержание отчета), — приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (далее — приказ № 1324). Законодательные требования к содержанию отчета о результатах самообследования (приказ № 1324) существенно шире рекомендаций к содержанию публичного доклада (письмо № М0Н-П-2333), поэтому простое изменение названия «Публичный доклад» на «Отчет о результатах самообследования» может стать основанием для вынесения предписания контрольно-надзорных органов.
 
Исходя из вышесказанного, в настоящее время для любой образовательной организации обязательным является составление отчета о результатах самообследования и размещение его на своем официальном сайте, что закреплено законодательно. Образовательная организация в силу своей автономии (ч. 1 ст. 28 Закона № 273-ФЗ) вправе подготовить и разместить на своем официальном сайте (п. 6 ч. 2 ст. 29 Закона № 273-ФЗ) дополнительно и публичный доклад, но его наличие обязательным не является, и никто не вправе такой доклад от образовательной организации потребовать.
 
 
А.И. Ломов, почетный работник общего образования РФ