Малые города России. МЫШКИН — ГОРОД МУЗЕЕВ. Малые города России


Между двумя известными волжскими городами — Угличем и Рыбинском — на левом берегу уютно расположился маленький Мышкин. Ступени речных террас и рассекающие их овраги создали в этом месте естественную планировочную систему поначалу села Большое Мышкино, а затем и города Мышкина - центра уезда Ярославского наместничества. Статус города был ему придан в 1777 г. Практически сразу же появился и план регулярной застройки города. Но ортогональная система улиц не везде соответствовала природной сетке, прочерченной долинами ручьев и речек. Местами улицы получились кривоватыми, не строго параллельными, как предписывал план. Но фасад города, обращенный к главной водной магистрали — Волге, построен строго по плану.

По преданию, поселение на речном берегу было основано в конце XV в. каменщиком Мышкиным, одним из тех, кто строил Успенский собор Московского Кремля. Некоторое время село Большое Мышкино было «экономическим», т. е. принадлежало церковному ведомству. Обретя статус города в конце XVIII в., после 1917 г. он его утратил. Некоторое время Мышкин назывался поселком городского типа, а с 1991 г. вновь стал городом. История его вроде бы особенно ничем не примечательна.

Но мышкинцам было не занимать предприимчивости и патриотизма. Вот пример. Свежесрубленные стены небольшой крепости и деревянные церкви они раскатали в 1552 г. по бревнышку и, пометив каждое из бревен и связав их в плоты, сплавили по Волге к устью Свияги. Там на эрозионном останце в лесу за месяц была построена мошная крепость. Ее появление напротив Казани способствовало успеху похода Ивана Грозного против Казанского ханства. Мужицкая хитрость мышкинцев и их желание вопреки своим интересам помочь Отечеству говорят о многом.

Панорама города Мышкина

В первые века существования Мышкина окружающая природа неплохо обеспечивала его жителей — богатые зверем леса давали дичь, грибы и ягоды летом и осенью заготавливали впрок, а реки, прежде всего Волга, давали рыбу. В те времена осетрина и стерлядь всегда были на столах у мышкинцев.

Население города в 1897 г. составляло 2,2 тыс. человек, в 1979 г. - 4,8 тыс., сегодня в нем около 7000 жителей.

Город был не особенно богатым, но и не бедным. В XIX в. мужики уходили на отходные промыслы в Москву, Ярославль, Санкт-Петербург, да и навигация давала им работу - от бакенщиков до грузчиков в хлебном порту города Рыбинска. Сметливые мужики сколачивали капитал, открывали лавки на центральной улице. Здесь же стояли каменные дома богатых купцов — Чистовых, Ситских, Замятиных.

В городе не было железной дороги: она прошла в стороне. Основными дорогами, связывающими его с крупными ближайшими городами, были водный путь в теплое время года, а зимой — санный. Весной и поздней осенью сообщение с миром практически отсутствовало: половодье и распутица делали город автономным, как и многие другие в России.

Дом подрядчиков-строителей Смирновых

В регулярном плане города Мышкина все расписано и предписано. От старого села сохранилась Никольская каменная церковь. Она превратилась в городской собор и стала на какое-то время центром города. Здесь было перекрестье главных улиц. При этом продольная Никольская улица оказалась под острым углом к Волге, но на северо-восточном конце удачно прошла по верхнему краю крутого обрыва и превратилась со временем в прибрежный бульвар, столь характерный для многих волжских городов. И сегодня березки над крутояром подмываемого берега напоминают о былом — прогулках купеческих семей, желающих и себя показать, и на других посмотреть.

За квартал до Никольской площади планировалась еще одна площадь, квадратная в плане и с собором посередине. Широкие разрывы в тех местах, где город пересекали ручьи, помогли соблюсти регулярный ортогональный план застройки.

Рельеф, который существенно не изменялся, внес коррективы в генеральный план. Вдоль ручьев и у Волги возникли треугольные и трапециевидные кварталы, одна из поперечных улиц - Нагорная — прошла по краю оврага вкось, не параллельно соседним.

В наиболее возвышенной части города старый Никольский собор сменил свои архитектурные одежды, изменив облик. Классические формы - портики с расставленными парами колонн, поддерживающие пологую арку, широкий барабан слабовыпуклого купола с миндалевидными прорезями окон, арочные декоративные элементы над окнами — характерные черты провинциального классицизма. Подобные архитектурные своеобразные формы прослеживаются и в других памятниках Ярославской области начала XIX в. и, возможно, принадлежат местному губернскому архитектору — Петру Яковлевичу Панькову. Годы гонений на церковь уничтожили некоторые детали храма. В нем поселились клуб, а позже дискотека.

Другому городскому собору - Успенскому — повезло больше. Строили его 15 лет и освятили в мае 1820 г. Формы пятиглавого массивного собора классические. Как бы перекликается с куполом Никольского храма пологий купол центральной главы на широком барабане. Барабаны малых глав на круглых башенках смотрятся бедными родственниками. Да и декор их скромен. Строили церковь явно по московскому образцовому проекту, но должного надзора за местными мастерами, видимо, не было. Несоразмерность сухо вырезанных капителей колоннам и пилястрам свидетельствует о «самостоятельности» мастеров.

Успенский собор

Роспись первой трети XIX в. создавала внутри собора иллюзию богатого архитектурными изысками внутреннего пространства. На гладких стенах возникли блестящие выписанные колонны, протянулись несуществующие карнизы, в обширном барабане купола разместились пилястры и арки, увенчанные балюстрадой. Пышность, достойная столичных храмов. В промежутках между архитектурными элементами, столь тщательно выписанными, библейские и евангельские сцены, сделанные в добротной академической манере.

Собору, как уже было сказано, повезло. Он не был разрушен, его использовали под продуктовый склад, заложив окна кирпичом. В здании было сыро, и часть росписи испортилась. Сегодня идет реставрация, хоть и не так быстро, как хотелось. Но леса, с которых работают мастера, свежие, не сгнили, как это часто бывало. Выделенных средств и хватило-то только на постановку лесов, после чего финансирование прекратилось до «лучших времен светлого будущего». Так и жили.

Собор, воздвигнутый на покатой зеленой площади города, с двух сторон окружают богатые городские усадьбы, построенные купеческой семьей Чистовых. Одна из них, обращенная ликом к собору, не менее живописна и видом своим с Волги, так как поставлена удачно над крутым откосом к реке. Перед революцией она была пожертвована городу под больницу. Здесь хорошо сохранилась не только наружная, но и внутренняя отделка. Дом, поставленный в конце XIX в., являет собой прекрасный образец классицизма. Главный фасад его, обращенный к собору, представителен, строг и чуть тяжеловат. Карниз нарядной лентой обнимает дом. Хорошо сохранились скульптурные маски на замковых камнях первого этажа. Надстройка на крыше — ступенчатый аттик (стенка на крыше) с широким полукруглым окном и небольшим фронтоном - как бы хвастливо заявляет о «широких» познаниях строителей. Провинциальная ранняя эклектика!

Задний фасад выходит на круто сбегающий вниз склон к реке. Мезонин с большим балконом украшает здание сверху. Вид на волжские дали с балкона чарует взор - перелески, луга, главки приходской церкви на синеве неба. Покой и некая незыблемость окружающего ландшафта делали жителей Мышкина неторопливыми и спокойными. Мощь реки придавала им силу в теплые времена года, а вид ее, закованной льдом, побуждал к спокойствию и некой сонливости.

Второй дом Чистовых эффектен при взгляде на него с площади. Стройный двухэтажный дом с мезонином, с пилястрами в центре фасада и тонким лепным декором, обрамленный с двух сторон двумя низкими и длинными служебными корпусами, обращенными торцами к центральной городской площади. Очевидно, что это поздний суховатый классицизм. Отделка внутри дома роскошная, хозяин в погоне за модой позволил архитекторам сделать отделку «красиво»: разностилье — начало эклектики. Хвастливый купец, разбогатевший на хлебной торговле, давал здесь балы окрестным помещикам, да и своих собратьев-конкурентов не забывал. Охотно показывая дорогую обстановку дома, любил подчеркивать: «Все, что вы увидите,- это все от Тура». Мебель петербургского мастера Тура, работавшего для императорских дворцов, весьма ценилась. Ее вымели из дома вихри революций, отдельные предметы можно увидеть в областном и других музеях. Сохранились старые резные двери, лепка и изразцовые печи — все от столичных мастеров. Хороший паркет - узорный, с тонкими веточками и звездочками из темного и светлого дерева. Живописные плафоны сохранились в домах Чистовых — академическая школа Петербурга налицо.

Менее претензионные каменные дома других купцов повторяют в декоре детали упомянутых домов Чистовых. Маски, венки, рога изобилия, иные детали декора можно видеть на многих зданиях. Строились толстосумы приблизительно в одно и то же время, мастера были местные, поставщики одни и те же - отсюда и сходство каменных творений, свои излюбленные украшения, свои строительные привычки. Но образцы отличные, поэтому изысканность маленького города делает его неповторимым. Однако не купцы составляли большинство его населения, а мещане. Их, как правило, одноэтажные деревянные домики очень скромны, не блещут затейливой резьбой. Отдельные детали — деревянные навесы на кронштейнах, окна с гладкими откосами вместо наличников, иногда арочной формы — отражают явное влияние каменной архитектуры жилых зданий.

Отсутствие железной дороги, прошедшей вдали от города, подъем соседнего города Рыбинска как центра хлебной торговли замедлили развитие Мышкина, но и сохранили его старую застройку. Уездный городок на Волге жил тихой жизнью. Прославил его уроженец Мышкинского уезда Смирнов, ставший водочным королем России, поставщиком излюбленного русского напитка.

В середине 1990-х гг. стоянки круизных теплоходов придали городу новый импульс в развитии: Мышкин становится туристическим центром. В нем силами краеведов, администрации и благодаря помощи из Москвы кроме уютного и занятного Музея мыши появился Народный музей с несколькими филиалами, в том числе и Музеем «Смирновской» водки. Работает кузница, в которой можно стать на несколько минут кузнецом. В Народном музее можно увидеть мельницу, часовенку, суденышко, предметы быта и разнообразные сельскохозяйственные приспособления. Имеются в городе также небольшая картинная галерея, подбор картин которой выполнен с большим вкусом, и конечно же «дом с привидениями». Все это можно обойти часа за четыре.

Мышкин за последние полтора десятилетия сильно изменился. Из небольшого городка он превратился в туристический центр, в котором новые музеи появляются чуть ли не каждый год. В теплое время года он переполнен группами туристов с утра до вечера, иногда им даже приходится ожидать у входа в тот или иной музей.

Кроме Музея мыши в городе появился музей «Амбарные мыши». Здесь можно сфотографироваться с взрослыми «мышами», посмотреть, как шел помол зерна на мельнице. Именно в здании бывшей мельницы расположен музей, где представлена экспозиция торгового прилавка «Бакалейная торговля».

Появились новые частные музеи, например «Купеческий дом». Правда, туда пока не водят экскурсий с теплоходов, он еще не очень обустроен, но начало положено. Безусловно, новое великолепное здание, где идут театрализованные представления с мышами, историческими сюжетами, стоит посетить.

Для знакомства с городом, естественно, мало трех-четырех часов, отведенных туристам с теплоходов для его посещения. Сюда надо приезжать на пару дней, останавливаться в комфортабельной новой гостинице, что возведена на берегу Волги, и неспешно гулять по Мышкину, открывая для себя и своих спутников прелесть города музеев. Лучше приехать на машине или автобусе и спокойно побродить по его тихим осенью и зимой улицам, заглянуть в антикварную лавку, а также небольшие сувенирные магазинчики и подняться в отдаленную от волжского берега часть города, посетив художественную галерею и посмотрев на «дом с привидениями». Около пристани можно увидеть представление - шоу Мыши и Кота. Рядом с пристанью на небольшом базаре можно приобрести разнообразных мышей из стекла, глины, папье-маше. А как порадует гурманов здешняя рыба!

До свидания, милый Мышкин! Мыши в бедных домах не живут, их они покидают в поисках лучшей доли.


О. А. Борсук,
кандидат географических наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова,
заместитель главного редактора журнала «Живописная Россия»