Малые города России. Боровск. Малые города России


Город Боровск расположился на севере Калужской области, где она граничит с Московской. Боровск - небольшой город. Он привольно раскинулся по берегам реки Протвы в районе двух излучин в ее среднем течении. Окружающие сосновые леса - боры - дали ему имя.

Первое упоминание о Боровске историки нашли в духовной грамоте великого князя Ивана II от 1 356 г. В XV в. город вошел в оборонное кольцо вокруг Москвы. Тогда же рядом с ним в селении Роща в 1444 г. возник Боровский Пафнутьев монастырь. Пафнутий, основатель монастыря, местный уроженец, был монахом, а затем и настоятелем Покровско-Высоцкого монастыря. Он ушел с одним из своих учеников в леса и жил там уединенно, проводя дни за молитвой. Слава о нем как божьем человеке, который может вылечить страждущих, привлекала к его обители монахов и богомольцев. В его житии (а он после кончины был причислен к лику святых) приведены случаи чудесных исцелений, показаны его скромность и любовь к ближним.

Средневековый русский город был крепостью, стоящей на высоком правом берегу Протвы. Сама природа обеспечивала ее защиту: подступы к крепости с двух сторон защищала речка Текиже, прорывшая узкую долину и глубокий овраг. В довершение здесь были сооружены земляные валы, а поверху - тын из бревен. Забота о защите города связана с его положением на границе Московского княжества.

Вид города Боровска

Героическая история Боровска запечатлена на его гербе, где серебряное поле означает невинность и чистосердечие, червленое сердце - верность, расположенный в середине крест - истинное усердие Божьему закону, а венец вокруг сердца - вечную славу. Герб этот был создан в честь князя Михаила Волконского, прозванного Орлом, и его воинов. В нем запечатлена память о событиях Великой Смуты начала XVII века.

В 1611 г. к городу подступали полки Лжедмитрия - Тушинского вора. Укрепил князь Пафнутьев монастырь и укрылся с ратоборцами за его стенами. Много вражьих приступов отбил он, но измена двух воевод, которые открыли ночью ворота польско-литовским отрядам, привела к гибели 12 тысяч воинов и самого Михаила Волконского. Очевидцы рассказывали: князь собрал своих воинов в храме Рождества Богородицы, встал с мечом в церковных дверях и рубился с ворогами не один час, пока не изнемог от ран. Только после гибели Михаила Волконского ворвались неприятели в храм и в нем довершили кровавую сечу. Как говорят предания, кровь князя прожгла камень и видна до сих пор.

В стену храма Рождества Богородицы вмонтирована известняковая плита, надпись на которой гласит: «Лета 1599 апреля 27 дня преставился раб Божий Великого государя царя и Великого князя Федора Ивановича всея Руси Дядько Окольничий Лупп, зовомый Андрей Петрович Клешнин, во иноцех Левкий Схимник». Это тот самый Клешнин, который в Угличе вел следствие по делу об убийстве царевича Дмитрия. Он подписал официальный документ, где причиной гибели малолетнего царевича признан несчастный случай. Не мучивший ли Клешнина грех заставил его сделать значительный вклад в монастырь и принять постриг? История темная, однозначного ответа на вопрос о причине ухода Клешнина от мирской жизни нет.

С главным собором монастыря - Рождества Богородицы - связано много историй. Дело в том, что это третий одноименный храм, освященный на монастырской территории. Первый был деревянный, второй, строившийся при Пафнутий, - каменным. Расписан он был замечательным русским иконописцем Дионисием «со товарищи». Но от фресок ничего не осталось: пожар в XVI веке уничтожил собор. На его месте и был возведен новый, и сегодня радующий глаз и душу. При раскопах у его стен были обнаружены небольшие уцелевшие фрагменты древней росписи, удивляющие яркостью и красотой.

Пафнутьев монастырь

В советские времена монастырь был закрыт. На его территории сначала находилась колония для малолетних правонарушителей, а затем - сельхозшкола-техникум, где готовили механизаторов. Сегодня здесь располагается мужской монастырь, посещаемый многими паломниками.

XVII век дал Боровску известность как месту заточения именитых раскольников-старообрядцев. В 1666 и 1667 годах, пока в Москве вели следствие, в каменном мешке-чулане Боровского монастыря был заточен главный противник патриарха всея Руси Никона, писатель и глава старообрядцев протопоп Аввакум.

Сюда же из Москвы сани примчали боярыню Ф.П.Морозову и ее сестру, княгиню Е.П.Урусову. Они были брошены в сырую яму под охрану стрельцов в остроге крепости. Около двух лет их содержали в заключении, пока они не скончались осенью 1675 г. На месте их погребения сегодня стоят памятный деревянный крест и старообрядческая часовня.

Город превратился в один из важнейших центров старообрядчества в России. Несмотря на жестокие гонения официальной православной церкви, более двух третей его населения в начале XX века были старообрядцами.

Из этого города и его ближайших окрестностей вышли многие богатейшие купцы. Например, из слободы Рябушки - Рябушинские. Каменные добротные особняки боровских купцов стоят до сих пор на одной из главных улиц города - Московской, ранее бывшей Московским трактом.

Отечественная война 1812 г. не обошла город стороной. Отступая от Москвы, Наполеон занял Боровск. Боровский Пафнутьев монастырь, один из двадцати богатейших монастырей России, был разграблен. Многие уникальные книги монастырской библиотеки были сожжены, многие исчезли. Наполеон и его штаб разместились в трехэтажном здании, лучшем в городе. Русские войска гнали французскую армию дальше. При отступлении французов город и монастырь были сожжены. Из 800 домов сгорело 680.

Но город возродился из пепла. К началу XX века в нем было уже более тысячи домов, из них десятая часть - каменные. Силуэт города украшали девять храмов. Боровск славился садами и огородами. В Москву предприимчивые боровчане везли ранние овощи и зелень.

На главной площади города при подъеме от реки Протвы современного путешественника удивит копия памятника отечественной космонавтике - взлетающая ракета. Однако ничего странного здесь нет: с 1880 по 1892 г. в здешнем уездном училище преподавал арифметику и геометрию Константин Эдуардович Циолковский. Мемориальная доска с барельефом К.Э.Циолковского украшает двухэтажное здание на территории бывшего острога крепости. В Боровске скромный учитель математики женился и обрел семейное счастье. Здесь он начал серьезно заниматься наукой, проводить научные эксперименты. До сих пор в памяти боровчан сохранились истории о чудаковатом учителе. К.Э.Циолковский изучал возможности приложения силы ветра. Надев коньки и прицепив к себе парус, он мчался по льду Протвы, гонимый ветром. Замерзшая река превращалась зимой в санную дорогу. К городу двигались обозы. Навстречу им несся под парусом на коньках молодой исследователь. Лошади от страха кидались с дороги в сугробы, возы опрокидывались. Ужас охватывал горожан, когда в вечернем небе появлялся воздушный змей с прикрепленной к нему горящей свечой -учитель изучал направление и скорость ветра над городом. Боровчане гремели ведрами, запасаясь водой на случай пожара от горящей свечи; она же могла упасть на деревянные крыши. Слова, слетавшие тогда с уст горожан, отнюдь не славили науку и ее преданного представителя.

Боровск и сегодня поражает красотой. Неудивительно, что сюда едут художники, чтобы запечатлеть гармонию человека и природы.
Боровск. Милый и уютный, хотя местами с осыпавшейся штукатуркой. Но вот уж чудо, так чудо. На улице Ленина, бывшей Успенской, на глухой стене дома изображена улица начала XX века. И ты как бы входишь во времена прошедшие. Те же дома каменные либо с каменным низом, деревянным верхом. Напротив, на другой стороне улицы, - вычурный деревянный модерн, с башенками и затейливой резьбой. А на стене - живопись! Хозяин с семьей.

Страницами старого альбома с фотографиями смотрятся некоторые стены домов или старыми открытками из тех же бабушкиных альбомов.

Около здания администрации - раздумчивый К.Э.Циолковский, здесь же, около строящейся часовни в память о боярыне Морозовой и ее сестрице княгине Урусовой, принявших мученическую смерть, «огненный поп» Аввакум, осеняющий двуперстием пришедших.

Оживают город и его древние корни на картинах-росписях домовых стен В.Овчинникова. Возрождается монастырская жизнь. Радует глаз и весь город, утопающий в зелени. Его посады и слободы подступают к сосновым лесам, давшим ему имя.

Олег Анатольевич Борсук,
кандидат географических наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова,
заместитель главного редактора журнала «Живописная Россия»