Усольцева М.Э. ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Игра-путешествие «Мы живем в Сибири»

Автор данного материала Усольцева Марина Эдуардовна с отличием закончила Новосибирский педагогический институт в 1985 году, после окончания института работает в МОУ СОШ № 4 г. Новосибирска. Марина Эдуардовна – творческий педагог, который сотрудничает со многими издательствами и имеет около 30 публикации в научно-методических изданиях: журнал «Начальная школа», газета «Начальная школа» (приложение к газете «Первое сентября»), журнал «Праздник в школе», журнал «Завуч начальной школы», журнал «Воспитание и дополнительное образование Новосибирской области», сборник «Я иду на урок», газета «Педагогическое эхо», журнал «Сибирский учитель», журнал «Новый ИМиДЖ».
За свой труд Марина Эдуардовна награждена: 1992 г. –  лауреат конкурса «Учитель года»; 1993 г. «Отличник народного просвещения»; 2004 г. – диплом управления образования Новосибирской области; 2004 г. - диплом лауреата регионального конкурса им. С. А. Шмакова «Игра. Творчество. Досуг.»; 2006 г – диплом лауреата второго городского конкурса «Классный руководитель года».

Профессиональный опыт:
Участие в 8 творческих фестивалях детских оздоровительных лагерей Новосибирской области.
Работа в творческой группе по созданию методики «Давайте говорить друг другу комплименты». 
Работа в творческой группе и создание фильма «Коллективные способы обучения» (презентация на Сибирской ярмарке).
Мастер-класс «Роль учителя в социализации личности младшего школьника».
Работа в творческой группе по созданию методического сопровождения областной игры-путешествия «Мы живем в Сибири».

О городском конкурсе «Классный руководитель года - 2006»
На конкурс Мариной Эдуардовной была представлена система воспитательной работы в начальной школе «Мы живем в Сибири». Эта тема прошла через все номинации. Были представлены: программа воспитательной работы, методические сопровождения к игре, сценарии. В номинации «Визитная карточка» выступали ребята - непосредственные участники игры, а на открытом мероприятии был дан старт второго этапа игры-путешествия. Все это стало возможным благодаря тому, что Усольцева Марина Эдуардовна была активным участником творческой группы при НИПКиПРО под руководством Н.В. Дягилевой и М.С. Коган по разработке и внедрению игры-путешествия «Мы живем в Сибири». На базе МОУ СОШ № 4 был проведен областной семинар, где учителя могли познакомиться с моделью игры-путешествия, реализуемой на базе всей начальной школы. Нужно отметить, что стихи для сценариев Марина Эдуардовна написала сама. За обстоятельную методическую разработку и оригинальный подход в создании методического обеспечения игры «Мы живем в Сибири» в 2004 году она стала лауреатом регионального конкурса «Игра. Творчество. Досуг», посвященного памяти сибирского педагога, ученого-новатора Сталя Анатольевича Шмакова. А в 2006 году Марина Эдуардовна стала лауреатом второго городского конкурса «Классный руководитель года - 2006».
Абсолютной победой в конкурсе среди учителей начальных классов Марина Эдуардовна обязана сыну, своему бывшему ученику, который делал фильм на конкурс, пел в визитке и принимал активное участие в подборе музыкального сопровождения для открытого мероприятия, а так же коллективу единомышленников в школе и, конечно же, своим ученикам и родителям, которые принимали участие в конкурсе и переживали за нее.

Система воспитательной работы в школе адаптивной модели

Современное гуманистическое образование в нашей стране определяет приоритет задач становления личности перед другими задачами средней общеобразовательной школы. Личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию, ориентация на возможности обучающегося, его интересы, создание условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей ребенка – основная тенденция современной школы.
Наша школа на протяжении нескольких лет работает в условиях непрерывности и преемственности образовательного и воспитательного процессов через особую адаптивную организацию деятельности по формированию основ мировосприятия, мировоззрения с раннего детства до завершения образования в самостоятельную жизнь.

В основу воспитательной системы нашего МОУ СОШ № 4 положены следующие принципы:

гуманистическое воспитание;
личностно-ориентированный подход;
патриотическое воспитание;
здоровьесберегающее образование.

Сложившаяся воспитательная система предполагает:
создание единой системы образовательно-воспитательного пространства, отвечающего интересам ребенка, семьи и общества в целом;
обеспечение индивидуального подхода в процессе развития каждого обучающегося;
интегрирование основного общего и дополнительного образования.

Непрерывный образовательный процесс в школе осуществляется ступенчато. Следовательно, и задачи, стоящие перед педагогами, изменяются в зависимости от возрастных характеристик ребенка.
В начальной школе ведущим в воспитании является адаптация ребенка  в социуме школы, развитие рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми, воспитание гражданина.
Решением всех поставленных задач служит игра-путешествие «Мы живем в Сибири».

Игра-путешествие «Мы живем в Сибири»

Актуальность, социальная и педагогическая целесообразность
После того как в школах не стало пионерских и октябрятских организаций, каждое общеобразовательное учреждение создает собственные воспитательные системы. Школа ставила своей целью стать для ребенка вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому. Мы использовали в своей работе методику «Давайте говорить друг другу комплименты», где активно поддерживала ребенка во всех его начинаниях. Но постепенно выдвигалась необходимость в создании более глобального проекта, где ребенок мог бы реализовать себя в различных направлениях. Именно поэтому начались поиски новых форм работы с младшими школьниками. Одной из таких форм оказалась игра-путешествие «Мы живем в Сибири».

Эта игра:
создает условия для развития личности ребенка, формирование его жизненной позиции, характера;
позволяет учитывать индивидуально-психологические, физиологические, возрастные и социальные особенности детей;
отвечает принципам гуманизации и оптимизации.

По программе игры-путешествия «Мы живем в Сибири» я работаю четвертый год, принимала участие в работе творческой группы по созданию комплекта научно-методического сопровождения, поэтому не боюсь экспериментировать. Каждый год вместе с детьми  мы пытаемся сделать игру более интересной и увлекательной. Так, например, если в 3-ем классе система поощрений строилась на вручении «сибириков», то в 4 классе веселые человечки, участвующие во всех мероприятиях, стали оставлять свои автографы в «Успешном дневничке». Свои автографы заносят и родители, которые с удовольствием играют вместе с нами. Кроме этого, у каждого героя появились свои тропы: у Городовичка – историческая, у Добрячка – экологическая тропа доброты и дружбы, у Здоровячка – здоровья и спорта, у Трудовичка – трудовая.

Цели, задачи и основная идея игры-путешествия

Игра-путешествие «Мы живем в Сибири» призвана помочь детям узнать себя, накопить знания о том, что находится вокруг и почувствовать ответственность за происходящее, испытать радость и гордость от того, что они живут в Сибири.
Игра-путешествие объединяет разные виды деятельности обучающихся с целью овладения определенными навыками: наблюдение, занятие спортом, поиск, физический труд и другие.

Цели игры:
Создание условий для творческого самовыражения личности.
Воспитание гражданина своей страны.

Задачи:
Организовать игру-путешествие для развития индивидуальных способностей детей.
Способствовать формированию здорового образа жизни.
Создать положительный эмоциональный климат в коллективе, способствующий развитию коммуникативных способностей детей.
Познакомить с историей города.

Основная идея игры – формирование сибирского характера. Сибирский характер – это люди открывшие гармонию в себе и ищущие гармонию в своих отношениях с другими людьми.
Сибирский характер – это люди обладающие знаниями и знающие как ими распоряжаться на пользу себе и другим людям, умеющие наблюдать, действовать и чувствовать ответственность за происходящее.
Сибирский характер – это трудолюбивые люди, отдающие свой труд на благо процветания общества.
Сибирский характер – это благородные люди, способные прийти на помощь другим.
Эта игра помогает каждому ребенку проявить и развивать все свои таланты, делает внеклассную работу более целенаправленной и интересной. Проявляя свои таланты и способности, ребята   больше узнают о себе, о родной стране, знакомятся с историей, людьми, событиями, предприятиями. Они приобщаются к делам взрослых, к важным событиям, которыми живет страна, сибирский край, учатся отстаивать свою точку зрения и помогать другим, заботиться о своем здоровье и творчески решать принятые задачи.

Социальные связи
Родители
Проводя игру-путешествие, мы  ориентируемся на личностный подход, на гуманистические цели воспитания на уровне субъект-субъектных отношений.
Эта игра возможна только в союзе с родителями. Поэтому перед ее началом нужно обязательно провести родительские собрания и заручиться поддержкой родителей. Они непосредственные участники всех «выездов». В традицию вошло и проведение семейных праздников, когда родители с детьми создают творческие группы, и все семьи участвуют в мероприятии. Родительский комитет принимает активное участие в осуществлении всех задумок. Изменение позиции родителя от постороннего «наблюдателя» или «надзирателя» к позиции активного участника – это главная особенность игры.

Социум
Для осуществления внешкольного воспитания детей существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство. На базе школы на протяжении многих лет работает спортивный юношеский клуб «Спартак», где ребята занимаются хоккеем.
Мы установили тесные связи с областной детской библиотекой имени А.М. Горького:  работники библиотеки проводят для ребят викторины, беседы, библиотечные и классные часы.
Дом детского и юношеского творчества «Центральный» открывает свои двери для ребят. Мальчики занимаются на базе школы в капелле, а девочки в вокальной группе.
Для проведения занятий по правилам дорожного движения приглашаем инспектора Центрального РОВД.
В школе ведется интересная совместная работа с гуманитарно-просветительским клубом «Зажги свечу», В.В. Шамов – частый гость нашего класса. В традиции класса вошло посещение театров «Глобус» и «Театр на Красном».

Создание игрового пространства

Игровые роли
Путешественники – обучающиеся класса, родители, шефы
Командир путешествия  (пилот, капитан и т. д.) – командир класса. Его  название меняется в зависимости от транспорта путешествия, который меняется в зависимости от характера путешествия. Командир дает команды, информирует об условиях передвижения.
Книговеды – информируют о книгах, устраивают выставки книг, Занимаются подготовкой викторин, конкурсов.
Экскурсоводы - ведут экскурсию по очереди (экскурсия может быть заочной и очной)
Корреспонденты - берут интервью, собирают материалы для газеты.
Издатели и художники-иллюстраторы - выпускают газету (устную, компьютерную, живую, рисованную)
Игровой транспорт. Игровой транспорт меняется в зависимости от характера передвижения по маршруту и выбора детей. Знакомясь с природой родного края, ребята плывут по Оби и ее притокам на теплоходе; отправляются в прошлое Новосибирска на «машине времени»; узнают новое о нашей солнечной системе, пролетая на звездолете. Транспорт, на котором путешественники отправляются по маршруту следования, должен быть целесообразным, удобным, скоростным.

Символы игры
Вместе с ребятами путешествуют «веселые человечки», которые сопровождают в путешествии, благодарят за дела, организуют встречи и т. д.
Городовичок – рассказывает об истории и сегодняшнем дне родного города, организует экскурсии
Трудовичок – курирует трудовые дела, прилежную учебу
Добрячок – организует помощь себе и другим, добрые дела от души и по просьбе.
Здоровячок – учит бережно относиться к своему здоровью проводит и контролирует занятия физкультурой и спортом, выполнение режима дня, правильное питание, организует походы, туристические слеты.

Наглядное сопровождение игры-путешествия
В игре-путешествии активно используются возможности компьютерной техники, мультимедийного проектирования, стенды, которые помогают ярче реализовать задачи путешествия, подчеркнуть игровое начало.
Электронная презентация «Мы живем в Сибири» позволяет повысить мотивацию участия в игре, появляется возможность наглядно показать все стороны развития игры. Музыка и анимация привлекают обучающихся с самого  первого момента: путешествие обещает быть  самым веселым и познавательным! Ребята знакомятся с логотипом игры Сибирячком. Диалог ведет не классный руководитель, а веселые человечки-герои игры.
Карта путешественников. Карта прослеживает движение ребят вместе с веселыми человечками, которые отвечают за определенную тропу путешествия
Успешный дневничок. Такой дневничок  есть у каждого путешественника. Веселые человечки, участвующие во всех мероприятиях, оставляют свои автографы в «Успешном дневничке». Свои автографы заносят и родители, которые с удовольствием играют вместе с нами. Кроме этого дети сами записывают свои достижения и победы в этот дневничок
Уголок путешественника. В уголке находится список экипажа, девиз, спецзадания для путешественников, поздравления и благодарности от веселых человечков и грамоты членов экипажа, итоги тематических дел, акций смотров, выставки рисунков, газеты и т. д.
Игра-путешествие – это романтическое действие, совместное творчество ребят и взрослых, в результате которого происходит расширение кругозора, накопление знаний о том,  что находится вокруг нас, возникает желание участия в делах  семьи, школы, города. Ребята учатся наблюдать, смотреть и видеть, а так же думать и осознавать что они видят. Большое внимание в программе уделяется формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья детей, воспитанию гражданина своей страны. 
Модель игры

Путешествие по тропам по карте  вместе с веселыми человечками
Обучающиеся класса путешествуют с символическими персонажами по тропам:
у Городовичка – историческая (экскурсии, встречи с интересными людьми);
у Добрячка – экологическая тропа доброты и дружбы. Добрая почта (октябрьская – День пожилых людей, январская – Новогодняя, февральская – защитников отечества, мартовская – милым женщинам, майская – ко Дню Победы), экологические беседы, школа вежливых наук, разговоры по кругу;
у Здоровячка – тропа здоровья и спорта (спортивные часы, соревнования, школа здоровья);
у Трудовичка – трудовая (организация выставок, субботников, трудовых операций и т. д.).

Этапы развития игры
Подготовительный период
Сбор заявок и классное обсуждении;
Проведение родительских собраний с целью вовлечения родителей в игру;
Мультимедийная презентация.   Для того, чтобы  заинтересовать детей, сделать так, чтобы игра стала неотъемлемой частью их жизни, научила любить свою страну, расширила кругозор, чтобы возникло желание «непременного участия»,  мы подготовили презентацию. Она  помогла повысить уровень мотивации младших школьников и открыла дальнейшие перспективы работы по этой программе.

Основной этап
Старт игры – путешествия
Путешествие по тропам вместе с веселыми человечками

Заключительный этап
Подведение итогов путешествия. Организация выставок (поделки, сочинения, фотомонтаж) и торжественное награждение.

Система поощрений
«Дневничок успешности»,
Автографы героев игры и взрослых,
Благодарности от веселых человечков в «Уголке путешественника»,
Грамоты героев игры.

Диагностика результативности
Для определения результативности данной программы используются следующие методы: педагогическое наблюдение, беседы, опросы, анкетирование.

Результативность системы
Можно подводить первые итоги, т. к. я выпустила класс, который принимал участие  в игре-путешествии «Мы живем в Сибири».         Перед выпускным вечером, психолог провела анкетирование, в котором ребята написали свои мнения об игре. Все отметили, что жизнь в школе с появлением игры стала более насыщенной и интересной. Она мотивировала детей к поиску решения многих вопросов, заставила по другому взглянуть на общественные проблемы (экология) и достижения.
Ребята показали хорошие результаты по окончанию 4 класса и по итогам районных олимпиад (В. Разилова – 3 место по русскому языку, М. Матвеева - 2 место, «Окружающему миру») и по участию во всероссийских играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок».

Учителя 5 классов отметили этот класс, как  самый дружный и творческий коллектив среди всех выпускников. Уже в первом полугодии они приняли участие в интеллектуальной игре и районном смотре-конкурсе по сказкам Андерсена, где наряду с ребятами 6-9 классов других школ отстаивали честь нашего общеобразовательного учреждения.