А.Г. Старцева. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ


Один из наиболее важных и потому активно дискутируемых вопросов проблемы детской одаренности – вопрос о частоте ее проявления. Две крайние точки зрения гласят: все дети талантливы; одаренные дети встречаются редко.

Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания может происходить развитие признаков одаренности детей или их «угасание». Мы добились высоких результатов в работе с одаренными детьми, но это – скорее всего количественные показатели, связанные с расширением сети интеллектуальных соревнований, активным внедрением вариативных программ, ростом количества статусных образовательных учреждений, творческих лабораторий в системе дополнительного образования. Говорить о качественном преобразовании поиска, развития и поддержки интеллектуально одаренных детей пока еще рано. Одной из причин, определяющих трудности, является отсутствие разработки методически обоснованных и эффективно работающих систем управленческих стратегий. Речь идет не о системах управления мероприятиями, традиционно связанными с интеллектуальной одаренностью – олимпиады, марафоны, медалисты и т.д., а об управленческих стратегиях, нацеленных на создание действующей системы работы с интеллектуально одаренными детьми.

Опыт работы образовательных учреждений района обеспечил построение эффективной системы и определение управленческих стратегий по районной программе «Одаренные дети» на 2005-2008 гг. по следующим направлениям:
- информационно-аналитическое;
- мотивационное;
- планово-прогностическое;
- структурно-методическое;
- координационно-регулирующее.

На Сибирской международной ярмарке «УчСиб-2005» районный круглый стол «Одаренные дети» дал возможность обсудить проблемы, предъявить лучший опыт, увидеть ресурсное обеспечение, защитить образовательные программы на 2005-2008 гг.
В районной информационно-аналитической системе обеспечивается соответствующее взаимодействие всех структур, работающих с интеллектуально одаренными детьми с целью дальнейшей дифференциации и адресности распределения информационных потоков. В школах созданы управленческие информационные банки:
- наличие и качество образовательных технологий;
- уровень творчества;
- материально-техническая база;
- работа с родителями, вузами;
- сведения об учителях и учащихся.

Задача мотивационного направления – формирование для специалистов, работающих с одаренными детьми, мотивационно-целевой системы поддержки их деятельности.
Планово-прогностическое направление при формировании единого образовательного пространства района определяет зоны ближайшего и перспективного развития ученика, учителя, школы, района.
Структурно-методическое направление. Очевидно, что обучение интеллектуально одаренных детей, может быть только личностно-ориентированным. Мы старались структурировать разрозненный опыт в работающую систему. Все руководители понимают сложность поиска управленческих решений, так как здесь имеется ряд противоречий:
- между диагностикой одаренности и отсутствием целенаправленных программ дифференцированного обучения;
- между традиционной организационной работой с оценкой по результатов конкурсов, олимпиад и необходимостью создания режима содержательного сопровождения развития одаренной личности;
- между высокими познавательными потребностями одаренных детей и отсутствием адекватного уровня подготовленности учителя.

В целом все эти противоречия, по-видимому, можно сформулировать следующим образом: каждый талантливый ребенок уникален, и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога, что в наших условиях обеспечить нелегко.
Координационно-регулирующее направление. Чтобы обучение было эффективным, мы должны дать талантливому ребенку талантливого педагога, а талантливому учителю – талантливого менеджера-управленца.

Таким образом, в предложенных направлениях имеется возможность реализовать «классические» функции управления:
- анализ, постановка, цель;
- проектирование и программа действий;
- принятие управленческих решений, исполнительское внедрение;
- контроль и регулирование.

Остановлюсь подробнее на следующем. Методическое направление. Информационная культура одинаково важна в современных условиях как для ученика, таки для учителя. Однако по причине разрозненности усилий, отсутствия целенаправленного информационного обучения, уровень информационной культуры общества остается низким. С целью современной информационно-методической поддержки педагогов ФГЦРО подготовил для школ района электронный сборник «Школа: день за днем».  В нем представлен опыт лучших образовательных учреждений, научные перспективные разработки ученых-педагогов, избранные статьи, опубликованные в российской прессе, нормативные, информационные и методические материалы.  Эта информация рассеяна  в огромном количестве источников, практически не доступных для педагогов из-за значительного удорожания стоимости подписки и отсутствия доступа в Интернет. 

Образовательный сайт является хорошим современным инструментом для самообразования педагогов, основанием для овладения этим инструментом, и средой, в которой самообразование становится внутренней необходимостью. Хотим обратить внимание читателя на раздел «Полезные ссылки», где в помощь учителям и руководителям публикуются ссылки на многочисленные профессиональные российские ресурсы, материалы которых достаточно изучены, достоверны.

По существу образовательный сайт уже сегодня является в нашем районе виртуальной школой, имеется полная информация об образовательных учреждениях района, это в значительной степени облегчает выбор учебного заведения для ребенка – родителям достаточно просмотреть сетевые рейтинговые службы, отражающие качество обучения в образовательных учреждениях.

Для повышения информационной культуры учителей на базе ФГЦРО продолжат работу курсы «Базовый курс для начинающих пользователей», «Мультимедийные презентации в учебном процессе».

Самостоятельность – одно из важнейших качеств личности одаренного ребенка, самостоятельность одаренных детей связана с сформированностью саморегуляционных стратегий обучения, которые они легко переносят на новые задачи. В связи с задачами обучения одаренных детей определенные надежды связаны с развитием дистанционного образования. Применение информационных технологий  может рассматриваться как альтернатива индивидуализации обучения. Ребенок самостоятельно выбирает темп изучения учебного материала, планирует собственные образовательные процессы, сам определяет оценку приобретенным знаниям.  (Что, разумеется, ни в коей мере не отменяет ценность учительского совета, напротив, при самостоятельной работе школьника в интернете, лишь подчеркивает его необходимость.)

Создание на сайте района виртуального творческого пространства поможет решить проблему разобщенности одаренных детей, обеспечит возможность их общения между собой и с квалифицированными специалистами: ни одна детская работа не должна остаться без внимания, оценки и совета заинтересованных профессионалов. Сегодня на сайте отдела образования размещено более 200 иллюстраций детских изобразительных, декоративно-прикладных работ воспитанников учреждений дополнительного образования.

В завершение хочется подчеркнуть, что оценка ребенка как одаренного – не самоцель. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами обучения и воспитания, а также оказания им психологической поддержки.

Решение проблем современного образования возможно при выполнении условия: искать такие организационные стратегии образовательных процессов, которые обеспечивали самоакутализацию, саморазвитие, самореализацию личности ребенка.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, организация ее развития требует ответа на следующие вопросы:
- с каким видом одаренности мы имеем дело;
- в какой форме может проявиться одаренность (явной, скрытой, потенциальной);
- какие задачи работы с одаренными детьми приоритетны;
- какой тип образовательного учреждения целесообразно использовать, учитывая конкретный вид одаренности.

Успех в учении ребенку обеспечен, если педагог обладает важнейшим качеством – желание жить в ученике.  В себе – через себя – в наших детях!

А.Г. Старцева, заведующая Центральным филиалом ГЦРО