Белянкова Е.И. Формирование гражданской идентичности учащихся на уроках обществознания в средней школе

 
Ключевые слова: обществознание, преподавание, гражданская идентичность.
Keywords: Social studies, teaching.civil identity.
 
 
Одним из направлений Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г., является формирование российской гражданской идентичности обучающихся (1).
К одному из личностных результатов образования ФГОС относит ученика, который осознает и принимает традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознает свою сопричастность судьбе Отечества. Таким образом, одним из требований стандарта является формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан России, и это не случайно. Отечественный исследователь М.Б. Хомяков считает, что гражданская идентичность, в отличие от идентичности национальной, является достаточно сильной для того, чтобы обеспечить консолидацию многонационального российского общества (2), что является необходимым условием для успешного развития государства.
 
Выполнить данное требование позволяют гуманитарные и социальные науки, в том числе обществознание.
В психологии под «идентичностью» понимается человеческое представление о самом себе, идея о себе как уникальном существе, которая начинает развиваться уже в раннем детстве (3). Социальная идентичность - это характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо социальной общности. Получается, что идентичность является результатом идентификации себя в определенной группе, при которой индивид позиционирует себя по отношению к другим.
 
Что такое гражданская идентичность, о которой говорят федеральные государственные образовательные стандарты? Это осознание таких аспектов собственного Я, которые соотносят это Я с гражданином, т. е. они связаны принадлежностью к определенному государству на правовой основе. Гражданская идентичность является результатом социального взаимодействия между индивидами, социальными группами и государством.
 
В педагогической науке гражданская идентичность чаще всего понимается:
- как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем его как коллективного субъекта;
- как тождественность личности статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства (4).
 
Что же происходит с формированием гражданской идентичности в современной школе? Выпускникам одной из тульских школ был задан вопрос «Кто вы?» Большинство ответов были: «Я - девушка (юноша), дочь (сын), сестра (брат), ученица (ученик), выпускник». Из опроса видно, что половая и социальная идентичность у школьников сформирована, но только один участник этого опроса сказал, что является гражданином РФ. Это показывает, что формы работы по формированию гражданской идентичности не всегда эффективны. Поэтому задача, которую перед школой ставят ФГОСы, является действительно актуальной и приоритетной. Ведь неслучайно «формирование российской гражданской идентичности обучающихся» стоит на первом месте в перечне основных направления стандарта.
 
Если мы хотим жить в развитом правовом, крепком и стабильном государстве, в обществе без социальных рисков, в условиях гражданского общества и солидарности, где права и свободы будут высшей ценностью на всех уровнях человеческого общежития, то такое общество невозможно без развития гражданской идентичности каждого его индивидуума. Подрастающее поколение - это наше будущее. И наше будущее зависит от эффективности работы с молодежью.
 
Идентификация человека как гражданина начинается с формирования уважения к своей малой родине, ее прошлому и современности. У школьников должен формироваться положительный образ власти, уверенность в возможности оказывать влияние на политические решения и эффективности сотрудничества с ней в решении различных вопросов, в том числе и социального характера. На сегодняшний день такое взаимодействие действительно может быть реализовано. В настоящее время власть открыта для общества. В большинстве регионов РФ сформирован и действует институт Уполномоченного по правам человека и по правам ребенка, функционирует Открытое правительство. А знает ли сегодня об этом молодежь? На вопрос «Через какие институты и механизмы может сегодня обеспечиваться взаимодействие с властью?» опрошенные старшеклассники в основном дали только один ответ - через выборы. Но наши повседневные проблемы решаются не только в период выборов. А откуда об этом может узнать подрастающее поколение? Конечно, сегодня активно действуют СМИ. Только их работы недостаточно. Именно учитель должен направлять свои усилия на решение этой задачи. Обществоведческие курсы дают массу возможностей для этого. Задача учителя не только передавать определенную сумму знаний, но и реализовывать государственный заказ по формированию гражданской идентичности.
 
Основным источником информации на уроках является учебник, однако каким бы совершенным он не был, сформировать гражданскую идентичность без соответствующей работы учителя он не сможет. Необходимо выходить за рамки материала, представленного на страницах учебника. Жизнь не стоит на месте, появляются новые формы взаимодействия власти и общества, в том числе и на региональном уровне, и отразить это в материале учебника не всегда представляется возможным. Привлечение региональной практики взаимодействия власти и общества позволит расширить социальный опыт учащихся, будет способствовать выработке активной гражданской позиции подрастающего поколения, что является необходимым не только для реализации приоритетной задачи, которую ставит перед нами государство, но и поможет успешнее сдать ЕГЭ.
 
Какие же темы могут способствовать формированию гражданской идентичности на уроках обществознания?
Для анализа обратимся к учебнику «Обществознание», разработанного авторским коллективом Л.Н. Боголюбова (5). В настоящее время серия этих учебников наиболее популярна среди учителей и входит в федеральный перечень. В контексте данной статьи наиболее значимым является раздел «Политика», который на базовом уровне изучается в X кл. Нашей задачей не является критиковать авторов учебного комплекта. Работа с учебником и материалом, содержащимся в нем - это только одно из направлений работы педагога. Следует обратить внимание на те вопросы, изучение которых поможет в формировании гражданской идентичности. Средствами только учебного пособия эту проблему в любом случае решить нельзя.
 
Прежде всего необходимо обратить внимание на тему «Политика и власть». Она включает вопрос о политических отношениях, к которым в том числе относят отношения между государством и социальными группами, государством и гражданами, однако материал учебника не показывает примеры подобного взаимодействия. Из-за недостаточного социального опыта у учеников это остается всего лишь формальным материалом, не имеющим практической значимости.
 
Достаточно сложной для понимания является тема «Правовое государство и гражданское общество». Если посмотреть на содержание параграфа вышеназванного учебника, то раздел, посвященный правовому государству, не только четко не выделяет признаки правового государства, но в основном связывает правовое государство с некоторыми формами правления. Примеры, иллюстрирующие правовое государство, приводятся из истории США, ФРГ. О правовом государстве в РФ в данном учебном пособии речи не идет. Однако надо помнить, что Конституция РФ провозглашает наше государство правовым, и это является одной из основ конституционного строя. Поэтому учителям просто необходимо дополнять материал учебника положительными примерами из российской действительности. Что касается содержания раздела «гражданское общество», то там опять же выделяются только уровни отношений внутри него. Приведение конкретных примеров - это также задача учителя.
 
Важное значение для формирования гражданской идентичности имеет тема «Участие гражданина в политической жизни». Речь идет о непосредственном и опосредованном участии граждан. Одной из непосредственных форм воздействия на политические процессы является обращение граждан в государственные органы, встречи с политическими деятелями. Учитель должен показать практические возможности для этого на примере конкретного региона. Все это будет способствовать развитию политической культуры граждан, формировать именно гражданскую политическую культуру, что напрямую связано с формированием гражданской идентичности.
 
В учебнике есть параграф «Я - гражданин России», содержание которого в основном направлено на изучение вопросов, связанных с военной службой, правового статуса налогоплательщика. Это абсолютно логично, т. к. защищать Отечество и платить налоги - это приоритетные обязанности граждан. Однако гражданин - это не только человек, выполняющий возложенные на него государством обязанности, но и субъект политической жизни, который может и должен взаимодействовать с властью.
 
При изучении раздела «Политика» в курсе обществознания учитель должен обратить внимание на следующие вопросы, которые должны быть построены прежде всего на региональной практике:
- основные направления политики органов государственной власти субъекта РФ;
- электронное (Открытое) правительство как новый способ взаимодействия государства с гражданами и бизнесом;
- институты Уполномоченного по правам человека и по правам ребенка, главной целью которых является содействие реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;
- молодежь как субъект политики;
- общественные объединения и пути их взаимодействия с властью;
- деятельность политических партий в регионе.
 
Ниже даны примеры заданий, которые будут иллюстрировать взаимодействие власти и общества в практике конкретного региона.
 
1. Изучите доклад Уполномоченного по правам человека в Тульской области за 2014 г. (http://ombudsman.tularegion.ru/documents/Doklad/). Назовите основные направления деятельности. Какие из них вы считаете наиболее актуальными и почему? Какие вопросы удалось решить Уполномоченному за отчетный год?
2. Как и с какими вопросами можно обратиться к Уполномоченному по правам ребенка в Тульской области (http://prava_ rebenka.tularegion.ru/)?
3. Составьте обращение для возможного размещения на сайте Открытого правительства Тульской области (https://or71.ru/) с целью решения актуальной для вас проблемы: свалка во дворе, благоустройство территории, создание площадки для занятий воркаутом в микрорайоне и др.).
4. Посетите страницу сайта Минобрнауки РФ (раздел - дискуссионный клуб)
Проанализируйте предложения граждан. По каким вопросам граждане чаще всего обращаются?
5. В настоящее время в Тульской области реализуется долгосрочный проект «Народная программа», рассчитанный на период до 2016 г. Составной частью этой программы является «Народный бюджет». Познакомьтесь с ней на сайте Открытого правительства Тульской области. Какое значение она имеет для развития инфраструктуры региона?
 
На сегодняшний день существует множество препятствий в формировании гражданской идентичности. Среди них можно назвать отсутствие традиций гражданских объединений и взаимодоверия между социальными группами, доминирующая роль государства в определении векторов развития общества, отчуждение индивидов от сферы политики, нарушение баланса между полномочиями властей и правами личности, отсутствие механизма мирного разрешения социальных конфликтов (6).
 
Чтобы преодолеть эти препятствия, необходимо формировать гражданскую идентичность подрастающего поколения - это важная задача, которая стоит перед учителем в современной школе. Только в случае ее успешного решения можно говорить о развитом правовом государстве и демократическом обществе в РФ. При этом недостаточно ориентироваться только на содержание материала учебника. Учитель может и должен дополнять содержание образования определенными примерами, в том числе опираться на региональный материал. Это даст возможность понять ученикам, что власть, государство и государственные органы - не некая абстрактная субстанция, а институт, который взаимодействует с гражданами.
 
 
Примечания
 
1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 т. № 413
2 Хомяков М.Б. Идентичность, толерантность и идея гражданства // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М., 2006. С. 49.
3 Кордуэлл М. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. М., 2000.
4 Ефименко В.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11.
5 Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. Обществознание. XI кл. Учебник для общеобразовательных учреждений базовый уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-е изд. М., 2010.
6 Семенова Ю.А. Формирование гражданской идентичности в условиях современного российского общества // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 1. С.104-108.
 
 
Е.И. Белянкова
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в 2009 г.