Тузова В.П. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.
По данным исследований, в памяти человека остается ¼  часть услышанного материала,  1/3 часть увиденного, ½  часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
? использовании некоторых формализованных моделей содержания;
? деятельности учителя, управляющего этими средствами;
? повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.

Возможности компьютера могут использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
? полная замена деятельности учителя; частичная замена;
? фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
? использование тренинговых программ;
? использование диагностических и контролирующих материалов;
? выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
? использование компьютера для вычислений, построения графиков;
? использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
? использование игровых и занимательных программ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человек, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации  (тексг + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно -выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

Урок геометрии проводится в 12 классе на основе программы «Полный интерактивный курс «Стереометрия». Серия «Открытая математика». ФИЗИКОН».
Эта программа при повторении для обобщения и систематизации знаний в полной мере использует графику объектов (многогранников), показывает различные сечения многогранников, которые получаются при сечении самыми разнообразными плоскостями.
Для контроля знаний используются тесты и задачи. На данном этапе компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени. Компьютер позволяет учащимся проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий.
В качестве домашнего задания учащимся было предложено найти информацию о правильных многогранниках и составить мультимедийную презентацию. Созданная учащимися презентация - творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. Учащимися была использована программа PowerPoint из пакета программ Microsoft Office.

Эффективность урока во многом зависит от применения средств ТСО. Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения средств ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности.
При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке чередовались стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.

«Многогранники». Урок геометрии  с использованием ИКТ

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока:
образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о многогранниках;
выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся при решении задач по теме.
развивающие: развитие памяти учащихся;
развитие познавательного интереса к геометрии;
развитие умений организации учебного труда;
умение находить необходимую информацию с помощью ИКТ, ОЭП и других источников информации;
формирование логического, абстрактного и системного мышления;
формирование мыслительных операций - анализа, доказательства, обобщения, классификации.
воспитательные:
способствовать формированию оценки прекрасного в природе;
воспитание бережливого отношения к школьному имуществу;
способствовать поддержанию на высоком уровне общей работоспособности для учения;
воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов;
воспитание рациональной организации бюджета времени.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: программированное обучение, интерактивные.
Оборудование:
компьютерный класс (12 компьютеров), мультимедийный компьютер, локальная сеть, справочный материал по теме, программное обеспечение -  Р.П. Ушаков, С.А. Беляев под редакцией Т.С. Пиголкиной. Полный интерактивный курс «Стереометрия», серия «Открытая математика». ФИЗИКОН»

Структура урока
1) Постановка целей урока. 2 мин.
2) Повторение опорных знаний 10 мин.
3) Выполнение теоретических тестов на ПК 12 мин
4) Разминка 2 мин.
5) Решение задач 15 мин.
6) Проверка домашнего задания (творческая работа учащихся) 10 мин
7) Подведение итогов урока З мин
8) Постановка домашнего задания 1 мин.
9) Резервные задания

1.Постановка целей.
Проверяется подготовленность классного помещения и класса к уроку.
Отмечается: что сегодняшним уроком завершается изучение огромной темы в геометрии « Многогранники»; что цель урока в том, чтобы повторить и обобщить весь изученный материал и проверить как учащиеся его усвоили.

2.Повторение опорных знаний
Вступительное слово учителя
Многогранные формы окружают нас повсюду. Почти все сооружения, возведённые человеком, от древнеегипетских пирамид до современных небоскребов, имеют форму многогранников. Многогранные формы встречаются у многих минералов и, что особенно удивительно, у некоторых растений и даже живых организмов.
Серьезный интерес к многогранникам возник около четырёх тысяч лет тому назад и проявлялся не только в рамках математики и её приложений. Платона и Кеплера привлекали многогранники для философского и научного осмысления окружающего мира. Благодаря изяществу своих форм, многогранники вошли в искусство (живопись, скульптура).
Работа с мультимедийным компьютером.  Просматривается тема «Многогранники» основные понятия, виды, свойства. По ходу повторения ведется опрос.
Какая фигура называется многогранником?
Какие встречаются многогранники? (выпуклые, невыпуклые)
Какие многогранники показаны на экране?
Какие многогранники изучали мы в курсе геометрии?
А какие выпуклые многогранники мы изучали?

Повторим элементы и свойства этих многогранников.
Что называется призмой?
Показать элементы на модели на экране
Почему боковые ребра призмы равны?
Что представляют из себя грани призмы?
Поверхность призмы состоит...
Что называют высотой примы
Какие призмы вы знаете?
Прямая призма - это-
Если призма прямая , то высота равна...
Какая призма называется наклонной
Правильная призма – это …
Какую фигуру называют параллелепипедом? Пирамида — это...
Боковая грань пирамиды — это...
Какие пирамиды изучались в курсе геометрии?
Правильная пирамида - это..
Высота правильной пирамиды - это..
Что называют апофемой?
В каких пирамидах бывают апофемы?
Боковая поверхность пирамиды - это...
Высота пирамиды?
Куда проецируется высота правильной пирамиды?
Какой многогранник называется усеченной пирамидой?
Какой фигурой является боковая грань усеченной пирамиды?
Что представляет собой высота усеченной пирамиды?

В 10 классе вы изучали, как строятся сечения многогранников.
Сейчас напомним себе, каким образом строятся сечения на примере пирамиды.
Итак, мы повторили тему «многогранники»,
Какие многогранники изучались, их элементы и свойства, правила построения. Формулы для вычисления площадей и объемов, а теперь приступаем к выполнению самостоятельной работы

4. Выполнение тестов 1 и 2
Для выполнения теста № 1 дается 5 минут. Открыть в меню «Содержание» - «гл. 4 Многогранники» - тема «Основные понятия» - «Вопросы».
Отвечаем на первые 12 вопросов, результаты записываем в таблицу (ставим галочку напротив ответа, который вы считаете верным).
Осуществляется самоконтроль - сверка с образцом. На экране высвечивается таблица с верными ответами.
Учащимся предлагается проверить свою работу и в колонке результатов проставить + или -, при совпадении или , соответственно, при несовпадении результата.
Просчитайте плюсы.
Приступаем к выполнению теста 2. Время 7 минут
«Содержание» - «гл.6 Объемы многогранников» - «тема» - «Вопросы».
Учащиеся отвечают на вопросы 1-4. Результаты записываются в таблицу. Контроль аналогичен.

Разминка. Разминку проведет учащийся.
Упр 1. Сидя на стуле:
1 - руки за голову; 2- локти развести пошире, голову наклонить назад; 3 - локти вперед, голову вперед, руки расслабленно вниз; 4 – руки расслабленно вниз. Повторить 4-5 раз.
Упр. 2. Сидя на стуле: 1 - 2 голову плавно отвести назад, 3-4 голову плавно наклонить вперед повторить 4-5 раз.
Для глаз
Упр. 3. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5 (повторить 4-5 раз).
Упр. 4. крепко зажмурить глаза , досчитать до 3, открыть и посмотреть вдаль , считая до 5.
Упр. 5. 1-4 посмотреть на указательный палец вытянутой руки, 5-10 посмотреть вдаль.  Повторить 4-5 раз.
Упр. 6. В среднем темпе сделать 3-4 круговых движений глазами вправо и влево.
Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.

6. Проверка домашнего задания (10 мин.)
Вступительное слово учителя.
Есть в школьной геометрии особые темы, которые ждешь с нетерпением, предвкушая встречу с невероятно красивым материалом. К таким темам можно отнести «Правильные многогранники». Здесь не только открывается удивительный мир геометрических тел, обладающих неповторимыми свойствами, но и интересные научные гипотезы.
Ни одни геометрические тела не обладают таким совершенством и красотой, как правильные многогранники. «Правильных многогранников вызывающе мало, - написал когда-то Л. Кэролл, - но этот весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук».
Представление презентации, подготовленной учениками.
 
В.П. Тузова, учитель математики ОСОШ № 17, г. Новосибирск