Андриянов А.П. Австралийские зарисовки. Урок-энциклопедия Природа Австралии
Форма урока: урок-энциклопедия (рассчитан на 2 ч).
Учебно-воспитательные задачи: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать информационный материал по теме урока, на основе этого обогатить знания учащихся об особенностях природы Австралии. Содействовать развитию умений выделять главное и отражать информацию в форме краткого текста и картографической модели. Обеспечить развитие умений осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. При защите проекта страницы «энциклопедии» развивать монологическую речь. Воспитывать аккуратность, ответственность за порученное дело.
Учебно-методическое обеспечение.
Энциклопедии с содержанием статей об Австралии, листы ватмана с силуэтом материка, цветные карандаши, фломастеры, краски, инструкционные карточки, атласы, тексты.
Результат урока: знать особенности и главные черты рельефа, климата и органического мира; уметь отражать информацию в виде краткого текста и картографической модели.
План урока
• Организационный момент.
• Этап мотивации и планирования целей своей учебной деятельности.
• Работа в группах.
• Отчет групп.
• Первичная коррекция знаний.
• Информация о домашнем задании.
• Итог урока.
• Рефлексия.
Содержание урока
Учитель. Добрый день, друзья. Я рад вас вновь видеть на уроке географии. Наш класс сегодня превращается в редакцию по изданию проекта мини-энциклопедии о природе Австралии с очень интересным названием «Австралийские зарисовки». А что такое энциклопедия?
1. Научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.
2. Приведенное в систему обозрение различных отраслей какой-либо науки.
(Словарь СН. Ожегова)
Учитель показывает примеры детских и школьных энциклопедий, особое внимание уделяет их оформлению, названию рубрик.
В течение урока составим три страницы мини-энциклопедии о природе Австралии.
Австралия - самый, самый... материк. Дополните данное выражение.
1. Самый засушливый.
2. Уникальный с точки зрения растительного и животного мира.
3. Невысокий (плоский) относительно уровня моря.
В классе будут работать три группы, каждой необходимо определить направление деятельности и план действий. (Определяем из списка: рельеф; климат и внутренние воды; флора и фауна.) Школьники, выбрав тему по изучению природного компонента, получают таблички с названием в соответствии с карточками-инструкциями.
Какие цели для себя мы поставим? (Выяснить особые черты природных компонентов; кратко и логично отразить их в тексте; красочно и аккуратно показать на картосхемах.)
Наметьте пути своей деятельности:
1. Составим проект страницы: разместим заголовок, место для текста, рубрики «Это интересно», «Только цифры». Вопрос для любознательных.
2. Разделимся по парам: одни будут составлять картосхему, другие рисовать картографическую модель.
3. Продумаем отчет и представление страницы.
Изучение нового материала Основная идея - учащиеся самостоятельно получают знания из учебника, дополнительной литературы, карт, схем, таблиц. Развивают умения в овладении способами деятельности:
• Разделение материала на логически части.
• Группировка материала и вывод главной мысли.
• Знаковое оформление материала.
Карточка-инструкция Австралия - самый плоский материк
Цель: установить особенности строения земной коры и рельефа Австралии, объяснить размещение полезных ископаемых на основе составленной картосхемы.
1. Опишите рельеф Австралии, отразите его особенности на картосхеме. Выявите особенности расположения крупных форм рельефа.
2. Нанесите основные месторождения на картосхему. Какие закономерности вы заметили в размещении полезных ископаемых?
3. Сделайте письменный вывод по схеме «Австралия - самый плоский материк».
4. Заполните рубрики страницы «Это интересно», «Только цифры».
5. Предложите один вопрос, отражающий суть вашего изучения рельефа материка.
Карточка-инструкция
Австралия - материк реликтовой
флоры и фауны
Цель: доказать, что Австралия материк своеобразного, древнего органического мира с большим числом эндемиков. Показать на картосхеме особенности органического мира. 1. Нанесите на картосхему природные зоны с указанием основных климатических характеристик.
2. Расскажите о ботанических редкостях материка.
3. Нарисуйте эндемиков животного мира по признакам: «сумчатые прыгуны», яйцекладущие, лазающие по деревьям.
4. Заполните рубрики «Это интересно»,«Только цифры».
5. Придумайте вопрос, который бы отражал содержание и особенности вашей деятельности в работе по этой теме.
Карточка-инструкция Австралия - самый засушливый материк Цель: доказать конкретными примерами, что Австралия самый сухой материк, отразить данные исследования на картосхеме, в тексте, привести интересные данные о внутренних водах.
1. Составьте картосхему «Климатические пояса Австралии». Укажите климатообразующие факторы.
2. Укажите на схеме речные бассейны и озера. В чем причины разреженности речной сети?
ч 3. Напишите краткую статью о климате Австралии.
4. Заполните рубрики «Это интересно»,«Только цифры».
5. Какой вопрос вы зададите, чтобы он отражал сущность вашего исследования?
Таким образом, учащиеся прорабатывают учебный материал в нескольких формах.
Деятельность учителя - консультирование групп, советы отдельным учащимся, направление действий в оформлении картографических моделей. Помощь в организации представления страницы. Примерные эскизы страницы одной из групп выглядят таким образом.
Австралия - самый засушливый материк
Австралия - самый засушливый материк на Земле. Она находится не так далеко от экватора, и поверхность материка сильно нагревается. Горы вдоль его берегов хоть и невысоки, но не дают влажным морским ветрам проникнуть в центр материка.
Крики наполняются водой только во время дождей, потом превращаются в сухие ложбины. На картах их обозначают пунктирными линиями. (По разным источникам.)
Литература
1.ЭлъкинГН. 1еография материков и океанов. 7 класс: Метод, пособие. - СПб.: Паритет, 2001. - 105 с.
2. Я познаю мир. Дет. энцикл. Страны и народы: Азия, Америка, Австралия, Африка / Авт.- сост. Л А Багрова и др. - М: ООО «Издательство ACT», 1997. - 527 с.
В Австралии жарко и редки дожди, и поэтому так мало рек Почти все они никуда не впадают. Их вода испаряется под жарким солнцем на огромных сухих пространствах. Такие пересыхающие реки в Австралии называют криками.
Почти все животные Австралии - эндемики, то есть нигде в мире они больше не встречаются. Первых европейцев, увидевших кенгуру
Посмотри еще раз
1. Первые европейцы, высадившиеся на берегу Австралии, были поражены животным миром материка. Он оказался более своеобразным, чем растительный. Как вы объясните этот факт? О каких австралийских животных идет речь?
Этап первичного закрепления знаний и способов деятельности
Отчеты групп. Устанавливается правильность и осознанность учащимися изученного материала на репродуктивном уровне.
Этап коррекции знаний
Посмотрите на доску, мы определяли результат нашего урока, прочтите, если у вас такие знания и умения? Давайте проверим это с помощью экспертов. «Эксперты» задают три вопроса по изученным компонентам природы материка, выбирая по одному вопросу из каждого раздела.
Австралия - самый плоский материк
1. Из всех континентов только в Австралии нет высоких гор, ледников и действующих вулканов. Как это объяснить?
2. Что означает утверждение «Австралия - самый спокойный в геологическом отношении материк»?
3. Как по картам установить основные черты рельефа материка? Какие действия при этом необходимо выполнить?
4. Объясните особенности рельефа Австралии.
Австралия - самый сухой материк
1. Объясните причины возникновения климатических различий в пределах тропического пояса.
2. В каких климатических поясах находится Австралия? Какие воздушные массы, ветры, преобладают в каждом поясе?
3. Почему Австралия является самым сухим материком?
4. В чем причины разреженности речной сети Австралии?
Австралия - материк реликтовой флоры и фауны
1. Объясните своеобразие органического мира Австралии.
2. Какие природные зоны встречаются в Австралии? Чем объяснить такой набор природных зон?
3. Какое животное, являясь национальной визитной карточкой Австралии, удостоено чести быть включенным в состав национального герба страны? Что означает название этого животного на языке австралийских аборигенов?
4. Почему Австралию часто называют «континентом пустынь»?
Инструкция к домашнему заданию. Ребята! Младшим школьникам интересно после чтения нашей энциклопедии проверить свои знания в форме игры. И одна страница у нас чистая. А времени на уроке не осталось, поэтому из предложенного списка вы выберите себе домашнее задание: составить тематическую викторину, кроссворд об уникальности флоры и фауны или более серьезные задания - тесты, географический диктант. Запишите выбранный вами вариант.
Этап подведения итогов. Мы сегодня трудились на уроке творчески, отдавая делу изучения и оформления материала всю душу. Но все же давайте отметим общие ошибки, общие успехи, лучшие работы и ответы.
В целом материал проработан огромный, сделаны проекты страниц, которые будут просто необходимы для создания учебного курса в компьютерной версии.
Этап рефлексии. «Счастье - когда тебе интересно жить. Интересно жить - когда ты узнаешь что-то интересное, когда тебе хорошо с другими, когда ты готов многое делать для других».
Мне, ребята, было интересно с вами сегодня работать, и я ощущаю именно минуты счастья. Можете ли вы эти слова отнести к себе? Ответьте мне всего на два вопроса: было ли вам интересно получать на уроке новые знания? Будете ли вы ждать следующий урок?
Спасибо ребята, я думаю, наш урок удался.
А.П. Андриянов, учитель географии и экологии МОУ Техменевский ООШ Кузнецкого района Пензенской области