О.В. Воробьёва, А.А. Домахин. Проблемные вопросы методической подготовки к написанию исторического сочинения в формате ЕГЭ
Ключевые слова: сочинение по истории России, единый государственный экзамен, проблемное обучение.
Keywords: an essay on the history of Russia, Russian state social science exam, the technology of the problem training.
В современной школе жанр исторического сочинения является неотъемлемой частью ЕГЭ и востребован как учителями литературы, так и учителями истории. Стилистической особенностью написания работы должен быть академический, наукообразный язык. В идеале учащиеся должны избегать использования разговорного языка или, как минимум, не понижать его уровень.
В историческом сочинении предмет изложения не обязательно представлять объемно и систематично, т. к. работа имеет четко выраженную направленность на раскрытие только определенного эпизода истории России. Обучающиеся должны представить факты, события, явления, а также свой взгляд и позицию, используя весомые аргументы. При написании работы школьники должны продемонстрировать применение приемов временного, пространственного, причинно-следственного и структурно-функционального анализа с целью грамотной интерпретации исторических явлений и процессов. Следует также отметить, что субъективность взглядов выпускника должна находиться в определенных рамках и не противоречить реальным событиям и фактам истории.
Поскольку историческое сочинение по одному из периодов истории России было введено впервые в 2015-2016 учебным году, его структура, особенности написания остаются не совсем ясными и для педагогов, и для школьников. Критерии оценивания, на наш взгляд, также являются недоработанными. Например, критерий оценивания К4, т. е. историческая оценка событий, выражен в двух вариантах:
1) дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков;
2) историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков (1).
Совершенно непонятно, как интерпретировать фразу «оценка сформирована в общей форме или на уровне обыденных представлений», как определить педагогу в подготовке к написанию исторического сочинения ту тонкую грань, где историческая оценка событий перетекает на уровень обыденных представлений?
Баллы по критериям К6 и К7 вообще выставляются только при условии того, что по первым четырем критериям в сумме выставлено не менее 4 баллов. А критерий К7 носит несколько размытый характер и выражается в следующей формулировке: «Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)». Большинство учителей истории стоит перед проблемой, как научить выпускников писать историческое сочинение, которое будет иметь «последовательную структуру и связное изложение материала?»
Несмотря на аморфность некоторых критериев оценки, подготовить школьников к выполнению данного задания поможет проблемный метод обучения истории. Эта технология нашла свое место в системе современного образования во многом из-за ее переориентации к развивающему обучению, к развитию интеллектуальной сферы обучающегося. В ходе проблемного обучения учитель преподносит новый материал через создание какой-либо проблемы, которая ставит обучающегося в ситуацию интеллектуального затруднения. Учащийся может полагаться на раннее усвоенные знания и решать поставленную перед ним задачу. Другой случай - он не владеет знаниями по теме, находит ответ в предоставленном ему кейсе документов, пользуется интуицией, проявляет творческий подход (2).
Проблемное обучение организуется следующим образом: создание проблемной ситуации с определением познавательных задач; поисковая деятельность обучающихся совместно с учителем, самостоятельный приход к выводам по проблеме; применение новых знаний на тренировочных упражнениях с целью развития мышления; самостоятельное творческое овладение полученным знаниями (написание исторического сочинения).
Важным плюсом в использовании проблемного метода обучения к подготовке обучающихся к написанию исторического сочинения в формате ЕГЭ является то, что ученик самостоятельно ищет пути решения проблемной ситуации, что делает приобретенную для него информацию очень важной и ценной, а следовательно, он усваивает ее на качественно новом для себя уровне. Ниже приведена четкая структура (см. схему) для успешной подготовки выпускников к написанию исторического сочинения по истории России.
На первом этапе написания исторического сочинения выпускник должен обозначить временные рамки периода, дать его характеристику, а также рассказать о двух наиболее ярких личностях, деятельность которых непосредственно связана с выбранным периодом (обозначить время жизни или правления с точностью до десятилетия, указать направления деятельности выбранных личностей с краткой их характеристикой, указать результаты деятельности). Например, говоря об одном из периодов древнерусской истории, данный блок можно обозначить следующим образом: «Владимир Святославич с 980 по 1015 г. являлся великим киевским князем. Личность его до сих пор остается одной из самых неоднозначных в истории России. С одной стороны, им был убит будущий тесть Рогволод и два его сына, свергнут с киевского престола Ярополк. Следовательно, Владимир проявил не лучшие человеческие качества. С другой стороны, князь, проводя свою политику, старался укрепить Киевскую Русь. Его можно назвать грамотным и заботливым государственным деятелем» (3).
На втором этапе необходимо привести оценку какого-либо историка по выбранному периоду, которая должна сопровождаться использованием исторических терминов, понятий, относящихся к данному периоду. Например, СМ. Соловьев, характеризуя Владимира Святославича, оценивает его как человека с широкой душой, как «красное солнце для народа». Также положительно оценивается историком и весь период правления Владимира на киевском престоле.
На третьем этапе выпускник, высказывая свое собственное мнение по отношению к выбранному периоду, формирует гипотезу исторического сочинения. «На наш взгляд, князь Владимир являлся мудрым правителем и делал все для улучшения не только международного авторитета Руси, но и жизни людей в княжестве».
Далее приводятся несколько аргументов в подтверждение гипотезы. Аргументами служат несколько событий, процессов, явлений выбранного периода. Обучающийся должен кратко обозначить хронологические рамки выбранных событий (процессов, явлений) данного периода, а также дать им характеристику. Из каждого события (явления, процесса) необходимо вывести следствие, т. е. сформировать причинно-следственную связь. Например, первым таким мероприятием Владимира было принятие христианства в 988 г., что, соответственно, повысило международный авторитет Руси, укрепило государство и гражданские отношения, дало толчок к развитию культуры, архитектуры, письменности, искусства. Также князь совершил несколько военных походов, в том числе и против печенегов в 1015 г., построил ряд оборонительных крепостей на реках Десне, Суле. Это позволило перейти от завоевательных походов к укреплению границ Руси.
На пятом этапе написания исторического сочинения выпускник формирует вывод, где обосновывает правильность или ложность выбранной им гипотезы, опираясь на приведенные аргументы. «Исходя из сформулированной гипотезы и приведенных аргументов, можно сделать вывод о том, что Владимир Святославич проводил продуманную внешнюю и внутреннюю политику путем последовательных и четких мероприятий».
Надеемся, что предложенный метод подготовки к написанию исторического сочинения по истории России поможет учителям истории в подготовке обучающихся к ЕГЭ. Использование проблемного метода и созданной нами схемы на уроке истории не только поможет изучить новый материал, но и правильно его структурировать, дать грамотную интерпретацию событиям, явлениям, процессам истории России.
Примечания
1 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 г. по истории. URL: www.fipi.ru/ege-i-gve-l 1/demoversii-specifikacii-kodifikatory
2 Виноградова М.В. Утешение философией или технология проблемного обучения при подготовке к ЕГЭ по обществознанию (задание С9) // Преподавание истории в школе. 2013. № 8. С. 59-65.
3 Владимир Святославич - креститель Руси. URL: www.lsalamandral.ru/publ/vladimir_per-vyj_svjatoslavich/1-1-0-50
Ольга Валерьевна Воробьёва - кандидат исторических наук, доцент Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского; Александр Алексеевич Домахин - 4 курс Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского