Низоленко В.Ф. Повышение уровня практической подготовки школьников к жизни средствами курса «Право и экономика»
Перестроечные явления потребовали и изменения законодательной системы, принятия новых законов, провозглашающих плюрализм, демократию, правовое государство и т. д.
Правовое государство предполагает главную суть - исполнение закона не только со стороны граждан и организаций, но и со стороны государственных органов и должностных лиц, т. е. государственная власть должна жить по тем же законам, правилам, которые она предлагает гражданам. Но на практике властвующие субъекты добровольно это делать не хотят, и необходимо оказывать давление на них, с тем, чтобы они служили людям, а не люди им.
Вот почему для построения правового государства нужны люди грамотные, просвещенные в правовом отношении, вооруженные не камнями и автоматами, а нормами закона, умеющие потребовать от власти служения не самим себе, а народу.
Люди нашего поколения, прожившие часть своей жизни, воспитанные в боязливом отношении к власти, уже вряд ли смогут измениться. Надежда на молодых. Они должны с детства чувствовать себя достойно, знать свои личные, экономические и другие права и свободы, уметь потребовать от власти не только защиты, но и истинное служение тем людям, которые ее избрали и на деньги которых она содержится (деньги трудового народа).
В нашей школе № 29 правовое образование и воспитание целенаправленно ведется с раннего школьного возраста до самого выпуска учащихся из школы. Мы придерживаемся главных принципов:
непрерывность образования;
сложность его должна возрастать постепенно и соответствовать степени развития интеллекта школьников;
практическая направленность.
Какова схема осуществления правового образования в нашей школе?
В начальных классах (1-4) и начальной ступени неполной средней школы (5-6 классы) - овладение простейшими правилами дорожного движения, возможное знакомство на доступном уровне с основными правами и свободами человека, правами ребенка через уроки гражданственности, библиотечные уроки, классные часы, встречи с работниками милиции и т. д.
В неполной средней школе учащиеся изучают предмет «Основы правовых знаний» (7-9 классы).
Старшеклассники интересуются вопросами социальной и экономической жизни, поэтому в 10 классе кроме обществоведения они изучают политологию («Политика и право»). Эти предметы помогают оценивать окружающий социальный мир, людей, которые при голосовании будут делать сознательный и осмысленный выбор и которые будут знать, что государственная власть - это производное народа, а не нечто спускаемое ему сверху.
На пороге у старшеклассников (11 класс) взрослая жизнь и поэтому на заключительном этапе школьного образования был введен курс «Право и экономика» (ведется уже 3 года). Но так как этот курс достаточно объемный, сложный и интересный мы ввели его изучение с 10-го класса по 1 часу, а в 11 классе - 2 часа в неделю.
Эта дисциплина достаточно сложная, но ее изучение облегчает предварительное ознакомление учащихся со школьным курсом «Введение в экономику», который прочно вошел в учебные программы школ, в том числе и в нашей школе.
Какие вопросы входят в курс «Право и экономика»?
1. Социальные и экономические права граждан и юридических лиц;
2. Юридические лица и их виды;
3. Понятие права собственности и способы ее защиты;
4. Договор;
5. Ценные бумаги;
6. Трудовой договор;
7. Безработица;
8. Налоги;
9. Бюджет;
10. Споры (экономические, гражданско-правовые) и порядок
их разрешения и т. д.
Именно с этими проблемами столкнутся выпускники, выйдя за порог школы или чуть позднее, после приобретения какой-либо специальности.
Лишить их знания этих насущных жизненных проблем, значит выпустить их в жизнь совсем незащищенными.
Изучение данного курса дает возможность ориентироваться им в экономической сфере общества, регулируемой нормами права и защищаемые ими.
Задача курса - показать школьнику, какие вопросы нашей экономической жизни урегулированы правом, и в каких можно проявить самостоятельность, выбрать тот или иной более приемлемый для себя вариант. Кроме того, знание этого предмета позволяют решить и другую задачу. В экономической деятельности субъектов права всегда возникают ситуации, когда им трудно найти правильное решение и при этом быть уверенным, что оно не чревато нарушением закона. Знания, полученные при изучении данного курса, позволяют обойти ловушки и преодолеть возникшие сложности с наименьшими издержками.
И главное, учебное пособие по данному курсу предлагает школьникам множество задач, (тем для дискуссий, сочинений) на основе конкретных ситуаций, которые могут встретиться на их жизненном пути. Эти ситуации надо разрешить с использованием положений законодательства. Здесь учащиеся вынуждены рассуждать, тренировать свой интеллект, а не просто запоминать. Эти задачи не имеют однозначного ответа, и учащиеся рассуждают, высказывая каждый свою позицию, и часто возникает спор, требующий соответствующих доказательств. Научить спорить, доказывать, отстаивать свое время - еще одна задача курса.
Но в споре часто проявляется горячность и соблазн перейти на личности, и потому учиться корректно, уважительно относиться к оппоненту, да и ко всем людям, их мнениям, уметь общаться, но при этом добиваться своего - еще одна жизненная задача.
Какими могут быть формы проведения уроков?
1. Классическая - с использованием традиционных способов подачи учебного материала и одновременно с помощью обратной связи (повторение пройденного, проверка домашнего задания, решение задач, изложение нового материала).
2. Урок-практикум - решение задач на различных стадиях изучения материала, темы, раздела (самостоятельная работа, изучение материала, закрепление нового, повторение, с целью контроля знаний и т. д.).
3. Урок дискуссия - выбирается вопрос большого социального звучания («Подросток - предприниматель», «Безработица»).
4. Урок - деловая игра практической направленности (выбираю ситуацию и учащиеся должны проиграть ее и сделать свой выбор, позицию, в соответствии с законом (заключение договора, заявление в суд, защита прав потребителей и т. д.)
Методы работы - групповые, индивидуальные, коллективные, в паре и т. д.
Таким образом, в процессе изучения курса «Право и экономика» учащиеся приобретают практические навыки в решении будущих жизненных проблем, а главное развивают интеллектуальные способности, мыслительную деятельность, речь, логику, умение доказывать свое мнение - т.е. отстаивать жизненную позицию.
И еще! Этот предмет способствует становлению личности выпускника, воспитанию чувства гражданственности, уважения к закону, а значит, воспитывает школьника – будущего гражданина -- нравственно.
ИМЕЮ ПРАВО. Урок-игра в 8-9 классах
Организационный момент, актуализация темы, цели урока. (3-4 мин.)
Какие события прошли в нашем государстве на предыдущей неделе? (выборы)
Как это событие связано с правами граждан нашего государства?
Какой праздник отмечал народ? Почему?
Что такое Конституция? В чем ее значение?
Граждане в РФ от рождения обладают всеми конституционными правами. Что такое право?
Сегодня мы закрепим и повторим на уроке информацию о том, как появились и когда появились права для детей; где, в каких документах они закреплены, на что вы, дети, имеете право, а главное, умеете ли вы их применять на практике, в жизни. Это мы увидим в нашей игре «Брейн–ринг».
В состав жюри входят независимые представители социальных педагогов и учителей права других школ района.
Представление команд: 8а, 8б, 9а, 9б кл.: название – 1б, девиз – 1б, эмблема – 1б.
Блок «Разминка» 1 балл за ответ – 5 мин.
Блок «Имею право…» защита плакатов (10 бал.) 7 мин. Проверка домашнего задания: замысел, художественное исполнение.
Блок «Знания» - тест для уч-ся (1 на команду), 5мин.
Блок «Заморочки» - 1 балл за ответ, 5мин.
Блок «Ролевые ситуации» - 5 баллов, 7 мин.
Блок «Кроссворд» - 5 баллов, 3 мин.
А) (один кроссворд на 2 класса): по горизонтали – 9а, 8а; по вертикали – 9б, 8б.
Б) «Дополни фразу» - задание командам для подведения к выводам.
Подведение итогов. 7 мин. (Выступление команды КВН)
Объявление итогов. Награждение команд. 1 мин.
Разминка
Правила, которые оценивают человеческое поведение с точки зрения добра и зла (мораль).
Права, которые присуще нам по природе и без которых мы не можем жить, как цивилизованные люди (естественные права человека).
Возможность граждан иметь права и обязанности (правоспособность).
Форма правления в РФ, установленная Конституцией (демократия, республика).
Сложное государственное устройство, при котором государство состоит из составных частей (федерация).
Что является наивысшей ценностью в нашем государстве по Конституции? (человек и его права и свободы).
Какие международные документы выступают в защиту прав детей? Когда они приняты и кем? (Ассамблей ООН, 1959-Декларация прав детей, 1989 – Конвенция о правах ребенка).
Чем Декларация отличается от Конвенции? (10 ст.-54ст.), (декларация – рекомендация, конвенция – обязательна к исполнению).
Назовите основные права детей, изложенные в Конвенции о правах ребенка (VI гр.прав).
Как наше государство закрепляет этот международный документ и подтверждает права детей? Какими документами? (Конституция РФ, Семейный кодекс).
А) Нецензурная брань в школе – это издержки культуры или противоправные действия? (где об этом сказано, как трактуется?) (адм. кодекс, мелкое хулиганство, ст. 158)
Б) в любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной ответственности? (УК ст. 20, с 16 лет, а в отдельных случаях с 14 лет)
Г) С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав? (СК ст. 56, с 14 лет)
Д) С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обращаться в органы опеки за защитой своих прав? (ст. 56 СК, не установлен)
Е) Откуда может взяться имущество в собственности несовершеннолетнего? (СК, ст. 60, доходы, дар, наследование, приобретение на средства ребенка)
Ж) Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – «отец» или «мать»? (СК, ст. 61, равенство прав родителей)
З) Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (СК, ст. 60, с согласия родителей)
Выберите правильный ответ (отмечен курсивом).
а) хулиганство;
б) правоспособность;
в) общественная вредность.
2. Преступление от других правонарушений отличает:
а) характер и степень общественной опасности деяния;
б) наличие или отсутствие вины;
в) осознание лицом противоправности совершаемого деяния.
3. Из перечисленных взысканий к несовершеннолетним может применяться:
а) административный арест;
б) предупреждение;
в) исправительные работы.
4. Меры административного воздействия могут принимать:
а) органы ГИБДД;
б) работодатель;
в) прокуратура.
5. К гражданскому праву относятся:
а) гражданство;
б) наследование;
в) вымогательство имущества.
6. Договор займа направлен на передачу денег и вещей:
а) во владение;
б) в собственность;
в) во временное пользование.
7. Авторское право действует после смерти автора:
а) 15 лет;
б) бессрочно;
в) пока живы правопреемники.
8. Брачный договор заключается:
а) в суде;
б) в нотариальной конторе;
в) в ЗАГСе.
9. Брачный договор может быть признан недействительным:
а) судом;
б) нотариусом;
в) ЗАГСом.
10. Свод законов Российской империи был введен в действие в период правления:
а) Екатерины I;
б) Николая I;
в) Александра II.
11. Суд присяжных был введён в России:
а) в 1864 году;
б) в 1872 году;
в) в 1876 году.
12. Правовой документ, имевший в названии слово «конституция» в нашей стране впервые был принят:
а) в 1905 г.;
б) в 1918 г;
в) в 1936 г.
13. Функцией правового государства является:
а) защита прав и свобод граждан;
б) закрепление и охрана господствующих форм собственности;
в) подавление одного класса другим.
14. Суть разделения властей состоит в том, что:
а) когда действует одна власть, другие приостанавливают свою деятельность;
б) три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — независимы друг от друга;
в) каждая власть — законодательная, исполнительная и судебная — подразделяются на несколько самостоятельных инстанций.
15. Слово «конституция» восходит к латинскому «constitutio», что означает:
а) устройство;
б) согласие;
в) договор.
16. По Конституции РФ субъектами федерации являются:
а) Республика Марий Эл;
б) поселок Черноголовка Московской области;
в) Еврейская автономная область;
г) Приморский край;
д) столица Республики Карелии — Петрозаводск;
е) Санкт-Петербург;
ж) Самара.
17. Органом законодательной власти в РФ является:
а) Федеральное собрание;
б) Конституционный суд;
в) Комитет по правам человека.
18. Органом исполнительной власти в РФ является:
а) Правительство;
б) Президент;
в) орган местного самоуправления.
19. Органом, осуществляющим правосудие в России, является:
а) суды общей юрисдикции;
б) коллегия адвокатов;
в) прокуратура.
20. В Российской Федерации амнистию может объявить?
а) Совет Федерации;
б) Государственная Дума;
в) Президент.
21. Если в течение 14 дней Совет Федерации не рассмотрел федеральный закон, переданный ему Государственной Думой, то:
а) он считается принятым;
б) он считается отклонённым;
в) срок продлевается ещё на 14 дней.
22. Членов Правительства РФ назначает:
а) Председатель Правительства;
б) Государственная Дума;
в) Президент РФ.
23. Право избирать в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления называется:
а) активное избирательное право;
б) пассивное избирательное право;
в) классическое избирательное право.
24. В Российской Федерации органы местного самоуправления:
а) не входят в систему органов государственной власти;
б) входят в систему органов государственной власти;
в) могут входить в систему органов государственной власти, если это предусмотрено конституцией или уставом субъекта федерации.
а) Италия;
б) США;
в) Польша.
26. Унитарным государством является:
а) Россия;
б) СНГ;
в) Грузия.
27. Законодательство некоторых стран запрещает установку телефонных аппаратов с автоматическим определителем номера.
а) из-за дороговизны техники;
б) из-за того, что в этом усматривается нарушение тайны телефонных переговоров;
в) потому, что это осложняет работу телефонных станций.
28. Одно из тягчайших преступлений против человечества - истребление отдельных групп населения или целых народов по расовым, национальным, религиозным, политическим или иным мотивам:
а) война;
б) геноцид;
в) апартеид.
29. Должностное лицо, избранное Государственной Думой для сбора информации о нарушениях прав человека и содействия тем, чьи права ущемлены:
а) магистр;
б) председатель союза правозащитников;
в) уполномоченный по правам человека.
30. Основное значение Всеобщей декларации прав человека заключается:
а) в уточнении исторических документов о правах человека;
б) в формулировке прав и свобод человека, которые рассматриваются как универсальные образцы для народов мира;
в) в систематизации идей о правах и свободах человека.