Добролюбова Л.Л. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ
История в наше время есть центр всех познаний, наук,
естественное условие всякого развития;
направление историческое обнимает все!
Иван Киреевский
Ни для кого ни секрет, что система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых приоритетов, заканчивается переход на концентрическую структуру, расширяется вариативность исторических курсов, форм и методик обучения.
Анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики невозможны без личной заинтересованности учеников. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное - непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации учеников, невостребованности их личностного потенциала.
Проблема: как преподнести материал, чтобы он стал доступным?
Масса новейших публикаций отечественных авторов, неоднозначно трактуемых концепций, обилие исторической литературы (научной, художественной, учебной), разнообразие методической литературы располагают к поиску, размышлению, экспериментированию, внимательному отбору материала для работы. В этой ситуации неоспорим факт необходимости саморазвития педагога как профессионала, освоение им новых концептуально- содержательных подходов, новой педагогической технологии для дальнейшей продуктивной деятельности, выбора собственной позиции в системе преподавания истории.
Повышение уровня предметных (исторических) знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны учащихся. Двадцатилетний опыт педагогической деятельности, в который яркой страницей вписаны годы работы старшей пионерской вожатой (1985 г. - 2-е место в городском конкурсе), методистом Дома детского творчества Центрального района и организатором внеклассной и внешкольной работы, позволяет сделать вывод, что одним из путей повышения интереса к предмету история является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с учителем.
Специфика содержания школьного исторического образования, а также особенности классно-урочной системы обусловили разработку и практическую реализацию авторской системы активных форм обучения. В связи с этим основной целью своей профессиональной деятельности считаю формирование компетенций учащихся посредством реализации активных форм обучения.
Цель реализуется через решение следующих задач:
? систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм;
? разработка целостной взаимосвязанной системы активных приемов, форм, упражнений при обучении;
? отслеживание эффективности внедрения активных форм в процесс обучения истории.
Для развития предметной компетенции школьников необходимо:
• развитие коммуникативных, мировоззренческих, практико-ориентированных ценностей, идей, норм поведения; совершенствование социальной мобильности личности, которая может принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, динамична, конструктивна;
• создание условий для интенсивного творческого общения, что собственно определяет содержание всех ключевых компетенций.
Личностно-ориентированное обучение истории возможно в условиях тесного контакта учителя с учеником, взаимного сотрудничества и уважения.
Инструментарием для решения задач использую методики, девиз которых • Вдохновение!• Инициатива!• Творчество!• Успех! • Результат!
Используя активные формы обучения, большое внимание уделяю организации учебного процесса. В помещении, где проводится занятие детям комфортно: чисто, уютно, имеется свободное пространство. Задания выполняются индивидуально, в парах и малых группах. При выполнении в более крупных группах, возможен переход на задания для всего класса (так называемая пирамида). Эффективными при обучении были три вида размещения учащихся в классе для выполнения заданий: по рядам, «подковой», парами и малыми группами. Наиболее благоприятные условия для группового общения и для контакта с учителем создает расположение ребят в классе «подковой».
Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, стараюсь включать в занятия разные виды деятельности, чтобы школьники могли и посмотреть, и послушать, и подвигаться. Тогда даже непоседы и обычно невнимательные ученики могут стать успешными, почувствовать, что и они могут достигнуть победы.
Как показал анализ использования активных форм более эффективным обучение было тогда, когда учащиеся:
• могли связать новый материал с предыдущим;
• заинтересованы в том, что делают;
• четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;
• имеют самостоятельность в работе;
• имеют возможность для развития нужных умений;
• имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);
• обеспечены разными видами деятельности;
• имеют необходимую поддержку со стороны учителя;
• работают в подходящем для них темпе;
• понимают когда и как будут оценены;
• могут оценить собственные успехи.
Подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Предлагаемые ученикам упражнения затрагивают не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации.
Взаимоотношения, установленные в классе или группе учащихся, также важны, как и содержание занятий. Создание атмосферы доверия, в которой учащиеся чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение, является важным аспектом в организации образовательного процесса для моих детей. Важное условие эффективности образовательного процесса - включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.
Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе исторического школьного образования, так как адаптировать эти формы к различным возрастным категориям не представляет особых трудностей.
О реализации цели и задач образовательно-воспитательного процесса можно судить не только по уже обозначенным концептуальным и методическим аспектам, но и по конкретному содержанию типов заданий, получаемых учениками обычно на уроках.
Сбор и упорядочение содержательной информации заданий ведет к созданию определенного «исторического фундамента» по данной теме. Здесь интересен «мозговой штурм» Алекса Осборна стимулирующий учащихся к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей, «исторический снежный ком», позволяющий в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена и т.д.; «историческая азбука»,развивающая гибкость мышления, оперативность памяти; «древо познания», «по одному слову», «продолжи рассказ», «ассоциации» и др.
Упорядочение и сортировка содержательной информации заданий способствует созданию схемы, графика, диаграммы, ранжированного списка, таблицы и тому подобного. Тип задания помогает также ранжировать важность информации с различных точек зрения; упорядочить информацию по теме, или по личностным критериям. Интересны следующие: «мнемотехника», «реставрация», «исторические пятнашки», « три направления», «пять исторических названий», «герой, дата, событие», «о ком идет речь», «восстанови изображение», «восстанови карту», «историческая пирамида» и др.
Работа с историческими документами (или с документально-методическими комплексами): исследовательская работа, которая проводится как в группах, так и индивидуально; в отдельных случаях учащимся предлагаются комплексные задания, которые требуют от них следующих действий: планирования, обоснования, логического мышления, выдвижения гипотез, обсуждения хода действий, обдумывания альтернативы, вероятность различных версий, смены позиций (потомок, современник, иностранец); синтез полученных данных и представления их перед другой группой, классом. Результатом деятельности служит план исследования, сообщения о проведении исследования, представление результатов исследования и рефлексия отдельных этапов работы или ее итогов. Как наиболее эффективные (особенно для старшеклассников) можно выделить такие методы исследования как моделирование (конструирование) и прогнозирование.
Творческие задания. Использую подход к эвристическому обучению А.В. Хуторского, который выделяет среди основных эвристических качеств учащихся когнитивные (необходимые в процессе познания учеником внешнего мира), креативные (обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности) и методологические (оргдеятельностные) качества, проявляющиеся при организации образовательной деятельности ученика в двух предыдущих ее проявлениях - в познании и творчестве. Руководствуясь данной классификацией, предлагаю ученикам следующие виды заданий.
Задания когнитивного характера:
- решение реальных проблем, существующих в исторической науке;
- исследование объекта (исторический текст, понятие, картина, музыка и т.д.);
- отыскание принципов построения различных структур (видов и стилей текста, государств);
-«проживание» исторических событий и явлений, отыскание их первопричин;
-метапредметные формы обучения, включая одновременную работу с разными способами исследования одного и того же объекта - гуманитарными и социологическими. Например, интересным результатом такой работы в 2001- 2002 году можно считать выступление моей ученицы на научно- практической конференции по теме «Историк как профессия; известные историки Сибири».
Задания креативного характера:
? предложение учащимся по-своему выполнить то, что учителю уже известно, например, самостоятельно дать определение изучаемому понятию. В преподавании пропедевтического курса истории в 3 и 5 классах продуктивно использовалась система работы Ю.Л. Троицкого;
? создание словесного продукта в различных жанрах: изобретение букв, составление словарей, современных видов текста (интервью, реклама, деловые диалоги);
? сочинение оды, очерка, роли;
? составление кроссворда, игры, викторины, родословной, сценария спектакля, своего задания для других учеников;
? создание образа (рисуночного, двигательного, словесного);
? изготовление макетов замка, орудий труда и т.д., костюмов;
? проведение урока в роли учителя, разработка свои памяток, инструкций.
? Задания оргдеятельностного характера:
o разработка целей своих занятий по истории на четверть, год; разработка плана творческой работы; выработка самооценки, рецензии, анализа своей работы;
o составление и проведение викторины, игры, кроссворда, урока для младших школьников.
Анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики невозможны без личной заинтересованности учеников. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное - непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации учеников, невостребованности их личностного потенциала.
Проблема: как преподнести материал, чтобы он стал доступным?
Масса новейших публикаций отечественных авторов, неоднозначно трактуемых концепций, обилие исторической литературы (научной, художественной, учебной), разнообразие методической литературы располагают к поиску, размышлению, экспериментированию, внимательному отбору материала для работы. В этой ситуации неоспорим факт необходимости саморазвития педагога как профессионала, освоение им новых концептуально- содержательных подходов, новой педагогической технологии для дальнейшей продуктивной деятельности, выбора собственной позиции в системе преподавания истории.
Повышение уровня предметных (исторических) знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны учащихся. Двадцатилетний опыт педагогической деятельности, в который яркой страницей вписаны годы работы старшей пионерской вожатой (1985 г. - 2-е место в городском конкурсе), методистом Дома детского творчества Центрального района и организатором внеклассной и внешкольной работы, позволяет сделать вывод, что одним из путей повышения интереса к предмету история является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с учителем.
Специфика содержания школьного исторического образования, а также особенности классно-урочной системы обусловили разработку и практическую реализацию авторской системы активных форм обучения. В связи с этим основной целью своей профессиональной деятельности считаю формирование компетенций учащихся посредством реализации активных форм обучения.
Цель реализуется через решение следующих задач:
? систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм;
? разработка целостной взаимосвязанной системы активных приемов, форм, упражнений при обучении;
? отслеживание эффективности внедрения активных форм в процесс обучения истории.
Для развития предметной компетенции школьников необходимо:
• развитие коммуникативных, мировоззренческих, практико-ориентированных ценностей, идей, норм поведения; совершенствование социальной мобильности личности, которая может принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, динамична, конструктивна;
• создание условий для интенсивного творческого общения, что собственно определяет содержание всех ключевых компетенций.
Личностно-ориентированное обучение истории возможно в условиях тесного контакта учителя с учеником, взаимного сотрудничества и уважения.
Инструментарием для решения задач использую методики, девиз которых • Вдохновение!• Инициатива!• Творчество!• Успех! • Результат!
Используя активные формы обучения, большое внимание уделяю организации учебного процесса. В помещении, где проводится занятие детям комфортно: чисто, уютно, имеется свободное пространство. Задания выполняются индивидуально, в парах и малых группах. При выполнении в более крупных группах, возможен переход на задания для всего класса (так называемая пирамида). Эффективными при обучении были три вида размещения учащихся в классе для выполнения заданий: по рядам, «подковой», парами и малыми группами. Наиболее благоприятные условия для группового общения и для контакта с учителем создает расположение ребят в классе «подковой».
Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, стараюсь включать в занятия разные виды деятельности, чтобы школьники могли и посмотреть, и послушать, и подвигаться. Тогда даже непоседы и обычно невнимательные ученики могут стать успешными, почувствовать, что и они могут достигнуть победы.
Как показал анализ использования активных форм более эффективным обучение было тогда, когда учащиеся:
• могли связать новый материал с предыдущим;
• заинтересованы в том, что делают;
• четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;
• имеют самостоятельность в работе;
• имеют возможность для развития нужных умений;
• имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);
• обеспечены разными видами деятельности;
• имеют необходимую поддержку со стороны учителя;
• работают в подходящем для них темпе;
• понимают когда и как будут оценены;
• могут оценить собственные успехи.
Подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Предлагаемые ученикам упражнения затрагивают не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации.
Взаимоотношения, установленные в классе или группе учащихся, также важны, как и содержание занятий. Создание атмосферы доверия, в которой учащиеся чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение, является важным аспектом в организации образовательного процесса для моих детей. Важное условие эффективности образовательного процесса - включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.
Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе исторического школьного образования, так как адаптировать эти формы к различным возрастным категориям не представляет особых трудностей.
О реализации цели и задач образовательно-воспитательного процесса можно судить не только по уже обозначенным концептуальным и методическим аспектам, но и по конкретному содержанию типов заданий, получаемых учениками обычно на уроках.
Сбор и упорядочение содержательной информации заданий ведет к созданию определенного «исторического фундамента» по данной теме. Здесь интересен «мозговой штурм» Алекса Осборна стимулирующий учащихся к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей, «исторический снежный ком», позволяющий в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена и т.д.; «историческая азбука»,развивающая гибкость мышления, оперативность памяти; «древо познания», «по одному слову», «продолжи рассказ», «ассоциации» и др.
Упорядочение и сортировка содержательной информации заданий способствует созданию схемы, графика, диаграммы, ранжированного списка, таблицы и тому подобного. Тип задания помогает также ранжировать важность информации с различных точек зрения; упорядочить информацию по теме, или по личностным критериям. Интересны следующие: «мнемотехника», «реставрация», «исторические пятнашки», « три направления», «пять исторических названий», «герой, дата, событие», «о ком идет речь», «восстанови изображение», «восстанови карту», «историческая пирамида» и др.
Работа с историческими документами (или с документально-методическими комплексами): исследовательская работа, которая проводится как в группах, так и индивидуально; в отдельных случаях учащимся предлагаются комплексные задания, которые требуют от них следующих действий: планирования, обоснования, логического мышления, выдвижения гипотез, обсуждения хода действий, обдумывания альтернативы, вероятность различных версий, смены позиций (потомок, современник, иностранец); синтез полученных данных и представления их перед другой группой, классом. Результатом деятельности служит план исследования, сообщения о проведении исследования, представление результатов исследования и рефлексия отдельных этапов работы или ее итогов. Как наиболее эффективные (особенно для старшеклассников) можно выделить такие методы исследования как моделирование (конструирование) и прогнозирование.
Творческие задания. Использую подход к эвристическому обучению А.В. Хуторского, который выделяет среди основных эвристических качеств учащихся когнитивные (необходимые в процессе познания учеником внешнего мира), креативные (обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности) и методологические (оргдеятельностные) качества, проявляющиеся при организации образовательной деятельности ученика в двух предыдущих ее проявлениях - в познании и творчестве. Руководствуясь данной классификацией, предлагаю ученикам следующие виды заданий.
Задания когнитивного характера:
- решение реальных проблем, существующих в исторической науке;
- исследование объекта (исторический текст, понятие, картина, музыка и т.д.);
- отыскание принципов построения различных структур (видов и стилей текста, государств);
-«проживание» исторических событий и явлений, отыскание их первопричин;
-метапредметные формы обучения, включая одновременную работу с разными способами исследования одного и того же объекта - гуманитарными и социологическими. Например, интересным результатом такой работы в 2001- 2002 году можно считать выступление моей ученицы на научно- практической конференции по теме «Историк как профессия; известные историки Сибири».
Задания креативного характера:
? предложение учащимся по-своему выполнить то, что учителю уже известно, например, самостоятельно дать определение изучаемому понятию. В преподавании пропедевтического курса истории в 3 и 5 классах продуктивно использовалась система работы Ю.Л. Троицкого;
? создание словесного продукта в различных жанрах: изобретение букв, составление словарей, современных видов текста (интервью, реклама, деловые диалоги);
? сочинение оды, очерка, роли;
? составление кроссворда, игры, викторины, родословной, сценария спектакля, своего задания для других учеников;
? создание образа (рисуночного, двигательного, словесного);
? изготовление макетов замка, орудий труда и т.д., костюмов;
? проведение урока в роли учителя, разработка свои памяток, инструкций.
? Задания оргдеятельностного характера:
o разработка целей своих занятий по истории на четверть, год; разработка плана творческой работы; выработка самооценки, рецензии, анализа своей работы;
o составление и проведение викторины, игры, кроссворда, урока для младших школьников.
В результате использования перечисленных типов заданий рождаются творческие уроки. Для облегчения восприятия приводятся только отдельные примеры каждого вида заданий, при этом необходимо отметить, что автор имеет систему использования активных форм обучения:
Урок-диалог («Два мира - две культуры», 11 кл.);
урок-дискуссия («Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси», 8кл.);
урок-диспут («Я - россиянин», 11 кл.), («Особенности экономического развития России начала XX в.», 10 кл.);
урок постановки проблем и их решения («Декабристы на Сенатской площади - акт гражданского неповиновения? Восстание? Революция?», 9 кл.);
урок «изменения истории» (собственное решение исторических событий); урок-сочинение летописи, хроники, деловая игра («От «горячей» войны к «холодной». Европа, расколотая надвое», 11 кл.);
урок «наоборот» (ученик в роли учителя) предполагает активное привлечение старшеклассников;
урок защиты творческих работ, проектов;
урок творческого обобщения;
урок-поиск («Сибиряки - герои Великой отечественной войны», 11 кл.);
урок-исследование («История моей семьи в истории моей Родины», 10-11кл.);
урок конструирования понятий (работа с «историческими кубиками» Ю.Л. Троицкого, 5 кл.);
урок-консультация (эффективен накануне контрольных уроков);
урок рецензирования, взаимоконтроля, самооценки;
урок-выставка («Восточные славяне в древности», 8 кл.);
урок-конференция;
урок-семинар (тематический «Отечественная война 1812 года», 9 кл., семинар, сочетающий обобщение с изучением нового материала «Петр 1 и его время», 8 кл., семинар, посвященный обобщению и систематизации исторических знаний «Россия и мир на рубеже Х1Х-ХХ вв.», 10 кл.);
урок-зачет («Защита года», 11 кл.);
урок-театрализованная игра - («Колесо истории», 6-11 кл.);
урок-путешествие («Путешествие в древнюю Грецию», 6 кл);
урок-экскурсия (посещение музеев, выставок, памятных исторических мест);
урок-спектакль («Герои древней Эллады»- 6кл.),
урок-вернисаж, урок - литературный салон, урок-концерт («Музыка 70 - 80-х г.г., 11 кл.),
урок по технике «аквариума» («Мода и быт 60-х годов: два разных мира», 11 кл.), «Альтернативы послевоенного развития СССР», 11 кл.) - и многие другие.
Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе непрерывного исторического образования, так как адаптировать эти формы к различным возрастным категориям не представляет особых трудностей.
Что движет учеником в процессе исторического познания?
Думаю, что в 5,6,7 классах это может быть интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание всегда и во всем быть успешным, стать лучше, стать отличником! Формы проявления интереса, активности разнообразны: яркие ответы, системность в подготовке домашнего задания, активное изучение дополнительной литературы.
В 8-9 классах ситуация усложняется, подобная активность постепенно угасает, что имеет внешнее и внутреннее проявления: отсутствует «лес» рук, учитель не страдает от огромного количества вопросов. Детская непосредственность трансформируется в подростковый нигилизм. Любой ценой подросток желает получить высокую отметку (подсказки, обман учителя), которая является средством самоутверждения в коллективе. Мотив достижения успеха в учебе практически не развивается, познавательный интерес только у высокомотивированных.
В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего образования. Отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация. В связи с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся осуществляется подбор заданий к урокам. Этому уделяю особое внимание.
В процессе реализации активных форм на уроках истории акцентирование внимания делается на следующих ключевых моментах:
• эффективном взаимодействии учителя и ученика;
• создании учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;
• понимании учителем существования различных стилей познания учеников и выборе различных форм и методов взаимодействия с ними.
•создании благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию сухих исторических фактов.
Также положительно апробированным является использование активных форм в историческом образовании, в основе которых лежат идеи:
• максимального использования личностного опыта ученика;
• опоры на групповой опыт;
• использование социального моделирования, т.е. проигрывания ситуаций, которые могут реально возникать в обществе, группе, реальной жизни;
• реализация конструктивного доброжелательного сотрудничества обучаемого и обучающего;
• занятия обучаемым исследовательской позиции (не узнавать о чужих открытиях, а открывать самому), используя исторические источники знаний.
Активные методы обучения построены на сознательном создании напряженной ситуации, вынуждающей учащихся принимать решения для достижения заданной цели в различных условиях. Выработка решений сопровождается эмоциями, что в свою очередь обеспечивает мобилизацию интеллектуальных резервов, стимулирует познавательную деятельность, позволяет длительно удерживать внимание.
По мнению М.В. Коротковой современная методика изучения истории в школе предполагает освоение педагогами новых методических моделей, эффективных форм учебных занятий, включающих разные виды активности учащихся. М.В. Короткова классифицирует виды учебной деятельности следующим образом: моделирование (игровая деятельность), коммуникативный диалог (дискуссионная деятельность), изучение источников (исследовательская деятельность). В соответствии с приведенной классификацией автор выделил в своей практике следующие модели учебных занятий.
На основе игровой деятельности:
• Игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей) «Путешествие на Олимпийские игры», 6кл.; «Ярмарка в Шампани», 7кл.
• Игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности) «Октябрь – 1917. Переворот? Восстание? Революция?», 10 кл.
• Игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений) КВН (по различной тематике) и др.
На основе дискуссионной деятельности:
• семинары (индивидуальная работа) «Мир на грани ядерной войны», 11 кл. «Откуда есть пошла Русская земля...», 8кл.;
• структурированные дискуссии (групповая работа) «Два разных мира: мода и быт 60-х гг.»
• проблемно-проектные дискуссии (коллективная деятельность класса) «Подготовка отмены крепостного права», 9 кл., «Альтернативы послевоенного развития СССР».
Дискуссии классифицирую по формам проведения: «дебаты», «вертушка», «круглый стол», «симпозиум», «диспут», митинг» , «суд»и др.
На основе исследовательской деятельности:
• практические занятия (коллективная деятельность класса); «Идеология против культуры», 11 кл.;
• проблемно-лабораторные занятия (групповая работа) «Страна ждала перемен», 11кл.
• исследовательские уроки (индивидуальная работа) «Государственные реформы середины XVI века», 8 кл.
Проанализирую использование на уроках такой активной формы как игра. В лучших образовательных играх делаю акцент на эмоциональное возбуждение. Продумываю и выверяю игровую драматургию, заведомо учитываю чувства учеников. Природа игрового интереса активно изучается методистами и дидактами. При этом, можно выделить конкретные факторы (исходя из личной практики), способствующие возникновению игрового интереса:
• удовольствие от контактов с партнерами по игре;
• удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей, как игрока;
• азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
• необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
• довольно быстрое выяснение последствий принятых решений. Это выяснение, как правило, возможно, только в ходе игры, так как последствия зависят, вообще говоря, еще и от непредсказуемых действий других игроков;
• удовлетворение от успеха - промежуточного или окончательного;
• если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль;
• если игра азартная, то к игровому интересу может добавиться корыстный интерес к денежному выигрышу.
В процесс обучения истории включаю игры, активизирующие мыслительные процессы. Применение различных игр обеспечивает большую плотность общения, коллегиальность, контактность, аргументированность (для некоторых игр), большую рефлективность (ученик оценивает самого себя и свою роль в решении общей задачи), мотивированность (желание победить). В игре может самореализоваться даже ученик со слабой подготовкой. Использование различных режимов (ученик - ученик, ученик - группа, группа учащихся - группа учащихся) и их чередование способствует оптимизации занятий.
Использую игры на различных этапах урока:
при подготовке к изучению нового материала - «игры-разминки» для мобилизации внимания: «Руки- ноги», «Волна», «Пишущая машинка», «Спасибо, садись», «Молчать-говорить», «Колобок», «Приветствие», «Давай познакомимся!»;
при устном изложении учебного материала - «Из уст в уста», «Найди ошибки», «Живая картина», «Реставрация», «Зашифруй текст», «Древо познания», «Новый учитель»;
при закреплении - «Исторический снежный ком», «Рассказ наоборот», «Интервью с историческими героями», «Ассоциации», «Крестословица», «Историческая азбука», «Пирамида», «От первой до последней буквы», «Исторические акулы пера» и др.;
при повторении и обобщении исторического материала - «Отгадай термин», «Переводчик», «Интеллектуальный турнир», «Рекламный плакат», «Интервью с историческими героями», «Одень куклу», «Восстанови карту», «Кроссворд», «Что хотите говорите», «Старт-финиш»;
при проверке и систематизации знаний - «Чудо-фраза», «Летает - не летает» (вариант известной детской игры), «Черная метка», «Контакт», «Спрятанное слово», «Умный листок», «Помню - знаю», Парные карточки», «Волшебники», «Кто больше», «Намеки», «Прерванный рассказ», «Части текста», «Дружный пересказ», «Я - как Юлий Цезарь».
Интересен опыт участия моих учеников в телекоммуникационной игре.
В игровых ситуациях обучаемый находится в таких условиях, когда он не может не быть активным. Имеет место принудительная активизация мышления и поведения обучаемого, т.е. это вынужденная активность. Благодаря активной форме участия в играх достигается высокий уровень запоминания дат, событий, имен, имевших место в игре. Это соответствует данным психологии, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50 % из того, что он видит, и 90 % из того, что он делает. В игровых группах создается коллектив «личностного типа, в котором каждый уникален и незаменим, и потому все нуждаются друг в друге» в отличие от коллектива социального типа, сплоченность которого определяется похожестью его членов друг на друга. Игровой коллектив, по мнению Г.Н. Симкина, отвечает концепции «ценности единичного».
Большое внимание в своей педагогической деятельности уделяю межпредметным связям. Налажен творческий контакт с преподавателями географии, литературы, изобразительного искусства и музыки. Требования современного общества в формировании исторического мировоззрения школьников предполагает междисциплинарный подход. Мировоззрение формируется на основе органичного включения в учебный процесс различного предметного содержания на единой методологической основе. Наиболее ярко это прослеживается в подготовке интегрированных уроков («Тоталитарное общество: мифы и реальность», 11 кл., «Культура первой половины XIX века», 9 кл., интегративно-понятийный урок «Образование древнерусского государства», 8 кл.) и внеклассных мероприятиях (вечер, посвященный Великой отечественной войне «Памяти павших поем мы песню...»). На интегрированных уроках и внеклассных мероприятиях использую различные способы воздействия на учеников: видео- и музыкальные ряды, телевидение, прессу, театр, декламацию, чтение и показ документов эпохи.
Урок-диалог («Два мира - две культуры», 11 кл.);
урок-дискуссия («Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси», 8кл.);
урок-диспут («Я - россиянин», 11 кл.), («Особенности экономического развития России начала XX в.», 10 кл.);
урок постановки проблем и их решения («Декабристы на Сенатской площади - акт гражданского неповиновения? Восстание? Революция?», 9 кл.);
урок «изменения истории» (собственное решение исторических событий); урок-сочинение летописи, хроники, деловая игра («От «горячей» войны к «холодной». Европа, расколотая надвое», 11 кл.);
урок «наоборот» (ученик в роли учителя) предполагает активное привлечение старшеклассников;
урок защиты творческих работ, проектов;
урок творческого обобщения;
урок-поиск («Сибиряки - герои Великой отечественной войны», 11 кл.);
урок-исследование («История моей семьи в истории моей Родины», 10-11кл.);
урок конструирования понятий (работа с «историческими кубиками» Ю.Л. Троицкого, 5 кл.);
урок-консультация (эффективен накануне контрольных уроков);
урок рецензирования, взаимоконтроля, самооценки;
урок-выставка («Восточные славяне в древности», 8 кл.);
урок-конференция;
урок-семинар (тематический «Отечественная война 1812 года», 9 кл., семинар, сочетающий обобщение с изучением нового материала «Петр 1 и его время», 8 кл., семинар, посвященный обобщению и систематизации исторических знаний «Россия и мир на рубеже Х1Х-ХХ вв.», 10 кл.);
урок-зачет («Защита года», 11 кл.);
урок-театрализованная игра - («Колесо истории», 6-11 кл.);
урок-путешествие («Путешествие в древнюю Грецию», 6 кл);
урок-экскурсия (посещение музеев, выставок, памятных исторических мест);
урок-спектакль («Герои древней Эллады»- 6кл.),
урок-вернисаж, урок - литературный салон, урок-концерт («Музыка 70 - 80-х г.г., 11 кл.),
урок по технике «аквариума» («Мода и быт 60-х годов: два разных мира», 11 кл.), «Альтернативы послевоенного развития СССР», 11 кл.) - и многие другие.
Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе непрерывного исторического образования, так как адаптировать эти формы к различным возрастным категориям не представляет особых трудностей.
Что движет учеником в процессе исторического познания?
Думаю, что в 5,6,7 классах это может быть интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание всегда и во всем быть успешным, стать лучше, стать отличником! Формы проявления интереса, активности разнообразны: яркие ответы, системность в подготовке домашнего задания, активное изучение дополнительной литературы.
В 8-9 классах ситуация усложняется, подобная активность постепенно угасает, что имеет внешнее и внутреннее проявления: отсутствует «лес» рук, учитель не страдает от огромного количества вопросов. Детская непосредственность трансформируется в подростковый нигилизм. Любой ценой подросток желает получить высокую отметку (подсказки, обман учителя), которая является средством самоутверждения в коллективе. Мотив достижения успеха в учебе практически не развивается, познавательный интерес только у высокомотивированных.
В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего образования. Отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация. В связи с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся осуществляется подбор заданий к урокам. Этому уделяю особое внимание.
В процессе реализации активных форм на уроках истории акцентирование внимания делается на следующих ключевых моментах:
• эффективном взаимодействии учителя и ученика;
• создании учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;
• понимании учителем существования различных стилей познания учеников и выборе различных форм и методов взаимодействия с ними.
•создании благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию сухих исторических фактов.
Также положительно апробированным является использование активных форм в историческом образовании, в основе которых лежат идеи:
• максимального использования личностного опыта ученика;
• опоры на групповой опыт;
• использование социального моделирования, т.е. проигрывания ситуаций, которые могут реально возникать в обществе, группе, реальной жизни;
• реализация конструктивного доброжелательного сотрудничества обучаемого и обучающего;
• занятия обучаемым исследовательской позиции (не узнавать о чужих открытиях, а открывать самому), используя исторические источники знаний.
Активные методы обучения построены на сознательном создании напряженной ситуации, вынуждающей учащихся принимать решения для достижения заданной цели в различных условиях. Выработка решений сопровождается эмоциями, что в свою очередь обеспечивает мобилизацию интеллектуальных резервов, стимулирует познавательную деятельность, позволяет длительно удерживать внимание.
По мнению М.В. Коротковой современная методика изучения истории в школе предполагает освоение педагогами новых методических моделей, эффективных форм учебных занятий, включающих разные виды активности учащихся. М.В. Короткова классифицирует виды учебной деятельности следующим образом: моделирование (игровая деятельность), коммуникативный диалог (дискуссионная деятельность), изучение источников (исследовательская деятельность). В соответствии с приведенной классификацией автор выделил в своей практике следующие модели учебных занятий.
На основе игровой деятельности:
• Игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей) «Путешествие на Олимпийские игры», 6кл.; «Ярмарка в Шампани», 7кл.
• Игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности) «Октябрь – 1917. Переворот? Восстание? Революция?», 10 кл.
• Игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений) КВН (по различной тематике) и др.
На основе дискуссионной деятельности:
• семинары (индивидуальная работа) «Мир на грани ядерной войны», 11 кл. «Откуда есть пошла Русская земля...», 8кл.;
• структурированные дискуссии (групповая работа) «Два разных мира: мода и быт 60-х гг.»
• проблемно-проектные дискуссии (коллективная деятельность класса) «Подготовка отмены крепостного права», 9 кл., «Альтернативы послевоенного развития СССР».
Дискуссии классифицирую по формам проведения: «дебаты», «вертушка», «круглый стол», «симпозиум», «диспут», митинг» , «суд»и др.
На основе исследовательской деятельности:
• практические занятия (коллективная деятельность класса); «Идеология против культуры», 11 кл.;
• проблемно-лабораторные занятия (групповая работа) «Страна ждала перемен», 11кл.
• исследовательские уроки (индивидуальная работа) «Государственные реформы середины XVI века», 8 кл.
Проанализирую использование на уроках такой активной формы как игра. В лучших образовательных играх делаю акцент на эмоциональное возбуждение. Продумываю и выверяю игровую драматургию, заведомо учитываю чувства учеников. Природа игрового интереса активно изучается методистами и дидактами. При этом, можно выделить конкретные факторы (исходя из личной практики), способствующие возникновению игрового интереса:
• удовольствие от контактов с партнерами по игре;
• удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей, как игрока;
• азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
• необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
• довольно быстрое выяснение последствий принятых решений. Это выяснение, как правило, возможно, только в ходе игры, так как последствия зависят, вообще говоря, еще и от непредсказуемых действий других игроков;
• удовлетворение от успеха - промежуточного или окончательного;
• если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль;
• если игра азартная, то к игровому интересу может добавиться корыстный интерес к денежному выигрышу.
В процесс обучения истории включаю игры, активизирующие мыслительные процессы. Применение различных игр обеспечивает большую плотность общения, коллегиальность, контактность, аргументированность (для некоторых игр), большую рефлективность (ученик оценивает самого себя и свою роль в решении общей задачи), мотивированность (желание победить). В игре может самореализоваться даже ученик со слабой подготовкой. Использование различных режимов (ученик - ученик, ученик - группа, группа учащихся - группа учащихся) и их чередование способствует оптимизации занятий.
Использую игры на различных этапах урока:
при подготовке к изучению нового материала - «игры-разминки» для мобилизации внимания: «Руки- ноги», «Волна», «Пишущая машинка», «Спасибо, садись», «Молчать-говорить», «Колобок», «Приветствие», «Давай познакомимся!»;
при устном изложении учебного материала - «Из уст в уста», «Найди ошибки», «Живая картина», «Реставрация», «Зашифруй текст», «Древо познания», «Новый учитель»;
при закреплении - «Исторический снежный ком», «Рассказ наоборот», «Интервью с историческими героями», «Ассоциации», «Крестословица», «Историческая азбука», «Пирамида», «От первой до последней буквы», «Исторические акулы пера» и др.;
при повторении и обобщении исторического материала - «Отгадай термин», «Переводчик», «Интеллектуальный турнир», «Рекламный плакат», «Интервью с историческими героями», «Одень куклу», «Восстанови карту», «Кроссворд», «Что хотите говорите», «Старт-финиш»;
при проверке и систематизации знаний - «Чудо-фраза», «Летает - не летает» (вариант известной детской игры), «Черная метка», «Контакт», «Спрятанное слово», «Умный листок», «Помню - знаю», Парные карточки», «Волшебники», «Кто больше», «Намеки», «Прерванный рассказ», «Части текста», «Дружный пересказ», «Я - как Юлий Цезарь».
Интересен опыт участия моих учеников в телекоммуникационной игре.
В игровых ситуациях обучаемый находится в таких условиях, когда он не может не быть активным. Имеет место принудительная активизация мышления и поведения обучаемого, т.е. это вынужденная активность. Благодаря активной форме участия в играх достигается высокий уровень запоминания дат, событий, имен, имевших место в игре. Это соответствует данным психологии, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50 % из того, что он видит, и 90 % из того, что он делает. В игровых группах создается коллектив «личностного типа, в котором каждый уникален и незаменим, и потому все нуждаются друг в друге» в отличие от коллектива социального типа, сплоченность которого определяется похожестью его членов друг на друга. Игровой коллектив, по мнению Г.Н. Симкина, отвечает концепции «ценности единичного».
Большое внимание в своей педагогической деятельности уделяю межпредметным связям. Налажен творческий контакт с преподавателями географии, литературы, изобразительного искусства и музыки. Требования современного общества в формировании исторического мировоззрения школьников предполагает междисциплинарный подход. Мировоззрение формируется на основе органичного включения в учебный процесс различного предметного содержания на единой методологической основе. Наиболее ярко это прослеживается в подготовке интегрированных уроков («Тоталитарное общество: мифы и реальность», 11 кл., «Культура первой половины XIX века», 9 кл., интегративно-понятийный урок «Образование древнерусского государства», 8 кл.) и внеклассных мероприятиях (вечер, посвященный Великой отечественной войне «Памяти павших поем мы песню...»). На интегрированных уроках и внеклассных мероприятиях использую различные способы воздействия на учеников: видео- и музыкальные ряды, телевидение, прессу, театр, декламацию, чтение и показ документов эпохи.
В процессе реализации активных форм могут возникнуть следующие проблемы:
• недостаток ответной реакции от группы или ее отдельных участников;
• постоянные вопросы и уточнения;
• поиск единственно правильного решения;
• затянувшиеся споры;
• межличностный конфликт между участниками;
• конфликт интересов в изучаемой сфере, обсуждаемой проблеме;
• долгие монологи отдельных участников;
• сложные для интересного представления темы;
• слишком много упражнений и недостаточно размышлений;
• отсутствие постоянного интереса;
• недостаточное методическое и дидактическое обеспечение;
• проблемы (недостаток, избыток) со временем;
• несоответствующее помещение для занятий.
В ходе своей педагогической деятельности многие из перечисленных проблем научилась конструктивно решать.
Анализ специальной литературы и осмысление наработанного опыта по использованию активных форм позволяют выделить в качестве основополагающих следующие функции преподавателя:
• инструктирующая - необходимо помнить, что длинная и нечеткая инструкция по выполнению конкретного задания вызывает затруднения по его осмыслению и как следствие гасит интерес к выполнению задания;
• оценочная - с целью поддержания партнерских отношений в процессе работы желательно выполнение этой функции делегировать компетентному ученику или группе участников процесса обучения. Можно с целью повышения степени ответственности за результат работы и повышения эмоционального настроя поручить выполнение этой функции и слабым (согласно результатам первичной диагностики уровня знаний) ученикам;
• тренерская - эта функция позволяет делать в процессе выполнения работы конструктивный корректирующий комментарий, а также позволяет исправить неточности, возникающие при инструктировании обучаемых. При этом нужно помнить об обязательном отсутствии начальственных интонаций и присутствии доброжелательного тона;
• руководящая - основной позицией в реализации этой функции должна быть организация после выполнения упражнения - обсуждения процесса выполнения задания. Этот процесс осмысления позволит зафиксировать как позитивные результаты, так и позволит корректно отследить ошибки и неточности. Обсуждение должно быть коллективным и равноправным.
Развитие этих функций считаю для себя перспективными и основополагающими в дальнейшем профессиональном развитии.
Для определения эффективности системы использую различные методики:
• тестирование;
• анкетирование;
• система диагностических контрольных срезов;
• рейтинг;
• самооценка.
Текущий контроль осуществляю следующим образом:
• обучающий зачет (совместный анализ ответов; учитель-ученик);
• викторина;
• письменные и устные зачеты;
• опрос при помощи системы карточек;
• проверка текстов ошибками;
• творческие работы (исследования, поиск, проект);
• конкурсы;
• сочинения- рассуждения по проблемным вопросам;
• устные ответы (с привлечением других учащихся);
• олимпиады;
• КВН.
Контролирующий материал составлен по общепринятым педагогическим нормам, рекомендованным министерством, но адаптированным к особенностям школы, и контингенту учащихся.
О результативности системы работы, (а, следовательно, преимуществах использования активных форм) можно судить по развитию у обучаемых:
•надпредметных умений, таких как работа в коллективе, предвидение последствий, оценка изменений;
•мотивации к обучению в целом, к историческому познанию, к взаимодействию с другими людьми;
•личных качеств, таких как самооценка, уверенность в себе, эмпатия (сопереживание), ответственность;
•опыта исследования исторических источников;
•осознания своей роли, как человека в истории (например «я и другие», границ собственной жизни, единственности своего места в обществе).
Результатами реализации системы использования активных форм обучения также можно считать следующее:
• систематизацию программно- методического материала по истории по критерию возможности использования активных форм;
• целостную взаимосвязанную систему форм, приемов, упражнений;
• разработанный диагностический инструментарий по показателю использования форм, приемов, упражнений.
Опыт моей работы неоднократно получал высокую профессиональную оценку на различных статусных уровнях.
• недостаток ответной реакции от группы или ее отдельных участников;
• постоянные вопросы и уточнения;
• поиск единственно правильного решения;
• затянувшиеся споры;
• межличностный конфликт между участниками;
• конфликт интересов в изучаемой сфере, обсуждаемой проблеме;
• долгие монологи отдельных участников;
• сложные для интересного представления темы;
• слишком много упражнений и недостаточно размышлений;
• отсутствие постоянного интереса;
• недостаточное методическое и дидактическое обеспечение;
• проблемы (недостаток, избыток) со временем;
• несоответствующее помещение для занятий.
В ходе своей педагогической деятельности многие из перечисленных проблем научилась конструктивно решать.
Анализ специальной литературы и осмысление наработанного опыта по использованию активных форм позволяют выделить в качестве основополагающих следующие функции преподавателя:
• инструктирующая - необходимо помнить, что длинная и нечеткая инструкция по выполнению конкретного задания вызывает затруднения по его осмыслению и как следствие гасит интерес к выполнению задания;
• оценочная - с целью поддержания партнерских отношений в процессе работы желательно выполнение этой функции делегировать компетентному ученику или группе участников процесса обучения. Можно с целью повышения степени ответственности за результат работы и повышения эмоционального настроя поручить выполнение этой функции и слабым (согласно результатам первичной диагностики уровня знаний) ученикам;
• тренерская - эта функция позволяет делать в процессе выполнения работы конструктивный корректирующий комментарий, а также позволяет исправить неточности, возникающие при инструктировании обучаемых. При этом нужно помнить об обязательном отсутствии начальственных интонаций и присутствии доброжелательного тона;
• руководящая - основной позицией в реализации этой функции должна быть организация после выполнения упражнения - обсуждения процесса выполнения задания. Этот процесс осмысления позволит зафиксировать как позитивные результаты, так и позволит корректно отследить ошибки и неточности. Обсуждение должно быть коллективным и равноправным.
Развитие этих функций считаю для себя перспективными и основополагающими в дальнейшем профессиональном развитии.
Для определения эффективности системы использую различные методики:
• тестирование;
• анкетирование;
• система диагностических контрольных срезов;
• рейтинг;
• самооценка.
Текущий контроль осуществляю следующим образом:
• обучающий зачет (совместный анализ ответов; учитель-ученик);
• викторина;
• письменные и устные зачеты;
• опрос при помощи системы карточек;
• проверка текстов ошибками;
• творческие работы (исследования, поиск, проект);
• конкурсы;
• сочинения- рассуждения по проблемным вопросам;
• устные ответы (с привлечением других учащихся);
• олимпиады;
• КВН.
Контролирующий материал составлен по общепринятым педагогическим нормам, рекомендованным министерством, но адаптированным к особенностям школы, и контингенту учащихся.
О результативности системы работы, (а, следовательно, преимуществах использования активных форм) можно судить по развитию у обучаемых:
•надпредметных умений, таких как работа в коллективе, предвидение последствий, оценка изменений;
•мотивации к обучению в целом, к историческому познанию, к взаимодействию с другими людьми;
•личных качеств, таких как самооценка, уверенность в себе, эмпатия (сопереживание), ответственность;
•опыта исследования исторических источников;
•осознания своей роли, как человека в истории (например «я и другие», границ собственной жизни, единственности своего места в обществе).
Результатами реализации системы использования активных форм обучения также можно считать следующее:
• систематизацию программно- методического материала по истории по критерию возможности использования активных форм;
• целостную взаимосвязанную систему форм, приемов, упражнений;
• разработанный диагностический инструментарий по показателю использования форм, приемов, упражнений.
Опыт моей работы неоднократно получал высокую профессиональную оценку на различных статусных уровнях.
Добролюбова Л.Л., учитель истории высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 13, г. Новосибирск