Тюляева Т.И. История преподавания религии и религиоведческих дисциплин в светских общеобразовательных организациях России и за рубежом


Ключевые слова: религиоведение, образование и религия, духовно-нравственное развитие, история школы - история преподавания религии, модели изучения религий.
Keywords: religion, education and religion, spiritual and moral development, the history of the school - the history of the teaching of religion, the models Study of Religions.
 
 
 
Перемены, происходящие в социально-экономических системах, начиная с последней трети XX -начала XXI в., проявление новых тенденций в рамках глобализации мира и развития социума связаны с возникновением новой образовательной сферы, которая обращается к опыту различных социальных и гуманитарных наук, расширяя познавательную ситуацию. «Развитие коммуникативных практик в информационном обществе, появление новых смыслов и духовных ориентации оказывают влияние на трансформацию глобальных и локальных процессов, связанных с религией и религиозным сознанием» (1).
В 90-х гг. XX в. в России в сфере науки и образования произошел переход от «научного атеизма» к религиоведению, от идеологически нагруженной критики религии к ее научному и философскому осмыслению (2).
 
В свете модернизации российского образования особую актуальность приобретает выявление и обоснование перспектив и границ использования в учебных программах специфических предметов, непосредственно связанных с религиоведческим образованием, конфессиональной ориентацией учащихся. Этот факт - не каприз чиновников и педагогов, а требование времени. В современных условиях, когда в мире произошел ощутимый рост интереса к национально-культурным и религиозным ценностям, необходимо воспитание детей и молодежи в духе толерантности, уважения традиций и культуры других народов. Воспитанию подрастающего поколения объективно будет способствовать ориентирование их на морально-этические, духовно-нравственные ценности, заложенные в верованиях различных религий.
 
В последнее время между государством и религией сложились взаимно доверительные отношения, основная линия которых проходит в области культуры, образования и воспитания. Это позволяет заполнить духовный вакуум 90-х гг., вернуть в образовательный процесс его важнейшую компоненту - воспитательную. Важно не упустить из виду наиболее важные позиции:
1. Сегодняшнее «вымывание» из массового сознания традиционных норм и ценностей привело многие социальные слои к депрессивности, социальной инертности, бездуховности. Это негативно сказывается на состоянии общества в целом, т. к. аксиологические ориентиры личности не могут быть сведены только к демократическим западным ценностям.
2. С подобной ситуацией столкнулась не только наша страна. Попытки «вернуть» обществу традиционные национальные ценности, моральные установки через систему образования осуществляются сегодня во всем мире: от Египта до Китая, от Греции до Аляски. При этом многие страны ориентируются на поддержание в образовании откровенно конфессиональных компонентов.
3. Специфика российского общества требует большой осторожности и вместе с тем решительности в проведении подобной образовательной политики. Тем более что сегодня существует целый ряд дисциплин «конфессионально нейтральных» и вместе с тем помогающих формированию духовно-нравственных установок личности обучающегося: история, литература, мировая художественная культура, культурология, религиоведение, философия и т. д. (3)
 
Укрепление и развитие отечественной системы духовного образования является важным шагом на пути к духовной безопасности России. Граждане нашего государства, связывающие себя с той или иной традиционной для России конфессией, должны иметь возможность свободно получать адекватную информацию о принципах духовной жизни, как их понимает традиционная религия, а также иметь возможность изучения ее истории и традиций в учебных организациях всех уровней. В отрыве от духовно-нравственных и религиозных традиций, этнических особенностей народов России трудно формировать мировоззренческие аспекты личности гражданина. Знание основ вероучений дает гарантии взаимопонимания, сохраняет и укрепляет межнациональные и поликультурные отношения, связывающие всех граждан страны.
 
Отечественные ученые (историки, этнографы, философы, психологи, языковеды) и преподаватели-практики не оказались в стороне от процесса становления и развития знаний о религии, нравственности, духовности.
Концепция религиоведения разрабатывается как научная и учебная дисциплина, предлагаются определения предмета, методов, разделов, строения и структуры данного курса; выявляются основания целостности, единства, интегрирования знаний в религиоведении как комплексной дисциплины; подготавливаются учителя и преподаватели, издаются учебники и учебно-методические пособия по истории религии и основам религиоведения для вузов и общеобразовательных учреждений.
 
Решение о введении в IV кл. общеобразовательных учреждений обязательного курса «Основы религиозных культур и светской этики» положило конец спорам о нужности преподавания таких предметов. Но вопросов меньше не стало: как, кому, зачем, чему будут учить школьников? Опыт изучения таких предметов в школах не является новым для России, да и за рубежом распространена подобная практика.
 
Понятно, что на первом этапе образования школа имела в основном религиозный характер, главной целью обучения считалась подготовка к духовному служению. В период реформатора Петра Великого создавались специальные школы, в которых давались знания, полезные для преобразования государства и его экономического развития. Преподавание вероучения в таких школах не входило в учебную программу.
С середины XVHI в. изучение религий постепенно возвращается в школу и рассматривается как основа воспитания подрастающего поколения. В программы, которые составлял Священный Синод, были включены богословские науки. Правление Екатерины II связано со школьной реформой, которая уделяла большое внимание воспитанию, опиравшемуся на религиозные основы. Устав народных училищ содействовал, с одной стороны религиозному, а с другой - гражданскому воспитанию.
 
К началу XIX в. в России начинает складываться система народного образования, формируются новые методы обучения и воспитания. Для школьной политики в отношении религиозного обучения характерны следующие черты:
- признание необходимости религиозного обучения и воспитания во всех типах школ;
- активное привлечение приходского духовенства к преподаванию закона Божьего. Преподавание религиозных предметов рассматривалось как нравственное образование. Главным предметом христианского воспитания стало изучение Евангелия.
 
Реформы Александра II коснулись всех сфер общественной жизни, в том числе и образования. В связи с освобождением крестьян духовенство считало своим долгом участие в морально-религиозном воспитании народа. Повсеместно открывались церковно-приходские школы, которые имели одинаковую учебную программу: обучение Закону Божьему, чтение церковных и гражданских книг, церковное письмо. Это должно было утверждать в народе религиозные и нравственные понятия, распространять полезные знания. Но апологетика христианского учения и православное богословие не входили в религиозное преподавание.
Вопросы образования занимали большое место в думских дебатах начала XX в. Преподавание Закона Божьего было признано обязательным не только для православных, но и для представителей других конфессий. Обучать религии должны были клирики или люди с богословским образованием. В дореволюционной России изучение закона Божьего, т. е. религиозное, конфессиональное образование, имело своей целью привести детей к религиозной практике, согласию со своей религиозной группой. Современный же учитель, культуролог или религиовед, историк или обществовед, ведущий уроки истории религии, исследуют религиозные культуру и традиции, знания, опыт.
 
После декрета Советской власти от 20 января 1918 г. об отделении отделении церкви от государства и школы от церкви начинается история советской школы: церковь была отстранена от образования (4).
 
Таким образом, получается, что преподавание религии, как и история школы, прошли несколько этапов. От обучения религии как единственной формы учебы до исключения из образовательных учреждений всяких основ религиозных знаний. Главный вывод: история российской школы показывает, что государство, политический режим всегда возлагали на систему образования главные надежды в деле воспитания граждан. Но только увеличение количества уроков, отводимых на предметы духовно-нравственного содержания, не решают поставленных той или иной властью задач.
 
В современном мире существует много методик преподавания религии, истории религии, религиоведения в школе с целью воспитания религиозной толерантности, уважения позиций и взглядов приверженцев разных религий, воспитания веротерпимости.
 
В Великобритании это метод «внутреннего вживания». В государственных школах на уроках религии работают светские педагоги. Их целью является воспитание у школьников уважения к разным религиям, дается информация о нравственно-этическом содержании, о религии и религиозной культуре вообще, приводятся сведения о тех религиях, приверженцы которых проживают в современной Великобритании: индуисты, сикхи, буддисты, православные, мусульмане. Задача такого метода состоит в том, чтобы дать возможность ученику пережить то, что происходит с тем или иным верующим, с его внутренним миром, проникнуть в сакральное содержание религиозной традиции посредством включения в учебный процесс материальных предметов иного религиозного опыта: икон, крестов, колокольчиков, пасхальных яиц и т. д. (5)
 
Этот метод с успехом применяется в российских школах не только при изучении модуля «Основы мировых религиозных культур», но и в процессе изучения конфессиональных религиозных культур с определенной корректировкой (православие, ислам, буддизм, иудаизм).
 
Одним из принципов введения в курс «Основы религиозных культур и светской этики» является, согласно документам Ми-нобрнауки России, «содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению», что вполне соответствует духу современности, инновационным процессам, происходящим не только в нашей стране, но и за ее пределами. Уроки по изучению разных религиозных культур не должны разделять учащихся по конфессиональному признаку, а напротив, должны учить школьников уважению и признанию других религий.
 
Осмысление предназначения образования связано с подготовкой специалистов в области духовно-нравственного развития личности обучающихся, формированием осознания у школьников своего жизненного предназначения. В современном мире очевидна необходимость ознакомления учащихся, студентов, педагогов (в системе повышения квалификации) с теоретическими и практическими элементами изучения религии и религиоведения. Следует различать понятия «обучение религиям» (исламу, православию, буддизму, иудаизму) и «изучение религии», что и делается в нашей школе, в соответствии с принципом светскости образования (Конституция РФ, ст. 14) (6).
 
Современный зарубежный опыт преподавания религии (обучение) или религиоведения (изучение) в светских образовательных организациях многовариантен. В образовательной политике подавляющего большинства стран Европы и мира осуществляется приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религий. Формы реализации прав человека, прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей страны, национальной культуры, а также с убеждениями, принятыми в семье, многообразны.
 
1. Обучение только одной единственной религии - это европейские монорелигиозные христианские или мусульманские страны: Греция, Иордания, Польша, Италия, Испания. Канадская провинция Квебек предлагает ученикам курс католицизма, который может быть заменен курсом этики. В Греции, где церковь не отделена от государства, ученик либо находится на уроке, но не аттестуется по предмету, либо просто посещает школьную библиотеку. В любом случае замена занятий по религии чем-то другим согласовывается с родителями.
2. Изучение одной или нескольких религий или этики по выбору ученика и его родителей. Например, Греция - религия или этическое воспитание; Испания — католицизм, иудаизм, ислам; Филиппины, Бельгия- изучение религии на выбор. Уроки ведут светские педагоги, прошедшие специальную подготовку.
3. Предмет обязателен для школы и не обязателен для ученика. Португалия, Австрия - как альтернатива - свободное время.
4. Исключение религиозного образования из образовательного учреждения. Например, Албания, Дания, Индия, Колумбия, Монголия, Чехия, Швейцария.
5. Изучение религиоведения и этики. Религиоведение изучается в школах Великобритании, Нидерландов, Венгрии, Финляндии, Норвегии, Швеции. В программах
преобладает история христианства и обзор этических принципов. В основном эти курсы преподают учителя школ, но в Финляндии занятия по религиоведению ведут духовные лица.
6. Изучение только светской этики - Тайвань.
7. Интеграция знаний о религиях в общеобразовательные предметы. В Японии синтоизм изучают в курсе родного языка, буддизм и христианство - на уроках истории. В Китае в курсе древней истории изучается конфуцианство (7).
 
Практика изучения религии не противоречит законам светского государства, например:
Норвегия. Конституция, ст. 2: «Евангелическая или лютеранская религия является официальной религией. Граждане, исповедующие ее, должны воспитывать своих детей как ее последователей».
Литовская Республика. Конституция, ст. 40: «Государственные учебно-воспитательные учреждения являются светскими. В них по желанию родителей ведется обучение закону Божьему».
Греция. Конституция, ст. 16: «Образование составляет основную задачу государства. Оно включает нравственное, культурное, профессиональное и физическое воспитание греков, а также развитие их национального и религиозного самосознания и формирования их свободных и ответственных граждан».
ФРГ. Конституция, ст. 7: «Религиозное обучение является обязательным предметом в государственных школах, за исключением конфессиональных школ. Религия преподается, но посещение таких уроков свободно и необязательно». Церковь здесь не так резко отделена от государства, как в США, но с другой стороны, не пользуется такими привилегиями, как в Англии, Шотландии, Швеции. Государство и церковь регулируют свои отношения государственным церковным правом.
США. В Америке фактически нарушается принцип отделения Церкви от государства, поскольку в ряде штатов специально оговариваются привилегии религии.
Италия. По согласованию министерства образования и местных епархий в школах преподается Закон Божий и ведет их священник.
Испания. В большинстве школ католической Испании преподается католическая религия. В частных школах по закону необязательно посещать уроки какой-либо религии (8).
 
Проблема преподавания религии в школе актуальна во всех странах, и опыт ее вариативен. В одних странах изучается религия, в других - история религий, в третьих - этика. Но какая бы модель ни избиралась для обучения детей, наличие подобной дисциплины (предмета, курса, модуля) в школьной программе показывает, что религия, мораль, нравственность не существуют отдельно от общества, а тесно связаны с ним. Главной целью учебно-воспитательного процесса наряду с адаптацией в социуме, успешной реализацией потенциала личности, определенного багажа знаний и навыков является формирование духовной, нравственной личности.
 
 
Примечания
1 Дмитриева H.K., Моисеева А.П. Религиоведение в контексте современной эпистемологии / Вопросы религии и религиоведения. Вып. 2. Исследования. Сост. и общ. ред. В.В. Шмидта, И.Н. Яблокова. М., 2010.
2 Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007.
3 Силантьева М.В. Конфессиональные аспекты реформы развития образования / Вопросы религии и религиоведения. С. 542.
4 Теплова Е.Ф. Опыт преподавания религиоведческих дисциплин в общеобразовательной школе / Вопросы религии и религиоведения. С. 515.
5 Тригоренко А.Ю. Религиоведение и духовно-нравственное воспитание в школе / Вопросы религии и религиоведения. С. 524.
6 Тюляева Т.П. Курс «Основы религиозных культур и светской этики»: учебное содержание и внеурочные мероприятия» // Преподавание истории и обществознания в школе. № 3. 2013.
7 Теплова Е.Ф. Опыт преподавания религиоведческих дисциплин в общеобразовательной школе / Вопросы религии и религиоведения. С. 515.
8 Тюляева Т.И. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритеты, возможности, поиски / Тюляева Т.И. Образование в поликультурном пространстве. Saarbrucken, Deutschland. Lap Lanmbert Academic Publishing. 2014.
 
 
 
 
 
Т.И. Тюляева
доцент кафедры методики преподавания истории, социально-гуманитарных дисциплин и права АПК и ППРО, кандидат исторических наук, Москва.