Старцева А.Г. ЗНАКОМСТВО С ОПЫТОМ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ТОМСКА. Впечатления о командировке
Руководители образовательных учреждений, отдела образования, филиала ГЦРО Центрального района посетили город Томск по приглашению начальника департамента образования города Томска, ознакомились с опытом работы лучших образовательных учреждений: гимназий №№ 56, 13, 29, СОШ № 4, Центра творческого развития и гуманитарного образования «Томский Хобби–центр», городского научно–методического центра.
Одной из старейших школ города Томска, школе № 4, исполнилось 120 лет. Здесь учащиеся изучают углублённо иностранные языки: английский, немецкий, французский, польский, латинский. Для профессионального роста педагогов созданы условия: языковая подготовка в Париже, Канне, Руане, Варшаве, Гёте–институте. Для художественно–эстетического развития детей построен лучший среди школ концертный зал. Не случайно хореографическому ансамблю «Сибирский подснежник» Министерством образования и науки РФ присвоено звание «Образцовый детский коллектив». Дети выезжали на гастроли в США, Францию, Кипр.
В гимназии № 56 мы присутствовали на научно-практической видеоконференции, проводимой в режиме реального времени, учащимися гимназии № 56 Томска и общеобразовательной школы имени Н.А. Образцова города Парабели. Работали пять секций: гуманитарных наук, технологии, математики, естественно–научных дисциплин. Техническую поддержку осуществил Институт дистанционного образования Томского государственного университета.
Большой профессиональный интерес вызвала работа методической службы городского научно–методического центра образования города Томска. Городской научно-методический центр создан 2 января 1990 года.
Направления деятельности:
- Информационное обеспечение муниципальной системы образования.
- Организация и проведение научно-методических и обучающих семинаров, лекториев, педагогических чтений, других мероприятий.
- Обобщение и выявление передового педагогического опыта и его предъявление.
- Научно-методическое и методическое консультирование педагогов и управленческого персонала.
- Организация конкурсов, олимпиад, смотров, выставок, слетов и прочих мероприятий, позволяющих выявить талантливых обучающихся, педагогов и руководителей муниципальной системы образования.
- Экспертиза учебных планов, программ, методических проектов и других разработок в сфере образования.
- Создание баз данных, позволяющих осуществлять мониторинг качества муниципального образования.
- Комплектование библиотечного фонда муниципальных образовательных учреждений учебной и методической литературой.
Центр организует и проводит:
- Городской этап Всероссийского конкурса «Учитель года»;
- Городской конкурс среди ОУ и педагогов «Урок с компьютером»;
- Конкурс проектно-исследовательских работ обучающихся в рамках программы «Юные дарования – Томску».
Более 10000 обучающихся ОУ ежегодно участвуют в школьном и городском этапах Всероссийской олимпиады, организуемой Центром. Более 500 мероприятий для педагогов и управленцев ежегодно проводят методисты Центра.
Разработаны целевые программы и проекты:
- Подготовки обучающихся и учителей к олимпиаде «Олимпиадный тренинг».
- «Школы управления профессиональным объединением педагогов».
- Подготовки к конкурсу «Учитель года» - «Мастерство. Труд. Вдохновение».
- Городской школы молодого учителя «Диалог».
- Конкурс детских проектов «Юные дарования – Томску»
Центр организует и проводит:
- Городской этап Всероссийского конкурса «Учитель года»;
- Городской конкурс среди ОУ и педагогов «Урок с компьютером»;
- Конкурс проектно-исследовательских работ обучающихся в рамках программы «Юные дарования – Томску».
Значительное место здесь занимает издательская деятельность. В 2003-2005 гг. издано более 60 сборников собственных публикаций. Это сборники элективных курсов по русскому языку и литературе, физике, материалы семинаров по актуальным вопросам совершенствования содержания образования и образовательного процесса в рамках модернизации Российского образования, методические разработки в области психологии образования, рекомендации для учителей по подготовке к ЕГЭ, сборник «Управленческая культура методических объединений», др.
В рамках реализации программы «Юные дарования Томску» проходят:
- 12 городских научно-практических конференций школьников по разным предметных областям;
- конкурсы «Знаешь ли ты?» (иностранные языки, литература), «Иностранный с удовольствием»
- фестиваль художественного творчества детей с проблемами в развитии
- ярмарка-распродажа изделий декоративно-прикладного искусства и художественного труда воспитанников детских домов, школ-интернатов, специальных коррекционных школ.
Внедрены новые формы работы: мастер-класс, демонстрационный эксперимент, виртуальная лаборатория.
Разработаны и выпущены: электронный диск программы библиотечных уроков, электронный учебник по географии Томской области.
Внешние партнёры научно – методического центра: Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Томский государственный педагогический университет, Русско – немецкий Центр при ТПУ, информационно – прокатный центр, ОГУ «Облкомприрода» и др. позволяют поднять приоритетные содержательные линии методической работы на высокий научный уровень. Заслуживает внимания городской календарь образовательных событий, позволяющий школам построить более эффективно собственную образовательную траекторию. Предлагаем вам ознакомиться с отдельными методическими материалами, разработанными Томским городским научно – методическим центром, которые могут помочь районным методическим службам в совершенствовании работы профессиональных объединений учителей – предметников и методической поддержке учителей по повышению качества подготовки учащихся к ЕГЭ.
Программа городского научно-методического центра департамента образования города Томска
по обучению руководителей профессиональных объединений
«Школа управления профессиональными объединениями педагогов»
Целевая группа:
Руководители методических объединений, кафедр, проблемно- творческих групп и других профессиональных (методических) объединений педагогов общеобразовательных учреждений
Разработана:
Сотрудниками городского научно-методического центра департамента образования администрации г. Томска
Обоснование
Аттестация ОУ 2004-05 учебном году показала, что существует профессиональная потребность руководителей профессиональных объединений в совершенствовании управленческой деятельности (около 70 %).
До 2005 года оказывалась методическая помощь руководителям МО методистами по предметным областям. Анализ профессиональных затруднений выявил потребность в:
- знаниях по планированию, анализу;
- диагностике профессиональных компететностей;
- интерактивных методах организации МР.
Цель: создать условия руководителям профессиональных объединений (далее - ПО) педагогов для формирования качественного управления работой ПО.
Задачи:
- ознакомить с нормативно-правовой базой методической работы (далее - МР) в общеобразовательном учреждении (далее - ОУ);
- ознакомить с требованиями к планированию (анализу) МР ПО;
отработать реализацию управленческих функций через систему практикумов;
способствовать формированию диагностической основы управления МР.
Этапы реализации программы
Программа предназначена для оказания методической помощи и поддержки руководителям профессиональных объединений педагогов. Реализация программы планируется в три этапа:
1. Подготовительный.
Разработка программы, плана на базе имеющихся ресурсов; Согласование теоретических и практических этапов;
- Подготовка методических рекомендаций по планированию работы МО, кафедры; Формирование единого пакета материалов по разделам программы для практического этапа;
- Информирование руководителей профессиональных объединений о возможностях профессионального роста, представляемых программой.
2. Информационно-методический - обучающий - знакомит с нормативно-правовой базой методической работы, с современными требованиями к управлению профессиональным объединением педагогов. Информационно-методический этап включает работу педагогов на городском научно-практическом семинаре по теме: «Роль профессиональных объединений педагогов в повышении педагогического мастерства».
З.Практический этап по образовательным областям.
Работа в течение года по обмену опытом в рамках мероприятий на базе ОУ.
Целевая группа:
Руководители методических объединений, кафедр, проблемно- творческих групп и других профессиональных (методических) объединений педагогов общеобразовательных учреждений
Ожидаемый результат
В результате реализации программы будет получен опыт создания и организации городской структуры - школы управления профессиональными объединениями педагогов; созданы условия для руководителей профессиональных объединений (далее - ПО) по формированию качественного управления работой ПО.
По итогам реализации программы, согласно Приказу Министерства образования РФ «О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» № 90-М от 16.08.94г, Инструктивно-методическому письму МО и ПО РФ от 11.09.98 № 36-51-159 ин36-10, руководитель ПО педагогов должен знать:
• нормативные документы по методической работе;
• требования к планированию методической работы;
• организация МР: эффективные формы и методы;
• критерии эффективности МР, диагностика результатов;
• способы мотивации педагогов к повышению профессионального мастерства;
• формы, методы, способы обобщения значимого педагогического опыта.
Уметь:
• вести отчетно-документальную деятельность;
• составлять планирование в соответствии с требованиями;
• применять различные способы организация МР;
• проводить диагностику результатов в соответствии с критериями эффективности МР;
• применять способы мотивации педагогов к повышению профессионального
мастерства;
• применять формы, методы, способы обобщения значимого педагогического опыта.
Руководители методических объединений, кафедр, проблемно- творческих групп и других профессиональных (методических) объединений педагогов общеобразовательных учреждений
Разработана:
Сотрудниками городского научно-методического центра департамента образования администрации г. Томска
Обоснование
Аттестация ОУ 2004-05 учебном году показала, что существует профессиональная потребность руководителей профессиональных объединений в совершенствовании управленческой деятельности (около 70 %).
До 2005 года оказывалась методическая помощь руководителям МО методистами по предметным областям. Анализ профессиональных затруднений выявил потребность в:
- знаниях по планированию, анализу;
- диагностике профессиональных компететностей;
- интерактивных методах организации МР.
Цель: создать условия руководителям профессиональных объединений (далее - ПО) педагогов для формирования качественного управления работой ПО.
Задачи:
- ознакомить с нормативно-правовой базой методической работы (далее - МР) в общеобразовательном учреждении (далее - ОУ);
- ознакомить с требованиями к планированию (анализу) МР ПО;
отработать реализацию управленческих функций через систему практикумов;
способствовать формированию диагностической основы управления МР.
Этапы реализации программы
Программа предназначена для оказания методической помощи и поддержки руководителям профессиональных объединений педагогов. Реализация программы планируется в три этапа:
1. Подготовительный.
Разработка программы, плана на базе имеющихся ресурсов; Согласование теоретических и практических этапов;
- Подготовка методических рекомендаций по планированию работы МО, кафедры; Формирование единого пакета материалов по разделам программы для практического этапа;
- Информирование руководителей профессиональных объединений о возможностях профессионального роста, представляемых программой.
2. Информационно-методический - обучающий - знакомит с нормативно-правовой базой методической работы, с современными требованиями к управлению профессиональным объединением педагогов. Информационно-методический этап включает работу педагогов на городском научно-практическом семинаре по теме: «Роль профессиональных объединений педагогов в повышении педагогического мастерства».
З.Практический этап по образовательным областям.
Работа в течение года по обмену опытом в рамках мероприятий на базе ОУ.
Целевая группа:
Руководители методических объединений, кафедр, проблемно- творческих групп и других профессиональных (методических) объединений педагогов общеобразовательных учреждений
Ожидаемый результат
В результате реализации программы будет получен опыт создания и организации городской структуры - школы управления профессиональными объединениями педагогов; созданы условия для руководителей профессиональных объединений (далее - ПО) по формированию качественного управления работой ПО.
По итогам реализации программы, согласно Приказу Министерства образования РФ «О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» № 90-М от 16.08.94г, Инструктивно-методическому письму МО и ПО РФ от 11.09.98 № 36-51-159 ин36-10, руководитель ПО педагогов должен знать:
• нормативные документы по методической работе;
• требования к планированию методической работы;
• организация МР: эффективные формы и методы;
• критерии эффективности МР, диагностика результатов;
• способы мотивации педагогов к повышению профессионального мастерства;
• формы, методы, способы обобщения значимого педагогического опыта.
Уметь:
• вести отчетно-документальную деятельность;
• составлять планирование в соответствии с требованиями;
• применять различные способы организация МР;
• проводить диагностику результатов в соответствии с критериями эффективности МР;
• применять способы мотивации педагогов к повышению профессионального
мастерства;
• применять формы, методы, способы обобщения значимого педагогического опыта.
Научно - обоснованная система методического сопровождения образовательного процесса
с целью оказания методической помощи и поддержки учителям по формированию качественной системы подготовки учащихся к ЕГЭ
- диагностика профессиональных затруднений педагогов;
- формирование ведомостей образовательных запросов и возможностей МО, кафедр;
- формирование банка данных используемых УМК, педагогических технологий, спецкурсов по подготовке к ЕГЭ;
- анализ результатов ЕГЭ;
- анализ демоверсии, материалов вузовского ЕГЭ,
- анализ УМК на соответствие КИМам;
- организация методического сопровождения образовательного процесса: организация и проведение опытно-экспериментальной работы, экспертиза программ, работа ПТГ, формирование заказа на учебно-методическую литературу, оказание помощи МО, педагогам в освоении новых УМК, педагогических технологий;
- формирование сетевой консультативной системы;
- создание и развитие действующей инфраструктуры ММР, организация работы сетевого объединения учителей (электронная рассылка);
- разработка методических рекомендаций, дидактических материалов;
- формирование рекомендательных указателей по вопросам подготовки к ЕГЭ;
- описание опыта педагогов, имеющих стабильно высокие результаты (сборники, CD-диски)
- моделирование различных вариантов использования опыта педагогов города по подготовке учащихся к ЕГЭ.
Центром организуется работа по следующим 4 содержательным линиям:
• ознакомление с нормативно-правовой базой подготовки и проведения ЕГЭ, с КИМами (демоверсии, вузовские, разработанные ОУ для подготовки к экзамену и т.д.), с новой методической литературой и учебно-тренировочными материалами;
• представление, изучение и анализ опыта работы по подготовке к ЕГЭ (российского, города);
• ознакомление с мониторингом промежуточного и итогового контроля,
рейтинговой системой оценивания результатов обучения;
• анализ демоверсии;
• обучение учителей способам решения задач уровня «С»;
• разработка рекомендаций по подбору репетиционного материала;
• разработка рекомендаций по подготовке школьников к ЕГЭ с учетом различий УМК;
• разработка учебных пособий, рабочих тетрадей, тренировочных материалов;
• изучение технологии работы с тестами на бумажных и электронных носителях;
• обеспечение ОУ электронной тестовой оболочкой и ознакомление с опытом ее использования;
• пропедевтическая работа в основной школе к 10 классе по подготовке к ЕГЭ;
• описание значимого опыта работы МО, кафедр школ города по подготовке к ЕГЭ;
• изучение эффективных методик преподавания в старших классах;
• изучение методики преподавания проблемных тем;
• изучение реализации принципов здоровьесбережения в процессе
преподавания в старших классах;
• разработка программ спецкурсов по подготовке учеников к ЕГЭ, согласование программ;
обучение педагогов - экспертов по проверке материалов ЕГЭ.
- формирование ведомостей образовательных запросов и возможностей МО, кафедр;
- формирование банка данных используемых УМК, педагогических технологий, спецкурсов по подготовке к ЕГЭ;
- анализ результатов ЕГЭ;
- анализ демоверсии, материалов вузовского ЕГЭ,
- анализ УМК на соответствие КИМам;
- организация методического сопровождения образовательного процесса: организация и проведение опытно-экспериментальной работы, экспертиза программ, работа ПТГ, формирование заказа на учебно-методическую литературу, оказание помощи МО, педагогам в освоении новых УМК, педагогических технологий;
- формирование сетевой консультативной системы;
- создание и развитие действующей инфраструктуры ММР, организация работы сетевого объединения учителей (электронная рассылка);
- разработка методических рекомендаций, дидактических материалов;
- формирование рекомендательных указателей по вопросам подготовки к ЕГЭ;
- описание опыта педагогов, имеющих стабильно высокие результаты (сборники, CD-диски)
- моделирование различных вариантов использования опыта педагогов города по подготовке учащихся к ЕГЭ.
Центром организуется работа по следующим 4 содержательным линиям:
• ознакомление с нормативно-правовой базой подготовки и проведения ЕГЭ, с КИМами (демоверсии, вузовские, разработанные ОУ для подготовки к экзамену и т.д.), с новой методической литературой и учебно-тренировочными материалами;
• представление, изучение и анализ опыта работы по подготовке к ЕГЭ (российского, города);
• ознакомление с мониторингом промежуточного и итогового контроля,
рейтинговой системой оценивания результатов обучения;
• анализ демоверсии;
• обучение учителей способам решения задач уровня «С»;
• разработка рекомендаций по подбору репетиционного материала;
• разработка рекомендаций по подготовке школьников к ЕГЭ с учетом различий УМК;
• разработка учебных пособий, рабочих тетрадей, тренировочных материалов;
• изучение технологии работы с тестами на бумажных и электронных носителях;
• обеспечение ОУ электронной тестовой оболочкой и ознакомление с опытом ее использования;
• пропедевтическая работа в основной школе к 10 классе по подготовке к ЕГЭ;
• описание значимого опыта работы МО, кафедр школ города по подготовке к ЕГЭ;
• изучение эффективных методик преподавания в старших классах;
• изучение методики преподавания проблемных тем;
• изучение реализации принципов здоровьесбережения в процессе
преподавания в старших классах;
• разработка программ спецкурсов по подготовке учеников к ЕГЭ, согласование программ;
обучение педагогов - экспертов по проверке материалов ЕГЭ.
Старцева А.Г., заведующая Центральным филиалом ГЦРО, г. Новосибирск