Т. Зорина. Гражданская компетентность школьника
PОССИЙСКИЕ ученые и педагоги-практики предлагают различные модели гражданского образования, опираясь на отечественные традиции. Однако нам представляется, что, решая задачи государственной важности, нельзя игнорировать социокультурные особенности отдельно взятого города, района, а также уникальный опыт, который наработал педагогический коллектив той или иной школы.
Таким образом, реализация идей гражданского образования дает возможность:
- повышать уровень компетентности педагогов в сфере гражданского образования;
- привлекать родителей учащихся для гражданского воспитания учащихся;
- создать условия для освоения учениками роли гражданина, овладения навыками гражданского поведения.
Когда все эти идеи объединяются в одну, то ученики станут компетентными в гражданском отношении людьми.
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Организация деятельности школы № 86 г. Волгограда по формированию гражданской компетентности школьников»
Концептуальные основы программы. Образование должно собрать воедино социально значимые ценности и общественные установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма, отмечается в концепции модернизации российского образования.
В разработке концепции школьного проекта, кроме ориентации на модернизацию образования, авторы опирались на идеи, заложенные в письме Министерства образования Российской Федерации от 15 января 2003 г. № 13-15-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» и концепции личностно-ориентированного образования члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора В.В.Серикова.
Педагогический коллектив, организуя в школе системную работу по гражданскому образованию, исходит из следующих основных положений:
1. Гражданское образование - это система учебной и социально-общественной деятельности, направленная на осуществление прав и обязанности гражданина.
2. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
3. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности - это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.
4. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано сформированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
5. В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального российского народа, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
6. Гражданское образование включает в себя комплекс, основой которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое через организацию учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.
Создание и реализация школьной программы. Мы представляем краткое изложение образовательного проекта школы № 86 по организации работы, направленной на развитие гражданкой компетентности школьников.
Цель - создание системы гражданского образования в школе путем реализации комплексно-целевой программы.
Задачи:
- формирование личности ученика, способного к выполнению социальных ролей;
- сотрудничество педагогов, родителей, учащихся по освоению идей гражданского образования и навыков гражданина;
- изучение и освоение педагогическим коллективом новых продуктивных методов обучения и воспитания.
Модель проекта интегрирует в себе такие известные модели, как предметно-тематическая, институциональная и проектная. Принятая в школе № 86 модель реализуются через предметную деятельность, организацию школьного самоуправления и работу детских организаций, а также проектную деятельность, которая осуществляется на уроках и во внеклассной работе.
Основные принципы реализации школьного проекта по развитию гражданской компетентности:
1. Принцип непрерывности. Предлагаемая программа по гражданскому образованию является продолжением «Концепции воспитания дошкольника - гражданина Поволжья», разработанной научным руководителем проекта Е.С.Евдокимовой. Программа носит непрерывный характер на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.
2. Принцип активности. Только через активную деятельность личности формируются ключевые компетентности.
3. Принцип жизненной реализации. Программа направлена на успешность и состоятельность жизненных планов учащихся.
Блоки программы отражают ее содержание по трем направлениям - познавательной, мотивационно-ценностной, социально-практической.
Познавательный блок гражданского образования предполагает, что учащиеся обретут знания:
правовые, политические, морально-этические;
основы знаний в области социальной экологии;
основы философских знаний, экономические, основы знаний о социальной сфере общества;
основы культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации, истории и культуры родного края.
Мотивационно-ценностный блок гражданского образования направлен на формирование следующих ценностей:
гуманность, нравственная определенность личностных ориентиров;
уважение прав и свобод, человеческого достоинства;
уважение законов страны, правил и норм современной демократии;
справедливость, равенство людей перед законом, забота об общественном благе;
патриотизм, бережное отношение к национальным традициям и культурным ценностям;
признание общечеловеческих ценностей при политическом многообразии.
Социально-практический блок гражданского образования направлен на формирование таких умений и навыков, которые бы позволяли:
критически мыслить, анализировать получаемую информацию из многих источников;
понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе;
принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность за их реализацию;
реализовать индивидуальные и общественные права и обязанности;
устанавливать конструктивные отношения с людьми, уметь работать в группе:
выражать и отстаивать свое мнение, слушать другого человека;
проявлять готовность к разумному компромиссу, проявлению навыков толерантного поведения.
Ожидаемый результат проекта. Гражданская компетентность личности как цель проекта включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе. Гражданская компетентность имеет следующие характерные признаки:
1. Многофункциональность. Овладение гражданской компетентностью позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Гражданская компетентность дает возможность решения сложных задач в различных ситуациях.
2. Надпредметность и междисциплинарность. Гражданская компетентность применима в различных ситуациях: в школе, в семье, на работе, в политической активности и др.
3. Интеллект. Гражданские компетентности требуют развития абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.
4. Многомерность. Гражданские компетентности включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), а также здравый смысл в его житейском понимании.
Таким образом, гражданская компетентность - это способность осуществлять своеобразные виды действий, направленных на реализацию своих прав, обязанностей и свобод и на поддержание прав, обязанностей и свобод других людей.
Сферы проявления гражданской компетентности:
компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать и критически осмысливать);
компетентность в области общественно-политической и правовой деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью);
морально-нравственная компетентность - личное совершенство человека как совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, основываясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям;
компетентность в социально-экономической сфере (совместимость, пригодность личных качеств к будущей профессии, ориентирование на рынок труда, знание норм трудовой и коллективной этики).
Оценка реализации проекта. Целостная педагогическая деятельность по реализации школьной комплексно-целевой программы гражданского образования связана с выбором ориентиров для оценки эффективности работы. Предлагаются следующие показатели оценки успешности реализации проекта и методы их оценки:
наличие школьных проектов по конкретным вопросам и проблемам гражданского образования (наблюдение, анализ продуктов деятельности, подсчет количества);
появление временных и постоянных общественных школьных объединений (наблюдение, анализ продуктов деятельности);
сформированность гражданской культуры всех участников образовательного процесса и выпускников школы (наблюдение, беседа, социально-психологический опрос);
создание авторских продуктивных методик обучения и воспитания (анализ учебных занятий, накопление и обобщение опыта);
вовлеченность детей, родителей, учителей в отслеживании результатов (подсчет количества участников, анализ содержания аналитических документов);
сформированность партнерских отношений, навыков гражданского поведения (наблюдение, анализ содержания стенограмм мероприятий);
появление в школе незапланированных объединений, акций, инициатив, проектов (наблюдение, подсчет количества участников, анализ содержания документов и мероприятий).
Перспективы работы по программе связаны с активным, вовлечением в работу родителей учащихся и в связи с этим - усложнение структуры и содержания разрабатываемых мероприятий, повышение их социально-практической направленности.
Учитывая особенности расположения школы и ее социальную микросреду, учителя понимают, что образовательное учреждение остается единственным центром культуры и знаний в микрорайоне. Практическая деятельность по гражданскому образованию в
связи с этим должна охватывать всех участников образовательного процесса и служить формированию гражданской компетентности в контексте реальных социальных условий жизни учащихся.
Критерии оценки успешности проекта, как и сама комплексно-целевая программа, могут быть доработаны в процессе творческой деятельности педагогов школы.
Представленный проект комплексно-целевой программы «Организация деятельности школы № 86 но формированию гражданской компетентности школьников» представляет собой попытку создания системы гражданского образования в конкретной школе. Разработчики проекта уверены в том, что только благодаря хорошо продуманной системе работы можно сформировать у учащихся активную жизненную позицию, помочь им стать полноценными участниками жизни общества. Несомненным является также то, что в процессе реализации проектной деятельности обогатится содержание работы школы и отдельного учителя.
Особая ценность проекта по гражданскому образованию состоит в том, что накопленный опыт работы окажется полезным при переходе к профильному обучению, выбору и содержательному наполнению специализированных и элективных курсов социально-экономического и гуманитарного профиля.
В разработке концепции школьного проекта, кроме ориентации на модернизацию образования, авторы опирались на идеи, заложенные в письме Министерства образования Российской Федерации от 15 января 2003 г. № 13-15-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» и концепции личностно-ориентированного образования члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора В.В.Серикова.
Педагогический коллектив, организуя в школе системную работу по гражданскому образованию, исходит из следующих основных положений:
1. Гражданское образование - это система учебной и социально-общественной деятельности, направленная на осуществление прав и обязанности гражданина.
2. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
3. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности - это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.
4. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано сформированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
5. В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального российского народа, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
6. Гражданское образование включает в себя комплекс, основой которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое через организацию учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.
Создание и реализация школьной программы. Мы представляем краткое изложение образовательного проекта школы № 86 по организации работы, направленной на развитие гражданкой компетентности школьников.
Цель - создание системы гражданского образования в школе путем реализации комплексно-целевой программы.
Задачи:
- формирование личности ученика, способного к выполнению социальных ролей;
- сотрудничество педагогов, родителей, учащихся по освоению идей гражданского образования и навыков гражданина;
- изучение и освоение педагогическим коллективом новых продуктивных методов обучения и воспитания.
Модель проекта интегрирует в себе такие известные модели, как предметно-тематическая, институциональная и проектная. Принятая в школе № 86 модель реализуются через предметную деятельность, организацию школьного самоуправления и работу детских организаций, а также проектную деятельность, которая осуществляется на уроках и во внеклассной работе.
Основные принципы реализации школьного проекта по развитию гражданской компетентности:
1. Принцип непрерывности. Предлагаемая программа по гражданскому образованию является продолжением «Концепции воспитания дошкольника - гражданина Поволжья», разработанной научным руководителем проекта Е.С.Евдокимовой. Программа носит непрерывный характер на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.
2. Принцип активности. Только через активную деятельность личности формируются ключевые компетентности.
3. Принцип жизненной реализации. Программа направлена на успешность и состоятельность жизненных планов учащихся.
Блоки программы отражают ее содержание по трем направлениям - познавательной, мотивационно-ценностной, социально-практической.
Познавательный блок гражданского образования предполагает, что учащиеся обретут знания:
правовые, политические, морально-этические;
основы знаний в области социальной экологии;
основы философских знаний, экономические, основы знаний о социальной сфере общества;
основы культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации, истории и культуры родного края.
Мотивационно-ценностный блок гражданского образования направлен на формирование следующих ценностей:
гуманность, нравственная определенность личностных ориентиров;
уважение прав и свобод, человеческого достоинства;
уважение законов страны, правил и норм современной демократии;
справедливость, равенство людей перед законом, забота об общественном благе;
патриотизм, бережное отношение к национальным традициям и культурным ценностям;
признание общечеловеческих ценностей при политическом многообразии.
Социально-практический блок гражданского образования направлен на формирование таких умений и навыков, которые бы позволяли:
критически мыслить, анализировать получаемую информацию из многих источников;
понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе;
принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность за их реализацию;
реализовать индивидуальные и общественные права и обязанности;
устанавливать конструктивные отношения с людьми, уметь работать в группе:
выражать и отстаивать свое мнение, слушать другого человека;
проявлять готовность к разумному компромиссу, проявлению навыков толерантного поведения.
Ожидаемый результат проекта. Гражданская компетентность личности как цель проекта включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе. Гражданская компетентность имеет следующие характерные признаки:
1. Многофункциональность. Овладение гражданской компетентностью позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Гражданская компетентность дает возможность решения сложных задач в различных ситуациях.
2. Надпредметность и междисциплинарность. Гражданская компетентность применима в различных ситуациях: в школе, в семье, на работе, в политической активности и др.
3. Интеллект. Гражданские компетентности требуют развития абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.
4. Многомерность. Гражданские компетентности включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), а также здравый смысл в его житейском понимании.
Таким образом, гражданская компетентность - это способность осуществлять своеобразные виды действий, направленных на реализацию своих прав, обязанностей и свобод и на поддержание прав, обязанностей и свобод других людей.
Сферы проявления гражданской компетентности:
компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать и критически осмысливать);
компетентность в области общественно-политической и правовой деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью);
морально-нравственная компетентность - личное совершенство человека как совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, основываясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям;
компетентность в социально-экономической сфере (совместимость, пригодность личных качеств к будущей профессии, ориентирование на рынок труда, знание норм трудовой и коллективной этики).
Оценка реализации проекта. Целостная педагогическая деятельность по реализации школьной комплексно-целевой программы гражданского образования связана с выбором ориентиров для оценки эффективности работы. Предлагаются следующие показатели оценки успешности реализации проекта и методы их оценки:
наличие школьных проектов по конкретным вопросам и проблемам гражданского образования (наблюдение, анализ продуктов деятельности, подсчет количества);
появление временных и постоянных общественных школьных объединений (наблюдение, анализ продуктов деятельности);
сформированность гражданской культуры всех участников образовательного процесса и выпускников школы (наблюдение, беседа, социально-психологический опрос);
создание авторских продуктивных методик обучения и воспитания (анализ учебных занятий, накопление и обобщение опыта);
вовлеченность детей, родителей, учителей в отслеживании результатов (подсчет количества участников, анализ содержания аналитических документов);
сформированность партнерских отношений, навыков гражданского поведения (наблюдение, анализ содержания стенограмм мероприятий);
появление в школе незапланированных объединений, акций, инициатив, проектов (наблюдение, подсчет количества участников, анализ содержания документов и мероприятий).
Перспективы работы по программе связаны с активным, вовлечением в работу родителей учащихся и в связи с этим - усложнение структуры и содержания разрабатываемых мероприятий, повышение их социально-практической направленности.
Учитывая особенности расположения школы и ее социальную микросреду, учителя понимают, что образовательное учреждение остается единственным центром культуры и знаний в микрорайоне. Практическая деятельность по гражданскому образованию в
связи с этим должна охватывать всех участников образовательного процесса и служить формированию гражданской компетентности в контексте реальных социальных условий жизни учащихся.
Критерии оценки успешности проекта, как и сама комплексно-целевая программа, могут быть доработаны в процессе творческой деятельности педагогов школы.
Представленный проект комплексно-целевой программы «Организация деятельности школы № 86 но формированию гражданской компетентности школьников» представляет собой попытку создания системы гражданского образования в конкретной школе. Разработчики проекта уверены в том, что только благодаря хорошо продуманной системе работы можно сформировать у учащихся активную жизненную позицию, помочь им стать полноценными участниками жизни общества. Несомненным является также то, что в процессе реализации проектной деятельности обогатится содержание работы школы и отдельного учителя.
Особая ценность проекта по гражданскому образованию состоит в том, что накопленный опыт работы окажется полезным при переходе к профильному обучению, выбору и содержательному наполнению специализированных и элективных курсов социально-экономического и гуманитарного профиля.
Т. Зорина, зам.директора по научно-методической работе средней общеобразовательной школы № 86 г. Волгограда