Плихневич Т. «Пришелец» из Паленке
До конца 2012 г. майя ассоциировались в основном «концом света». Однако эта древняя цивилизация известна не лишь сомнительными пророчествами, но и другими интересными вещами. Одна из находок столь же знаменита, как и пресловутый календарь.
В 1949 г. мексиканский археолог Альберто Рус обратил внимание на почти неизвестный до того архитектурный памятник — Храм Надписей. Ученый заметил, что пол здания, в отличие от полов других храмов Паленке, сложен из больших каменных плит. Одна из них имела по краям несколько отверстий, заткнутых каменными пробками. Подняв плиту, археолог обнаружил начало туннеля и лестницу, забитую глыбами камня, щебнем и землей. Для ее расчистки потребовалось четыре полевых сезона.
15 июня 1952 г. рабочие сдвинули с места последнюю преграду. Ученый оказался в подземной комнате около 9 метров в длину и 4 метра в ширину. Сводчатый потолок уходил вверх почти на 7 метров. Большую часть комнаты занимал огромный каменный ящик, накрытый плитой с резным изображением и иероглифическими надписями. Под ней обнаружили скелет крупного мужчины, усыпанный нефритовыми украшениями. Лицо закрывали остатки мозаики из нефритовых пластин и раковин, реконструировав которую, смогли восстановить погребальную маску покойника.
Храм Надписей в Паленке
Храм надписей в разрезе
Гробница Пакаля
На крышке саркофага находились обломки атрибутов власти и регалий умершего. Рядом с ним, прямо на полу, лежали две алебастровые головы, видимо, отбитые от больших статуй.
Вес и размеры саркофага свидетельствовали: пирамида и храм были надстроены над готовой гробницей, а не наоборот. Это означало, что пирамиды Америки могли быть не только основаниями храмов, но и погребениями — как знаменитые египетские. Позднее подобные захоронения были найдены и в других городах древних майя.
По исторической значимости, эффектности, богатству находку в Паленке можно сопоставить с открытием гробницы Тутанхамона. Стоит ли удивляться, что вскоре она стала предметом «сенсационных» спекуляций?
Покойный отличался необычно крупным для индейцев ростом — 173 см. Этого факта, да еще нескольких вскользь оброненных ученым фраз о том, что покойник мог быть «немайяского происхождения» оказалось достаточно для первой «сенсации». Появилась версия, что это — европеец, который пересек Атлантический океан задолго до Колумба, принес аборигенам Америки свет высокой культуры и стал обожествленным правителем Паленке.
Но это было только начало...
В 1968 г. известный советский писатель-фантаст Александр Казанцев изложил на страницах журнала «Техника — молодежи» куда более экстравагантную гипотезу. По его мнению, в Паленке похоронен... инопланетянин. Рисунок на крышке саркофага напоминает изображение космонавта, пилотирующего космический корабль. Погребальная маска и скульптуры, обнаруженные рядом с саркофагом, запечатлели людей странной внешности — переносица у них начинается выше бровей.
Эту гипотезу сделал знаменитой швейцарский писатель и археолог-дилетант Эрих фон Дэникен в нашумевшем бестселлере «Воспоминания о будущем», опубликованном в 1971 г. Мало кто не читал в детстве описание «пришельца из Паленке» — перепечатки из книги фон Дэникена помещались во многих изданиях:
«В 1953 г. в Паленке... найден каменный рельеф, изображающий, по всей вероятности, бога Кукуматца (в Юкатане он назывался Кукулькан)... Мы видим на нем человека, сидящего, наклонившись вперед, в позе жокея или гонщика; в его экипаже любой нынешний ребенок узнает ракету. Она заострена спереди, снабжена странно изогнутыми выступами, похожими на всасывающие дюзы, а потом расширяется и заканчивается языками пламени. Человек, подавшись вперед, обеими руками орудует со множеством непонятных контрольных приборов, а левой пяткой нажимает какую-то педаль. Он одет целесообразно: в короткие клетчатые штаны с широким поясом, в куртку с модным сейчас японским воротом и с плотно охватывающими манжетами. Активна не только поза у столь отчетливо изображенного космонавта: перед самым лицом у него висит какой-то прибор, и он следит за ним пристально и внимательно» [4, с. 82-83].
К описанию прилагались изображение рельефа и прорисовка «ракеты» с пояснительными надписями: где какой прибор изображен. Позднее по книге сняли фильм, и слава о «космонавте из Паленке» пошла гулять по миру.
Александр Казанцев
Эрих фон Дэникен
Эрих фон Дэникен
На первый взгляд, доказательства были убедительными. Однако — не будем спешить с выводами. Вот еще одно описание той же плиты:
«На плоской наружной поверхности... резцом древнего мастера запечатлена какая-то глубоко символическая сцена. В нижней части мы видим страшную маску, одним своим видом напоминающую уже о разрушении и смерти: лишенные тканей и мышц челюсти и нос, большие клыки, огромные пустые глазницы. Это— не что иное, как стилизованное изображение божества Земли... Его голову увенчивают четыре предмета, два из которых служат у майя символами смерти... а другие, напротив, ассоциируются с рождением и жизнью (зерно маиса и цветок или маисовый початок).
На маске чудовища сидит, слегка откинувшись назад, красивый юноша в богатой одежде и с драгоценными украшениями. Тело юноши обвивают побеги фантастического растения, выходящие из пасти чудовища. Он пристально глядит вверх, на странный крестообразный предмет, олицетворявший собой у древних майя «древо жизни»... — стилизованное растение-маис. На перекладине «креста» причудливо извивается гибкое тело змеи с двумя головами. Из пасти этих голов выглядывают какие-то маленькие и смешные человечки в масках бога дождя.
На верхушке «креста»-маиса сидит священная птица кецаль... Птица тоже облечена в маску бога дождя, а чуть ниже ее видны знаки, символизирующие воду и два небольших щита с личиной бога солнца» [4, с. 75-76].
Таким увидели изображение на саркофаге профессиональные ученые-майянисты. Не слишком похоже на космический корабль, вы согласны? В чем же дело? Ведь рельеф — тот же самый!
Известный российский майянист В. И. Гуляев в посвященной спекуляциям вокруг саркофага из Паленке работе «Царская гробница в Паленке: легенды и факты» подробно разбирает этот казус. Он поясняет, что сторонники «космической» гипотезы пошли на сознательную мистификацию: смазали в прорисовке многие детали, а другие, не связанные, соединили сплошной линией. Но главное: чтобы придать «космонавту» более естественную позу, оба автора намеренно поместили все изображение в неверном, поперечном положении, тогда как на плиту нужно смотреть продольно. В результате многие детали композиции предстают перед зрителем в неестественном виде: вниз головой или боком.
«Если смотреть на рельеф саркофага правильно, — утверждает ученый, — то мы увидим, что изображенный там юноша сидит, заметно откинувшись назад, на спину и смотрит вверх — на крестообразный предмет. Юноша облачен отнюдь не в «клетчатые штаны», как пишет Дэникен, — их майя, увы, не знали... и не в японскую куртку с манжетами, а всего лишь в набедренную повязку. Тело, руки и ноги юноши обнажены, хотя и украшены браслетами и бусами из нефритовых пластинок» [4, с. 83].
Крышка саркофага
Первооткрыватель гробницы Альберто Рус так объяснил изображение на саркофаге:
«Юноша, сидящий на маске чудовища земли, ... олицетворяет собой и человека, которому суждено в один прекрасный день вернуться в лоно земли, и маис, зерно которого, чтобы прорасти, прежде должно быть погребено в землю. Крест, на который так пристально смотрит этот человек, опять-таки символизирует маис... С идеей ежегодного прорастания, или «воскресения» маиса у майя была тесно связана и идея собственного воскресения человека» [4, с. 76-77]
Все основные элементы: крест, маску чудовища земли и т. д., можно найти и в других храмах Паленке, но никто не заметил в них сходства с космическим кораблем.
Относительно носолобости Рус утверждает:
«При изображении черт лица заметно стремление к передаче портретного сходства, но одновременно можно увидеть и следование определенным канонам, которое проявляется... в деформации головы и в превращении складки от нахмуренных бровей в искусственную линию носовой дуги, продолжающуюся на части лба» [8, с. 196]
Однако, несмотря на разоблачения ученых, «носолобый» из Паленке (а с ним вместе — миф о посещении майя инопланетянами) прочно прописывается в популярной и художественной литературе. Наиболее полюбился этот миф одному из его авторов — Александру Казанцеву. Паленкский саркофаг как одно из «неоспоримых доказательств» посещения Земли пришельцами фигурирует в ряде его произведений. Например, в статье «Из космоса — в прошлое» он пишет: «Широко известно открытие мексиканским археологом Альберто Рус Луильи гробницы древних майя внутри пирамиды храма надписей в Паленке. Гэрод древних майя был обнаружен в дикой сельве. В гробнице, куда четыре года, как он писал мне, пробивался Альберто Рус Луильи, оказался сделанный в форме ракеты (!) саркофаг с костями захороненного вождя или жреца. Прикрыт саркофаг был тяжелой каменной плитой. Выбитый на ней рисунок походит на чертеж ракеты в разрезе. В ней словно сидит космонавт, положив руки на рычаги управления, в положении, характерном для полета. Можно много спорить, что же изображено на каменной плите — размышляющий ли о бессмертии человек под деревом Жизни— кукурузой (как прежде считали!) или действительно космонавт, пилот, но нельзя не заинтересоваться лицом, вернее, нефритовой маской захороненного, которую удалось восстановить мексиканским ученым. На ней нос разделяет лоб на две части, начинаясь выше бровей! Такая же особенность оказалась и еще на двух скульптурах, найденных там же, пожилого мужчины и молодого воина. Неужели это некая наследственная черта «носолобых», идущая от далеких поколений вместе с представлениями о форме ракеты и даже символическом ее устройстве? Нос, начинающийся выше бровей, неизвестен ни у одной из современных человеческих рас» [5, с. 158-159]
Казанцев нашел «следы пришельцев» не только в Паленке, но и во многих других уголках мира. По его мнению, они выполняли на Земле цивилизаторскую миссию, а также передали информацию о страшном оружии, способном уничтожить мир. Описания «ядерной войны» вроде бы содержатся в «Махабхарате», кельтской мифологии, легендах южноамериканских индейцев и... в Библии (гибель Содома и Гоморры). В некоторых публикациях автора упоминается планета Фаэтон, которая, по мнению некоторых исследователей, могла погибнуть от последствий ядерной войны.
В 1971 г. вышел роман Александра Казанцева «Фаэты», в котором он свел воедино гипотезы о носолобых цивилизаторах, погибшей планете и ряд других популярных мифов.
Фаэтон погиб в результате ядерного конфликта сверхдержав. Уцелели лишь две группки исследователей: на Марсе и на Земле. «Марсиане» пошли по технологическому пути развития (иначе они не выжили бы), «земляне» одичали. Через сотни тысяч лет после гибели родной планеты потомки фаэтонских колонистов Марса решили помочь своим «братьям по крови» — предотвратить столкновение Земли с Луной. Сопутствующей задачей экспедиции являлась цивилизаторская миссия.
На Земле «марсиане» столкнулись как с одичавшими потомками фаэтов, так и с представителями относительно высоких протоцивилизаций. Одна из них находилась в Месоамерике.
Идентифицировать эту древнюю цивилизацию непросто. Кандидат филологических (не исторических!) наук И. Семибратова в послесловии к другому роману Казанцева, «Клокочущая пустота», называет ее «майя»: «...были и «Фаэты» с древними майя и инками!» [9, с. 363] — хотя по описанию обычаев и ритуалов она больше похожа на цивилизацию Центральной Мексики — тольтеков или ацтеков.
В целом автор достаточно точно воспроизводит тольтекско-ацтекский миф о Кецалькоатле — гуманном боге, отменившем человеческие жертвоприношения и научившем людей многим полезным вещам. Город древних индейцев называется «Тола» — тольтекский «Толлан». Казанцев допускает лишь одну неточность, способную сбить с толку и спутать тольтеков и майя: жрецы упоминают меру счета «тун» — «год» по-майяски.
Мировое дерево в виде креста. Рельеф из храма Креста в Паленке
Миссия пришельцев в Толе-Толлане провалилась в полном соответствии с легендой. Жрецы изгнали белокожего и носолобого «Кецалькоатля», и тот отправился просвещать инков. Там он добился большего успеха и стал известен как Кон-Тики Виракоча.
Основная задача пришельцев — предотвратить столкновение Земли с Луной — также удалась. Планета избежала гибели, но не катастроф: из-за сближения небесных тел на ней произошли разного рода катаклизмы, в частности затопление Атлантиды, поднятие Анд и всемирный потоп. Катастрофа уничтожила корабль пришельцев, и им пришлось добираться до другого, севшего в Индии, на плоту....
Все эти события происходили... 13 тысяч лет назад, т. е. говорить серьезно о каких-либо «майя», «тольтеках», «инках» не приходится. Расцвет цивилизации майя приходится на первое тысячелетие нашей эры, тольтекская легенда о Кецалькоатле описывает события X в. н. э. Инки и того моложе — их «империя» достигла могущества всего за сто лет до прихода испанцев. Так что разумнее всего предположить, что Казанцев изобразил некую условную месоамериканскую протоцивилизацию, придав ей черты известных по хроникам культур — тольтеков, ацтеков и майя. Следует сказать, что существует версия о некоей высокой цивилизации в Андах, существовавшей 12-13 тысяч лет назад (прототип «инков» Казанцева), а также гипотеза о том, что страна тольтеков — одна из колоний Атлантиды, но серьезная наука их не разделяет.
Казанцевские «марсиане» еще несколько раз посещали Землю после катаклизмов. Одним из пришельцев (или же его потомком) был «космонавт» из Паленке.
Инопланетяне увязаны с майя в известном романе Казанцева «Клокочущая пустота». Роман, надо сказать, повествует вовсе не о майя, а об... известной исторической личности Савиньене Сирано де Бержераке, авторе одного из первых научно-фантастических произведений «Иной свет, или Государства и империи Луны».
Считается, что Бержерак описал многоступенчатую ракету, электрические лампы, телевидение, антитела, и множество других технологий и приспособлений, неизвестных людям его времени. По Казанцеву, французский дворянин XVII в. получил все эти знания... от инопланетян: то ли общался с «миссионерами» пришельцев, то ли сам побывал на далекой планете. Интерес пришельцев к забияке-дуэлянту объясним: он — потомок участников одной из экспедиций. Свидетельством тому необычная внешность: огромный нос, начинающийся выше бровей (правда, на портрете Сирано отнюдь не «носолобый», но Казанцев находит объяснение — дескать, выдающуюся во всех смыслах переносицу срезали в одной из битв).
Одним из «учителей» де Бержерака, помимо инопланетян, был... индеец майя, заметивший у него «знак богов». Для подтверждения фантастического допущения автор вспоминает знаменитый рельеф из Паленке и даже приводит соответствующую ссылку.
Если отбросить достаточно смелые заявления автора о Паленке, «обнаруженном» Альберто Русом (городище известно с XVIII в.), «расшифрованных» космических символах и «первоисточниках», повествующих о контактах с инопланетянами, в ней — очередной, слегка модифицированный пересказ мифа о «саркофаге-ракете». «Клокочущая пустота» закончена в 1985 г. Исследования за это время продвинулись вперед, но классическая версия легенды осталась почти без изменений.
Однако вернемся к индейскому наставнику Сирано де Бержерака. Майя учит юношу не календарю, астрономии или математике, как можно было бы предположить, а ... приемам борьбы без оружия, весьма напоминающим каратэ.
«На замечание, что известные ныне приемы подобной борьбы пришли из Японии, можно ответить, что легенды и археологические находки на острове Хоккайдо говорят в пользу древнего посещения Японских островов, еще до появления там японцев, пришельцами из космоса... И вполне правомерно предположить, что приемы борьбы без оружия для защиты угнетенных могли иметь те же истоки, что и у древних майя, неспособных в былое время воспринять иных достижений более высокой технологической цивилизации... Однако в силу сложившихся обстоятельств до нас эта форма борьбы дошла лишь в «восточном варианте», — пишет Казанцев в другой сноске [6, с. 277]
Тут возникает два вопроса:
1. Если майя были такими дикими и «неспособными» воспринять инопланетные достижения, как тогда автор объясняет довольно обширные познания этого народа в астрономии, математике и архитектуре, да и сам упомянутый ранее «чертеж космического корабля»?
2. Если майя владели эффективными приемами борьбы без оружия, почему они не использовали их против конкистадоров? (Сказка о «белых богах» действовала только на первых этапах конкисты).
Скульптурное изображение Пакаля в юности
Погребальная маска Пакаля
В целом «месоамериканская» линия в «Клокочущей пустоте» проработана хуже, чем в «Фаэтах». Налицо набор штампов: алчущие золота конкистадоры (через сто лет после завершения конкисты!), покинутые города, нищие индейцы, жрецы и вожди — хранители мудрости предков... Но если не пытаться анализировать и искать «исторические соответствия», проглатывается — как «американские» эпизоды, так и весь роман в целом.
К чести Казанцева стоит сказать, что он никогда не пытался сделать всех майя инопланетянами. Не называл он пришельцем и «человека из Паленке» — считал отдаленным потомком космических странников. Спорная научная гипотеза, но вполне корректное фантастическое допущение.
Автор книг, претендующих на «откровение» и «истину», пошел значительно дальше...
В 1987 г. вышла книга Хосе Аргуэльеса «Фактор майя». Хотя ее автор читал работы известных майянистов, его собственные представления об этом народе путаны и фантастичны.
Цивилизация майя, по его словам, основана на принципе гармонического резонанса. Майя — «агенты галактики», космические путники, цель которых— синхронизировать галактическую информацию со взаимными потребностями Земли и Солнца.
Ритуальный календарь майя цолькин — это «код майя», «гармоническая матрица», «периодическая таблица галактических частот». Другие ключевые понятия: Хунаб Ку — «ядро галактики» и Кушан Суум — «волокна галактической жизни, связывающие каждую личность с планетой, Солнцем и ядром галактики».
Майя играли роль посредников между Хунаб Ку и эволюционирующим разумом отдельных звездных систем, обладали способностью переноситься из одной звездной системы в другую, передавая информацию о своем коде ДНК.
«Бесстрашные странники по Кушан Суум, космические путники, посещающие звездные системы, в которых лишь начинают возникать потенциальные возможности осознания и слияния с единым организмом Гэлактики, Майя, Прорицатели Гармонии, неутомимы в своих скитаниях. Как только наблюдения и оценки звездной системы позволяют предположить, что ее эволюция приближается к уровню начала осознания гармонии, на ней появляются Майя, готовые провести окончательные приготовления...», — пишет автор [1, с. 75] (выделено нами. — Т. Плихневич).
Смыслом миссии было согласование, синхронизация Земли и всей Солнечной системы с огромным галактическим сообществом. В этом заключается значение дат и сопровождающих их иероглифов на календарных памятниках. Как только цель была выполнена, майя ушли...
Описание «исхода» майя похоже на строки из фантастического романа: «Если бы мы оказались в Киригуа в 810 г. н. э., то могли бы увидеть людей, собравшихся на площади перед Великим Храмом, который археологи назвали «Структурой 1». Каждый из последних галактических наставников — скорее всего, их семеро — сидит на поросшей травой площади в позе глубокой медитации, удерживая в руках большой кристалл кварца. Внезапно всех их, по очереди, окружает жужжание вибраций — резонанс, проявляющийся как в звуке, так в свечении. Над головами галактических наставников возникает сияние, которое принимает овальную форму, — это светящиеся галактические коконы — и медленно опускается, обволакивая майянцев. Шум вибраций усиливается, смешиваясь с извечной симфонией насекомых, доносящейся из сельвы. Плавно, как во сне, вибрирующие коконы блекнут и, наконец, полностью исчезают. Над площадью воцаряется благоговейная тишина, и собравшиеся люди расходятся, исполненные осознания всеобщей цели.
К моменту окончания десятого цикла — девятого бактуна — в 830 г. н. э. галактические наставники уже ушли. Им было дано указание ... покинуть Землю. Приближались темные времена, и города быстро приходили в запустение...» [1, с. 104].
Аргуэльес не мог пройти мимо колоритного персонажа, похороненного в саркофаге Храма Надписей. По его словам, это «галактический агент № 136656, «пророк» Пакаль Вотан. Биография «пророка» в его исполнении столь же фантастична, как и прочие измышления о майя.
«...Существует легенда о Пакаль Вотане, галактическом наставнике, который объявил себя Змеем— посвященным в сокровенные знания. По указанию тех, кто выше него, Пакаль Вотан должен был покинуть свою «родину», таинственный Валум Чивим [Valum Chivim], и отправиться на Юкатан (?), в страну Майя на Земле. Используя для путешествия «Обитель Тринадцати Змеев», Пакаль Вотан прибыл в Валум Вотан [Valum Votan], расположенный на реке Усумасинта [Usumacinta], и вскоре основал (?) неподалеку от него город Паленке...
Прибытие в Валум Вотан, в окрестности еще не выстроенного Паленке (?), указывает на место воплощения или рождения Пакаль Вотана в 631 г. н. э., гармонике 1366560. Время его появления должно было бы совпадать с предсказанным новым перевоплощением Кукулькана (?), аватарой которого являлся Пакаль Вотан. Согласно этой роли, для Пакаль Вотана было бы вполне естественным основать город, подобный мифическому Толлану (?), и назвать его Шибаланке ([[Xibalanque] (?), или, в современной версии, — Паленке. В текстах «Пополь Вух» Шибаланке соответствует Шибальбе — нижний, или проявленный мир, место героических испытаний для смертных. Это описание означает принятие «Галактическим Агентом номер 136656» человеческой, «смертной» оболочки, которая была погребена и сохранилась до наших дней в «гробнице» девятиэтажного Храма Надписей нашего, «нижнего» мира...» [1, с. 99-101].
Что тут скажешь? Фантастический роман!
«Пророк» не мог основать Паленке, так как город существовал задолго до его рождения. Как свидетельствуют надписи, цари правили там с конца V в.
В древности Паленке назывался Лакамха, т. е. название города никак не связано с Шибальбой. Толлан появился значительно позже, а история Кецалькоатля-Кукулькана датируется X в. Так что Пакаль не мог быть воплощением Кецалькоатля — скорее, наоборот.
Что касается имени и подлинной биографии «галактического агента» — к этому вопросу мы еще вернемся, и достаточно скоро, так как, пока писались фантастические книги, исследования саркофага из Паленке продолжались.
В 1975 г. родилась новая сенсация. Два известных специалиста по культуре древних майя Дэвид Келли и Мерл Грин Робертсон, «прочитав» иероглифическую надпись на крышке саркофага, объявили, что в гробнице похоронен 80-летний старец по имени Пакаль («Щит»), который, по их словам, правил Паленке с 615 по 683 г. н.э. Он был женат с 12-летнего возраста: сначала — на матери, после — на родной сестре. При жизни Пакаль был человеком карликового роста и вследствие кровосмесительных браков страдал деформацией ног. Последний вывод был сделан на основе изучения многострадального рельефа, который считали портретом.
Альберто Рус подверг труд Робертсон и Келли критике: отметил, что американцы строят выводы о биографии Пакаля на основе туманных толкований иероглифов, и предложил свою интерпретацию надписи. Ученый заявил: «Лично я интерпретировал надпись... в историческом смысле. В ней упоминаются, видимо, некоторые биографические данные захороненного там лица: даты его рождения и ее календарное название, даты восхождения на трон и получения иерархических титулов, возможно, имя его предшественника, его вступление в брак и, по-видимому, родовое имя его жены, упоминание вероятных родственников и связей с другой династией (из Йашчилана ?) вплоть до даты его смерти, которая, по моей интерпретации, точно соответствует определяемому возрасту скелета, найденного в той гробнице» [8, с. 151].
Возраст умершего, по мнению ученого, около 40-50 лет, правил он во второй половине VII в. Имя узнать затруднительно, однако А. Рус предположил, что покойного правителя могли звать Вошок Ахав — по дню рождения, 8 Ахав.
Правитель Паленке — не карлик: повторное изучение скелета подтвердило, что умерший был рослым и крепким мужчиной. «Деформация» правой ступни объяснима желанием скульптора получше изобразить ее позади левой. «Между ... предполагаемым пришельцем из космоса и «сеньором Пакалем» существуют только количественные различия», — едко заметил ученый. «И та, и другая точки зрения ... являются продуктами фантазии».
Иероглифические тексты из Паленке удалось расшифровать лишь на рубеже XX-XXI вв. В числе прочих была переведена и надпись на знаменитом саркофаге. Перевод легендарной надписи в переводе украинского ученого Виктора Талаха гласит:
«Крышка саркофага. Торец, восточная сторона.
/1/ В день (9.4.10.4.17) 5 Кабан 5 числа месяца Мак (1 декабря 524 г.) отправился в путь Акуль Мо Нааб.
В день (9.6.11.0.16) 7 Киб 4 числа месяца Канаси (8 февраля 565 г.) отправился в путь Кан Хой Читам.
/5/ В день (9.6.16.10.7)9 Маник 5 числа месяца Пашкин (23 июля 570 г.) отправился в путь Акуль Мо Нааб.
В день (9.7.0.0.0) 7 Ахав 3 числа месяца Унив (7 декабря 573 г.) установление камня Кан Баламом.
/10/ В день (9.7.9.5.5) 11 Чикчан 4 числа месяца Канаси (3 февраля 583 г.) отправился в путь Кан Балам, священный Баакупьский владыка.
В день (9.8.11.6.12) 2 Эб конец поры месяца Чак Си-хом (7 ноября 604 г.) отправилась в путь Иш Йоль / 15/Икналь.
Северная сторона
В день (9.8.19.4.6) 2 Ким и 14 числа месяца Моль (11 августа 612 г.) отправился в путь Ахен Йоль I 20/ Мат, священный Баакупьский владыка.
Западная сторона
В день (9.8.18.14.11) 3 Чувен 4 числа периода Вай-хааб (7 марта 612 г.) отправился в путь /25/ Ханааб Пакаль, священный Баакупьский владыка.
В день (9.10.7.13.5) 4 Чикчан, после дня (9.10.0.0.0) 1 Ахав 8 Канаси (25 января 633 г.) /30/ установление камня Сак Кук, 13 числа месяца Йаш Сихом (12 сентября 640 г.) отправилась в путь Сак Кук.
В день (9.10.10.1.6) 13 Ким и 4 числа месяца Паш (29 декабря 642 г.) /35/ отправился в путь Кан Мо Хиш, священный Баакупьский владыка.
(Вот) отпрыск Кан Мо Хиша, взлелеянный Иш Сак Кук.
Южная сторона
/40/Вдень (9.8.9.13.0) 8 Ахав 13 числа месяца Кан-халав (26 марта 603 г.) рожден, в день (9.12.11.5.18) 6 Эцнаб 11 числа месяца Йаш Сихом (28 августа 683 г.) /45/ после четырех установлений камня, отправился в путь Кинич Ханааб Пакаль, священный владыка. Он продолжил то, /50/ что осуществил его предок Цато... Наах Кан.
Создан Каменный Ковчег Бога Кукурузы»
(В. Талах. Хроники Баакульских владык) [12]
На крышке саркофага указаны две группы сановников, вероятно, сопровождающих Пакаля в загробном мире. Тексты на стенках и ножках — подписи под изображениями родителей и предков.
Что же удалось узнать исследователям из пространных, но не особенно информативных надписей?
В первую очередь время жизни усопшего, а также его имя.
Как выяснилось, в «переводе» имени не ошибся Дэвид Келли. Почившего правителя действительно звали Пакаль, а точнее, Кинич Ханааб Пакаль («Пылающий Цветочный Щит»). Это — его «священное венчальное имя», полученное при коронации. Как назвали принца при рождении, осталось неизвестным.
Годы жизни и правления Пакаля американцы также вычислили правильно — он родился в 603 г. и правил до восьмидесяти лет, — но в описании биографических данных ошибались.
В интерпретации изображения оказался прав Альберто Рус. Саркофаг Пакаля назывался «Каменный Ковчег Бога Кукурузы». Рельеф на его крышке представлял царя в виде умирающего и воскресающего бога, крест символизировал маис (он же — мировое дерево), а вся сцена — надежду усопшего на возрождение.
Верным оказалось и предположение Руса об историческом характере надписей. В них действительно содержалась информация о рождении, смерти Пакаля и его предшественников. Однако сведения о коронации, вступлении в брак и другие биографические данные отсутствовали — «перевод» Руса оказался столь же приблизительным, как интерпретация американцев. Большая часть текста — список предков: родителей и правивших раньше царей. Биографию Пакаля удалось восстановить на основе других текстов — из Храма Надписей и выстроенного им дворца.
Сведения о личной жизни в интерпретации Робертсон-Келли оказались, мягко говоря, недостоверными. Пакаль в двенадцать лет не женился на матери — он был обязан ей троном. Воцарению предшествовали драматические события.
На рубеже VI—VII вв. Баакульское (Бакальское) царство, столицей которого был город Паленке (Лакамха на языке древних майя) в борьбе за сферы влияния столкнулось с могущественным Канульским (Канальским) царством, правитель которого носил титул калоомте — «царь царей». В апреле 599 г. полководец Канальского царя захватил и разорил Паленке и сбросил богов — покровителей царской династии. В 603 г. союзники Каналя из Шукальнаха и Йокиба (Пьедрас-Неграс) одержали крупную военную победу.
Примерно в это время трон Паленке перешел к Ах-Неоль-Мату (Ахен-Йоль-Мату), одному из самых невезучих царей. Из-за неудачных войн ему даже не удалось воздвигнуть стелу в честь окончания 13-летнего периода.
В 611 году армия царя Каналя вновь разоряет Паленке. Правитель попадает в плен и погибает. Баакульским владыкой становится ЦеМат-Муван (Муваан Мат). Иероглифические тексты характеризуют его правление крайне негативно, поэтому исследователи полагают, что он был ставленником Канальского царя.
«...Десятое 400-летие, десятое 20-летие позади... потерялась царица, потерялся царь, не украсил он лик Владык Венеры, не принес сверток йокину Девятого Неба, шестнадцатому йокину, многажды упорядочивающему владыке... Он не подарил сверток Аканаль-Ишим-Муван-Мату он принес дар своему богу — Муван-Мат, священный царь Бакаля», — сказано о «нечестивом» царе (перевод Д. Беляева) [2].
Муван-Мат правил недолго. Царевна Иш Сак Кук, не признавшая чужеземную власть, выдвинула претендентом на престол своего малолетнего сына. Сторонники царевны победили. Двенадцатилетний Пакаль стал Баакульским владыкой, а его мать — регентшей и отправительницей.
Иш Сак Кук сохранила влияние до смерти. Она правила, воздвигала стелы своим именем, вела неудачные войны (в 624 г. войска Паленке потерпели поражение от правителя царства Йокиб (Пьедрас-Неграс). Сына к политике она не допускала. Что ему осталось? Обустраивать семью.
В 626 г. молодой Пакаль женился на царевне Иш Цакбу Ахав. Супруга не была его сестрой, а происходила из царства Хуштекух. В 635 г. у него родился первый сын — будущий царь Кан Балам II. Позднее в 644 г. появился на свет средний сын, правивший под именем Кинич Кан Хой Читама. Младший сын Пакаля Тиво Чан Мат родился в 648 г. и умер раньше отца.
В 640 г. мать-соправительница умерла. Через два года «отправился в путь» и отец. Почти сорокалетний Пакаль наконец обрел самостоятельность. Он продолжил борьбу за раздел сфер влияния с государством Йокиб (Пьедрас-Неграс) и переманил на свою сторону некоторых его союзников. Успех отметил грандиозной стройкой: в 647 г. был освящен заупокойный храм родителей царя — «Забытый Храм», в 654 г. началось сооружение дворцового комплекса. В 50-х гг. Баакульский владыка принял титул «калоомте», равнозначный императорскому.
И тут в события вмешался настоящий калоомте — царь Каналя. Он поддержал Йокиб в его борьбе с Паленке. В 659 г. против Бааку-ля выступила мощная коалиция. В нее входили, помимо йокибцев, воины из Пипа (Помоны), Вакааба (Санта-Елена-Баланкана), других государств. Пакаль одержал блестящую победу. Знатные пленники, в том числе царевич из Помоны, были принесены в жертву в Паленке.
В 662 г. «император» майя лично явился на запад. Противоборство закончилось вничью. В зависимость от Баакуля попали Пипа и Вакааб. Императорский вассал царь Йокиба сохранил влияние на верхней Усумасинте.
В последнее десятилетие правления у престарелого Пакаля началась полоса неудач. В 672 г. скончалась супруга, в 680 г. умер младший сын. В этом же году войска Пакаля потерпели поражение в войне с царством Попо (Тонина), а царский полководец был захвачен в плен.
Баакульскому владыке пришло время позаботиться о вечном. В конце 70-х гг. он начал строить свою усыпальницу — Болон Йет Наах, «Чертог Девяти Свершений» — тот самый знаменитый сейчас Храм Надписей. Погребение состоялось в августе 683 г. Кинич Ханааб Пакаль прожил 80 лет, из них 68 — был правителем.
Казалось бы, вопросы — позади. В саркофаге погребен правитель майя — не пришелец. Тем не менее не будем торопиться с выводами. С Пакалем не все однозначно.
Первая загадка — возраст. Надписи говорили одно, данные антропологической экспертизы — другое.
По состоянию зубов покойного Альберто Рус определил, что погребенный в саркофаге был сорокалетним. Это служило одним из решающих доводов против дешифровки Робертсон-Келли. Повторная экспертиза, проведенная в 70-х гг., показала тот же возраст. Лишь в 2003 г., используя новейшие методы исследования костей, удалось подтвердить преклонный возраст царя.
Рост вроде бы изменяться не может, но и тут не обошлось без недоразумений.
Большинство исследователей, начиная с Альберто Руса, утверждают, что рост Пакаля 1 м 73 см — необычайно высокий для майя. Однако один из антропологов В. Тислер указывает другое число — 1 м 63 см.
Внешность Пакаля также необычна. Рельеф на крышке саркофага, скульптуры в гробнице передают его портретные черты. Однако если на «Ковчеге Бога Кукурузы», где изображение подчинено канону, нос правителя скошен, то на скульптурах и посмертной маске четко видна переносица, начинающаяся над бровями. Это — немножко другой тип лица. Неизвестно, достижим ли подобный эффект при помощи деформации черепа в младенчестве, что было в обычае у майя.
Происхождение Пакаля также до конца не ясно. Историки скупо замечают, что Баакульский владыка фактически был узурпатором. Он принадлежал к правящему роду лишь по женской линии. Отец Пакаля Кан Мо Хиш не имел прав на престол, так как был не принцем Баакуля, а «владыкой Чох». Страна Чох до сих пор не найдена. Можно пофантазировать, представить, что она находилась вне области майя... Не от отца ли, кстати, царю досталась экзотическая внешность: лицо с переносицей выше бровей?
Пакаль обладал хорошим художественным вкусом, недюжинным архитектурным талантом. Перестроенный по его проекту дворец красивей и комфортней подобных построек в других городах. Он прожил необычно долгую для людей древности жизнь, стал одним из величайших и знаменитейших правителей майя, родоначальником новой династии. Ему посвящено множество надписей, в которых деяния Пакаля сравниваются с подвигами первопредков-богов. Юбилей коронации Пакаля в Паленке намеревались отметить... в 4772 г.!
Простор для фантазии есть. И, хотя в реальности Пакаль был, скорее всего, одним из многих правителей майя, как персонаж фантастического романа он может стать кем угодно — даже инопланетным космонавтом. Главное — не путать реальность и вымысел.
Список использованных источников
1. Аргуэльес X. Майянский фактор. (Фактор майя) / Хозе Аргуэльс. — К. : София, 1996. — 272 с.
2. Беляев Д. Д. История майя в классический период / Д. Д. Беляев. — Режим доступа : http://www. mezoamerica.ru .
3. Беляев Д. Д. Войны царств Бакаль и Йокиб в VI—VII вв.: реконструкция основных этапов конфликта / Д. Д. Беляев, А. В. Сафронов. — 2005. — Режим доступа : www.mesoamerica.ru/indians/maya/yokib_bakal html.
4. Гуляев В. И. Древние майя. Загадки погибшей цивилизации / В. И. Гуляев. — М. : Знание, 1983. — 176 с.
5. Казанцев А. П. Из космоса — в прошлое. Размышления фантаста А. П. Казанцев // Собрание сочинений : в 3 т. Т 2. — М. : Молодая гвардия, 1977. — 528 с.
6. Казанцев А. П. Клокочущая пустота / А. П. Казанцев. — М. : Молодая гвардия, 1988. — 637 с.
7. Казанцев А. П. Фаэты / А. П. Казанцев // Собрание сочинений : в 3 т. Т 3. — М. : Молодая гвардия, 1978. — 624 с.
8. Рус А. Народ майя / А. Рус. — М. : Мысль 1986. — 256 с.
9. Семибратова И. Бой без шпаги / И. Семибратова // в кн. : Клокочущая пустота. — М. : Молодая гвардия, 1988. —637 с.
10. Талах В. Н. Баакульское царство / В. Н. Талах. — Режим доступа : http://kuprienko.info.
11. Талах В. Н. Пакаль— правитель Паленке / В. Н. Талах. — Режим доступа : http://kuprienko.info.
12. Талах В. Н. Хроники Баакульских владык / В. Н.Талах. — Режим доступа : http://kuprienko.info.
"Наука и техника" . - 2016 . - № 9 (124) . - С. 56-64.