Ядровская Е.Р. ШКОЛЬНИКИ ПИШУТ О ВОЙНЕ. ТРИ СЮЖЕТА ПО МАТЕРИАЛАМ ДЕТСКИХ СОЧИНЕНИЙ

 
Аннотация. Статья посвящена анализу сочинений школьников о Великой Отечественной войне. На материале детских работ автор размышляет о внутреннем мире современного подростка и ситуации «возвращения сочинения» в школу.
 
Ключевые слова: школьное сочинение, духовно-нравственный мир современного подростка, анализ творческих работ.
 
Abstract. The article is devoted to the analysis of school essays about Great Patriotic War. The author considers the inner world of a modern teenager under the situation when the essay is coming back to school.
Keywords: school essay, spiritual and moral world of a modern teenager, creative works analysis.
 
 
Мгновенно слово.
Короток век.
Где ж умещается человек?
Как, и когда, и в какой глуши распускаются розы его души?
 
Б.Ш. Окуджава
 
 
Мой дед (по отцу), Владимир Иосифович Бейшер, поляк, воевал в разведке в Заполярье, освобождал Норвегию, дошёл до Берлина, ушёл на войну в 1939-м, вернулся домой в 1947-м. Дед моего мужа, эстонец Александр Пасс, освобождал Эстонию, погиб в боях с власовцами 5 мая 1945 года. Мой дед (по маме), Иван Петрович Родимкин, кубанский казак, участвовал в Сталинградской и Курской битвах, был ранен, остался жив, вернулся домой.
 
В Санкт-Петербурге был осуществлён II Всероссийский культурно-творческий проект «Петербургский читательский форум» (информация о проекте размещена здесь: alfa-dialog.ru/20150428).
 
В рамках заочного этапа форума проходил конкурс творческих работ учащихся. В трёх номинациях конкурса («Мой первый литературный опыт», «О чём меня заставила задуматься прочитанная книга о войне», «Рецензия на произведение о современной литературе») было зарегистрировано 636 работ из более чем 120 городов и сёл России, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Алдан, Мирный, Тобольск, Омск и другие. Основной возрастной диапазон авторов — учащиеся с 5 по 11 класс. Несколько работ мы получили и от маленьких писателей, учащихся начальной школы, и от взрослых, уже закончивших обычную школу. Наибольшее количество работ было прислано в номинации «Мой первый литературный опыт» — 375. При существующей много лет тенденции к сокращению всего творческого и выходящего за рамки целей подготовки к Единому государственному экзамену этот выбор не может не радовать. Дети пишут. Фантазируют и испытывают потребность в воплощении образов и сотворении своего мира из слов. Как не вспомнить здесь книгу В.Глоцера «Дети пишут стихи», вышедшую полвека назад, в 1964 году. Сегодня больше пишут прозу. Разговор об этих работах — сюжет для отдельной будущей статьи.
 
В конкурсах сочинений по произведениям о Великой Отечественной войне приняли участие 194 школьника, то есть каждый третий выбрал именно военную тему. Думаю, что решающим объективным фактором, повлиявшим на выбор школьников, стали активно проводившиеся в масштабах всей страны и в первую очередь в школах мероприятия, посвященные юбилею Победы. Оказала влияние и тема, предложенная в одном из пяти направлений итогового сочинения «Вопросы, заданные человечеству войной», которую разбирали старшеклассники при подготовке к работе.
73 сочинения были откликом на произведения современной литературы. Жанр рецензии непрост, ограничивает и обязывает одновременно, к нему могут быть готовы только старшеклассники.
Не ставя задачи целостного анализа полученных работ, что больше соответствует жанру научной статьи, хочу поделиться своими размышлениями о том, что пишут школьники о войне.
 
Говорить и писать о войне всегда сложно и ответственно. В юбилейный год Великой Победы — особенно, ведь и сам 2015 год в истории нашей страны — поворотный. Мы уже по-другому ощущаем себя в своей стране, и страна уже за эти полгода немного другая. И мы сами становимся чуть другими: теснее ли плечом друг к другу, добрее ли, лучше ли?..
 
Далёкая музыка ушедшей героической эпохи стала слышнее, картины — ярче, чувства — острее. Что это? Оживление и прорастание в нас лучшего, подлинного, настоящего? Того, что объединяет всех нас в великую страну с великой историей и культурой? Гордость за сопричастность исторической судьбе народа-освободителя, за то, что просто живём на этой земле и зовём её своею?..
 
9 Мая мы вместе испытали забытое чувство — единение со страной. Но юбилеи проходят, а память и любовь должны жить, должны прорастать и влиять на нас сегодняшних.
Среди мероприятий, посвященных 70-летию Великой Победы, включённых в планы всех школ России, много было значительных по своей сути и воздействию на умы и сердца школьников, были и те, что прошли формально, для отчёта, для галочки. И здесь дело не только в людях, которые их проводили, в их отношении (хотя это главный фактор!), здесь есть и не менее значимые «объективные факторы формализма»: всё большая временная дистанция между «веком нынешним» и «веком минувшим», всё большая отчуждённость людей друг от друга, всё меньше объединяющего людей.
 
Мы попытались конкретизировать проблему, над которой предложили поразмышлять школьникам: от вопросов, заданных человечеству, — к вопросам, которые они задали себе.
Материалом для размышлений школьников на тему «Над чем меня заставила задуматься прочитанная книга о войне» стали произведения советской классики («Судьба человека» М.Шолохова, «А зори здесь тихие...»Б.Васильева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Ночевала тучка золотая...» А.Приставкина, повести В.Быкова «Сотников», «Обелиск», «Сашка» В.Кондратьева и другие).
 
Несколько работ было написано по произведениям, малознакомым сегодняшнему подростку, таким как книги А.Фадеева «Молодая гвардия», Е.Ильиной «Четвёртая высота», «Сын полка» В.Катаева. Были и работы по малоизвестным произведениям, о которых знали лишь земляки писателя, поэта (например, по поэме А.Екимцева «Фронт за облаками» о битве за Кавказ).
 
Свои мысли и впечатления от прочитанных работ школьников о войне мы воплотили в трёх сюжетах.
 
Сюжет первый. От установки до воплощения, от вступления — к финалу
 
Путь первый (а). Ученик 6 класса.
Начало сочинения. Описание любого героя всегда начинается с внешнего вида. Мы не будем уходить далеко от этой традиции, так что сначала просто опишем героя.
Финал сочинения. Этот герой (Андрей Соколов) — отличный пример того, что у любой проблемы есть решение и что наше счастье зависит только от нас.
 
Путь первый (б). Ученица 8 класса.
Начало сочинения. Война... Как много в этом слове для сердца русского слилось, как много боли в нём отозвалось.
Финал сочинения. Приведу другой пример. <...> (95слов)
Герои произведений В.Астафьева и В.Кондратьева не могут не вызывать восхищения и гордости за русского солдата, способного в бесчеловечных условиях войны остаться человеком и победить зло (25 слов).
Всего в сочинении — 368 слов.
 
Методический комментарий.
 
На примере подобных работ мы видим, как легко вписывается в заданный шаблон совсем не лёгкая тема, вместо трагической судьбы героя — его «проблемы». Подобная подмена, к сожалению, явление нередкое в школьных сочинениях, так как подростки опираются на тот запас чувств, которые они испытали. И потому «подвиг» и «проблемы» могут стоять в одном ряду...
А следующая работа явно свидетельствует о том, что «подготовка к итоговому сочинению» уже началась! Заготовки примеров, подсчитанные слова, всё прилежно упаковывается...
 
 
Путь второй (а). Ученица 11 класса.
Начало сочинения. Мы живём в двадцать первом веке, в третьем тысячелетии. Нам светит яркое солнце, над нами - мирное голубое небо. И сейчас немного сложно представить, как тогда молодые парни и девушки - наши прадедушки и прабабушки - шли на фронт, шли защищать свою родину, шли бороться за наше светлое будущее, за то, чтобы их внуки и правнуки не знали войны и растили своих детей в свободной и независимой стране.
Финал сочинения. Перечитывая повесть «Это мы, Господи!..», я много размышляла. Книга очень тронула мою душу, и я задумалась о том, как мы живём, на что мы способны. <...>
И хочется сказать: «Это мы, Господи! Это мы просим Тебя о помощи в наше трудное время! И мы надеемся на Тебя, Господи, и верим — Ты поможешь нам!..»
 
Путь второй (б)
Начало сочинения. Наше поколение воспитано на электронике, модной одежде и чисто потребительским отношением ко всему, что нам дано.
Финал сочинения. Я поняла, что мы часто не замечаем, что в мире есть что-то намного важнее денег, роскоши. Это родная земля, люди, готовые поддержать в трудную минуту, мирное небо над головой, здоровые дети и взрослые и сама жизнь... Всё это познаётся лишь в тяжёлые жизненные моменты.
 
 
Методический комментарий.
 
Работы выражают личностное отношение, путь к раскрытию темы — от современной жизни — к саморефлексии, к постановке не бытовых, а бытийных вопросов. Путь поиска сопряжения поколений и исторических эпох, проецирования литературной ситуации на своё время и свою жизнь.
 
Путь третий (а). Ученица 7 класса (сочинение по рассказу «Валя Котик» Наджафарова Г.).
Начало сочинения. В нашем городе есть загородный детский оздоровительный лагерь, он находится в кедровом бору, на живописном берегу реки Иртыша. Тоболяки называют его «Лагерь Вали Котика». Когда я училась в начальной школе, это название казалось мне странным и непонятным. Позже я проезжала мимо места, где он находится, и увидела вывеску: «Оздоровительный лагерь имени Вали Котика». Чем же отличился Валя с интересной фамилией Котик, что его именем назван детский лагерь? Этот вопрос долго не давал мне покоя.
Финал сочинения. Валя Котик и его судьба стали для меня настоящим открытием, которое потрясло, взволновало и заставило задуматься.
 
Путь третий (б). Ученик 10 класса.
Начало сочинения. Недавно учительница по литературе предложила нам прочесть произведение Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр». Ребята стали расспрашивать учительницу об авторе. Но мне эта фамилия была знакома. Дело в том, что мои родители очень любят слушать бардов: Визбора, Высоцкого, Галича, Окуджаву. Но кроме того, что Булат Окуджава - бард, я о нём ничего не знал. Я не подозревал, что он писал прозу, что он участник войны. И вот вечером я взял планшет, сел в уютном кресле и стал читать книгу о войне без прикрас. В моей душе буря эмоций. Во мне мысли роем...
 
Финал сочинения. Я прочёл повесть, за окном мирно спал город, а мне не хотелось спать. Я всё думал и думал почти о своём ровеснике, как он мёрз зимой в ботинках на картонной подошве, как больше всего на свете ему хотелось спать, как хотелось любить.
Садясь за чтение повести, я думал увидеть рыцарей без страха и упрёка, а увидел обычных людей. И я рад, что познакомился с прозой Булата Шалвовича. Мне захотелось почитать произведения тех писателей, кто сам прошёл дорогами войны, кто пишет о войне настолько просто, что становится страшно, что пережили люди.
 
 
Методический комментарий
 
Очень искренние и интересные работы. Это путь самостоятельного открытия. Чтение, открывающее ученику по-новому жизнь, людей и самого себя.
Простые слова, серьёзные мысли и подлинные чувства, которым особенно веришь.
Читая подобные работы, я размышляла о том, как трудно сегодня пробраться сквозь завесу праздничного глянца, дежурных фраз о войне, за которыми уже ничего нет. Я думала о том, что даже серьёзным режиссёрам сегодня, почти никому, не удаётся сказать о войне просто, значительно, искренне. С горьким чувством вспомнила и увиденный недавно фильм «Битва за Севастополь» и пыталась понять задачу режиссёра. Что хотел сказать он, показывая бесконечную стрельбу, жестокость? Даже при талантливой игре некоторых актёров фильм так и остаётся чем-то искусственным, тем, что не может быть пережито, и ты не веришь тому, что видишь на экране, и уж тем более не возникает желания посмотреть фильм ещё раз. Ты забываешь о нём через минуту после того, как включится в зале свет.
 
Я подумала о том, сколько подлинной человечности было в наших стареньких фильмах о войне, в которых герои, всем смертям назло, оставались людьми. Наверное, без воздуха той эпохи создать сегодня настоящий хороший фильм о той далёкой войне почти невозможно. Или нужно быть очень талантливым художником, чтобы увидеть и создать образ того времени, услышать трагическую и прекрасную музыку ушедшей эпохи и донести эту мелодию до зрителя.
 
Так и нашим детям. Да, перевоплощение в другого невозможно, но важно и можно обрести причастность (Г.Гадамер) через установку на другого. Необходим опыт духовного и нравственного переживания, нужно открыть своё сердце и писать о войне так, чтобы самому верить в написанное. И здесь не работают технологии, здесь дышат почва и судьба.
 
Сюжет второй. По строчкам из школьных сочинений. Невыдуманное эссе
 
«В преддверии празднования семидесятой годовщины Великой Победы на уроках литературы, факультативных занятиях в школе, по телевидению, в средствах массовой информации много рассказывается о подвигах наших дедов и прадедов».
 
«Чем же объяснить, что прошло уже много лет, как мы победили, а мы вновь и вновь обращаемся к военной теме? Видимо, существует какая-то общественная, нравственная потребность, заставляющая нас возвращаться в эту тяжкую пору».
 
«Иногда просыпаешься от тишины. Так бывает редко, когда есть ты один, твоё сердце, твоё дыхание. Мысли теснятся в голове. Откуда? Зачем?.. Думаешь, думаешь... Война была не так давно, и время ещё не унесло безвозвратно память тех лет. Всё живёт и видится почти ясно. Мысли о разном, обо всём... Я обычная ученица 11 класса, иду в школу тёмной зимней улицей. Снежинки пролетают и тают у меня на ресницах. Вроде всё как всегда, но образ той обычной девушки Марии не выходит из головы. Ведь она так же, как я, ходила по земле, радовалась своей любви, своей молодости и мечтала о счастье, но война всё перечеркнула».
 
«К сожалению, мой дедушка умер спустя два месяца после моего рождения. Он похоронен в городе Луганске. Каждый год наша семья ездила весной на кладбище. В этом году мы поехать не смогли. Бабушка, наблюдая ужасные события, происходящие на Украине, переживает, что могут осквернить памятник военного моряка, капитана первого ранга, так как на нём изображён дедушка в медалях и орденах, а на оградке привязана георгиевская ленточка. В Донецкой области остались жить наши родственники, а в Луганске друзья. Я не знаю, когда мы сможем их увидеть и обнять».
 
«Я хочу, чтобы мои дети знали правду о войне, помнили о ней. Чтобы она не была для них какой-то сказкой, произошедшей давным-давно».
 
«...мы должны помнить, что наше поколение последним видит живыми ветеранов».
«Низкий поклон им...»
«Нет в мире ничего выше и дороже, чем Родина. Она освещает каждый наш шаг. Родину нельзя выбрать. К ней можно лишь прикипеть всем сердцем, проникнуться величайшей и светлой безграничной любовью — любовью на всю жизнь.
Но мало любить Отчизну лишь в мыслях. Только тот, кто делает всё для процветания родной страны, для её славы, не жалеет сил ради её свободы, кто готов защищать её границы, кто уважает её идеалы, знает историю, традиции, культуру, кто бережно лелеет родной язык — только этот человек достоин высокого звания патриота.
Мы любим свою Россию».
 
 
Методический комментарий
 
Вот такие сегодня наши дети. И похожие во многом друг на друга, и разные. По-разному чувствующие и о разном думающие. Подлинные чувства, а иногда и благородные порывы проявились во многих работах.
У каждого поколения свои испытания: временем ли — безвременьем, голодом — сытостью, пленом — свободой. Лет двадцать пять назад читать написанные о Родине сочинения было так привычно и естественно. Теперь этого опыта у нас всё меньше, и оттого, быть может, сказанное искренне слово ученика о людях, Родине и своих чувствах для нас всё дороже.
 
 
Сюжет третий. О чём меня заставили задуматься работы школьников о войне?
 
О том, что, исключив системную работу над сочинением из практики школьного литературного образования, мы меньше стали знать своих учеников и меньше стали сами рефлексировать не только по поводу прочитанного, но и по поводу своей педагогической деятельности.
О том, что «технологизация» написания сочинения и «упаковка» мыслей и чувств в формат ЕГЭ дали свои жуткие плоды. И вместо слов-штампов (партия, Ленин, комсомол...), появившихся в 1990-х, стали употребляться штампы «чувств и мыслей», «упакованные» в шаблоны «тезис — аргументы — вывод» и требуемое количество слов.
О том, как трудно пробудить сегодня в ученике живой отклик на далёкие события и как трудно найти ученику живые, не казённые слова о них.
О том, что учить ученика размышлять над прочитанным, высказывать искренние, самостоятельные мысли и выражать свои чувства нужно с детства.
О том, что жива в нас, учителях и учениках, потребность в высоком, что нам нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца, что не порвалась связь времён и есть живые связующие нити между нашими поколениями,
и мы гордимся своей страной,
и мы вместе.
 
 
ЯДРОВСКАЯ Елена Робертовна 
доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А.И.Герцена