Буракова И.П., Людмила Каморникова, Анжела Каморникова, Варвара Ходогонова, Таисья Сухомлин. Обряды и традиции тофаларов
Целью нашего проекта стало изучение обрядов и традиций тофаларов. Материал мы собирали в селах Нерха и Алыгджер. Для этого проводили беседы со старейшими жителями. Вот о каких обрядах мы узнали.
Кангараев Спартак Дмитриевич рассказал нам об охотничьем обряде «тэйнээр». Этот обряд совершали охотники перед началом охотничьего промысла. Охотник привязывал на ветки кедра разноцветные ленточки или полоски от ткани и сопровождал этот обряд просьбами о хорошем промысле. В настоящее время данный ритуал повторяют на тофаларском празднике - суглане и называют его «обрядом задабривания духов». Позднее этот обряд закрепился и среди русских. Например, когда начинается зимник при преодолении перевала и горы Богатырь шоферы привязывают разноцветные ленточки к дереву, прося у духов удачной дороги.
От обряда кормления духов пошел обряд «Бурханитъ». Бурхан - это верховный бог тофаларов, и перед началом трудного пути его нужно обязательно задобрить. Для этого на камень в начале пути льют водку (это уже пошло от русских), а чаще кладут монеты, или кусочек пищи.
Шибкеев Владимир Владимирович рассказал нам об обряде, связанном с бурым медведем. У тофаларов бурый медведь - это один из почитаемых видов промысловых животных. При отстреле медведя его голову отчленяют и возвращают в берлогу. При этом нужно сказать «Иди, отдыхай, дедушка». Ни в коем случае медведя нельзя называть медведем. Еще лучше, если голова медведя будет ослеплена. Это нужно для того, чтобы душа бурого медведя не нашла дорогу к стойбищу. Охотник, убивший медведя должен при этом говорить: «Прости, дедушка, это не я тебя убил, а плохой человек». Это нужно было сделать, чтобы отвести от себя беду.
Кангараева Сталина Дмитриевна рассказала, что у тофов также почитаются вороны или орлы, которых ни в коем случае нельзя убивать. Если на дороге к охотничьему зимовью встретится заяц или горностай, то это сулит несчастье. Охотнику, который уходил на промысел, обязательно давали прядь волос ребёнка, чтобы охотник домой вернулся живым.
Анциферов Юрий Иванович рассказал еще об одном обряде охотников. Его выполняют у нас не только охотники, но и те, кто просто едет на покос или порыбачить. На таборе, где располагаются охотники, или покос-чики, нужно обязательно оставит соль. Этим самым задабривались духи леса, которые сулили удачу.
Если охотник уходил в тайгу на промысел, его жена должна была положить охотничий нож под подстилку у порога. Считалось, что тогда муж обязательно вернется с добычей.
Анциферова Наталья Кирилловна рассказала нам о свадебных обрядах нашего народа. Когда у тофаларов рождались дети, их сразу же сватали, а за невесту давали калым: чум, палатку, оленя. Свадьба назначалась заранее. Когда объявляли сговор, то забивали оленя, а вареные внутренности оленя печёнку и сердце бросали через чум. На улице в это время стояли дети и ловили угощение. Тем, кто это угощение поймал, духи сули удачу. Женились тофалары в возрасте 18-20 лет. Невесту обязательно красиво наряжали, жених дарил ей серьги и кольца. Молодым дарили оленей, обувь, посуду, соболей. Главным на свадьбе был обязательно шаман, он должен был предсказать судьбу молодоженам. Договор между сторонами старались выполнять неукоснительно. Если кто нарушал договор, его прилюдно пороли. Если до свадьбы умирал жених, или невеста, договор переходил на младшую сестру, или брата.
При рождении ребенка у тофаларов обычно помогала бабушка или пожилая женщина. Самый большой праздник был, если рождался мальчик. В этом случае забивали оленя, а его кишки бросали в костер, задабривая духов. Новорожденного закутывали в кожанку и укладывали на подстилку из древесного мха. Колыбель подвешивалась на специальный ритуальный крючок, который передавался из поколения в поколение.
Поскольку горная местность и постоянные перекочевки затрудняли возможность тофаларов общаться друг с другом, у них появился обычай оставлять соплеменникам рисунки на стволах деревьев. Передвигаясь по тайге, тофалары постоянно искали на деревьях затесы. Рисунки рассказывали им, какое событие произошло на этом месте. Тофалары, сделав топором на дереве затес, рисовали на стволе углем диких и домашних животных, жилища, шаманов с бубнами в руках. Любое заслуживающее внимания событие, будь то успешная охота на медведя или обычное чаепитие в пути, отмечалось таежными кочевниками рисунками на деревьях. Смола, наплывавшая на рисунки, надежно защищала их от выветривания и дождя.
До сих пор на пороге Миллионный можно увидеть наскальные рисунки древних представителей нашего народа.
Предвестниками смерти у тофаларов (как рассказала нам Кангараева Татьяна Николаевна) считались следующие приметы: убийство на охоте белой белки, свист в чуме, потеря своего перстня, а также, если в сновидениях человек срубал живое дерево, отдавал свой перстень другому, стрелял, но не убивал белку или соболя, убивал человека или видел «урянхайца, монгола или бурята». В момент погребения на умершего надевали одежду, соответствующую сезону. Специальной одежды не шили. Умершего оставляли в чуме, клали на войлок или шкуру головой на восток (к выходу из чума). Руки и ноги связывали веревкой. Похороны совершались на третий день после смерти. Непосредственно перед похоронами умершего развязывали. В похоронах участвовали только мужчины. Умершего на шкуре вытаскивали из чума и клали в приготовленный сруб головой на восток. Если хоронили по христианскому обычаю, то головой ориентировали на запад. В могилу умершему складывали различные личные вещи, которые, по мнению тофала-ров, были необходимы для кочевой жизни в загробном мире (вещи иногда ломали). Зачастую охотников хоронили там, где они умерли, ориентируя могилу ногами вниз по реке. Например, по оленьей тропе в стадо (в окрестностях с. Алыгджер) сохранилось место, называемое «Могилками», где по преданию похоронены охотники, погибшие во время охоты. Если вскоре после смерти одного человека умирал другой, тофалары объясняли это тем, что его увел с собой первый. Покойник беспокоил людей в том случае, если на похоронах был нарушен какой-нибудь обычай или не было удовлетворено какое-либо его желание. Через десять дней после смерти, по тофаларским поверьям, покойник отправлялся в подземный мир (чиралты), мир Эрлик-хана. Это путешествие умерший мог совершить верхом на олене. Поэтому если у умершего был верховой олень, его убивали, и покойник ехал на нем в мир Эрлик-хана. Дорога туда имела ряд препятствий. Они касались только умершего. Например, покойник должен был перейти через пропасть по канату толщиной в волос. В этом месте духи переводили пройти только человек, не имеющий больших грехов. По дороге к Эрлик-хану человек должен был также пройти через собачью деревню, куда переселялись после смерти собаки. И если он при жизни обижал собак, бил их, то обязан был прихватить для них кость. Человек в мире Эрлик-хана, считали тофалары, живет со своими умершими родственниками и занимается тем же, чем занимался на земле. Поэтому покойника снабжали всем необходимым: оружием, орудиями труда, посудой и т.п. Детей и шаманов обычно хоронили в колодине - выдолбленном стволе дерева. К могиле шамана привязывали его лучшего ездового оленя, на котором он должен был отправиться в загробный мир. Лишенный пищи олень так и погибал рядом с могилой шамана. Умершего головой направляли на запад. Личные вещи в колоду не клали. Шубу и бубен на длинных шестах подвешивали со стороны головы. При посещении могилы шамана люди должны были сообщить, откуда они приехали. Тот, кто приезжал с востока, говорил: «Я приехал спереди» кто приезжал с запада, - «Я приехал сзади», кто приезжал с юга, - «Я приехал со стороны», кто приезжал с севера, - «Я приехал изнутри».
Родственники не посещали мест захоронения своих близких. Если же проходилось проезжать мимо захоронения, всегда поминали умершего, «чтоб удача была в дороге».
Умерших детей хоронили в дупле дерева или колоде, буквально возвращая в «породившее» его лоно. Колода -часть толстого круглого дерева, выбранного продольно насквозь. С торцов закрывалась поперечными досками. Дерево символ настолько многозначный... . Дерево - космическая ось; дерево, дающее жизнь; дерево рода суть разные ипостаси одной идеи Центра. В фольклоре всех тюркоязычных народов Сибири дерево вскармливает (рождает) детей, оно является символом жизни и залогом благополучия членов рода.
Праздники нашего народа
Одним из самых главных праздников нашего народа является суглан. Раньше суглан собирался на реке Сасырке. Здесь после кочевья собирались представители всех родов тофаларов. Обсуждались вопросы, связанные с охотой, распределением охотничьих участков, варили мясо забитых оленей, сватали невест, жгли костры, плясали под мандуурху(это самодельная балалайка). Во время суглана решались спорные вопросы между родами, наказывали провинившихся. Позднее на суглан стали приезжать русские купцы, чтобы собрать пушнину и представители государственных служб, чтобы собрать ясак - пушной налог. Место суглана все время менялось, так как олени съедали весь мох.
После отела важенок, самок оленя, обязательно проводились арканные игры «Агамчи Ыры». Во время этих игр проводились соревнования на звание «Мэргэн» («Богатырь»). Эти соревнования сопровождались традиционной борьбой, где победитель должен был положить проигравшего на лопатки. Вторым этапом было поднятие большого камня. Соревнующиеся должны были как можно выше поднять большой камень и ударить этим камнем об дерево. Чья метка от удара камня была выше, тот и становился победителем. Арканные игры сопровождались пением обрядовых песен, выступлением представителей разных
родов, сказителей. Проводились также соревнования на самого быстрого оленя (в настоящее время проводятся конные состязания).
В советское время пришел новый праздник «Проводы охотника». На этом празднике, который проходил накануне охотничьего сезона, выступали с пожеланиями удачной охоты и с обрядовыми песнями и танцами. После окончания охотничьего сезона проходила встреча охотников, где охотники обменивались своими впечатлениями, премировали лучших охотников.
В декабре месяце в нашей школе проводится месячник Тофаларии. Этот месяц выбран неслучайно, так как именно в декабре 1922 г. было положено начало современной Тофаларии. Во время этого праздника учащиеся школы выступают с инсценировками сказок и легенд Тофаларии, читают стихи местных поэтов о Тофаларии, танцуют обрядовые танцы. Сопровождается месячник соревнованиями на звание «Мэргэн школы», конкурсом рисунков о родном крае.
А при местном Доме культуры обязательно проводится конкурс «Сылтыс тофа» («Тофаларская красавица»), где соревнуются представители разных организаций поселка. В этом году звание «Сылтыс тофа» получила медсестра местной участковой больницы Анастасия Марущенко.
Каждый год участники этнографического танцевального коллектива «Дыырак ибилер» («Быстрый олень») вместе с сотрудниками Этнокультурного центра выступают на фестивале «Ёрдынские игры», который проходит на острове Ольхон на Байкале.
Людмила Каморникова, Анжела Каморникова, Варвара Ходогонова, Таисья Сухомлин, учащиеся 8 класса
И.П. Буракова, учитель географии МКУ «Алыгжерская школа-интернат» Нижнеудинекого района Иркутской области