Глебова О.В. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НА УРОКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Мастер-класс

Если мы, уважаемые читатели, обсуждаем с вами названную тему, то, вероятно, мы - люди творческие, заинтересованные в том, чтобы уроков ОО «Технология» в школе не становилось меньше. Ведь эти занятия необходимы ученикам не меньше, чем математика или литература, иностранный язык или история.

Постараюсь показать всю важность предметов ОО «Технология», которую некоторые считают второстепенной. В новом Федеральном базисном учебном плане часов на технологию стало меньше, объясняется это тем, что ученики перегружены, однако,  добавлены часы на изучение учащимися 2-х классов иностранного языка и информатики. Где логика? Благодаря тому, что в технологии существует такой блок, как основы проектирования, расширяется вариативность выбора содержания предмета у учителя и ученика. Учитель и ученик становятся соавторами, находящие удовольствие от общения, сотрудничества, сотворчества.

В нашей гимназии выдерживается преемственность учебно-исследовательской, проектной, научно-исследовательской работы обучающихся.
В младшей школе дети уже касаются  элементов исследовательской деятельности, участвуют в научно-практической конференции (НПК).
С 5-го класса проектной работой, во всяком случае, на уроках технологии охвачены уже все ребята.
К 8-му классу они выполняют уже вполне зрелые, качественные проекты, в чем Вы можете убедиться, посетив нашу выставку. А в 9–11 классах  ребята выполняют научно-исследовательские работы, причём,  межпредметные и надпредметные.

Технологический проект хорош своей практической направленностью, но мы работаем над тем, чтобы и теоретическая часть проекта была основательной и полной. Ребята к 9-му классу имеют солидный навык исследовательской, самостоятельной работы, поэтому они легко берутся и за гуманитарные проекты. Участвуют и побеждают в НПК по разным предметам, как на уровне школы, так и на уровне района, города и  России.
Дети зачастую являются помощниками в педагогической проектной деятельности самого учителя, его соавторами. Например, ученики 8 класса, создав творческий проект панно «Карта Новосибирской области» натолкнули меня на разработку своей программы изучения такой темы в 5 классе как «Лоскутная пластика». Тема рассчитана на 6 учебных часов.  При изучении данной темы  используется метод проектов.   

Первый урок - вводный.
Опережающее задание: Подготовить доклад по истории и развитию лоскутной техники. Иллюстрации изделий  и изделия, выполненные в технике лоскутного шитья.
Знакомство с новым для детей видом рукоделия - лоскутная пластика (устные выступления учеников, оформление выставки).
Знакомство с применяемыми материалами;
Знакомство с технологией рукоделия;
ТБ и организация рабочего места;
Ознакомление детей с этапами проектирования, критериями оценки проекта.
Второй урок – моделирование и конструирование сувенира, выполненного в лоскутной технике.
Учитель: 
Предлагает ученикам разбиться по их желанию на пары (малые группы) для дальнейшей работы.
Выдаёт каждой группе карточку с описанием одного из районов НСО (случайным методом).
Даёт задание, суть которого проанализировать текст с характеристикой района и придумать сувенир – символ для данного  географического места.
Далее дети выполняют эскизы задуманного сувенира – символа , разрабатывают шаблоны – выкройки для него и подбирают материалы.
Третий урок – технология изготовления изделия. Учитель знакомит детей с приёмами соединения деталей лоскутной мозаики, правилами составления технологической карты и карты – проекта. Ученики составляют последовательность изготовления своего изделия , технологические карты, оформляют карту - проект.
Четвёртый и пятый уроки – самостоятельное изготовление изделия при помощи составленных технологических карт. Заполнение ведомости самоконтроля и самооценки.
Шестой урок – заключительный. Защита проекта.
 
Фрагмент урока-защиты проекта представляют ученицы 7 класса  Корнова Анна и Марьева Юля.
Здравствуйте! Итак, мы начинаем наше путешествие по родному краю. Перед вами панно,  выполненное в форме карты Новосибирской области. Ученицы восьмого класса сделали его из лоскутков хлопчатобумажной ткани, которые скопились в школе за несколько лет после изготовления девочками различных швейных изделий. Мы видим, что наша область обширна и разбита на 30 районов, каждый выполнен из отдельного лоскутка. Площадь нашей области составляет 178,2 квадратных километров. На её территории могли бы разместиться Греция и Дания вместе взятые! Что же ещё мы здесь видим? Озёра, реки, леса, поля, дороги и ещё много интересного.

Например, наш родной город Новосибирск представлен на карте часовней Святителя Николая Чудотворца. Эта часовня, расположенная в  самом центре Новосибирска, первый раз была построена в 1915 году в честь 300-летия дома Романовых. Ведь покровителем нашего города был сам царь Николай II, имя которого первоначально носил город. Место для часовни выбрали неслучайно. Считалось, что именно в этой точке находится географический центр России. В годы Советской власти часовню разрушили. В её восстановлении принимал участие весь город. Открытие состоялось в 1993 году, когда Новосибирск отмечал своё столетие.
Часовня, как и карта, выполнена в лоскутной технике. Для её изготовления понадобились лоскутки ткани, синтепон, нитки. Лоскутки скреплены между собой на швейной машине строчкой «зигзаг».

Мы сделали паровозик, потому что он является одним из самых важных символов Новосибирской области. Ведь именно железной дороге обязан наш город своим рождением. Более 110 лет назад на месте небольшого села Кривощеково, там, где началось строительство железнодорожного моста через Обь, возник сначала посёлок строителей, а затем город Новониколаевск, позднее переименованный в Новосибирск. Сегодня это крупный промышленный, научный и культурный центр, третий по площади в России после Москвы и Санкт-Петербурга.
Благодаря строительству Великой Транссибирской железнодорожной магистрали возникли и другие города нашей области. Один из них - Барабинск. Он образовался в 90-х годах XIX века. И сегодня это город с ярко выраженной транспортной специализацией: более половины рабочих города заняты на предприятиях, обслуживающих железную дорогу.
При изготовлении паровозика мы использовали лоскутки хлопчатобумажной ткани, ватин, картон, нитки. Детали скреплены между собой ручным швом «потайной». В качестве окон и колёс использованы пуговицы.

В этом году на уроках материаловедения мы изучали текстильные волокна растительного происхождения, к  которым относятся и льняные волокна. Россия всегда славилась льняными полотнами. «Кто посеет лён - пожнёт золото» - гласит старинная русская пословица. Буквально так и ценился русский лён: купец клал на одну чашу весов штуку полотна, а заморский гость золотой слиток. В разных районах Новосибирской области выращивают «голубое золото» - в Болотнинском, Кыштовском. Но мы прикрепили наш снопик к Маслянинскому району потому, что здесь расположен крупнейший завод по переработке льна. И раз уж мы коснулись этого района, то хотелось бы отметить, что его называют Клондайком области, так как это единственный район Новосибирской области, где ведётся добыча золота.
Рельеф района всхолмлённый, сюда заходят отроги Салаирского кряжа, именно на территории этого района (у самой границы с Тогучином) находится высшая отметка области Пихтовый гребень (494 м). Окрестности очень живописны, особенно популярен у туристов маршрут сплава по Берди от  Маслянина до Искитима.

При изготовлении своего изделия мы использовали льняную ткань. Применили прямую машинную строчку для отделки и ручной «потайной» шов для соединения деталей между собой.
Нашу рыбку мы прикрепили к Убинскому району потому, что озеро Убинское ещё в дореволюционные времена славилось рыбой на всю Россию. Знаменитых убинских карасей, выловленных в озере, извозом (ещё до постройки железной дороги) доставляли в Петербург и там, как полагалось по кулинарным правилам, живыми жарили в сметане и подавали к царскому столу. Сегодня на рыбозаводе, одном из крупнейших предприятий района производят копченую, солёную и вяленую рыбу.  Нашу рыбку мы сделали в лоскутной технике из треугольников. Суть этой техники состоит в том, что лоскутки не сшивают между собой, а выкраиваются по шаблону кружки или квадраты, складывают в треугольники, формируют в ряды и закрепляют прямой строчкой на бытовой швейной машине. Края изделия обрабатывают швом « зигзаг» или косой бейкой.

Выполненное нами деревце мы прикрепили на территорию Кыштовского района. Село Кыштовка (6 тыс. чел.) -  старинное сибирское село, возникшее в XVIII веке. Население занималось сельским хозяйством, лесным промыслом, охотой. Это самый отделенный район, территория его покрыта лесом, есть немало уголков, куда не ступала нога человека. Основные предприятия – маслозавод, кирпичный, льнозавод, транспортные, строительные организации, пищекомбинат.
Искитимский район.  Районный центр – город Искитим. Это центр производства строительных материалов. Цементный завод – один из крупнейших в стране. Если годовую продукцию этого предприятия погрузить в вагоны, то получится состав длиной в 600 километров! Это расстояние от Новосибирска до Омска.

Но большинство населения Новосибирской области занято в сельском хозяйстве. Главная специализация области – производство продуктов животноводства – мяса, молока, сыра.
Этого цыпленка, символизирующего сельское хозяйство,  мы поместили на территорию Искитимского района, потому что здесь, в Евсино,  находятся две крупные птицефабрики, обеспечивающие новосибирцев и жителей других городов свежими куриными яйцами и мясом.
Наш парусник, выполненный из ярких лоскутков хлопчатобумажной ткани и пуговиц в качестве иллюминаторов, мы прикрепили в любимом месте отдых новосибирцев в районе города Бердск.  Бердск возник в начале XVIII века как военное поселение Бердский острог, который постепенно превращался в важный торговый центр. Купцы из таежных районов Западной Сибири покупали здесь хлеб, лен, коноплю. Сегодня это второй по численности населения город в Новосибирской области. После строительства Новосибирской ГЭС, часть города оказалась под водой «Обского моря». После чего Бердск и его живописные окрестности стали излюбленным местом отдыха горожан. Здесь находятся базы отдыха, яхт-клубы, оздоровительные детские лагеря. Здесь же  долгое время располагался палаточный лагерь нашей  тогда ещё школы № 79  «Бригантина» В первые выходные дни июля здесь традиционно проходит парусная регата, в которой принимают участие спортсмены из многих городов России и даже из-за рубежа.


В старшем звене девочки посещают уроки технологии по выбору, элективный курс «Дизайн одежды». Этот курс позволяет ученицам заниматься научно–исследовательской деятельностью в интересующей их области.  Иванова Ксения, ученица 10 б класса – финалистка городского конкурса «Ученик года -2006». Постоянная участница и победительница школьных и районных НПК. Одна из активнейших участников создания первого номера школьного журнала «Творческая мастерская». Горьковая Вера, ученица 10 б класса, участница школьной научно–практической конференции. Бэк Линда и Кошелева Наталья, ученицы 11 б – победители районного конкурса творческих проектов школьников 2006, участники городского тура конкурса. 
О.В. Глебова, учитель высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 13, г. Новосибирск