Афанасьева О.В., Михеева И.В. УМК ДЛЯ VIII И IX КЛАССОВ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
Вот уже более трех десятилетий издательство «Просвещение» выпускает специальную серию учебно-методических комплектов по английскому языку для учащихся школ, лицеев, гимназий с углубленным изучением иностранного языка.
Основатель этой серии - профессор Ирина Николаевна Верещагина. Замечательный ученый, выдающийся методист, имя которого широко известно нескольким поколениям российских учителей, Ирина Николаевна положила начало этой серии, одной из самых востребованных в настоящее время в школах Российской Федерации. Учебно-методические комплекты, созданные И.Н. Верещагиной, а затем и ее учениками и последователями, популярны не только в школах с углубленным изучением английского языка, для которых они в первую очередь и создавались, но и в обычных общеобразовательных школах, на различных курсах английского языка. И это при наличии мощного, конкурентоспособного рынка отечественных и зарубежных учебников и пособий по английскому языку, ориентированных на среднюю школу.
В 2001 г. руководство страны высоко оценило учебники и учебные пособия (УМК-IV - УМК-VII) данной серии и присвоило авторам О.В. Афанасьевой, И.Н. Верещагиной, И.В. Михеевой звание Лауреатов премии правительства Российской Федерации в области образования.
В настоящее время вышеназванные УМК имеют два продолжения. Первое из них создано авторским коллективом под руководством профессора В.В. Сафоновой и уже полностью завершено. Оно включает в себя УМК-IX - УМК-Х1.
Второе продолжение разрабатывается авторским коллективом под руководством О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой. Уже созданы и опубликованы три компонента УМК-VIII (учебник, рабочая тетрадь и книга для учителя). Все три компонента получили гриф Министерства образования и науки РФ. Учебник для IX класса находится в производстве в издательстве. В конце 2005 г. авторы завершили работу над оставшимися компонентами УМК-VIII и УМК-1Х.
По просьбе учителей к традиционным компонентам УМК данной серии (учебник, книга для учителя, книга для чтения, рабочая тетрадь, звуковое пособие) авторский коллектив создает новые компоненты. Так, в 2001 г. были изданы проверочные и контрольные задания к УМК-VI и УМК-VII1, которые в переработанном и дополненном виде вышли только что в издательстве «Просвещение». Аналогичные пособия УМК-VIII и УМК-IX планируется представить в издательство в 2006 г.
Во вновь создаваемых УМК, а также в ежегодных переизданиях уже вышедших из печати авторы учитывают насущные потребности современной школы. Переиздаваемые учебники и учебные пособия не просто перепечатка ранее созданного. В частности, в последние годы в рабочие тетради VI—VII классов целенаправленно включались элементы заданий для подготовки учащихся к ЕГЭ. Вся рабочая тетрадь УМК-VIII ориентирована на знакомство учащихся с заданиями Единого государственного экзамена в различных видах речевой деятельности. УМК-IX нацелен на более планомерную работу по обучению учащихся выполнять задания в указанном формате.
Поскольку недавно вышедший из печати УМК-VIII и готовящийся к изданию УМК-IX, естественно, менее широко известны практикующим учителям, в этой статье авторы хотели бы подробнее остановиться именно на них.
УМК-VIII и УМК-IX построены на таких же методических принципах, что и УМК-VI и УМК-VII тех же авторов2 и разработаны на основе действующей «Программы по английскому языку для школ с углубленным изучением иностранных языков для V-IX классов».3 В новых комплектах нашли отражение как новые тенденции в преподавании языка, так и традиционная, «классическая школа», в которой язык изучается глубоко и основательно, а все навыки владения им получают свое постепенное развитие. Оба учебника и компоненты к ним написаны в русле коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам в контексте диалога культур.
Объем знаний, умений и навыки в области английского языка, заложенный в УМК-VIII и УМК-IX, соотнесен с действующими программами и сориентирован на общеевропейский стандарт. В учебниках значительно расширен и усложнен материал, предназначенный для развития каждого из видов речевой деятельности.
Так, развивая далее у учащихся навыки чтения на английском языке, авторы включают в учебники тексты различных жанров: художественные, описательного характера; публицистические, в том числе интервью, а также газетные и журнальные статьи; тексты информационного характера - энциклопедические статьи, инструкции, рекламу, объявления и т.п. Таким образом, в учебниках для VIII и IX классов представлены реальные аутентичные тексты, в ряде случаев подвергшиеся сокращению, которые отражают реалии страны изучаемого языка.
Подчеркнем, что в УМК-VIII и УМК-IX значительно расширен и усложнен материал, предназначенный для развития каждого из видов речевой деятельности. Оба учебника построены на цикличном повторении пройденного материала, при этом весь изучаемый материал включает как то, что предлагалось учащимся на более ранних этапах обучения, так и то, что было объяснено в рамках предыдущего раздела (Unit).
У учащихся, занимающихся по комплектам данной серии, к завершению основной школы уже должны быть сформированы достаточно твердые навыки владения английским языком, опирающиеся на весьма основательную базу знаний и умений. Авторы сочли необходимым продолжить ту же концептуальную линию в построении учебников, которая была заложена в предыдущие годы и особенно в УМК-VII. Новые УМК имеют целый ряд отличительных особенностей.
В 2001 г. руководство страны высоко оценило учебники и учебные пособия (УМК-IV - УМК-VII) данной серии и присвоило авторам О.В. Афанасьевой, И.Н. Верещагиной, И.В. Михеевой звание Лауреатов премии правительства Российской Федерации в области образования.
В настоящее время вышеназванные УМК имеют два продолжения. Первое из них создано авторским коллективом под руководством профессора В.В. Сафоновой и уже полностью завершено. Оно включает в себя УМК-IX - УМК-Х1.
Второе продолжение разрабатывается авторским коллективом под руководством О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой. Уже созданы и опубликованы три компонента УМК-VIII (учебник, рабочая тетрадь и книга для учителя). Все три компонента получили гриф Министерства образования и науки РФ. Учебник для IX класса находится в производстве в издательстве. В конце 2005 г. авторы завершили работу над оставшимися компонентами УМК-VIII и УМК-1Х.
По просьбе учителей к традиционным компонентам УМК данной серии (учебник, книга для учителя, книга для чтения, рабочая тетрадь, звуковое пособие) авторский коллектив создает новые компоненты. Так, в 2001 г. были изданы проверочные и контрольные задания к УМК-VI и УМК-VII1, которые в переработанном и дополненном виде вышли только что в издательстве «Просвещение». Аналогичные пособия УМК-VIII и УМК-IX планируется представить в издательство в 2006 г.
Во вновь создаваемых УМК, а также в ежегодных переизданиях уже вышедших из печати авторы учитывают насущные потребности современной школы. Переиздаваемые учебники и учебные пособия не просто перепечатка ранее созданного. В частности, в последние годы в рабочие тетради VI—VII классов целенаправленно включались элементы заданий для подготовки учащихся к ЕГЭ. Вся рабочая тетрадь УМК-VIII ориентирована на знакомство учащихся с заданиями Единого государственного экзамена в различных видах речевой деятельности. УМК-IX нацелен на более планомерную работу по обучению учащихся выполнять задания в указанном формате.
Поскольку недавно вышедший из печати УМК-VIII и готовящийся к изданию УМК-IX, естественно, менее широко известны практикующим учителям, в этой статье авторы хотели бы подробнее остановиться именно на них.
УМК-VIII и УМК-IX построены на таких же методических принципах, что и УМК-VI и УМК-VII тех же авторов2 и разработаны на основе действующей «Программы по английскому языку для школ с углубленным изучением иностранных языков для V-IX классов».3 В новых комплектах нашли отражение как новые тенденции в преподавании языка, так и традиционная, «классическая школа», в которой язык изучается глубоко и основательно, а все навыки владения им получают свое постепенное развитие. Оба учебника и компоненты к ним написаны в русле коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам в контексте диалога культур.
Объем знаний, умений и навыки в области английского языка, заложенный в УМК-VIII и УМК-IX, соотнесен с действующими программами и сориентирован на общеевропейский стандарт. В учебниках значительно расширен и усложнен материал, предназначенный для развития каждого из видов речевой деятельности.
Так, развивая далее у учащихся навыки чтения на английском языке, авторы включают в учебники тексты различных жанров: художественные, описательного характера; публицистические, в том числе интервью, а также газетные и журнальные статьи; тексты информационного характера - энциклопедические статьи, инструкции, рекламу, объявления и т.п. Таким образом, в учебниках для VIII и IX классов представлены реальные аутентичные тексты, в ряде случаев подвергшиеся сокращению, которые отражают реалии страны изучаемого языка.
Подчеркнем, что в УМК-VIII и УМК-IX значительно расширен и усложнен материал, предназначенный для развития каждого из видов речевой деятельности. Оба учебника построены на цикличном повторении пройденного материала, при этом весь изучаемый материал включает как то, что предлагалось учащимся на более ранних этапах обучения, так и то, что было объяснено в рамках предыдущего раздела (Unit).
У учащихся, занимающихся по комплектам данной серии, к завершению основной школы уже должны быть сформированы достаточно твердые навыки владения английским языком, опирающиеся на весьма основательную базу знаний и умений. Авторы сочли необходимым продолжить ту же концептуальную линию в построении учебников, которая была заложена в предыдущие годы и особенно в УМК-VII. Новые УМК имеют целый ряд отличительных особенностей.
Учебно-методический комплект для VIII класса
Учебник VIII класса в основном повторяет структуру учебника для VII класса. Единица построения учебника - раздел (Unit) привычен учащимся, однако он рассчитан на более продолжительную работу (приблизительно в течение 26 часов).
Каждый Unit посвящен развитию одной из шести ситуаций общения:
- Choosing a Career: The World of Jobs
- Education: The World of Learning
- Shopping: The World of Money
- Fascination and Challenge: The World ofScience and Technology
- Going to Places: The World of Travelling
- Newspapers and Television: The World ofMass Media
Попадая в мир любой из этих ситуаций, учащиеся последовательно и систематически знакомятся с ней. Каждый Unit учебника состоит из следующих разделов: Revision; Reading for Country Studies; Reading for Information; New Language, подразделяющийся на две секции New Grammar и New Vocabulary со специальной подрубрикой Social English; Reading for Discussion; Speaking, также состоящий из двух секций - Discussing the Text и Discussing the Topic; Miscellaneous и Project Work.
Одним из нововведений в учебнике для VIII класса является наличие специальной таблицы под заголовком FOCUS. В ней достаточно наглядно представлены так называемые «узкие» места изучаемого материала. Это те явления языка, которые, по многолетним наблюдениям авторов, чаще всего вызывают трудности у учащихся. В большой степени при составлении этих таблиц авторы использовали уже хорошо известный учащимся принцип оппозиций. При этом очень часто их внимание акцентируется не на базисных моментах, а на частных явлениях, что делает речь восьмиклассников на английском языке максимально корректной.
Так, например, таблица FOCUS перед упр. 23 ( Unit 6) иллюстрирует случаи употребления герундия после глагола mind. Глубину подачи материала может проиллюстрировать следующий пример. Учебник обращает внимание учащихся на вариативность местоимений те/ту и других во фразах типа Do you mind me/ту opening the window? Согласно каноническим правилам традиционной грамматики в подобных структурах должны употребляться притяжательные местоимения ту, his, her etc.: Do you mind our joining you? Однако за последние десятилетия тенденция употреблять в этих случаях личные местоимения в объектном падеже (те, you, him, her, us etc.) фактически превратилась в норму, во всяком случае, в разговорном английском языке. На наш взгляд, учащиеся должны быть осведомлены о существующей вариативности. Они могут употреблять «более удобный» для каждого вариант, а учителям вряд ли стоит настаивать на использовании только одного из них.
Каждый урок завершается разделом MISCELLANEOUS, который содержит интересный дополнительный материал. Учитель по своему усмотрению может включать его в процесс обучения. Здесь предлагаются стихи, песни, пословицы и поговорки, необычные или малоизвестные факты. Так, в учебник включены стихотворные произведения Р. Фроста (The Road Not Taken), P. Бернса (A Red, Red Rose), У. Дэйвиса (Leisure) и др.
Работа над каждой учебной ситуацией завершается двумя дополнительными уроками {OptionalLessons), а также двумя или тремя уроками домашнего чтения. Материалы для этих уроков находятся в «Книге для чтения-VIII».
Задания раздела PROJECT WORK дают учителю возможность расширить рамки изучаемой темы, а ученику - проявить свои творческие способности. Предполагается, что проектные задания выполняются учениками индивидуально или в небольших группах; все они связаны с поиском и презентацией на английском языке дополнительного материала, что очень полезно при переходе к старшему этапу обучения и готовит учащихся к самостоятельной работе. Проектные задания разнообразны: опрос общественного мнения и представление его результатов, подготовка материалов о школе ко дню открытых дверей, создание рекламы, составление и проведение викторины и игры, подготовка и чтение сообщений. Очень важно, чтобы результаты такой индивидуальной работы были представлены в письменном или графическом виде, чтобы учащиеся могли сравнивать свои работы и учиться друг у друга. Кроме того, учителям желательно найти время для устной презентации проектных работ учащимися и для проведения в классе или во внеурочное время игры и викторины. Главное -сделать так, чтобы проектная работа не стала формальностью, а, напротив, привносила в учебный процесс разнообразие и была полезной.
В отличие от УМК-VII новый УМК не предлагает в конце учебника специальный раздел REFERENCE GRAMMAR. Авторы полагают, что пояснения, которые даются в соответствующих таблицах и комментариях к ним в подразделе NEW GRAMMAR, достаточно обстоятельны и наглядны. Помимо этого учитель имеет возможность воспользоваться поурочными комментариями относительно наиболее сложных лексических и грамматических явлений, которые предлагаются учителю в «Книге для учителя» (см. раздел «Методические рекомендации по работе над учебными ситуациями»).
В учебнике для VIII класса отсутствуют специальные уроки повторения. Возможность освежить в памяти учащихся материал, пройденный ранее, предоставляется учителю и ученикам в течение всего учебного года. Специально этому отводится начальный раздел каждой учебной ситуации — повторение (REVISION). Заметим, однако, что эта часть каждого урока посвящена не только повторению, но и ознакомлению с новым материалом, который дозированно вводится в структуру указанного раздела на протяжении всего курса. При этом новый материал охватывает чаще всего новую лексику в рамках изученных тем, расширяя и углубляя ее. В некоторых случаях здесь же вносятся незначительные коррективы и дополнения к уже пройденным грамматическим явлениям, причем, по возможности, повторение предлагается в виде анализа, сопоставления уже известных учащимся фактов языка. Выполняя задания, составленные по принципу оппозиций, учащиеся производят несложный сравнительный анализ повторяемых и изучаемых явлений языка, с помощью учителя, а иногда и сами делают соответствующие выводы лингвистического характера. Так, например, в процессе повторения учащимся предоставляется возможность вспомнить целый ряд профессий, с которыми они сталкивались на предыдущих этапах обучения. Сюда относятся многие названия профессий, образованные при помощи аффиксации (модель N + -ег/-ог) или путем словосложения (police + man) (упр. 5, 6,8). Эту же цель преследуют упр. 7, 9, 10. Некоторые названия профессий, возможно, не встречались еще учащимся (architect, customs officer, chemist, optician etc.), однако это единичные случаи, и учащиеся могут уточнить значение того или иного слова, пользуясь словарем.
В фокус внимания в этой части урока попадает также различение синонимов а barber/a hairdresser, a tailor/a dressmaker, a shop assistant/a salesman(woman).
Раздел повторения грамматики, прежде всего, ориентирован на то, чтобы учащиеся вспомнили основные случаи употребления сослагательного наклонения и смогли попрактиковаться в использовании соответствующих структур (упр. 11, 12, 13, 14, 15).
В этом же разделе (Unit 2) повторение сослагательных наклонений предлагается в оппозиции Present Subjunctive versus Past Subjunctive. Последнее грамматическое явление дается учащимся в качестве нового грамматического материала в рамках первой учебной ситуации (Unit 1).
Обучение грамматике. В соответствии с программными установками и полагая, что предыдущие этапы обучения проходили с использованием УМ К данной серии, авторы сконцентрировали внимание на тех грамматических явлениях повышенной сложности, которые либо только едва затрагивались ранее, либо не рассматривались вовсе. Основными явлениями грамматики в УМК-VIII, которые должны быть освоены учащимися, являются особенности функционирования модальных глаголов и их эквивалентов (can, may, must, should, ought (to), need, to have (to), to be (to)), сослагательного наклонения, неличных форм глагола (инфинитив, герундий). Достаточно большое внимание на этом этапе обучения уделяется такой части речи, как наречие. Учащиеся могут на специально разработанных упражнениях потренироваться в употреблении этих единиц в речи; при этом специально предлагаются задания на противопоставление наречий и прилагательных. В УМК-VIII учащиеся знакомятся с субстантивированными прилагательными (the rich, the poof), с некоторыми особенностями префиксального словообразования и спецификой употребления притяжательного падежа. Однако весь этот новый материал предлагается учащимся на фоне постоянного обращения к уже знакомым грамматическим явлениям: глагол и существующая система времен в рамках действительного и страдательного залогов, артикль, имя существительное, имя прилагательное.
Обучение лексике. УМК-VIII продолжает работу по системному обучению лексике современного английского языка. При этом, в отличие от прежних этапов обучения, помимо работы над синонимами, антонимами и фразовыми глаголами, вниманию учащихся предлагается семантика многозначных слов и ведется планомерная работа над употреблением подобных слов в речи в различных значениях.
Тематика учебных ситуаций также выбрана с учетом требований действующих программ и включает как «прохождение» уже в какой-то степени знакомых учащимся ситуаций общения - Education, Shopping, Jobs, Travelling, так и абсолютно новых - The World of Science and Technology, Mass Media, Money. Все эти явления - неотъемлемые атрибуты современной жизни, и у людей нового тысячелетия возникает потребность обсуждать данные проблемы. Заметим также, что уже частично знакомые темы предлагаются в УМК-VIII абсолютно иначе, акцентируются те стороны знакомого явления, которые ранее не затрагивались. Так, в теме Education речь идет о среднем образовании в Британии на уровне государственных и частных школ, о существующей системе экзаменов. Обсуждая профессиональные занятия, УМК-VIII нацеливает учащихся на обсуждение проблемы выбора профессии. На данном этапе обучения учащиеся знакомятся с существующей в языке вариативностью средств выражения при описании этих ситуаций общения.
Как и в УМК предыдущих лет, в учебнике для VIII класса авторы предлагают многочисленные и разнообразные упражнения, нацеленные на обучение каждому виду речевой деятельности.
Обучение чтению. Обучение различным видам чтения авторы предлагают вести на текстах с различной целевой установкой: Reading for country studies, Reading for information, Reading for discussion. Помимо этого, в канву каждого урока (Unit) включаются и другие задания, направленные на развитие навыков чтения.
Все виды текстов в той или иной степени дают учащимся возможность:
- просмотреть предложенный материал, с тем чтобы понять общий смысл текста (просмотровое чтение);
- извлечь из него конкретную информацию (поисковое чтение);
- внимательно прочесть текст и максимально понять его (детальное чтение).
Широко представлены в учебнике художественные тексты поэтического и прозаического характера, которые способствуют решению учебных задач и дают возможность учащимся получить эстетическое удовольствие и развивают их художественный вкус.
На новом этапе обучения учащиеся погружаются в реально функционирующий, а не препарированный и облегченный язык и постепенно учатся самостоятельно справляться с его сложностями. Читая текст, ученики выполняют предтекстовое задание, находят необходимую информацию, абстрагируясь от второстепенных деталей и максимально используя языковую догадку, сочетаемость слов, знакомые словообразовательные модели, интернациональную лексику. Подчеркивая необходимость обучения поисковому и просмотровому чтению, авторы тем не менее считают обязательным продолжать работу над детальным чтением, в том числе и чтением со словарем, которое столь же важно и приучает к внимательному отношению и к деталям, и к конкретным особенностям языка, что важно при переходе к старшему этапу обучения.
Остановимся на заданиях с пометкой [D] - «словарь», впервые появившихся в УМК-VIH. Задания с пометкой [D] встречаются в разных частях учебника, в частности, в рубрике READING FOR COUNTRY STUDIES. Работа с заданиями этой рубрики предполагает два уровня выполнения:
- первое знакомство с помощью аудирования и/или чтения (где словарь не используется, а проверка понимания текста проходит таким образом, что незнакомые слова «не мешают» ее выполнению);
- более внимательное прочтение текста с помощью словаря. Этот, второй, этап очень важен, так как выработка привычки систематической работы с двуязычным, а лучше одноязычным словарем является одной из главных задач данной стадии обучения.
Возьмем для примера текст этой рубрики урока 1 "UnusualJobs: A Bodyguard". После прослушивания текста ученики говорят, какие темы из предложенного списка не затрагиваются в тексте, т. е. от них требуется лишь самое общее его понимание. Далее учащиеся переходят к чтению со словарем (это можно делать в классе или дома по усмотрению учителя) и выполняют более сложные задания - сформулировать вопросы к уже существующим ответам. Для выполнения этого, второго, задания требуется гораздо более детальное знакомство с текстом и желательно его стопроцентное понимание, возникает необходимость работы учащихся со словарем. В упомянутом тексте есть слова, о значении которых можно догадаться либо по их звучанию и структуре (romanticized, associated, tendency, lifestyle, manpower, unsafe и др.), и слова, о значении которых можно догадаться по контексту (assassinated используется как синоним слова killed; spouse - как синоним слова wife и т. д.). Однако в нем могут оказаться и такие слова, значение которых может быть не понятно ученикам. В любом случае учащимся рекомендуется обратиться к словарю, чтобы познакомиться с новым словом или же убедиться в правильности своей догадки. В рассматриваемом тексте ученики сталкиваются, как минимум, с 26 незнакомыми словами (около 6% от общего количества слов): romanticized, associated, tendency, lifestyle, manpower, unsafe, assassinated, spouse, attempt, inauguration, protection, surrounded, accompany, agent, selected, pistol, rifle, proposed, equipment, escape, route, emergency, evacuation, arise, mission, budget. Как видно из этого списка, примерно половина из них созвучна с русскими словами сходного значения, смысл остальных в большинстве случаев понятен из контекста, и лишь очень незначительное количество слов (escape, route, emergency) требует обращения к словарю.
При работе с УМК-VIH авторы настоятельно рекомендуют учителям советовать учащимся работать не только с англо-русскими, но и с одноязычными англо-английскими словарями, которые дают гораздо более точное представление о семантике слова и его употреблении и, главное, позволяют постепенно отказываться от родного языка как средства извлечения или передачи смысла. Учащиеся, работавшие по УМК данной серии, вполне готовы к работе с одноязычными словарями, так как на протяжении нескольких лет авторы старались вводить и закреплять новую лексику, преимущественно пользуясь словарными дефинициями, а к родному языку прибегали лишь тогда, когда важно было показать разницу между ним и изучаемым языком.
Обучение устной речи строится на тех же принципах, что и в предыдущие годы. Главным здесь авторы считают тщательную подготовку к речи: учащиеся должны иметь как мотив для говорения, так и языковые средства, с помощью которых они могут выразить свои мысли. Количество заданий, предназначенных для устной речи, в УМК-VIII по сравнению с предыдущими увеличено. Наряду с речью подготовленной и полуподготовленной, учащимся предлагается принимать участие в обсуждении дискуссионных проблем. Помимо заданий, непосредственно предназначенных для развития навыков устной речи, УМК-VIII предлагает разнообразный и объемный материал для чтения и дальнейшего обсуждения.
В новом УМК акцент делается на монологическую речь, но и обучение диалогической речи также не остается без внимания. Раздел SOCIAL ENGLISH, прежде всего, дает возможность учителю организовывать работу учащихся по составлению и разыгрыванию диалогов, но это не единственная возможность: диалогической речи можно обучать и с помощью текстов и других заданий учебника.
Проектные задания также предназначены для развития у школьников способности не только самостоятельно разыскивать и организовывать информацию, но и излагать результаты своих исследований на английском языке.
Обучение аудированию. В УМК-VIII включены задания, специально предназначенные для развития навыка аудирования. Как отмечалось выше, каждый урок (Unit) учебника содержит текст информационно-страноведческого характера Reading for Country Studies, который учащиеся сначала прослушивают, выполняют задание на проверку его понимания, а уже после этого читают. Задания такого типа включены в УМК данной серии впервые, так как восприятие на слух текста информационного характера труднее, чем текста сюжетного характера, и до сих пор учащиеся были к нему не готовы. По представлению авторов, на восьмом году обучения такая задача стала вполне выполнимой. Впрочем, сюжетные тексты не забыты — они используются в задании на аудирование, завершающем работу над лексикой, и являются традиционными для данной серии. В учебнике УМК-VIII озвучены также отдельные задания типа Answer the questions. И сделано это с двоякой целью: с одной стороны, закрепить интонацию в вопросительном предложении, а с другой стороны, они также служат для развития навыков аудирования.
Аудиозаписи к УМК-VIII выполняют и другую важную роль — они являются образцом для работы над фонетической стороной языка. Авторы рекомендуют учителям пользоваться аудиозаписями при работе над техникой чтения художественного текста (раздел Reading for discussion), стихов и песен (раздел Miscellaneous).
Обучение письму. Обучение творческому письму на новом этапе выносится за рамки учебника. Что же касается письменных заданий, предусмотренных в нем, то они носят преимущественно тренировочный характер, а письмо в этом случае служит средством обучения, позволяя закрепить изученный лексико-грамматический материал. Целый ряд заданий рекомендуется для устной работы в классе и последующего письменного выполнения дома. Такие задания отмечены особым символом, чего не было в предыдущих УМК. Одним из основополагающих моментов в области обучения иностранным языкам является признание практически всеми учителями и методистами того факта, что современные школьники должны использовать язык в виде инструмента общения в диалоге культур современного мира.
Принимая во внимание этот факт, все учебники нового поколения по иностранным языкам в обязательном порядке включают в свою структуру материалы страноведческого и лингвострановедчес-кого характера. УМК данной серии, начиная с третьего года обучения, постепенно наращивает объем данного материала в соответствующих учебниках. В учебнике для восьмого класса эта линия является, безусловно, одной из доминирующих. Страноведческий материал системно вводится, начиная со специально разработанного раздела в каждой учебной ситуации (Reading for Country Studies) и заканчивая проектной работой (Project Work).
Предполагая, что все учащиеся планомерно выполняют большинство из предлагаемых заданий, авторы в новом комплекте используют принцип избыточности, который получил одобрение у практикующих учителей.
Учебно-методический комплект для IX класса
Учебник для IX класса состоит из четырех весьма объемных частей или учебных ситуаций (Units), каждая из которых тематически представлена следующим образом:
- Pages of History: Linking Past and Present
- People and Society
- You Are a Teenager Only Once
- Family Matters
Каждая из указанных частей рассчитана на работу в течение одной четверти и завершается выполнением контрольной работы, приблизительный образец которой предлагается в рабочей тетради. Структурно во многом совпадая с учебником для VIII класса, новый учебник тем не менее имеет свои отличия. Прежде всего, это количественные показатели - любая часть (Unit) предполагает работу в течение 38-40 часов, а не 26-28, как было в VIII классе. Каждая учебная часть начинается со своеобразного введения в тему -INTRODUCTION. Этот раздел в небольшом тексте, предваряющем собственно задания, определяет основную проблематику той или иной части. Так, например, для второй учебной ситуации "People and Society" этими проблемами являются политическое устройство различных сообществ, чаяния, надежды людей на лучшую жизнь, философские концепции осмысления подобных общественных структур. После такого вступления учащимся предлагаются вопросы по теме самого общего плана. Например:
- Do you think that politicians have any effect on our life? What effect?
- What famous politicians do you know?
- Do you personally find politics interesting?
- Do you think that in the new millennium peoples will become closer and finally unite or keep their own integrity?
- Which way would you prefer? Etc.
После общего разговора по данным проблемам учащиеся выполняют задание под рубрикой Test Yourself. Это упражнение, построенное по принципу множественного выбора, дает возможность учащимся сконцентрироваться на некоторых моментах политической жизни России, Великобритании и США и проверить свои знания в этой области, полученные не только на уроках английского языка, но и в ходе изучения других школьных предметов.
В раздел INTRODUCTION включаются еще одно-два задания. В данном случае учащимся предлагается список известных философов прошлого тысячелетия с просьбой соединить их имена с названиями стран, в которых они жили и работали (при этом названия стран также задаются, но уже в ином списке).
Вторым разделом каждой учебной ситуации является раздел, посвященный аудированию LISTENING COMPREHENSION. В данный раздел включены три задания, тематически увязанные с речевой ситуацией. Проверка понимания в большинстве случаев осуществляется в формате ЕГЭ или в формате CSE. Таким образом, в течение учебного года учащиеся имеют возможность достаточно планомерно заниматься аудированием, тем более что в рабочую тетрадь также включаются задания на развитие навыков и умений этого вида речевой деятельности.
Третьим разделом каждой речевой ситуации учебника является READING. Формат заданий его также максимально приближен к формату заданий на чтение, которые могут предлагаться учащимся во время Единого государственного экзамена по английскому языку. Все тексты аутентичны. По сложности они приближаются к повышенному или к высокому уровню по шкалам, принятым при создании заданий на чтение в рамках ЕГЭ. На новом этапе обучения авторы настаивают на использовании словаря. Они намеренно не облегчали материал для чтения и иных заданий, полагая, что предыдущие годы обучения по УМК данной серии подготовили учащихся, с одной стороны, к использованию словарей (в том числе англо-английских), а с другой - к пониманию текстов подобной сложности при наличии в них 5-6% явно незнакомых учащимся слов. Подчеркнем также, что все тексты раздела READING тематически увязаны с той или иной учебной ситуацией. Например, во второй учебной ситуации "People and Society" это три текста: Nobel Peace Prize Winners; Well-known Politicians; An Ideal Society.
Следующий раздел учебника USE OF ENGLISH состоит из двух подразделов:
GRAMMAR SECTION акцентирует внимание учащихся на проблемах грамматики современного английского языка; VOCABULARY SECTION посвящен сложностям и особенностям словарного состава. Оба подраздела содержат задания на повторение изученного материла, а также на дальнейшее углубление и расширение знаний учащихся в области лексики и грамматики. При этом повторение грамматики осуществляется в уже привычном для учащихся режиме оппозиции и касается, прежде всего, системы времен, артиклей, а также функциональных (служебных) слов. В этом же подразделе в таблицах FOCUS учащиеся знакомятся с новыми фактами, касающимися этих моментов грамматики.
Аналогичным образом построена и лексическая часть раздела USE OF ENGLISH. При этом некоторые задания на повторение лексики предлагаются в формате ЕГЭ, часть из них по-прежнему концентрирует внимание учащихся на фразовых глаголах. Особое внимание уделяется активному вокабуляру, при этом словарь УМК-IX уже качественно иной. В большинстве случаев в него включены полисемантичные единицы, часто абстрактного характера, которые предлагаются в комплексе своих синтагматических и парадигматических характеристик.
При отработке нового лексикона большое внимание уделяется языковой догадке. Учащимся предлагается семантизировать новые единицы по контексту, по словообразовательным моделям, сочетаемости и т.д.
Следующий раздел учебника - READING FOR DISCUSSION. В нем учащиеся знакомятся с материалами, которые служат основой для следующего структурного раздела учебника - SPEAKING. Текст соответствующей тематики предлагает полемические положения, по которым от учащихся ожидаются различные высказывания с выражением их собственной точки зрения. Текст представляет немалый интерес также и с точки зрения языка.
Раздел, нацеленный на отработку навыков говорения, предполагает как монологические высказывания, так и работу в парах или группах. Часть заданий и здесь предлагается в формате ЕГЭ.
Отличительная черта нового учебника - раздел USEFUL TIPS FOR ENGLISH LEARNERS, в котором основное внимание обращается на корректность использования английского языка, в частности, обусловленную социальными причинами. Учащиеся знакомятся с ситуациями, когда неверный выбор языковых средств может невольно обидеть собеседника. Эта проблема может возникнуть при обсуждении тем пола, расовой принадлежности, болезней, смерти и т.д. Учащиеся получают рекомендации по правильному речевому поведению в подобных ситуациях.
В новом ракурсе структурирован и раздел WRITING. Именно в IX классе учащиеся впервые начинают заниматься письмом как видом речевой деятельности. При этом им предстоит научиться заполнять анкеты, писать письма личного характера, открытки, записки и т.д. Большое внимание уделяется оформлению писем — как написать адрес, где расположить подпись, как начать письмо, как его структурировать и т.д. В учебнике можно найти реальные образцы писем, на которые учащимся следует ответить, аутентичные анкеты для заполнения. Часть заданий этого раздела соответствует формату ЕГЭ.
Каждая учебная ситуация завершается разделом MISCELLANEOUS, куда включены стихи и выдержки из знаменитой книги Джорджа Микеша, повествующей в юмористическом ключе о национальных особенностях английского характера. Учебник также предлагает проектные задания в рамках каждой учебной ситуации.
Таковы характерные черты учебно-методических комплектов для VIII и IX классов школ с углубленным изучением английского языка, гимназий и колледжей. Авторы надеются, что они помогут учителям в их работе и станут не менее популярными, чем предшествующие им УМК.
Учебник VIII класса в основном повторяет структуру учебника для VII класса. Единица построения учебника - раздел (Unit) привычен учащимся, однако он рассчитан на более продолжительную работу (приблизительно в течение 26 часов).
Каждый Unit посвящен развитию одной из шести ситуаций общения:
- Choosing a Career: The World of Jobs
- Education: The World of Learning
- Shopping: The World of Money
- Fascination and Challenge: The World ofScience and Technology
- Going to Places: The World of Travelling
- Newspapers and Television: The World ofMass Media
Попадая в мир любой из этих ситуаций, учащиеся последовательно и систематически знакомятся с ней. Каждый Unit учебника состоит из следующих разделов: Revision; Reading for Country Studies; Reading for Information; New Language, подразделяющийся на две секции New Grammar и New Vocabulary со специальной подрубрикой Social English; Reading for Discussion; Speaking, также состоящий из двух секций - Discussing the Text и Discussing the Topic; Miscellaneous и Project Work.
Одним из нововведений в учебнике для VIII класса является наличие специальной таблицы под заголовком FOCUS. В ней достаточно наглядно представлены так называемые «узкие» места изучаемого материала. Это те явления языка, которые, по многолетним наблюдениям авторов, чаще всего вызывают трудности у учащихся. В большой степени при составлении этих таблиц авторы использовали уже хорошо известный учащимся принцип оппозиций. При этом очень часто их внимание акцентируется не на базисных моментах, а на частных явлениях, что делает речь восьмиклассников на английском языке максимально корректной.
Так, например, таблица FOCUS перед упр. 23 ( Unit 6) иллюстрирует случаи употребления герундия после глагола mind. Глубину подачи материала может проиллюстрировать следующий пример. Учебник обращает внимание учащихся на вариативность местоимений те/ту и других во фразах типа Do you mind me/ту opening the window? Согласно каноническим правилам традиционной грамматики в подобных структурах должны употребляться притяжательные местоимения ту, his, her etc.: Do you mind our joining you? Однако за последние десятилетия тенденция употреблять в этих случаях личные местоимения в объектном падеже (те, you, him, her, us etc.) фактически превратилась в норму, во всяком случае, в разговорном английском языке. На наш взгляд, учащиеся должны быть осведомлены о существующей вариативности. Они могут употреблять «более удобный» для каждого вариант, а учителям вряд ли стоит настаивать на использовании только одного из них.
Каждый урок завершается разделом MISCELLANEOUS, который содержит интересный дополнительный материал. Учитель по своему усмотрению может включать его в процесс обучения. Здесь предлагаются стихи, песни, пословицы и поговорки, необычные или малоизвестные факты. Так, в учебник включены стихотворные произведения Р. Фроста (The Road Not Taken), P. Бернса (A Red, Red Rose), У. Дэйвиса (Leisure) и др.
Работа над каждой учебной ситуацией завершается двумя дополнительными уроками {OptionalLessons), а также двумя или тремя уроками домашнего чтения. Материалы для этих уроков находятся в «Книге для чтения-VIII».
Задания раздела PROJECT WORK дают учителю возможность расширить рамки изучаемой темы, а ученику - проявить свои творческие способности. Предполагается, что проектные задания выполняются учениками индивидуально или в небольших группах; все они связаны с поиском и презентацией на английском языке дополнительного материала, что очень полезно при переходе к старшему этапу обучения и готовит учащихся к самостоятельной работе. Проектные задания разнообразны: опрос общественного мнения и представление его результатов, подготовка материалов о школе ко дню открытых дверей, создание рекламы, составление и проведение викторины и игры, подготовка и чтение сообщений. Очень важно, чтобы результаты такой индивидуальной работы были представлены в письменном или графическом виде, чтобы учащиеся могли сравнивать свои работы и учиться друг у друга. Кроме того, учителям желательно найти время для устной презентации проектных работ учащимися и для проведения в классе или во внеурочное время игры и викторины. Главное -сделать так, чтобы проектная работа не стала формальностью, а, напротив, привносила в учебный процесс разнообразие и была полезной.
В отличие от УМК-VII новый УМК не предлагает в конце учебника специальный раздел REFERENCE GRAMMAR. Авторы полагают, что пояснения, которые даются в соответствующих таблицах и комментариях к ним в подразделе NEW GRAMMAR, достаточно обстоятельны и наглядны. Помимо этого учитель имеет возможность воспользоваться поурочными комментариями относительно наиболее сложных лексических и грамматических явлений, которые предлагаются учителю в «Книге для учителя» (см. раздел «Методические рекомендации по работе над учебными ситуациями»).
В учебнике для VIII класса отсутствуют специальные уроки повторения. Возможность освежить в памяти учащихся материал, пройденный ранее, предоставляется учителю и ученикам в течение всего учебного года. Специально этому отводится начальный раздел каждой учебной ситуации — повторение (REVISION). Заметим, однако, что эта часть каждого урока посвящена не только повторению, но и ознакомлению с новым материалом, который дозированно вводится в структуру указанного раздела на протяжении всего курса. При этом новый материал охватывает чаще всего новую лексику в рамках изученных тем, расширяя и углубляя ее. В некоторых случаях здесь же вносятся незначительные коррективы и дополнения к уже пройденным грамматическим явлениям, причем, по возможности, повторение предлагается в виде анализа, сопоставления уже известных учащимся фактов языка. Выполняя задания, составленные по принципу оппозиций, учащиеся производят несложный сравнительный анализ повторяемых и изучаемых явлений языка, с помощью учителя, а иногда и сами делают соответствующие выводы лингвистического характера. Так, например, в процессе повторения учащимся предоставляется возможность вспомнить целый ряд профессий, с которыми они сталкивались на предыдущих этапах обучения. Сюда относятся многие названия профессий, образованные при помощи аффиксации (модель N + -ег/-ог) или путем словосложения (police + man) (упр. 5, 6,8). Эту же цель преследуют упр. 7, 9, 10. Некоторые названия профессий, возможно, не встречались еще учащимся (architect, customs officer, chemist, optician etc.), однако это единичные случаи, и учащиеся могут уточнить значение того или иного слова, пользуясь словарем.
В фокус внимания в этой части урока попадает также различение синонимов а barber/a hairdresser, a tailor/a dressmaker, a shop assistant/a salesman(woman).
Раздел повторения грамматики, прежде всего, ориентирован на то, чтобы учащиеся вспомнили основные случаи употребления сослагательного наклонения и смогли попрактиковаться в использовании соответствующих структур (упр. 11, 12, 13, 14, 15).
В этом же разделе (Unit 2) повторение сослагательных наклонений предлагается в оппозиции Present Subjunctive versus Past Subjunctive. Последнее грамматическое явление дается учащимся в качестве нового грамматического материала в рамках первой учебной ситуации (Unit 1).
Обучение грамматике. В соответствии с программными установками и полагая, что предыдущие этапы обучения проходили с использованием УМ К данной серии, авторы сконцентрировали внимание на тех грамматических явлениях повышенной сложности, которые либо только едва затрагивались ранее, либо не рассматривались вовсе. Основными явлениями грамматики в УМК-VIII, которые должны быть освоены учащимися, являются особенности функционирования модальных глаголов и их эквивалентов (can, may, must, should, ought (to), need, to have (to), to be (to)), сослагательного наклонения, неличных форм глагола (инфинитив, герундий). Достаточно большое внимание на этом этапе обучения уделяется такой части речи, как наречие. Учащиеся могут на специально разработанных упражнениях потренироваться в употреблении этих единиц в речи; при этом специально предлагаются задания на противопоставление наречий и прилагательных. В УМК-VIII учащиеся знакомятся с субстантивированными прилагательными (the rich, the poof), с некоторыми особенностями префиксального словообразования и спецификой употребления притяжательного падежа. Однако весь этот новый материал предлагается учащимся на фоне постоянного обращения к уже знакомым грамматическим явлениям: глагол и существующая система времен в рамках действительного и страдательного залогов, артикль, имя существительное, имя прилагательное.
Обучение лексике. УМК-VIII продолжает работу по системному обучению лексике современного английского языка. При этом, в отличие от прежних этапов обучения, помимо работы над синонимами, антонимами и фразовыми глаголами, вниманию учащихся предлагается семантика многозначных слов и ведется планомерная работа над употреблением подобных слов в речи в различных значениях.
Тематика учебных ситуаций также выбрана с учетом требований действующих программ и включает как «прохождение» уже в какой-то степени знакомых учащимся ситуаций общения - Education, Shopping, Jobs, Travelling, так и абсолютно новых - The World of Science and Technology, Mass Media, Money. Все эти явления - неотъемлемые атрибуты современной жизни, и у людей нового тысячелетия возникает потребность обсуждать данные проблемы. Заметим также, что уже частично знакомые темы предлагаются в УМК-VIII абсолютно иначе, акцентируются те стороны знакомого явления, которые ранее не затрагивались. Так, в теме Education речь идет о среднем образовании в Британии на уровне государственных и частных школ, о существующей системе экзаменов. Обсуждая профессиональные занятия, УМК-VIII нацеливает учащихся на обсуждение проблемы выбора профессии. На данном этапе обучения учащиеся знакомятся с существующей в языке вариативностью средств выражения при описании этих ситуаций общения.
Как и в УМК предыдущих лет, в учебнике для VIII класса авторы предлагают многочисленные и разнообразные упражнения, нацеленные на обучение каждому виду речевой деятельности.
Обучение чтению. Обучение различным видам чтения авторы предлагают вести на текстах с различной целевой установкой: Reading for country studies, Reading for information, Reading for discussion. Помимо этого, в канву каждого урока (Unit) включаются и другие задания, направленные на развитие навыков чтения.
Все виды текстов в той или иной степени дают учащимся возможность:
- просмотреть предложенный материал, с тем чтобы понять общий смысл текста (просмотровое чтение);
- извлечь из него конкретную информацию (поисковое чтение);
- внимательно прочесть текст и максимально понять его (детальное чтение).
Широко представлены в учебнике художественные тексты поэтического и прозаического характера, которые способствуют решению учебных задач и дают возможность учащимся получить эстетическое удовольствие и развивают их художественный вкус.
На новом этапе обучения учащиеся погружаются в реально функционирующий, а не препарированный и облегченный язык и постепенно учатся самостоятельно справляться с его сложностями. Читая текст, ученики выполняют предтекстовое задание, находят необходимую информацию, абстрагируясь от второстепенных деталей и максимально используя языковую догадку, сочетаемость слов, знакомые словообразовательные модели, интернациональную лексику. Подчеркивая необходимость обучения поисковому и просмотровому чтению, авторы тем не менее считают обязательным продолжать работу над детальным чтением, в том числе и чтением со словарем, которое столь же важно и приучает к внимательному отношению и к деталям, и к конкретным особенностям языка, что важно при переходе к старшему этапу обучения.
Остановимся на заданиях с пометкой [D] - «словарь», впервые появившихся в УМК-VIH. Задания с пометкой [D] встречаются в разных частях учебника, в частности, в рубрике READING FOR COUNTRY STUDIES. Работа с заданиями этой рубрики предполагает два уровня выполнения:
- первое знакомство с помощью аудирования и/или чтения (где словарь не используется, а проверка понимания текста проходит таким образом, что незнакомые слова «не мешают» ее выполнению);
- более внимательное прочтение текста с помощью словаря. Этот, второй, этап очень важен, так как выработка привычки систематической работы с двуязычным, а лучше одноязычным словарем является одной из главных задач данной стадии обучения.
Возьмем для примера текст этой рубрики урока 1 "UnusualJobs: A Bodyguard". После прослушивания текста ученики говорят, какие темы из предложенного списка не затрагиваются в тексте, т. е. от них требуется лишь самое общее его понимание. Далее учащиеся переходят к чтению со словарем (это можно делать в классе или дома по усмотрению учителя) и выполняют более сложные задания - сформулировать вопросы к уже существующим ответам. Для выполнения этого, второго, задания требуется гораздо более детальное знакомство с текстом и желательно его стопроцентное понимание, возникает необходимость работы учащихся со словарем. В упомянутом тексте есть слова, о значении которых можно догадаться либо по их звучанию и структуре (romanticized, associated, tendency, lifestyle, manpower, unsafe и др.), и слова, о значении которых можно догадаться по контексту (assassinated используется как синоним слова killed; spouse - как синоним слова wife и т. д.). Однако в нем могут оказаться и такие слова, значение которых может быть не понятно ученикам. В любом случае учащимся рекомендуется обратиться к словарю, чтобы познакомиться с новым словом или же убедиться в правильности своей догадки. В рассматриваемом тексте ученики сталкиваются, как минимум, с 26 незнакомыми словами (около 6% от общего количества слов): romanticized, associated, tendency, lifestyle, manpower, unsafe, assassinated, spouse, attempt, inauguration, protection, surrounded, accompany, agent, selected, pistol, rifle, proposed, equipment, escape, route, emergency, evacuation, arise, mission, budget. Как видно из этого списка, примерно половина из них созвучна с русскими словами сходного значения, смысл остальных в большинстве случаев понятен из контекста, и лишь очень незначительное количество слов (escape, route, emergency) требует обращения к словарю.
При работе с УМК-VIH авторы настоятельно рекомендуют учителям советовать учащимся работать не только с англо-русскими, но и с одноязычными англо-английскими словарями, которые дают гораздо более точное представление о семантике слова и его употреблении и, главное, позволяют постепенно отказываться от родного языка как средства извлечения или передачи смысла. Учащиеся, работавшие по УМК данной серии, вполне готовы к работе с одноязычными словарями, так как на протяжении нескольких лет авторы старались вводить и закреплять новую лексику, преимущественно пользуясь словарными дефинициями, а к родному языку прибегали лишь тогда, когда важно было показать разницу между ним и изучаемым языком.
Обучение устной речи строится на тех же принципах, что и в предыдущие годы. Главным здесь авторы считают тщательную подготовку к речи: учащиеся должны иметь как мотив для говорения, так и языковые средства, с помощью которых они могут выразить свои мысли. Количество заданий, предназначенных для устной речи, в УМК-VIII по сравнению с предыдущими увеличено. Наряду с речью подготовленной и полуподготовленной, учащимся предлагается принимать участие в обсуждении дискуссионных проблем. Помимо заданий, непосредственно предназначенных для развития навыков устной речи, УМК-VIII предлагает разнообразный и объемный материал для чтения и дальнейшего обсуждения.
В новом УМК акцент делается на монологическую речь, но и обучение диалогической речи также не остается без внимания. Раздел SOCIAL ENGLISH, прежде всего, дает возможность учителю организовывать работу учащихся по составлению и разыгрыванию диалогов, но это не единственная возможность: диалогической речи можно обучать и с помощью текстов и других заданий учебника.
Проектные задания также предназначены для развития у школьников способности не только самостоятельно разыскивать и организовывать информацию, но и излагать результаты своих исследований на английском языке.
Обучение аудированию. В УМК-VIII включены задания, специально предназначенные для развития навыка аудирования. Как отмечалось выше, каждый урок (Unit) учебника содержит текст информационно-страноведческого характера Reading for Country Studies, который учащиеся сначала прослушивают, выполняют задание на проверку его понимания, а уже после этого читают. Задания такого типа включены в УМК данной серии впервые, так как восприятие на слух текста информационного характера труднее, чем текста сюжетного характера, и до сих пор учащиеся были к нему не готовы. По представлению авторов, на восьмом году обучения такая задача стала вполне выполнимой. Впрочем, сюжетные тексты не забыты — они используются в задании на аудирование, завершающем работу над лексикой, и являются традиционными для данной серии. В учебнике УМК-VIII озвучены также отдельные задания типа Answer the questions. И сделано это с двоякой целью: с одной стороны, закрепить интонацию в вопросительном предложении, а с другой стороны, они также служат для развития навыков аудирования.
Аудиозаписи к УМК-VIII выполняют и другую важную роль — они являются образцом для работы над фонетической стороной языка. Авторы рекомендуют учителям пользоваться аудиозаписями при работе над техникой чтения художественного текста (раздел Reading for discussion), стихов и песен (раздел Miscellaneous).
Обучение письму. Обучение творческому письму на новом этапе выносится за рамки учебника. Что же касается письменных заданий, предусмотренных в нем, то они носят преимущественно тренировочный характер, а письмо в этом случае служит средством обучения, позволяя закрепить изученный лексико-грамматический материал. Целый ряд заданий рекомендуется для устной работы в классе и последующего письменного выполнения дома. Такие задания отмечены особым символом, чего не было в предыдущих УМК. Одним из основополагающих моментов в области обучения иностранным языкам является признание практически всеми учителями и методистами того факта, что современные школьники должны использовать язык в виде инструмента общения в диалоге культур современного мира.
Принимая во внимание этот факт, все учебники нового поколения по иностранным языкам в обязательном порядке включают в свою структуру материалы страноведческого и лингвострановедчес-кого характера. УМК данной серии, начиная с третьего года обучения, постепенно наращивает объем данного материала в соответствующих учебниках. В учебнике для восьмого класса эта линия является, безусловно, одной из доминирующих. Страноведческий материал системно вводится, начиная со специально разработанного раздела в каждой учебной ситуации (Reading for Country Studies) и заканчивая проектной работой (Project Work).
Предполагая, что все учащиеся планомерно выполняют большинство из предлагаемых заданий, авторы в новом комплекте используют принцип избыточности, который получил одобрение у практикующих учителей.
Учебно-методический комплект для IX класса
Учебник для IX класса состоит из четырех весьма объемных частей или учебных ситуаций (Units), каждая из которых тематически представлена следующим образом:
- Pages of History: Linking Past and Present
- People and Society
- You Are a Teenager Only Once
- Family Matters
Каждая из указанных частей рассчитана на работу в течение одной четверти и завершается выполнением контрольной работы, приблизительный образец которой предлагается в рабочей тетради. Структурно во многом совпадая с учебником для VIII класса, новый учебник тем не менее имеет свои отличия. Прежде всего, это количественные показатели - любая часть (Unit) предполагает работу в течение 38-40 часов, а не 26-28, как было в VIII классе. Каждая учебная часть начинается со своеобразного введения в тему -INTRODUCTION. Этот раздел в небольшом тексте, предваряющем собственно задания, определяет основную проблематику той или иной части. Так, например, для второй учебной ситуации "People and Society" этими проблемами являются политическое устройство различных сообществ, чаяния, надежды людей на лучшую жизнь, философские концепции осмысления подобных общественных структур. После такого вступления учащимся предлагаются вопросы по теме самого общего плана. Например:
- Do you think that politicians have any effect on our life? What effect?
- What famous politicians do you know?
- Do you personally find politics interesting?
- Do you think that in the new millennium peoples will become closer and finally unite or keep their own integrity?
- Which way would you prefer? Etc.
После общего разговора по данным проблемам учащиеся выполняют задание под рубрикой Test Yourself. Это упражнение, построенное по принципу множественного выбора, дает возможность учащимся сконцентрироваться на некоторых моментах политической жизни России, Великобритании и США и проверить свои знания в этой области, полученные не только на уроках английского языка, но и в ходе изучения других школьных предметов.
В раздел INTRODUCTION включаются еще одно-два задания. В данном случае учащимся предлагается список известных философов прошлого тысячелетия с просьбой соединить их имена с названиями стран, в которых они жили и работали (при этом названия стран также задаются, но уже в ином списке).
Вторым разделом каждой учебной ситуации является раздел, посвященный аудированию LISTENING COMPREHENSION. В данный раздел включены три задания, тематически увязанные с речевой ситуацией. Проверка понимания в большинстве случаев осуществляется в формате ЕГЭ или в формате CSE. Таким образом, в течение учебного года учащиеся имеют возможность достаточно планомерно заниматься аудированием, тем более что в рабочую тетрадь также включаются задания на развитие навыков и умений этого вида речевой деятельности.
Третьим разделом каждой речевой ситуации учебника является READING. Формат заданий его также максимально приближен к формату заданий на чтение, которые могут предлагаться учащимся во время Единого государственного экзамена по английскому языку. Все тексты аутентичны. По сложности они приближаются к повышенному или к высокому уровню по шкалам, принятым при создании заданий на чтение в рамках ЕГЭ. На новом этапе обучения авторы настаивают на использовании словаря. Они намеренно не облегчали материал для чтения и иных заданий, полагая, что предыдущие годы обучения по УМК данной серии подготовили учащихся, с одной стороны, к использованию словарей (в том числе англо-английских), а с другой - к пониманию текстов подобной сложности при наличии в них 5-6% явно незнакомых учащимся слов. Подчеркнем также, что все тексты раздела READING тематически увязаны с той или иной учебной ситуацией. Например, во второй учебной ситуации "People and Society" это три текста: Nobel Peace Prize Winners; Well-known Politicians; An Ideal Society.
Следующий раздел учебника USE OF ENGLISH состоит из двух подразделов:
GRAMMAR SECTION акцентирует внимание учащихся на проблемах грамматики современного английского языка; VOCABULARY SECTION посвящен сложностям и особенностям словарного состава. Оба подраздела содержат задания на повторение изученного материла, а также на дальнейшее углубление и расширение знаний учащихся в области лексики и грамматики. При этом повторение грамматики осуществляется в уже привычном для учащихся режиме оппозиции и касается, прежде всего, системы времен, артиклей, а также функциональных (служебных) слов. В этом же подразделе в таблицах FOCUS учащиеся знакомятся с новыми фактами, касающимися этих моментов грамматики.
Аналогичным образом построена и лексическая часть раздела USE OF ENGLISH. При этом некоторые задания на повторение лексики предлагаются в формате ЕГЭ, часть из них по-прежнему концентрирует внимание учащихся на фразовых глаголах. Особое внимание уделяется активному вокабуляру, при этом словарь УМК-IX уже качественно иной. В большинстве случаев в него включены полисемантичные единицы, часто абстрактного характера, которые предлагаются в комплексе своих синтагматических и парадигматических характеристик.
При отработке нового лексикона большое внимание уделяется языковой догадке. Учащимся предлагается семантизировать новые единицы по контексту, по словообразовательным моделям, сочетаемости и т.д.
Следующий раздел учебника - READING FOR DISCUSSION. В нем учащиеся знакомятся с материалами, которые служат основой для следующего структурного раздела учебника - SPEAKING. Текст соответствующей тематики предлагает полемические положения, по которым от учащихся ожидаются различные высказывания с выражением их собственной точки зрения. Текст представляет немалый интерес также и с точки зрения языка.
Раздел, нацеленный на отработку навыков говорения, предполагает как монологические высказывания, так и работу в парах или группах. Часть заданий и здесь предлагается в формате ЕГЭ.
Отличительная черта нового учебника - раздел USEFUL TIPS FOR ENGLISH LEARNERS, в котором основное внимание обращается на корректность использования английского языка, в частности, обусловленную социальными причинами. Учащиеся знакомятся с ситуациями, когда неверный выбор языковых средств может невольно обидеть собеседника. Эта проблема может возникнуть при обсуждении тем пола, расовой принадлежности, болезней, смерти и т.д. Учащиеся получают рекомендации по правильному речевому поведению в подобных ситуациях.
В новом ракурсе структурирован и раздел WRITING. Именно в IX классе учащиеся впервые начинают заниматься письмом как видом речевой деятельности. При этом им предстоит научиться заполнять анкеты, писать письма личного характера, открытки, записки и т.д. Большое внимание уделяется оформлению писем — как написать адрес, где расположить подпись, как начать письмо, как его структурировать и т.д. В учебнике можно найти реальные образцы писем, на которые учащимся следует ответить, аутентичные анкеты для заполнения. Часть заданий этого раздела соответствует формату ЕГЭ.
Каждая учебная ситуация завершается разделом MISCELLANEOUS, куда включены стихи и выдержки из знаменитой книги Джорджа Микеша, повествующей в юмористическом ключе о национальных особенностях английского характера. Учебник также предлагает проектные задания в рамках каждой учебной ситуации.
Таковы характерные черты учебно-методических комплектов для VIII и IX классов школ с углубленным изучением английского языка, гимназий и колледжей. Авторы надеются, что они помогут учителям в их работе и станут не менее популярными, чем предшествующие им УМК.
О.В. Афанасьева, доктор филол. наук, профессор, декан факультета английской филологии МГПУ,
И.В. Михеева, канд. филол. наук, профессор, зам. декана по вечернему отделению факультета английской филологии МГПУ (Москва)