РУССКИЙ ЮВЕЛИР КАРЛ ФАБЕРЖЕ

 

По работе узнается мастер.

Ж. де Лафонтен


Во главе семейного предприятия Петр-Карл Фаберже (в России его называли Карлом Густавовичем) является, пожалуй, самым знаменитым ювелиром своего времени, получившим широкое признание не только в России, но и во всем мире. Он родился 30 мая 1846 г. в Санкт-Петербурге. Среди предков Фаберже были французские гугеноты, некогда бежавшие из Франции в Швейцарию, а затем в Германию. В начале XIX в. семья осела в России.

Отец Карла Густав Петрович Фаберже был родом из эстляндского города Пярну. В 1842 г. он открыл в Санкт-Петербурге ювелирную мастерскую. Младший Фаберже, прошедший курс обучения в Европе, встал во главе семейного предприятия в 1870 г. Именно при нем фамилия Фаберже, подобно фамилиям Ч.-Л.Тиффани, Л.-Ф.Картье, Д.Сваровски или Р.Лалика, стала именем нарицательным, превратившись в название широко известной марки.

В 1882 г. в Москве проходила Всероссийская промышленно-художественная выставка. Карл Фаберже получил заказ изготовить для нее копии хранившихся в Эрмитаже золотых предметов конца V в. до н.э. Посетивший выставку Александр III не смог отличить копии от оригиналов. Вскоре Фаберже начал работать по заказам августейших особ, а в 1885 г. стал придворным ювелиром. В 1890 г. ему было пожаловано звание потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга.

Карл Фаберже счастливо соединял в себе талант художника с деловой хваткой. Спустя 20 лет после того, как он возглавил дело, под его началом трудилось до 700 ювелиров. Отделения фирмы действовали не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве, Одессе, Киеве и даже в Лондоне. Среди его заказчиков были члены многих королевских фамилий Европы.

Политику фирмы определял сам Карл Густавович. Он лично разрабатывал дизайн всех сколько-нибудь значимых вещей и строго следил за соблюдением мастерами канонов того неповторимого стиля, который в сознании современников ассоциировался с фирмой Фаберже. Все изделия, которые не соответствовали высоким стандартам, без сожаления уничтожались. Слова «репутация фирмы» не были для ее главы пустым звуком. Поэтому даже самые, казалось бы, пустяковые, проходные работы с клеймом «Фаберже» до сих пользуются высоким спросом.

Создание баснословно дорогих украшений для Фаберже никогда не было самоцелью. «Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что посажено много бриллиантов и жемчугов», — говорил мастер. По его убеждению, ювелирные изделия прежде всего должны иметь художественную ценность, являться произведениями искусства.
Фирменным знаком Фаберже стали необычное сочетание привычных материалов и раскрытие новых возможностей хорошо известных ювелирных техник. В изделиях фирмы Фаберже наряду с драгоценными камнями использовались и до того считавшиеся непригодными для этой цели поделочные (лазурит, малахит и др.). Мастера фирмы создавали сложную цветовую гамму, умело комбинируя золото разного цвета. Помимо красного, желтого, белого и зеленого золота (известная с эпохи Возрождения техника «кватра колор»), они использовали и другие оттенки этого металла. Однако главной отличительной особенностью изделий фирмы Фаберже стала особая техника эмали — гильошировка.

При помощи специального инструмента на поверхность металла наносился узор в виде комбинаций линий («солнечные лучи», «волны», муаровый), который затем покрывался разноцветной эмалью. С секретами этого возникшего еще в Средние века искусства Фаберже познакомился в Париже и довел его до совершенства. Лучшие мастера прошлого и настоящего используют в своих эмалях до 60 разных оттенков, а в изделиях фирмы Фаберже их около 500!

Хотя Фаберже был придворным ювелиром и большую часть его клиентов составляли аристократы и просто богатые люди, фирма выпускала и относительно недорогие изделия из полудрагоценных и поделочных камней, но также выполненные на высочайшем художественном уровне, — часы, бинокли, веера, подносы, шкатулки, столовое серебро, чайные и кофейные сервизы, золотые и серебряные оправы для хрустальных ваз, миниатюрные фигурки из поделочных камней и т.п. Большим спросом пользовались сконструированные самим Карлом Фаберже золотые портсигары с ребристой крышкой и драгоценным камнем-кнопкой, открыть которые можно было большим пальцем — просто и удобно. Однако потомки прежде всего знают знаменитые пасхальные яйца Фаберже.

Пасхальные яйца Фаберже

Православный обычай красить яйца и христосоваться ими в праздник Светлого Воскресения практически неизвестен в Европе, но в России он прочно вошел в быт каждой семьи — от крестьянской до императорской. Это навело придворного ювелира на поистине гениальную мысль. В 1883 г. он высказал желание преподнести императрице на Пасху драгоценное яйцо с сюрпризом. Александр III отнесся к этой идее благосклонно. Так было положено начало серии императорских пасхальных яиц.

Яйцо, изготовленное в 1883 г., сверху покрыто белой эмалью. Открыв его, можно увидеть желток и миниатюрную курицу, сделанные из золота разного цвета. Внутри курицы находится миниатюрная императорская корона, в которую вложено яйцо из рубина. Августейшая фамилия пришла в восторг, и Фаберже получил заказ на ежегодное изготовление пасхальных яиц для двора.

Все пасхальные яйца Фаберже состоят из двух половинок, которые раскрываются нажатием кнопки. Скорлупа у них или покрыта эмалью, или прозрачная (из горного хрусталя), а внутри скрыты сюрпризы — миниатюрные портреты, скульптуры и т.п. Хотя общая конструкция изделий практически не меняется, ни одно из изготовленных фирмой Фаберже пасхальных яиц (а всего их известно около 70) не повторяет полностью другие, у каждого из них есть своя изюминка.

В изделиях Фаберже, созданных за четыре десятилетия, в течение которых он являлся придворным ювелиром, нашли свое отражение многие события из жизни царской семьи и страны в целом. Так, шедевром мастера стало «Коронационное яйцо», изготовленное в 1987 г. по случаю вступления на престол Николая II.

Покрытое прозрачной желтой эмалью яйцо вставлено в оправу из лавровых листьев, материалом для которых послужило зеленое золото. Поверх листьев наложена решетка из золота желтого цвета. Отдельные ее элементы скреплены фигурами двуглавых орлов, покрытыми черной эмалью и украшенными крупным бриллиантом. Венчает яйцо монограмма императрицы с бриллиантами и рубинами.

Внутри яйца находится секрет — миниатюрная копия кареты, в которой Николай и Александра Федоровна ехали на коронацию. Дверцы кареты закрываются на защелку, а внутри имеется сиденье, скрытое от посторонних глаз за шторкой из голубой эмали, выгравированной на стекле из горного хрусталя.

Есть среди императорских пасхальных яиц и яйцо, посвященное строительству Транссибирской магистрали, с моделью поезда, состоящего из паровоза и пяти вагонов. В годы Первой мировой войны Фаберже выбрал в качестве материала для изготовления яйца пушечную сталь, а само яйцо поместил на подставку в виде четырех оружейных снарядов. Сюрпризом стал миниатюрный мольберт с картиной, на которой изображен Николай II, прибывший вместе с цесаревичем Алексеем на позиции русских войск.

Спецификой русского бизнеса всегда была сильная зависимость от государства. Карл Фаберже активно работал с государственными структурами, в частности с Кабинетом его Величества (для которого исполнил более 6 000 вещей), армией и флотом, различными министерствами. Еще одна особенность – отсутствие ритмичности. Рынок развивался рывками, от заказа к заказу, от одного события в царской семье – к другому. Огромные заказы были в 1896 году – на коронацию. Всплеск зарубежных заказов последовал после успеха на Парижской выставке 1900 года («некому работать, кто будет выполнять заказы»). Заказы 1904 года, в связи с рождением наследника, «неисполнимые» по объему заказы к 300-летию Дома Романовых, чем поспешили воспользоваться профсоюзы ювелиров и потребовать повышения оплаты. Требовалось выполнять срочнейшие заказы в сжатые сроки. Работа днем и ночью, а затем непонятное бездействие месяцами.

В России было только два пика работы и продаж в течение года: на Рождество и Пасху. Отсюда отсутствие регулярности и системы, что отмечал Франц Бирбаум. Отсутствие системы чувствовалось во всем. С одной стороны – вера в честное купеческое слово, с другой – отсутствие бумажной документации. «Карл Фаберже не любил бумаг, не оставил записей», – констатирует его сотрудник и биограф Г. Ч. Бэйнбридж. Он, будучи руководителем Лондонского филиала Фаберже, пишет, что только через несколько лет работы в фирме узнал, что Фаберже исполняет для царя ежегодно сложные, дорогостоящие пасхальные яйца.

Как любой бизнес, дело Фаберже подчинялось мировым экономическим законам, которые действуют столь же неотвратимо, как наступление дня и ночи. Но как бизнес особого рода, связанный с производством предметов искусства, ювелирное дело подчинялось и законам искусства, которые нередко вступали в противоречие с законами производства.

Наконец, как бизнес, связанный с оборотом драгоценных металлов и камней, дело Фаберже в периоды войн и революций переживало чрезвычайные испытания, подчиняясь законам обращения золота. Достаточно сказать, что с началом Первой мировой войны был запрещен размен бумажных денег на золото, а получение бриллиантов из Антверпена и Лондона стало своего рода подвигом. Платина к 1916 году подорожала по сравнению с уровнем 1913 года в четыре раза. В 1910 году Карл Фаберже стал мануфактур-советником и получил звание Придворного ювелира. В 1916 году он преобразовал свое личное предприятие в Товарищество с уставным капиталом в 3 млн руб.

После Октябрьской революции 1917 г. все мастерские Фаберже вместе с оборудованием и изделиями были экспроприированы. Самому ювелиру и его семье удалось уехать из страны. В 1920 г. Фаберже умер в Лозанне.

Карл Фаберже смог создать свой неповторимый стиль, оказавший сильное влияние на прикладное искусство XX в. Он обогатил ювелирное дело рядом художественных и технических новаций. Изделия Фаберже, рассеявшиеся по всему миру, сегодня являются гордостью самых престижных аукционов. Обладать ими — заветная мечта многих коллекционеров.

Яйцо «Курочка». Первое яйцо Фаберже для Марии Федоровны – жены Александра III было размером 6,5 на 3,5 см. Яйцо было покрыто белой эмалью, посередине проходила золотая полоса – линия, по которой яйцо открывалось. Внутри изделия было еще одно яйцо из золота – своеобразный желток, а в нем находилась золотая курочка. Внутри курочки была рубиновая корона с подвеской из рубина.

Яйцо «Ландыши». 1898 г. Секрет этого яйца — выдвигающиеся медальоны с портретами императора Николая II и двух его старших дочерей — Ольги и Татьяны. Яйцо выполнено в стиле модерн. Само яйцо, выполненное из полупрозрачной розовой эмали с гильошированой поверхностью, находится на золотой подставке с четырьмя ножками. На яйцо крепятся ландыши, выполненные из зелёной эмали, золота и жемчуга. Верхний медальон венчает корона, украшенная россыпью бриллиантов и рубином в форме кабошона.

Яйцо-часы герцогини Мальборо. Ок. 1902 г. Яйцо, изготовленное по заказу герцогини Мальборо, представляет собой часы оригинальной конструкции и украшено монограммой заказчицы.

 

 

 

Яйцо «Курочка Кельха». 1898 г. Фирма Фаберже изготавливала пасхальные яйца не только для царской фамилии, но и по заказам состоятельных людей. Так, это яйцо заказал золотопромышленник А.Ф.Кельх в качестве подарка для своей жены. По внешнему виду оно напоминает первое императорское яйцо.

Яйцо «Память Азова». 1891 г. Внутри яйца — модель крейсера «Память Азова», на котором в 1890-1891 гг. совершил путешествие на Дальний Восток цесаревич Николай (будущий Николай II). Модель установлена на пластине из аквамарина, имитирующей море. Яйцо «Память Азова» из зеленого гелиотропа с бриллиантами таило в себе модель фрегата, выполненную из золота.

Яйцо «Сосновая шишка». 1900 г. Это яйцо сделано по заказу А.Ф.Кельха. Сюрприз — заводной серебряный слон с погонщиком. Слон издает трубные звуки и качает хоботом.

 

«Наполеоновское яйцо». 1912 г. Яйцо сделано к 100-летней годовщине Отечественной войны 1812 г. На ширме-сюрпризе изображены представители шести полков, почетным полковником которых была императрица Александра Федоровна.

Яйцо «Орден Св. Георгия». 1916 г. Последнее яйцо, полученное в подарок вдовствующей императрицей Марией Федоровной (ей удалось увезти его с собой после революции 1917 г.). На яйце изображены орден Св. Георгия и профиль Николая II, а сюрпризом являются миниатюрные портреты императора и цесаревича Алексея.

 

 

Яйцо «Гатчинский дворец». 1901 г. Яйцо подарено Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне на Пасху. Золотая гильошированная поверхность яйца покрыта эмалью молочного цвета и делится двенадцатью полосками жемчуга, которые декорированы изящным узором из гирлянд, бантов, корзин с цветами и других украшений. Два больших плоских бриллианта установлены на обоих концах яйца. Вероятно, под ними были нанесены год и монограмма императрицы Марии Федоровны, которые позднее были удалены. Внутренняя отделка - белый бархат.   После поворота крышки ювелирного пасхального яйца, перед нами предстаёт миниатюрная модель Гатчинского дворца (резиденции Марии Фёдоровны за пределами Санкт-Петербурга). Копия изготовлена вплоть до мельчайших подробностей: можно разглядеть пушки, статую Павла Первого и другие элементы пейзажа, вплоть до деревьев и кустов. Один из немногих сюрпризов, который не извлекается из яйца.


Яйцо «Московский Кремль». 1906 г.   Яйцо в виде Успенского собора Кремля создано в память пребывания Николая II и Александры Федоровны в Москве во время празднования Пасхи 1903 г. Через одно из окошек можно разглядеть интерьер храма (он нарисован на стеклянной пластине, находящейся внутри яйца). Кроме того, в яйце скрыт музыкальный механизм, играющий две мелодии праздничных пасхальных гимнов. Он заводится при помощи золотого ключа.

Яйцо «Весенние цветы». Изготовлено около 1899 года. Ювелирное яйцо «Весенние цветы» выполнены в стиле неорококо. Снаружи оно покрыто прозрачной землянично-красной эмалью по гильошированному фону с золотыми накладными завитками в стиле второго рококо. Его створки открываются по вертикальному шву, отороченному поясом алмазов. Сверху яйцо закрывается алмазной защёлкой. Оно располагается на круглом двухступенчатом постаменте, изготовленном из бавенита, сверху заключённого золотом поясом, инкрустированным алмазами, а у основания оформленного золотым орнаментом в стиле рокайль. Внутри яйца помещён сюрприз в виде миниатюрной вынимающейся корзинки с подснежниками, лепестки которых изготовлены из халцедона, а пестики из демантоидов.

 

 

«Яйцо с вращающимися миниатюрами», преподнесенное императрице Александре ее мужем, было выполнено из горного хрусталя, а внутри вращались 12 миниатюр с пейзажами и памятными для императора местами.

Императорское яйцо «Зимнее» сделано из бриллиантов, опалов и хрусталя с корзиной анемонов внутри.

Необычное яйцо «Коронационное» с императорской каретой внутри поражает точностью изготовления – колеса кареты крутятся, открываются дверцы.
Сквозь зеленовато-жёлтую эмаль лучистыми ромбами просвечивает золотая гильошированая поверхность яйца, охваченного накладной трельяжной решёткой из лавровых листьев зелёного золота, воспроизводящая ткань платья императрицы на процессе коронации. На вершине она замыкается венком алмазов. На перекрещениях решётки размещаются двуглавые орлы из чёрной эмали с алмазами на щитах и голубой эмалью на лентах. Сверху на яйце, под крупным портретным бриллиантом находится монограмма императрицы Александры Фёдоровны, усыпанная бриллиантами и рубинами огранки розой на белом эмалевом фоне. Основание яйца выполнено в виде чашечки цветка с тонкой гравировкой листьев и расположенной посередине чёрной по белой эмали датой «1897», видимой сквозь крупный алмаз в круглом обрамлении мелких.
Внутри яйца в белой бархатной подложке размещается миниатюрная копия императорской кареты 1793 года Екатерины II, длиной менее 100 мм.
Карета, воспроизведённая до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами. На крыше, по углам и по бокам — императорские орлы, в центре её — усыпанная алмазами императорская корона. На дверях кареты изображены гербы Российской Империи из золота и бриллиантов, а окна выполнены из горного хрусталя и гравированы изображением поднятых занавесок. При открывании дверей опускается крохотная подножка. Внутри кареты сиденье и подушки покрыты прозрачной землянично-красной эмалью, потолок расписан виноградной лозой со светло-голубыми эмалевыми медальонами в золотых венках, в центре находится золотой крюк. Все детали кареты тщательно проработаны, сама кабина подвешена на золотых рессорах, золотые колеса одеты в платиновые шины. В число утерянных сюрпризов входят изумрудный или бриллиантовый кулон, подвешиваемый на крюк внутри кареты, прозрачная стеклянная подставка из жадеита для демонстрации кареты и подставка из серебряной позолоченной нити.


Яйцо «Букет лилий» было создано в 1899 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России. «Букет лилий» является одним из крупных яиц Фаберже, сделано в виде старинных французских часов времён Людовика XVI. Яйцевидные часы на прямоугольной подставке декорированы прозрачной жёлтой эмалью по гильошированному фону и накладным узором из цветного золота, увенчаны букетом белых лилий, выполненных из халцедона и золота. Циферблат с 12-ю римскими цифрами, украшенными алмазами, покрыт белой эмалью. Стрелка часов сделана в виде стрелы Амура, выпущенной из лука. Яйцо увенчано букетом Лилий Мадонны, которые вырезаны из оникса. Букет из лилий прорастает сквозь венок из золотых роз.

 

«История и обществознание для школьников» . – 2009 . - № 2 . – С. 45-49.