Авдонина Н.И., Минтиненко Т.Н. Учитель глазами учеников
Эмоциональная сфера представляет собой сложную и непрерывно изменяющуюся систему своеобразных откликов личности на действительность и её воздействия. Эта система откликов формируется и дифференцируется в ходе роста и развития человека, «узнавания» им жизни, изменения и усложнения его связей с людьми, с окружающей средой, с обществом в целом. Динамика этих откликов, заключающаяся в смене различных чувств и эмоциональных состояний в соответствии с выполняемой человеком деятельностью, с воспринятыми им воздействиями, и образует то, что можно назвать эмоциональной жизнью личности.
Эмоциональное отношение учащегося к школе в значительной мере определяет и успех воспитательного влияния педагогического коллектива школы. Когда учащийся любит школу и в связи со школой у него возникают многочисленные и затрагивающие его внутренний мир переживания, учителя могут гораздо успешнее влиять на него, чем когда он равнодушен к школе.
Школа может привлекать учащегося разными сторонами. Это может быть сам процесс приобретения знаний и навыков, который приводит к расширению горизонтов и жизненных возможностей ребенка. Это может быть чувство радости от пребывания в коллективе, от общения со сверстниками. Это может быть волнение от общения с учителем, открывающее для его духовного мира нечто новое.
Эмоциональное отношение к школе характеризуется динамичностью. Это относится не только к изменению содержания этого отношения в разные возрастные периоды учения школьника, но и к тому месту в эмоциональной жизни учащегося, которое школа занимает среди других явлений жизни.
Понятно, что учитель – именно та ключевая фигура, которая занимает мысли ученика и играет в его жизни важную роль. Но отношения учителя и ученика, как правило, неравноценны. По праву «сильного» учитель всегда может высказать ученику (и высказывает) всё, что он о нем думает. А вот ученику практически никогда не удается во всеуслышание заявить о своей «оценке» учителя.
Наше исследование и есть та самая редкая возможность донести до учителей мнение учеников о них, заставив их взглянуть на себя со стороны и, возможно, усовершенствовать методы и стиль преподавания, пересмотрев своё отношение к учащимся.
Нами проведено анкетирование в двух гимназиях г. Новосибирска с целью изучения представлений учащихся об образе идеального учителя. К исследованию было привлечено 175 испытуемых из числа учащихся 8-х классов указанных учреждений образования. Основным диагностическим средством выступал «Метод незавершенных предложений».
Анализ ответов испытуемых позволил получить достаточно информативные сведения о ключевых проблемах школьников, наличии и характере конфликтов, возникающих в сфере «Учитель - ученик».
Оценка результатов анкетирования проводилась по следующим позициям:
Учителя нужны для того, чтобы...
Традиционные ответы: «учить детей разным наукам, воспитывать их» обнаружены у 55% испытуемых. Развернутые позитивно ориентированные ответы («выводить детей в люди», «учить этикету», «чтобы мы могли лучше оценивать свои возможности», «учить уму-разуму, жизни», «учить общению и хорошему поведению», «наставлять на правильный путь», «пополнять наш лексикон», «чтобы остались светлые воспоминания о школе») дали 15% испытуемых. У 30% испытуемых наблюдались негативно окрашенные ответы, иногда с оттенком агрессивности: «прикалываться над ними», «вбивать в головы детей знания и читать нотации», «жаловаться директору и родителям», «кто сказал, что они нужны?».
Эмоциональное отношение учащегося к школе в значительной мере определяет и успех воспитательного влияния педагогического коллектива школы. Когда учащийся любит школу и в связи со школой у него возникают многочисленные и затрагивающие его внутренний мир переживания, учителя могут гораздо успешнее влиять на него, чем когда он равнодушен к школе.
Школа может привлекать учащегося разными сторонами. Это может быть сам процесс приобретения знаний и навыков, который приводит к расширению горизонтов и жизненных возможностей ребенка. Это может быть чувство радости от пребывания в коллективе, от общения со сверстниками. Это может быть волнение от общения с учителем, открывающее для его духовного мира нечто новое.
Эмоциональное отношение к школе характеризуется динамичностью. Это относится не только к изменению содержания этого отношения в разные возрастные периоды учения школьника, но и к тому месту в эмоциональной жизни учащегося, которое школа занимает среди других явлений жизни.
Понятно, что учитель – именно та ключевая фигура, которая занимает мысли ученика и играет в его жизни важную роль. Но отношения учителя и ученика, как правило, неравноценны. По праву «сильного» учитель всегда может высказать ученику (и высказывает) всё, что он о нем думает. А вот ученику практически никогда не удается во всеуслышание заявить о своей «оценке» учителя.
Наше исследование и есть та самая редкая возможность донести до учителей мнение учеников о них, заставив их взглянуть на себя со стороны и, возможно, усовершенствовать методы и стиль преподавания, пересмотрев своё отношение к учащимся.
Нами проведено анкетирование в двух гимназиях г. Новосибирска с целью изучения представлений учащихся об образе идеального учителя. К исследованию было привлечено 175 испытуемых из числа учащихся 8-х классов указанных учреждений образования. Основным диагностическим средством выступал «Метод незавершенных предложений».
Анализ ответов испытуемых позволил получить достаточно информативные сведения о ключевых проблемах школьников, наличии и характере конфликтов, возникающих в сфере «Учитель - ученик».
Оценка результатов анкетирования проводилась по следующим позициям:
Учителя нужны для того, чтобы...
Традиционные ответы: «учить детей разным наукам, воспитывать их» обнаружены у 55% испытуемых. Развернутые позитивно ориентированные ответы («выводить детей в люди», «учить этикету», «чтобы мы могли лучше оценивать свои возможности», «учить уму-разуму, жизни», «учить общению и хорошему поведению», «наставлять на правильный путь», «пополнять наш лексикон», «чтобы остались светлые воспоминания о школе») дали 15% испытуемых. У 30% испытуемых наблюдались негативно окрашенные ответы, иногда с оттенком агрессивности: «прикалываться над ними», «вбивать в головы детей знания и читать нотации», «жаловаться директору и родителям», «кто сказал, что они нужны?».
В моём понимании идеальный учитель должен быть ...
Портрет идеального учителя получился разносторонним. Идеальный учитель должен быть; понимающим (75%); уважающим своих учеников (53%); внимательным, готовым оказать помощь, поддержать в трудную минуту (35%); справедливым в требованиях (80%) - «не орать на своих учеников», «наказывать тех, кто мешает другим на уроке», «интеллигентным, образованным» (45%); умеющим доступно излагать материал (49%); быть сдержанным, тактичным; не лезть в личную жизнь детей; умеющим найти с учениками общий язык (19%); быть авторитетом, примером для школьников, но не ставить целью следить за ними; с ним (учителем) можно поделиться радостью или рассказать о неприятностях и быть уверенным, что об этом не узнает вся школа (10%); красивым, добрым (23%); обладать чувством юмора (40%); не говорить плохо об окружающих его людях; не опаздывать на уроки. Были и такие ответы, как: «Это моя первая учительница», «В нашей школе только два таких учителя», «Идеальных учителей нет» (10%).
Самый сильный гнев учеников в поведении учителя вызывает...
Самая наболевшая и застарелая обида - это несправедливое оценивание учеников (80%): «двойки ни за что», «два за то, что не понял материал», «учитель занижает оценки». Также вызывает гнев учеников грубость учителей (38%), плохое настроение, срываемое на школьниках («нервных людей нельзя пускать на работу в школу»); «когда учитель доделывает на уроке макияж, а на нас срывает злобу»; «очень быстро говорит и злится от того, что его не понимают» (10%), «выделение любимчиков» (15%), когда задерживают на перемене (23%), обзываются, много задают на дом («ученик тоже человек, а не робот для приготовления уроков») (37%); лезут в личную жизнь («следят за нами, а потом «стучат» родителям, что мы выбираем не тех друзей») (30%); «сплетничают, «навешивают» ярлыки на тех, кого не любят и делают «козлом отпущения», а любимчикам и подлизам всё сходит с рук» (20%); не верят, когда говоришь правду (15%), когда учитель во время разговора заставляет смотреть в глаза (7%).
Портрет идеального учителя получился разносторонним. Идеальный учитель должен быть; понимающим (75%); уважающим своих учеников (53%); внимательным, готовым оказать помощь, поддержать в трудную минуту (35%); справедливым в требованиях (80%) - «не орать на своих учеников», «наказывать тех, кто мешает другим на уроке», «интеллигентным, образованным» (45%); умеющим доступно излагать материал (49%); быть сдержанным, тактичным; не лезть в личную жизнь детей; умеющим найти с учениками общий язык (19%); быть авторитетом, примером для школьников, но не ставить целью следить за ними; с ним (учителем) можно поделиться радостью или рассказать о неприятностях и быть уверенным, что об этом не узнает вся школа (10%); красивым, добрым (23%); обладать чувством юмора (40%); не говорить плохо об окружающих его людях; не опаздывать на уроки. Были и такие ответы, как: «Это моя первая учительница», «В нашей школе только два таких учителя», «Идеальных учителей нет» (10%).
Самый сильный гнев учеников в поведении учителя вызывает...
Самая наболевшая и застарелая обида - это несправедливое оценивание учеников (80%): «двойки ни за что», «два за то, что не понял материал», «учитель занижает оценки». Также вызывает гнев учеников грубость учителей (38%), плохое настроение, срываемое на школьниках («нервных людей нельзя пускать на работу в школу»); «когда учитель доделывает на уроке макияж, а на нас срывает злобу»; «очень быстро говорит и злится от того, что его не понимают» (10%), «выделение любимчиков» (15%), когда задерживают на перемене (23%), обзываются, много задают на дом («ученик тоже человек, а не робот для приготовления уроков») (37%); лезут в личную жизнь («следят за нами, а потом «стучат» родителям, что мы выбираем не тех друзей») (30%); «сплетничают, «навешивают» ярлыки на тех, кого не любят и делают «козлом отпущения», а любимчикам и подлизам всё сходит с рук» (20%); не верят, когда говоришь правду (15%), когда учитель во время разговора заставляет смотреть в глаза (7%).
Однажды на уроке учитель сказал...
Все варианты завершения испытуемыми данного предложения условно можно разделить на три категории. Первая категория, куда мы отнесли варианты ответов, связанные с так называемыми «учительскими ляпами», вызывающими у школьников улыбку. Например: «Вытирайте доску мокрой тряпкой, я сижу в мелу, как новогодняя елка»; «Дура я, вам, что ли»; «Нечего раздумывать - идет контрольная»; «Кто за то, чтобы я была учителем, а кто - против?!».
Вторая категория ответов, в рамках которых педагогическая речь вызывает не столько улыбку, сколько недоумение или досаду. Например: «Мы не фашисты, а укольчик поставим»; «Вы одноклеточные амёбы, которые не умеют себя вести» (учитель биологии); «Художник от слова «худо»; «От десятого класса плохо пахнет»; «Заедрит твоё пробирку. Водородо-хлоро-мать»; «У меня нет врагов, но если они появляются...»; «Ты не умный, дневник на стол, два!».
Третья категория ответов испытуемых по поводу педагогической речи - это высказывания агрессивно-враждебной, умаляющей личностное достоинство учащихся направленности, недопустимые ни с точки зрения педагогической этики, ни с позиций межличностного (диалогического) общения. В частности, это ответы: «Вы - тормоза перестройки»; «Больные идиоты, обломаетесь на оценках»; «Я позабочусь, чтобы одним дебилом в школе стало меньше»; «Я буду мстить, и месть моя будет кровавой»; «Ты учишься хуже всех, хуже тебя человека найти нельзя»; «Учитель обругал меня матом».
Все варианты завершения испытуемыми данного предложения условно можно разделить на три категории. Первая категория, куда мы отнесли варианты ответов, связанные с так называемыми «учительскими ляпами», вызывающими у школьников улыбку. Например: «Вытирайте доску мокрой тряпкой, я сижу в мелу, как новогодняя елка»; «Дура я, вам, что ли»; «Нечего раздумывать - идет контрольная»; «Кто за то, чтобы я была учителем, а кто - против?!».
Вторая категория ответов, в рамках которых педагогическая речь вызывает не столько улыбку, сколько недоумение или досаду. Например: «Мы не фашисты, а укольчик поставим»; «Вы одноклеточные амёбы, которые не умеют себя вести» (учитель биологии); «Художник от слова «худо»; «От десятого класса плохо пахнет»; «Заедрит твоё пробирку. Водородо-хлоро-мать»; «У меня нет врагов, но если они появляются...»; «Ты не умный, дневник на стол, два!».
Третья категория ответов испытуемых по поводу педагогической речи - это высказывания агрессивно-враждебной, умаляющей личностное достоинство учащихся направленности, недопустимые ни с точки зрения педагогической этики, ни с позиций межличностного (диалогического) общения. В частности, это ответы: «Вы - тормоза перестройки»; «Больные идиоты, обломаетесь на оценках»; «Я позабочусь, чтобы одним дебилом в школе стало меньше»; «Я буду мстить, и месть моя будет кровавой»; «Ты учишься хуже всех, хуже тебя человека найти нельзя»; «Учитель обругал меня матом».
Учитель никогда не должен...
Учащиеся единодушны во мнении о том, что педагог не имеет права «поднимать руку на учеников»; «бросить мелом, линейкой или тряпкой в учащихся»; «оскорблять их, особенно при всем классе, словами, типа: «Ты тупоголовый баран, будешь соображать?»; «орать так, что стекла в классе звенят»; «доводить ребенка до слез»; «говорить обидные слова»; «опаздывать на урок»; «забывать давать на дом задание»; «задерживать класс на перемену»; «угрожать, показывать своё плохое настроение»; «унижать при всех, как бы плохо ученик не учился, а затем в коридоре один на один извиняться, боясь, что ученик расскажет родителям»; «быть двуличным, называя при директоре учеников «детки мои», а без него «вот уроды, навязались на мою голову»; «ставить в журнале двойку по предмету из-за поведения, или единицу за пропуски»; «не гонять за внешний вид, ведь для подростка это способ самовыражения»; «не попрекать обеспеченностью родителей»; «не оскорблять родителей учеников: «Яблоко от яблони...» или «От осинки не родятся апельсинки».
По мнению испытуемых, учитель не должен быть эгоистом, не должен ненавидеть ученика, а также нарушать устав школы и права учащихся.
Следует отметить, что далеко не всем педагогам свойствен подобный стиль взаимоотношений с учащимися и, соответственно, не все учащиеся негативно настроены по отношению к своим учителям. Значительная доля учащихся уважает, ценит и искренне любит своих учителей за их вдохновенный, творческий груд, заботу об учениках, честное и справедливое отношение к ним.
Подводя краткие итоги, можно отметить, что каждому ученику свойственен субъективный образ идеального учителя, представление о том, что должен и чего не должен делать педагог. Тем не менее, обобщенное представление испытуемых об идеальном учителе неизменно включает в его образ такие черты, как: внимательность, эрудиция, доброта, тактичность, понимание, справедливость, искренность, любовь к детям.
Одним из критериев «идеального учителя» они видят педагога, который умеет работать не только с гениями, но и с «не совсем гениями», а главное учитель должен учить детей с желанием. Один из учащихся написал: «Учителя нужны для того, чтобы остались светлые воспоминания о школе». На этой оптимистической ноте мы и завершим представление результатов исследования об образе идеального учителя:
Учащиеся единодушны во мнении о том, что педагог не имеет права «поднимать руку на учеников»; «бросить мелом, линейкой или тряпкой в учащихся»; «оскорблять их, особенно при всем классе, словами, типа: «Ты тупоголовый баран, будешь соображать?»; «орать так, что стекла в классе звенят»; «доводить ребенка до слез»; «говорить обидные слова»; «опаздывать на урок»; «забывать давать на дом задание»; «задерживать класс на перемену»; «угрожать, показывать своё плохое настроение»; «унижать при всех, как бы плохо ученик не учился, а затем в коридоре один на один извиняться, боясь, что ученик расскажет родителям»; «быть двуличным, называя при директоре учеников «детки мои», а без него «вот уроды, навязались на мою голову»; «ставить в журнале двойку по предмету из-за поведения, или единицу за пропуски»; «не гонять за внешний вид, ведь для подростка это способ самовыражения»; «не попрекать обеспеченностью родителей»; «не оскорблять родителей учеников: «Яблоко от яблони...» или «От осинки не родятся апельсинки».
По мнению испытуемых, учитель не должен быть эгоистом, не должен ненавидеть ученика, а также нарушать устав школы и права учащихся.
Следует отметить, что далеко не всем педагогам свойствен подобный стиль взаимоотношений с учащимися и, соответственно, не все учащиеся негативно настроены по отношению к своим учителям. Значительная доля учащихся уважает, ценит и искренне любит своих учителей за их вдохновенный, творческий груд, заботу об учениках, честное и справедливое отношение к ним.
Подводя краткие итоги, можно отметить, что каждому ученику свойственен субъективный образ идеального учителя, представление о том, что должен и чего не должен делать педагог. Тем не менее, обобщенное представление испытуемых об идеальном учителе неизменно включает в его образ такие черты, как: внимательность, эрудиция, доброта, тактичность, понимание, справедливость, искренность, любовь к детям.
Одним из критериев «идеального учителя» они видят педагога, который умеет работать не только с гениями, но и с «не совсем гениями», а главное учитель должен учить детей с желанием. Один из учащихся написал: «Учителя нужны для того, чтобы остались светлые воспоминания о школе». На этой оптимистической ноте мы и завершим представление результатов исследования об образе идеального учителя:
Вершина знаний высока
И к ней ступенек много.
Пусть будет для ученика
Счастливою дорога.
Н.И. Авдонина, Т.Н. Минтиненко, МОУ СОШ № 4, НГПУ