Тебелева Е.Н. ПОВЕСТЬ И.С.ШМЕЛЁВА «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» Урок внеклассного чтения. X класс
Искусство всегда помогало человеку в отыскании идеала...
Ф.М. Достоевский
Иван Сергеевич Шмелёв принадлежит к тем писателям, чьё творчество долгое время замалчивалось в России именно потому, что они понимали жизнь как Божье творение, как духовную реальность, о чём невозможно было говорить в атеистическое время прошлого века. В русской художественной литературе XX века, по мнению многих литературоведов, именно Иван Шмелёв наиболее полно выразил стремление православного человека жить по заповедям Божьим. Общепризнанно, что его произведения имеют огромное воспитательное и образовательное значение, ибо ярко и подробно рассказывают о российской жизни, по ним можно изучать традиции и обычаи народа.
Нельзя обойти вниманием «вершинные» книги И. Шмелёва «Лето Господне» и «Богомолье». Их целесообразно изучать в 11 классе, так как школьники именно в этом возрасте готовы к осмыслению нравственных ценностей. Чтобы представление о творчестве писателя было более полным, в 10 классе после изучения повести Н.Лескова «Очарованный странник» можно познакомиться с повестью И.Шмелёва «Неупиваемая чаша» на уроке внеклассного чтения.
Темы уроков внеклассного чтения связаны с программным материалом, и в их основу может быть положен и тематический принцип, и проблемный, и жанровый. В данном случае, выбирая проблемный принцип, тему урока внеклассного чтения можно сформулировать так: «"Призвание всякого человека в духовной деятельности..." (А.П.Чехов) [по произведениям Н.Лескова "Очарованный странник" и И.Шмелёва "Неупиваемая чаша")».
Повесть Лескова «Очарованный странник» написана в 1873 году и входит в цикл «Праведники», во вступлении к которому автор даёт диалог с умирающим «большим русским писателем» (А.Ф.Писемским). Писемский утверждает, что вокруг видит одни гадости, а души человеческие переполнены мерзостью. Задача Лескова — опровергнуть это мнение (как же может «устоять целая земля с одной дрянью?..»), и он решает найти «хотя бы то небольшое число трёх праведных», без которых «несть граду стояния». На занятиях, посвященных «Очарованному страннику», и было показано конкретное художественное воплощение замысла Лескова.
Повесть «Неупиваемая чаша» написана И.Шмелёвым в 1918 году. В стране Гражданская война, «имени нет тем бессмысленным зверствам, которые творит русский народ... с Февральской революции» [1], а Шмелёв пишет повесть о русском художнике. И факт появления этой повести — осознанная гражданская позиция писателя. Против русского человека Шмелёв не озлобился, хотя многое в новой жизни не принял. Что же противопоставить страшной реальной жизни? В чём тайна спасения человека? Оказывается, есть сила, преодолевающая земные условия, созданные людскими отношениями. Оказывается, есть люди «высокой пробы», всегда поступающие в соответствии со своими представлениями о должном. Всем им свойственны независимость от эгоистических, практических, мирских интересов и вера вхожие участие, направляющее человека на путь добра, милосердия, истины, жертвенной любви. Другими словами, источник спасения России писатель видит в духовности. Поэтому, говоря о воплощении духовного идеала в повести «Неупиваемая чаша», прежде всего будем размышлять с учащимися о том, знаем ли мы «святыни, коими жила, и держалась, и крепла Россия... видим ли мы источники нашей национальной духовной силы» [2].
Таким образом, цель урока внеклассного чтения — познакомить учеников с художественным воплощением духовного идеала в повести И.Шмелёва и показать преемственность в изображении духовных идеалов русскими писателями.
Домашнее задание к уроку может быть следующее: одному ученику подготовить краткую справку об Иване Шмелёве и времени, когда была написана повесть; вопросы классу:
Есть ли сходство в характерах и судьбах Ивана Флягина и Ильи Шаронова?
Можно ли назвать Илью, как Ивана, праведником?
Могла ли по-другому сложиться жизнь Ильи?
Объясните смысл финала повести.
Что даёт праведничество самому человеку?
Учащиеся, знакомые с повестью Лескова, образом Флягина, выделяют черты праведника: деятельное и самоотверженное добро, любовь к своему делу, обострённое чувство чести, совести, скромность и умеренность жизненных запросов, повышенная требовательность к себе. У праведников ум в ладу с сердцем, они не озабочены вниманием к ним окружающих, не стремятся, чтобы их благородство было замечено, им нет дела до материальной выгоды. Они могут быть осмеяны своими односельчанами и осуждены на одиночество, одновременно они свободны от чувства, что судьба их чем-то обделила. Но главное, что объединяет всех праведников, — это стремление к высшей правде, одухотворённое высокими идеалами, самоотверженная деятельная любовь к народу, к России.
Сразу после знакомства с повестью Шмелёва становится понятно, что многие перечисленные черты праведника присущи главному её герою — Илье Шаронову. Перед читателями ещё один праведник, но это совершенно другой герой. Если характер Ивана Флягина представляет собой русский характер в развитии, то характер Ильи Шаронова показан уже сформировавшимся под влиянием православных идеалов, и сам образ героя несёт в себе высокий духовный идеал.
Линии жизни героев различны: у Флягина это «ломаная» с многочисленными ошибками и обретениями, а у Шаронова это «прямая» без острых «тупиковых» углов. Его нелёгкая жизнь лишена стихийных метаний и поисков «очарованного странника», она наполнена особым душевным настроем, гармонией, ладом между собой и миром, внутренним спокойствием от уверенности в правильности выбранного пути.
Если жизнь Ивана Северьяныча поначалу совсем не похожа на жизнь праведника, то весь жизненный путь Ильи напоминает путь святого, с его преодолением соблазнов и сохранением душевной чистоты. Иван Северьяныч грешен, даже повинен в убийстве. Вспоминая начало повести, читатель поражается стихийности неуёмной натуры, нравственной слепоте героя: он человек сиюминутного настроения, поступающий не в соответствии с внутренними убеждениями, а в соответствии с мгновенной эмоциональной реакцией (вспоминаем историю укрощения коня, наказание кошки, озорство, повлекшее смерть человека, желание покончить с собой и т. д.). И позже повороты его судьбы объясняются обыкновенной неприкаянностью.
Изначальной, осознанной тяги к Богу у героя нет. Он и свой приход в монастырь объясняет так: «Деться было некуда».
Но жизнь его не была лёгкой. «Пострадали небось?» — спрашивают его. «Разумеется-с», — охотно отвечает он. Но страдание его не от внутренней потребности страдать, очищаясь в страданиях, а от внешних обстоятельств, не дающих развернуться, проявить себя в полную силу. А сил ему отпущено огромное количество. Он и по виду добрый русский богатырь, и горы может свернуть. Да не знает он, куда силы эти приложить. Так и «мыкается» по свету «очарованным странником» и приходит к вечным законам жизни интуитивно, не задумываясь об их источнике. Таким образом, Лесков переосмысляет известную традицию изображения праведника. Главное, что подчёркивает писатель, — это те жизненные испытания, которые преодолевает герой и которые проверяют и закаляют его на пути к Богу. Поэтому жизненный путь Ивана Флягина — это не столько путь странствий героя, сколько путь нравственного перерождения и становления.
Жизненный путь Ильи Шаронова — путь художника, с детства почувствовавшего радость творчества и посвятившего свой дар воплощению «красоты Господней». Все работы Ильи проникнуты радостью познания Бога, радостью видения в земном мире отсвет Небесный.
Первым наставником в живописи и первым духовным отцом Ильи был мастер ликописания старик Арефий. Он учил Илью уставному написанию иконы, наставлял в творчестве и вере: «Да про себя, голубок, молитву... молитвочку шопчи: "Кра-а-асуйся и ра-а-дуйся, Иерусалиме!"» Русский рисовальщик Иван Михайлович, у которого год учился Илья в Дрездене, обласкал его, как родного, и говорил часто:
«— Помни, Илья: народ породил тебя — народу и послужить должен. Сердце своё слушай».
Если у Лескова Флягин мечется от одной «гибели» к другой, не имеет на земле своего дома, так и ходит в поисках Царства Божия, то Илья Шаронов точно знает цель своих странствий — получить знания и «послужить родному месту», «послужить работой». Из Италии Илья привёз новую манеру письма: «По-новому, Илья, пишешь. Кравиво, а строгости-то нету». Очень важен ответ Ильи Капелюге: «Старое было строгое. Радовать хочу вас, вот и пишу весёлых». Так воплощается в жизнь завет, который дал себе Илья когда-то в саду, — «служить Богу». Икона для Ильи имеет смысл собирания в иконописном образе лучших свойств души ещё живых, грешных людей, стремящихся к очищению. Поэтому в ликах создаваемых им святых узнаются лица реальных людей.
Илье Шаронову не пришлось так мучительно «выстраивать себя» в испытаниях и на основе собственных ошибок, как Ивану Фля-гину. И период духовного становления Ильи Шаронова был намного короче благодаря раннему приобщению героя к духовному. Будучи ещё мальчиком, верит Илья в силу молитвы, в действенное участие в жизни людей святой церкви, потому что молитва спасла его от мучений развратного старого барина, а потом от искушений Зойки-цыганки.
Радость, желание трудиться возникают у Ильи при соприкосновении с духовным миром. Так, в начале IV главы сказано: «Радостно трудился в монастыре Илья. Ещё больше полюбил благолепную тишину, тихий говор и святые на стенах лики. Почуял сердцем, что может быть в жизни радость... Святым гляделось всё здесь: и цветы, и люди. Даже обрызганный чёрный ковшик у святого колодца. Святым, ласковым. Кротко играло солнце в позолоте икон, тихо теплились алые огоньки лампад... А когда взвывала тонким и чистым, как хрусталёк, девичьим голоском сестра под тёмными сводами низенького собора... душа Ильи отзывалась и
тосковала сладко». Часто повторяющееся в повести слово «радость» имеет не обычный, а духовный смысл. И не случайно этот мотив радости пройдёт через всю повесть, постоянно напоминая о возможности спасения человека через его приобщение к вечному.
Признав несомненное различие героев в характерах и в том, как складывается их жизненный путь, невозможно не заметить, что Иван Флягин и Илья Шаронов через испытания и страдания в итоге постигают высший смысл жизни: Иван Северьяныч ощущает личную ответственность за судьбу своей Родины и готов умереть за неё и свой народ. Илье перед смертью доступна радость познания Бога, радость видеть в земном отсвет Небесный, а в портрете — отсвет Вседарящей Радости. Эта высокая конечная точка в духовном развитии героев и полная победа над собой, над искушениями даёт право считать их воплощением народного идеала. Это итог жизни героев.
Подчеркнём ещё раз, что же стало основой их праведничества.
Главная сила русского человека — в его верности православным святыням. Русская душа, по словам философа И.А.Ильина, сохранила отзывчивость и чуткость ко всему значительному и совершенному на земле. Православие и опыт бытия народа выработали у русских уверенность в том, что главное в жизни — это святое, священное [3]. Без священного жизнь становится унижением и пошлостью. С раннего детства души героев открыты молитве и радости постижения Божественной сущности мира.
Особое влияние на душу русского человека оказывает удивительная, величавая и спокойная русская природа. С первых страниц знакомства с героями читатель понимает, что они оба любят жизнь, прежде всего мир природы, одухотворённый в их сознании. Русский человек всегда жил в органической связи с землёй. Мир природный и мир человеческий не различаются в сознании Ивана Флягина. Поэтому определение «очарованный», с одной стороны, можно объяснить как «восхищённый» красотой Русской земли. Он даже готов погибнуть за красоту природы: «Атак и понимаю, что краса природы совершенство, и за это восхищённому человеку погибнуть... даже радость!»
Илья воспринимает слова «мир Божий» буквально: он верит, что мир действительно создан Богом для сотворенного Им человека и что к нему нужно относиться бережно, как относятся к великому дару (так же воспринимает мир и Лукерья из рассказа Тургенева «Живые мощи»), И понятно, почему плачет Илья во время молитвы ранним весенним утром в цветущем яблоневом саду: «переполнилось сердце» от созерцания красоты вокруг: «Весь белый был сад в слабом свете просыпающегося солнца, и хорошо пели птицы». Сразу вспоминаются слёзы счастья Катерины от переполнявших её чувств во время молитвы в утреннем саду (А.Н.Островский. «Гроза»). Не случайно по окончании молитвы впервые услыхал Илья голос ангела и увидел «белое видение». Именно «с этого утра положил Илья на сердце своём — служить Богу».
Необходимым условием движения по духовному пути является как для праведника, так и для простого человека отрешённость от корысти, полное отсутствие эгоизма и культа собственной личности. И Иван Флягин, и Илья Шаронов заботятся о спасении других, находят радость в утешении и помощи людям, ничего не требуя взамен. Флягин отдаёт ребёнка матери из чувства сострадания, отвергая посулы и деньги офицера. Илья Шаронов отказывается от заработка в тысячу лир в месяц, от почётной работы и едет в «тёмную» Россию расписывать церковь для народа, а мог бы остаться в Италии, и его картинами наслаждался бы «король Неаполитанский».
Отсутствие гордыни, самолюбия можно объяснить и тем, что в основе русской нравственности лежит общинная система ценностей: в общине, определявшей жизнь отдельного человека, был важен не он сам, а все люди, «мир». Важны были мудрость, сила, деятельность не ради себя, а ради «мира». Ни Иван Флягин, ни Илья не могут жить для себя. В монастыре нет покоя Флягину: внутренний голос твердит ему: «Ополчайся!» Жизнь нужно отдать за что-то большее, общее, не за эгоистическое спасение души («мне за народ очень помереть хочется»).
Илья не может быть один счастливым в счастливой Италии: тянет его домой, в деревню, к «сумрачным лицам», к «лохматым головам», снятся ему «дощатые иконы в полинялых лентах», бедная церковь, которую он хочет заново расписать, чтобы русским людям было радостно молиться. Даже соблазн волей не может удержать Илью, не говоря уж о деньгах и славе.
Комфорт, слава, карьера, богатство как подтверждение состоятельности личности на Западе никогда не были приоритетом для русского человека, для которого важнее всего совесть, вера, терпимость — нравственные ценности. Не могут понять Илью ни Иван Михайлович в Дрездене, советующий «наплевать на владетеля» и стать вольным, ни ватиканский мастер Терминелли, убеждающий Илью остаться в Ватикане, не ездить в Россию, где одни дикари, ничего не понимающие в искусстве, и где его «могут убить кнутом, как раба»; ни бывший русский Панфил-шорник, ставший турком, встретившийся Илье в греческом порту и пытающийся образумить земляка: «Жить, Илья, везде можно, лишь бы воля. А ты сам в кабалу лезешь».
Понятие «воля» для Ильи имеет иное, совершенное значение, напрямую не связанное с сутью крепостного крестьянина. Воля для Ильи — это духовная свобода, исполнение его заветного желания запечатлеть красоту Господню так, как она открылась ему. Эта духовная свобода даёт право ответить барину на его настойчиво замечание «резко и твёрдо»: «В работе своей я волен. Волей своей вернулся — волей и работать буду». Илья отстаивает право на уважение. И барин не может наказать Илью за дерзость, так как чувствует правоту слов своего крепостного, понимает, видя расписанные стены церкви, как далеко ушёл Илья в постижении Божественного.
Определяя праведничество Ивана Флягина и Илья Шаронова, отмечаем с учащимися, что духовность русского человека неразрывно связана с чувством Родины, с ощущением себя частью родной земли и родного народа. Обоих героев можно назвать истинными патриотами. Они не стремятся жить там, где лучше (а у них эта возможность есть), они стремятся вернуться в родные края.
«Глубине тоски дна нет» в душе Ивана Флягина в татарском плену. Выползал потихоньку он ночью в степь и со слезами молился. Илья тоже страдает вдали от родины, «томит его тоска по родному». Прекрасная страна Италия — радостный, светлый, «тёплый край». Ни грубого оклика не услыхал Илья здесь за три года, ни одной слезы не видел, песен много весёлых послушал, праздников насмотрелся. Но чем счастливее было в Италии, тем «ещё больше тянула душа на родину». Любуясь белыми лилиями, фиалками, миндалём, апельсинными и лимонными деревьями, вспоминал Илья яблоневые сады, милую калину, черёмуху, рябину, синие колокольчики на полянах. Помнил он снеговые сугробы, вьюжные пути. Помнил гул осенних лесов, санный скрип. «Весенние грозы в светлых полях и ласковую, милую с детства радугу». «Бедную церковь видел Илья за тысячи вёрст, и не манили его богатые, в небо тянувшиеся соборы». «Ночью просыпался Илья после родного сна и тосковал в одиноких думах».
С позиций священного раскрывается в произведениях Лескова и Шмелёва сущность понятия «отечество». Иван Флягин, сравнивая в татарском плену своё «с детства памятное житьё» и чужое, поэтизирует русское, будничное: простую еду, пьяненького священника. В зареве степей ему видится храм, он завидует маленькой птичке, которая вольна лететь, куда пожелает. Именно в плену Флягин осознаёт себя духовным существом. Ощутив себя частью родины, герой уже не в силах оставаться в плену.
Для Ильи Шаронова Россия — выстраданная и открывшаяся ему «красота Господня». Она в родной природе, в молитвах, иконах и храмах; в созданиях искусства и в подвигах русских святых и героев — всех тех, кого он написал на стенах старой церкви. Это человек Божий Алексей и убогий Лазарь, Михаил-архангел с мечом и Георгий с копьём, благоверный Александр Невский, Илья-мужицкий, молниями гремящий в тучах, и многие, многие «святые мученики, мужья и жёны», идущие под широким куполом к лучезарному престолу. Родина для Шаронова — «выстраданный православным народом» «уклад души» [4], который незаметно, но неизменно ведёт кисть художника и придаёт его таланту великую силу.
И наконец, высшим проявлением духовности человека на его пути к праведничеству считается его способность любить. Это традиция русской литературы — испытание героя любовью. Флягин долгое время любви не понимал, говорил, что «к этим пустякам не привычен», пока не встретил цыганку Грушу. Иван Северьяныч глубоко уязвлён её красотой, и бескорыстная любовь его — бесконечно одухотворённое, светлое и чистое чувство. Трагическая судьба любимой женщины всего его «зачеркнула». Любовь духовно подняла и пробудила героя, открыла перед ним глубину сострадания. С этих пор смыслом жизни Ивана Флягина становится желание помочь страдающему человеку, попавшему в беду, и его начинает мучить совесть за бездумное прошлое, хотя, как и прежде, герой не размышляет и продолжает действовать по велению сердца.
Любовь для Илья Шаронова — живой огонь, «что радостно опаляет и возносит душу». Без слов читает он в сердце Анастасии и знает, что «на великую муку послано» ему это испытание любовью. Илья — художник: сила и высота его чувства воплощаются в творчестве. По заказу барина пишет он портрет Анастасии — в чёрном платье — для фамильной галереи. Но одновременно пишет и другой — иконный лик Пречистой Девы в белом одеянии, с чашей в руках — для себя. «Небо, земля и море, тоска ночная и боли жизни, всё, чем жил он, — всё влил Илья в этот чудесный облик. Стояло в глазах — и не могло излиться». Любовь Ильи — чувство, озарившее светом и радостью всю его жизнь, он пьёт из «Неупиваемой чаши». По сути, любовь Ильи — это последнее испытание человека на пути к Богу через возведение высокой и чистой любви к земной женщине до степени небесной любви к Пресвятой Богородице: «Две их было: в чёрном платье, с её лицом и радостно плещущими глазами, трепетная и желанная, — и другая, которая умереть не может».
(Подобное слияние земного и Божественного в любви к женщине в русской поэзии на рубеже XIX—XX веков случится в творчестве Александра Блока).
Знакомство старшеклассников с историей любви Ильи Шаронова важно и в педагогических целях, так как из нашей «цивилизованной» эпохи уходит то, что её животворило: романтическая возвышенная любовь. Чувство, о котором написал И.С.Шмелёв, — напоминание о том, с чего должна начинаться любовь — с поэзии духовных отношений мужчины и женщины.
Подводя итоги урока, можно сделать вывод о том, что Н.С.Лесков и И.С.Шмелёв связывали надежды на великое будущее России с духовностью русского человека, с его верностью православным идеалам. Лесков был уверен, что именно в праведниках, кротких духом и чистых сердцем, спасение России и праведничество не удел избранных. Эту же мысль по-своему утверждает И.С.Шмелёв, считая, что изменить жизнь общества можно лишь путём нравственного совершенствования людей. Святость, в изображении Шмелёва, доступна каждому. Очевидно, сам писатель размышлял о природе святости, о том, что праведниками могут быть самые простые люди. Может быть, он потому закончил повесть не смертью художника, а жизнью чудодейственного творения, что верил в спасение России.
Что даёт праведничество человеку? Нашим юным современникам свойственен прагматизм, и этот вопрос непременно возникает на уроке. Счастливы ли праведники? Счастья в обывательском смысле этого слова (комфорт, слава, карьера, богатство) у героев повестей действительно не было. Но счастье в обывательском смысле, по словам Лескова, «грешное счастье», к тому же очень ненадёжное. А вот особый душевный настрой, ощущение гармонии в душе, здоровье телесное и душевное, внутреннее спокойствие от ощущения правильности жизни, труд в радость, доброе отношение людей — вот этого никогда не может быть в избытке. И этого так не хватает людям нашего времени. Именно такая жизнь, когда ум в ладу с сердцем, одухотворённая высоким идеалом, стремление к высшей правде, а значит, воистину счастливая, заслуживается праведниками.
Самое интересное в том, что и в наше время праведники существуют, как существовали всегда. В 1959 году, спустя 41 год после появления повести Шмелёва, написан рассказ «Матрёнин двор» А.И.Солженицына. Автор продолжит одну из центральных гуманистических линий русской литературы — идею нравственного совершенствования каждого, поведав о русской женщине Матрёне, бескорыстной, кроткой, доброй, жалостливой, совестливой и радостно-просветлённой.
И другие писатели XX века: Ф.Абрамов, В.Распутин, В.Астафьев, Е.Носов, В.Шукшин, А.Вампилов, В.Крупин — всех невозможно перечислить, поднимая вечные вопросы, показывают в своих произведениях если не праведников, то людей, упорно ищущих смысл жизни, стремящихся к Добру и Истине.
Чтобы подобных людей встретить в реальности, нужно советовать детям не мчаться по жизни, еле успевая за её всё убыстряющимся ритмом, а стараться впитывать каждое мгновение, всматриваться в каждое лицо, медленно читать книги, думать над тем, что ты слышишь и что говоришь сам, различать краски и звуки окружающего мира, трудиться, учиться радоваться маленьким открытиям, которыми полна ежедневность. И тогда, может быть, душа сама запросит чего-то высокого, идеального, понятными окажутся страницы многих книг и строки многих стихов. «… Счастье только знающим дано» [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. БУНИН И.А. «Третий Толстой» // Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. — М.: Советский писатель, 1990. — С. 297.
2. ИЛЬИН И.А. Православная Русь («Лето Господне. Праздники» И.С.Шмелёва) // Карпов И.П. Шмелёв в школе: Книга для учителя. — М.: Дрофа, 2004. — С. 237.
3. МАКАЕВ В.В. И.А. Ильин о русской душе // Педагогика. - 1999. - № 5. - С. 97.
4. МАКАЕВ В.В. И.А. Ильин о русской душе // Педагогика. - 1999. — № 5 — С. 97.
5. БУНИН И.А. Стихотворения и переводы. — М.: Современник, 1986. — С. 271.
Тебелева Елена Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Университетский лицей города Димитровграда Ульяновской области»