Кобелева Е.А. Анализ и толкование стихотворения Н.А. Заболоцкого В этой роще березовой XI класс
Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человек, природе принадлежит одно из первых мест. Поэтому важно поднять на уроках литературы такую тему, как «Человек и земля, человек и природа».
Творчество Николая Заболоцкого отвечает этой потребности. Слияние с природой — главная мысль поэта. Его стихи — источник глубоких раздумий о жизни, о себе, о человеке.
Важным моментом в работе над стихотворением является эмоциональный настрой учеников на восприятие произведения. Чтобы понять замысел автора, разобраться в его чувствах, читателю необходимо самому испытать нечто подобное, проникнуться авторской мыслью.
Начинаем разговор с ребятами об отношении человека к природе.
- За что человек любит русскую природу? В чём проявляется эта любовь? Какие надежды связывают человека с природой? Чем природа способна обогатить душу? Природа равнодушна к человеку? А человек к природе?..
Следующий этап разговора связан со взглядом на природу Н.А. Заболоцкого. Читаем его заметку «Почему я не пессимист», где поэт излагает своё мировоззренческое кредо: «Я поэт, живу в мире очаровательных тайн. Они окружают меня всюду. Растения во всём их многообразии — эта трава, эти цветы, эти деревья — могущественное царство первобытной жизни, основа всего живущего, мои братья, питающие меня и плотью своею, и воздухом, — все они живут рядом со мною. Разве я могу отказаться от родства с ними?.. Косноязычный мир животных, человеческие глаза лошадей и собак, младенческие разговоры птиц, героический рёв зверя напоминают мне мой вчерашний день. Разве я могу забыть о нём?.. Я — человек, часть мира, его произведение. Я — мысль природы, её разум. Я часть человеческого общества, его единица. С моей помощью и природа, и человечество преобразуют самих себя, совершенствуются, улучшаются».
Пытаемся с ребятами выделить основные мысли писателя и сделать свои выводы:
Для поэта природа всегда загадка. Её хочется разгадать.
Мир природы наполнен высшей гармонией.
Жизнь природы переплетается с жизнью человека.
Главная задача человека в том, чтобы сохранить и усовершенствовать этот прекрасный мир...
Последнее предложение автора записываем как завещание потомкам: «С моей помощью и природа, и человечество преобразуют самих себя, совершенствуются, улучшаются».
Не кажется ли спорным это утверждение? Попытаемся разобраться на примере стихотворения Николая Заболоцкого «В этой роще берёзовой».
В ЭТОЙ РОЩЕ БЕРЕЗОВОЙВ этой роще березовой,Вдалеке от страданий и бед,Где колеблется розовыйНемигающий утренний свет,Где прозрачной лавиноюЛьются листья с высоких ветвей,—Спой мне, иволга, песню пустынную,Песню жизни моей.Пролетев над поляноюИ людей увидав с высоты,Избрала деревяннуюНеприметную дудочку ты,Чтобы в свежести утренней,Посетив человечье жилье,Целомудренно бедной заутренейВстретить утро мое.Но ведь в жизни солдаты мы,И уже на пределах умаСодрогаются атомы,Белым вихрем взметая дома.Как безумные мельницы,Машут войны крылами вокруг.Где ж ты, иволга, леса отшельница?Что ты смолкла, мой друг?Окруженная взрывами,Над рекой, где чернеет камыш,Ты летишь над обрывами,Над руинами смерти летишь.Молчаливая странница,Ты меня провожаешь на бой,И смертельное облако тянетсяНад твоей головой.За великими рекамиВстанет солнце, и в утренней мглеС опаленными векамиПрипаду я, убитый, к земле.Крикнув бешеным вороном,Весь дрожа, замолчит пулемет.И тогда в моем сердце разорванномГолос твой запоет.И над рощей березовой,Над березовой рощей моей,Где лавиною розовойЛьются листья с высоких ветвей,Где под каплей божественнойХолодеет кусочек цветка,—Встанет утро победы торжественнойНа века.1946
После прочтения делимся впечатлениями от прочитанного, делаем необходимые комментарии. В процессе коллективного анализа лирического стихотворения ребята вместе с учителем пытаются осмыслить ключевые образы-символы и логично сформулировать основные тезисы.
Стихотворение начинается с описания замечательного утреннего пейзажа, выполненного на высокой поэтической ноте (в берёзовой роще «колеблется розовый / Немигающий утренний свет», «прозрачной лавиною / Льются листья с высоких ветвей»). Утро так чудесно, так чарующе, что поэт, зная, как прекрасна песня иволги, ещё более возвышает свой стих обращением к ней: «Спой мне, иволга, песню пустынную, / Песню жизни моей».
Автор не случайно использует образ этой птицы. По поверьям древних славян, иволга олицетворяет гармонию, равновесие. Также не случайно поэт связывает свою жизнь с песней иволги. Избрав «неприметную деревянную дудочку», чтобы радовать людей, она привлекает их красивым флейтовым свистом (флейта — небольшой музыкальный деревянный духовой инструмент). И песня её созвучна и этому чудному утру, и умиротворённому настроению лирического героя.
Безмятежность природы и человеческой жизни («вдалеке от страданий и бед») прерывается строкой: «Но ведь в жизни солдаты мы...». С одной стороны, здесь ясно слышны отзвуки недавней войны (стихотворение написано в 1946 году), с другой — встаёт образ вечной войны, которую человек вынужден вести за своё существование.
Кажется, что в стихотворении Н.Заболоцкого говорится обо всех войнах, которые когда-либо велись и, к сожалению, ведутся до сих пор / Содрогаются атомы, Белым вихрем взметая дома»). Ужасная ядерная война уже не раз угрожала человечеству. Поэт сравнивает безумные войны с «безумными мельницами», которые машут вокруг крылами смерти, прерывают и птичье пение. «Где ж ты, иволга, леса отшельница? / Что ты смолкла, мой друг?» — с тревогой спрашивает поэт.
— Ответы на эти вопросы мы слышим в следующей строфе. С высоты птичьего полёта открывается изуродованная войной, прежде прекрасная земля: Окружённая взрывами, Над рекой, где чернеет камыш, Ты летишь над обрывами, Над руинами смерти летишь.
Сама летящая под «смертельным облаком», ставшая «молчаливой странницей», иволга провожает на бой друга-солдата, защитника жизни.
Он погибнет, защищая Родину, в утренней мгле, на восходе солнца («С опалёнными веками / Припаду я, убитый, к земле»). Как точно у поэта каждое слово: именно припаду (а не упаду), ибо припасть (прижаться, приникнуть, прильнуть) можно только к родной земле; о пулемётной очереди, разорвавшей сердце солдата: «Крикнув бешеным вороном, / Весь дрожа, замолчит пулемёт». Но в живой душе убитого солдата звучит голос птицы жизни.
Последняя строфа перекликается с начальной и обогащается новыми смыслами. Перед нами снова предстаёт сцена утра. В первой: «В этой роще берёзовой», в последней: «И над рощей берёзовой, / Над берёзовой рощей моей»; в начале: «колеблется розовый / Немигающий утренний свет», «прозрачной лавиною / Льются листья с высоких ветвей»; в последней: «лавиною розовой / Льются листья с высоких ветвей». Повторы, инверсия, притяжательное местоимение («над берёзовой рощей моей») усиливают переданные поэтом чувство любви к Родине, красоту и мощь наступающего утра, торжество жизни, символами которой становятся и розовая лавина льющихся листьев, и крошечный цветок, оживающий под божественной каплей.
Делаем вывод о том, что это не чисто пейзажное произведение, здесь нет простого описания природы. Здесь лирический герой не только эмоционально воспринимает природу, но стремится осмыслить её жизнь, тесно связанную с человеком и человечеством. Поэтические строки Н.Заболоцкого носят характер глубокого раздумья о мире как созидании, о войне как разрушении. Это позволяет назвать стихотворение философским.
Перед читателем предстают две картины.
Картины мира: мир «без страданий и бед», «роща берёзовая», «розовый утренний свет», «прозрачная лавина» листьев, «льются листья», «высокие ветви», иволга, «песня жизни», «утренняя свежесть», «человечье жильё», «капля божественная», «кусочек цветка», «утро победы торжественной. На века».
Картины войны: «содрогаются атомы» лицетворение), «как безумные мельницы равнения), машут войны крылами» (метафора), «взрывы», «руины смерти» (метафора), «смертельное облако» (эпитет), «иволга... смолкла», «окружённая взрывами»; «чернеет камыш», «я... убитый»; «бешеным вороном, весь дрожа, замолчит пулемёт» (сравнение, олицетворение); «в... сердце разорванном».
Стихотворение построено на контрасте «берёзовой рощи» с поющей иволгой — олицетворением жизни и «содрогающихся атомов», «руин смерти» — олицетворением войны и смерти.
В центре — образ лирического героя, погибшего солдата, отдавшего жизнь за Родину, за жизнь на земле. Его глазами мы видим противостояние войны и мира. В стихотворении переплелись темы жизни, смерти и бессмертия, временного и вечного.
Поначалу, познакомившись с названием стихотворения, ребята традиционно ожидают «приятного» прочтения пейзажной лирики. После осмысления содержания стихотворения понимают, что это трагическое произведение, посвященное тревогам ядерного века, и вместе с тем — оптимистичное, жизнеутверждающее: «Встанет утро победы торжественной / На века».
Возвращаемся к утверждению Н.Заболоцкого: «С моей помощью и природа, и человечество преобразуют самих себя, совершенствуются, улучшаются». Оправдываются ли сегодня надежды поэта? От кого и от чего зависит наше будущее? Ответы на эти вопросы ребята дают в письменной форме.
ПРИМЕЧАНИЯ
ЗАБОЛОЦКИЙ Н.А. Огонь, мерцающий в сосуде... - М., 1995. - С. 846.
ДАНИЛЕНКО П. Художественная картина мира Николая Заболоцкого. Основы духовной культуры в картинах мира. — М.: Вече, 2000.
КОБЕЛЕВА Елена Аркадьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы
Вятского государственного гуманитарного университета