Кирилова Г.И., Волик О.Н. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОНКУРСА КОМПЬЮТЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА
Сегодня профессионально значимые качества личности основываются не столько на критериях объема и полноты конкретного знания, сколько на способности самостоятельно пополнять их, ставить и решать профессиональные задачи, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них. В условиях непрерывно возрастающих возможностей реального доступа к информации из любой страны мира и на любом языке с помощью глобальных систем телекоммуникации, для каждого человека становится необходимым самостоятельно уметь разработать рациональную стратегию поиска необходимой лично ему информации из множества существующих. Человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые ею возможности, т.е. определенный уровень культуры поведения в инфосфере - «глобальной инфраструктуре электронных средств хранения, обработки и передачи информации» (А.П. Ершов). В подобной ситуации резко возросли требования к информационной культуре личности.
В настоящее время общеобразовательная и средняя профессиональная школы обеспечивают лишь компьютерную осведомленность учащихся, в лучшем случае - компьютерную грамотность. Что касается формирования информационной культуры обучаемых, то это будет возможно только после того, как в школах будут созданы организационно-педагогические условия для формирования информационной культуры не только учащихся, но и самих педагогов.
По мнению многих российских ученых и как показывает практика, информационная культура пока является показателем не общей, а профессиональной культуры, но со временем она станет важным фактором развития каждого индивида. Информационная культура - важнейшая часть общего образования человекам быстро меняющемся мире. В области этой новой культуры более ясна необходимость ее формирования, чем способы ее становления и развития.
Учебного времени, отведенного учебным планом образовательного учреждения на изучение той или иной дисциплины, бывает всегда недостаточно, поэтому говорить о возможности формирования информационной культуры учащегося на аудиторных занятиях не приходится. Для этого надо вовлекать учащегося во внеурочную деятельность, направлять эту деятельность на самообучение, саморазвитие, самовоспитание, на формирование своей информационной культуры. Главное же назначение внеурочной деятельности — «выявление и развитие творческих способностей и наклонностей» [1, с. 279] учащейся молодежи в разных отраслях науки и культуры.
Психолого-педагогический анализ существующей практики обучения показал, что в настоящее время недостаточно проработанными являются вопросы организации внеурочной деятельности учащейся молодежи с целью формирования ее информационной культуры. В этой связи выявление педагогических подходов к организации внеурочной деятельности учащихся в области информационных технологий определено как цель нашего исследования.
Существуют научно-педагогические исследования, доказывающие, что различные формы внеурочной деятельности имеют сравнимую, а иногда даже большую, чем традиционные формы обучения эффективность в процессе подготовки будущих специалистов. Внеурочная деятельность помогает систематизировать, обобщить полученные на занятиях знания, развить коммутативные, творческие способности учащихся.
Внеурочная деятельность учащихся может быть организована через массовые формы: кружки, олимпиады, тематические вечера, смотры, конкурсы, экскурсии, походы, соревнования, викторины, газеты, студии, клубы по интересам, музеи, газеты и т.д. Критериями эффективности массовых форм организации внеурочной деятельности «являются количественный охват учащихся, четкость и организованность в процессе проведения, активность учащихся и, главное, достижение образовательно-воспитательных целей» [1, с. 280].
На внеурочных занятиях рекомендуется шире использовать различные формы организации учебной деятельности (работа в малых группах, работа в разновозрастных коллективах и т.п.) и методы обучения (метод проектов, метод не поставленных задач, проблемный метод). Полученное путем самостоятельных микрооткрытий знание будет для обучающихся «живым», обладающим личностным смыслом, эмоционально насыщенным. Очевидно, что такое знание усваивается достаточно прочно. Пассивно полученное знание остается для человека «чужим» и быстро забывается. Ведь не даром в народе говорят: «Что легко достается, легко и теряется» [2].
Десять лет назад в подавляющем большинстве городов и районов страны внеурочная деятельность по информатике проводилась только в виде олимпиады. Олимпиада по информатике, по существу, была олимпиадой по программированию, а программированием, по нашему мнению и по словам А.А. Бабетова [3, с. 17], «...могут заниматься „продвинутые" личности», т.е. один-два учащихся из образовательного учреждения, а возможно, и стольких нет. Но зато тогда было (и сейчас есть) много учащейся молодежи, жадно интересующейся прикладными компьютерными средствами, которая обращается с компьютером на «ты». Эти ребята не получали должной педагогической поддержки в силу недостаточной компетентности учителя или загруженности компьютерного кабинета (или его отсутствия), страдали от неумения самостоятельно найти достойное приложение своих знаний, интересов и энергии. Именно таких детей мы имели в виду, когда обсуждали вопрос об организации внеурочной деятельности учащейся молодежи по информационным технологиям в городе с целью создать условия для реализации их знаний, интересов и энергии, для формирования и развития их информационной культуры. В качестве формы организации внеурочной деятельности мы выбрали конкурс. Почему?
На основе анализа определений термина «конкурс» в различных аспектах профессиональной деятельности человека мы уточнили его определение: конкурс - это соревнование с целью выделить наилучших из числа его участников, при котором организатор конкурса заранее определяет условия проведения конкурса: его цели, содержание и структуру. Ключевое отличие конкурса от других форм проведения соревнования заключается в обязательстве организаторов конкурса продолжить работу с победителями после его завершения. Конкурсная форма позволяет вести работу с участниками и после конкурса, ориентируясь не столько на следующий конкурс, сколько на применение конкурсных проектов участников в практике образовательных учреждений. Это обстоятельство как нельзя лучше отвечало нашим интересам в организации внеурочной деятельности учащейся молодежи.
Целенаправленную деятельность в условиях соревнования мы рассматриваем как конкурсную деятельность. Ввиду осуществления конкурсной деятельности разными субъектами конкурса, различается конкурсная деятельность членов оргкомитета и жюри как организационная деятельность, направленная на достижение эффективности конкурса, и конкурсная деятельность участника как внеурочная деятельность на этапах создания и защиты компьютерных проектов, направленная на формирование его информационной культуры.
Определяя конкурс как форму организации внеурочной деятельности учащейся молодежи, мы опираемся на выделенные учеными сущностные признаки формы организации обучения, частным видом которого является внеурочная деятельность. Основными из них, системообразующими, являются следующие [4, с. 46]: 1) пространственно-временная определенность (режим, место, состав учащихся и учащих); 2) последовательность этапов работы, структура занятия, его композиция; 3) степень самостоятельности учащихся; 4) дидактическая цель занятия.
Обоснуем правомочность отнесения конкурса к форме организации внеурочной деятельности. Конкурс обладает указанными признаками: 1) пространственно-временная определенность - конкурс проводится ежегодно, в марте, по пяти направлениям для учащихся школ, профессиональных училищ и техникумов не старше 17 лет под педагогическим руководством организаторов; 2) последовательность этапов работы - конкурс состоит из последовательных этапов создания, защиты, внедрения проектов и анализа реализованного конкурса; 3) степень самостоятельности учащихся - высокая, конкурс способствует самостоятельной деятельности учащихся в создании и защите конкурсного проекта; 4) дидактическая цель - формирование информационной культуры участников.
При такой трактовке конкурса функции, приоритетные для конкурса компьютерного творчества как формы организации внеурочной деятельности учащейся молодежи заключаются в следующем. Образовательная функция состоит в том, что конкурс, направленный на формирование информационной культуры учащейся молодежи, опыта творческой деятельности, стимулирует самообучение, позитивный интерес к новым знаниям. Развивающая функция конкурса означает, что в процессе конкурсной деятельности происходит развитие конкурсанта во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Воспитательная функция конкурса состоит в том, что в конкурсной деятельности формируются нравственные и этические нормы поведения в информационном обществе, система взглядов на мир, которым управляет информация.
В работах Г.И. Ибрагимова введены интегративная, коммуникативная и управленческая функции формы организации обучения. Эти функции также присущи конкурсу компьютерного творчества как форме организации внеурочной деятельности. Суть интегративной функции конкурса состоит в том, что благодаря форме, цели, содержание, методы и средства обеспечения конкурса обретают признаки системности, поэтому конкурс становится доступным для восприятия как целостная единица взаимодействия субъектов конкурса. Коммуникативная функция конкурса проявляется в организации общения между его субъектами. Конкурс как форма синтезирует знания, носителем которых является окружающая среда, и в концентрированном виде представляет их субъектам, тем самым способствует формированию информационной культуры участников, активному компьютерному творчеству и формированию отношения к нормам и ценностям информационного мира. В этом суть управленческой функции.
Опираясь на приведенные выше критерии эффективности массовых форм организации внеурочной деятельности, мы проанализировали типологию различных конкурсов и пришли к выводу, что конкурс должен быть открытым (в качестве участника может быть представлен любой индивид или группа индивидов), без предварительного отбора участников, регулярным, одноэтапным (доделка конкурсных проектов запрещается) и иметь дидактическую цель.
При проектировании конкурса должна быть разработана, выдвинута цель, которая является нужной, выгодной организаторам конкурса, и такое содержание конкурса, которое бы обеспечило сильную внешнюю и внутреннюю мотивацию участника, позволяющую ему достичь поставленной им перед собой цели.
В рамках принятой в системе образования личностно-ориентированной парадигмы актуальным является такой подход к целеобразованию, при котором личность сама, под действием внутренних мотивов, выстраивает систему своих образовательных целей как часть своего внутреннего мира. В этом случае целью функционирования конкурса должно стать обеспечение становления и развития у участника определенного способа мышления, способствующего получению и производству новых знаний, вооружения его навыками саморазвития, поскольку процессы социализации и инкультурации личности становятся непрерывными, продолжающимися в течение всей жизни человека.
В конкурсе, рассматриваемом в нашей статье, целью организаторов является формирование творческого компонента информационной культуры учащейся молодежи. Анализ содержания понятия информационная культура позволил выделить ее творческий компонент. Совокупность следующих аспектов рассматривается нами как творческий компонент информационной культуры:
мотивационно-ценностная составляющая: интерес к достижениям компьютерного творчества; интерес к творческим постановкам прикладных задач; интерес к конкурсной деятельности;
когнитивная составляющая: умение получать новые знания на основе имеющихся; умение самостоятельно ставить и решать информационные, творческие задачи, основанные на нетиповых алгоритмах; умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку;
деятелъностная составляющая: самостоятельное решение прикладных задач, связанных с производством, поиском, обработкой, хранением и передачей информации; творческое использование информационного опыта других, представление и защита своего творческого проекта; сотрудничество и сотворчество.
Содержанием описываемого конкурса является компьютерное творчество, а именно: а) формирование мотивов информационного творчества на получение результата творчества - проекта, б) знания об объекте творчества -информации, в) владение инструментом творчества - компьютером.
Мы опираемся на мнения ученых и понимаем творчество как деятельность, состоящую в создании существенно нового, в результате которой изменяется не только объект творчества, но и субъект творчества - человек [5]. Компьютерное творчество - вид творческой деятельности человека, осуществляемой посредством компьютера.
В качестве объекта творчества рассматривается информация, а инструментом творчества, преобразующим объект в нечто новое, служат компьютерные средства.
Анализируя объект и инструмент компьютерного творчества, учитывая тенденции развития новых информационных технологий, опираясь на собственный опыт овладения новыми программно-инструментальными средствами, мы выделяем ряд специфических отличий компьютерного творчества от других видов творчества:
1. Информационный характер компьютерного творчества. Объект творчества - информация, т.е. то, что на сегодня не имеет точного определения.
2. Непрерывно-обновляемый характер компьютерного творчества. Инструмент творчества - компьютерные средства, которые стремительно развиваются и заставляют человека постоянно обновлять свои знания, умения, навыки работы на компьютере, потому что творчество рождается только на основе того, что человек хорошо знает или хорошо умеет делать.
3. Прикладной характер результата компьютерного творчества. Результатом компьютерного творчества является завершенный компьютерный проект, раскрывающий конкретную проблему учебной или профессиональной направленности.
Дидактический потенциал конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи как формы организации внеурочной деятельности обусловлен значимостью конкурса и конкурсной деятельности в условиях современного рынка труда, позитивной ролью компьютерного творчества в самоутверждении учащейся молодежи, адекватностью конкурсной деятельности целям формирования творческого компонента информационной культуры участников.
Рассматривая функции конкурса компьютерного творчества как формы организации внеурочной деятельности учащейся молодежи, направленной на формирование ее информационной культуры, мы выделили интегративную функцию конкурса. Ее суть состоит в том, что благодаря форме организации, цели, содержание, методы и средства обеспечения конкурса обретают признаки системности, поэтому конкурс становится доступным для восприятия как целостная единица взаимодействия субъектов конкурса. Это делает правомочным применение системного подхода к проектированию конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи.
С позиций системного подхода конкурс компьютерного творчества проектируется как педагогическая система. Раскроем структурные элементы конкурса в соответствии со структурой педагогической системы, предложенной В.П. Беспалько [6]. Каждый элемент конкурса как педагогической системы детализируется в рамках обеспечения принципа динамизации, предложенного в работах Г.И. Кириловой [7].
Педагогическая система является подсистемой более крупной организованной целостности - социума - и испытывает на себе его влияние через «социальный заказ». Специфические проявления социального заказа в информационном обществе связаны с динамичностью его развития и заключаются в возрастающей потребности общества в творческих специалистах, обладающих высоким уровнем информационной культуры.
Оптимальность конструкции педагогической системы зависит от степени и качества разработанности всех элементов педагогической системы соответственно социальному заказу и в способах реализации системы.
Раскрытие каждого элемента педагогической системы в виде однозначных и воспроизводимых описаний их сущности, диагностируемых признаков и характера связей между ними выступает как проектирование системы.
При проектировании педагогической системы особенно важно выделить ее элементы: «Цели», «Содержание», «Дидактические процессы», «Методы», «Организационные формы», «Средства». Их описание дает представление о сущности и возможностях системы.
Схема или последовательность шагов в проектировании педагогической системы определяется общей структурой системы: 1) определяются и подробно описываются цели функционирования педагогической системы; при этом на описание целей накладывается жесткое требование: диагностичность, т.е. определенность, измеримость, воспроизводимость всех параметров цели; 2) описание содержания; отбор содержания осуществляется в соответствии с целями; 3) выбор и разработка дидактических процессов; 4) обоснование методов; 5) определение организационных форм; 6) выделение средств обеспечения.
Опираясь на теоретические положения, высказанные В.П. Беспалько [8], мы построили иерархию целей субъектов конкурса компьютерного творчества как педагогической системы. Общая цель конкурса и его организаторов отражает социальный заказ и связана с формированием творческого компонента информационной культуры участника как гаранта конкурентоспособности специалиста в динамичном информационном обществе. Цель образовательного учреждения заключается в воспитании учащихся креативной направленности, в достижениях ученического коллектива, повышающих рейтинг учебного заведения. Цель педагога заключается в обогащении и обновлении учебной программы через содержание конкурсного проекта. Цель участника заключается в удовлетворении мотивационно-ценностных и познавательных потребностей, овладении новым компьютерным средством, в поиске единомышленников.
Следовательно, можно сформулировать требование к проектированию целей конкурса компьютерного творчества: для достижения целей субъектов конкурса они должны быть иерархически связаны с общей целью конкурса, и обосновать организационно-педагогическое условие, связанное с проектированием целей конкурса и заключающееся в учете изменяющихся целей личности, учебного заведения, общества на основе принципа динамизации. Принцип динамизации раскрывается в управлении формированием творческого компонента информационной культуры учащейся молодежи с позиции активных информационных ресурсов и информационных потребностей общества, при этом творческий опыт предыдущих конкурсантов учитывается участниками конкурса.
Организационно-педагогическое условие, связанное с проектированием содержания конкурса компьютерного творчества, заключается в проектировании содержания конкурса в соответствии с общей конкурсной целью и на основе принципа динамизации.
Содержанием конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи как педагогической системы являются: а) мотивы реализации компьютерного проекта и ведущие ценности, входящие в состав информационной культуры; б) знания об объекте творчества - информации, в) владение инструментом творчества - компьютером. Разнообразие компьютерных программ, инструментов творчества, вызывает затруднения в определении содержания конкурса и в выборе победителя. Поэтому при проектировании содержания конкурса мы опираемся на мнение Д.Б. Богоявленской о необходимости сужения «креативного поля», пространства творческих решений, которое могут использовать участники для создания конкурсных проектов.
Выбор динамичного содержания конкурса осуществляется с позиции оптимального обновления, обеспечивающего формирование творческого компонента информационной культуры участников, и на основе принципа динамизации. Сужение «креативного поля» в конкурсе осуществляется путем ограничений, накладываемых на используемые для творческого проекта компьютерные программы (инструменты творчества) или на виды информации (объекты творчества) или на программы и на виды информации (инструменты и объекты творчества).
С позиции обеспечения единства стабильности и динамичности формирования творческого компонента информационной культуры выдвинуты и экспериментально проверены требования к проектированию содержания конкурса, заключающиеся в новизне, доступности, распространенности и универсальности инструментов и объектов компьютерного творчества. Выдвинутые требования выделяют общее основание для сравнения конкурсных проектов, которое позволяет построить адекватные критерии оценки сформированности творческого компонента информационной культуры и результата компьютерного творчества.
Проектирование структуры конкурса компьютерного творчества как педагогической системы определяется проектированием дидактических процессов, протекающих в педагогической системе. Под дидактическим процессом понимается (П.И. Пидкасистый) мотивация, деятельность обучаемого субъекта и управляющая деятельность обучающего субъекта системы.
Применительно к конкурсу компьютерного творчества методом экспертных оценок выявлены факторы повышения мотивации учащейся молодежи к конкурсной деятельности в порядке их реализации в конкурсе как педагогической системе, отмеченные 75% опрошенных: 1) разнообразные направления конкурсной деятельности, обусловленные организационно-педагогическим условием проектирования содержания конкурса; 2) предоставление самостоятельности в выборе темы конкурсного проекта; 3) возможность участия в обсуждении конкурсного проекта соперника;
4) проведение оценки конкурсных проектов с помощью квалифицированного жюри, пользующегося уважением участников, и другие.
При проектировании конкурса как педагогической системы на основе наблюдений за деятельностью участников, разрабатывающих конкурсные проекты, выявлено, что их деятельность заключается в самостоятельном выборе темы проекта, которая отвечает их интересам и потребностям; в самостоятельной постановке проблемы; в поиске и овладении новыми знаниями и умениями, востребованными в динамичном информационном обществе и необходимыми для выполнения проекта; в разработке алгоритма решения формализованной задачи; в выборе средств решения в соответствии с заданными в содержании конкурса инструментами творчества; в адекватной самооценке разработанного проекта; в умении защитить свою работу перед жюри; в проявлении толерантности к соперникам.
Управляющая деятельность оргкомитета, жюри конкурса и педагогов, готовящих участников к конкурсу, проектируется в разработке целей конкурса в соответствии с социальным заказом общества, определении содержания конкурса с учетом динамичности информационного общества, выработке процедуры проведения конкурса, разработке критериев оценки конкурсных работ, оповещении участников конкурса, организации реализации конкурса, просмотре конкурсных работ и их адекватной оценке, организации «обратной связи» с участниками, анализе представленных конкурсных работ, конкурса в целом, разработке и подготовке необходимых нормативных документов конкурса, организации финансового обеспечения конкурса, консультативной помощи на этапах постановки и выполнения проекта.
Общим основанием для выбора метода организации конкурсной деятельности является ориентация на творческую самостоятельность участников конкурса. Опытная работа позволила выделить наиболее эффективные методы, соответствующие таким этапам конкурса, как выбор темы и постановка конкурсной задачи, создание и защита проекта. Для этапа выбора темы и формулировки конкурсного задания эффективен проблемный метод, для создания конкурсной работы - метод проектов, а для этапа защиты проекта - метод дискуссии.
При проектировании организационных форм конкурса компьютерного творчества как педагогической системы требуется конкретизировать параметры процесса проведения конкурса, которые обеспечивают наиболее полное соответствие целям и содержанию конкурса. Мы выявили, что наилучшим решением для этого являются независимые, как во времени, так и по содержанию, туры-номинации конкурса. Анализ практики показал, что учащаяся молодежь часто владеет не только одним, а несколькими компьютерными средствами. Содержание каждого тура-номинации обуславливается конкретной информационной технологией, актуальной в данный момент и предложенной в качестве инструмента творчества. Возможность выбора компьютерного средства позволяет учитывать динамику информационных процессов в обществе - устаревшее компьютерное средство заменяется новым. Все туры-номинации объединены одной целью - формированием творческого компонента информационной культуры участников. Организационная структура всех туров-номинаций инвариантна и включает в себя: а) единообразный механизм внешней и внутренней мотивации (заблаговременно оглашаются призовой фонд и социальные выгоды для победителей конкурса, одинаковые по всем номинациям, выбираемым участниками самостоятельно на основе своих предпочтений), б) все номинации характеризуются схожим соотношением прикладного и теоретического знания, в) номинации предполагают сопоставимые сроки и сложность возможных конкурсных проектов.
Последний элемент конкурса компьютерного творчества - средства обеспечения конкурса. Они определяют условия функционирования конкурса: нормативно-документальные, материально-технические, финансовые, организационные, рекламные. Материально-технические средства более всех других подвержены влиянию динамичности информационного общества.
Все вышеизложенные рассуждения позволяют сформулировать еще одно организационно-педагогическое условие проектирования конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи, заключающееся в системном проектировании структуры конкурса на основе принципа динамизации.
Требование к обеспечению названного организационно-педагогического условия: методы, формы, средства обеспечения конкурса, в рамках которых осуществляется организационная деятельность управляющих субъектов конкурса, должны быть направлены на стимулирование и адекватную оценку творческой конкурсной деятельности участников.
Реализация конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи состоит из следующих этапов: создания, защиты, внедрения конкурсных проектов, анализа реализованных конкурсов.
На этапе создания конкурсного проекта участник осуществляет два вида деятельности: самодеятельность (самообучение, саморазвитие, самовоспитание) и совместную с педагогом творческую деятельность. Самостоятельно участник выбирает компьютерные инструменты для работы, ориентируясь на свою подготовку, изучает новые необходимые компьютерные средства, собирает и вводит в компьютер отобранное содержание, определяет «узкие» места в своей подготовке, выбирает художественное оформление будущего проекта.
Нами выявлены приоритетные виды работ, выполняемые в сотворчестве участником и его педагогом: выбор темы, степень раскрытия темы (отбор содержания), разрешение сложных компьютерных проблем, правомерность художественного оформления, связь с другими педагогами или специалистами, и др.
В исследовании описан опыт творческого обобщения педагогом творческих проектов своих учеников, т.е. педагог осуществляет два вида деятельности: управляющую деятельность в рамках сотворчества с учениками на этапе создания проекта и конкурсную деятельность на этапе защиты проекта (пятый тур-номинация).
Поэтому организационно-педагогическим условием реализации конкурса компьютерного творчества является обеспечение сотворчества в качестве ведущей формы взаимодействия субъектов конкурса на этапе создания конкурсных проектов. Требование, обеспечивающее названное организационно-педагогическое условие реализации конкурса, заключается в разработке и внедрении оргкомитетом программы мероприятий по пропаганде идей сотворчества и сотрудничества на этапе создания конкурсных проектов.
В качестве приоритетных средств социализации участников конкурса, специфичных для конкурса как педагогической системы, мы рассматриваем: этап защиты конкурсного творческого проекта; этап внедрения конкурсных проектов в практику образовательных учреждений; популяризацию идей конкурса среди широких слоев общества.
На этапе защиты участник конкурса выступает в двух ролях: а) он защищает свой конкурсный проект, б) он принимает участие в обсуждении творческого проекта соперника.
В первом случае участник сталкивается с необходимостью устно, кратко и емко, представить созданный проект, достойно выступить перед незнакомой аудиторией, адекватно ответить на задаваемые вопросы, письменно изложить результаты своего труда в сопроводительных к проекту материалах, сделать краткое резюме о себе и своем проекте. Названные умения относятся к общеучебным и могут быть востребованы в учебной или профессиональной деятельности. Если участник не может продемонстрировать достойную защиту своего проекта, то он имеет возможность научиться этому у других участников.
Обсуждая конкурсный проект соперника, участник знакомится с новыми, оригинальными, неожиданными подходами к решению известных задач, учится выделять главное в незнакомой работе, задавать корректные вопросы, обосновывать свою точку прения и считаться с чужим мнением.
В целом, на этапе защиты конкурсных проектов участники учатся адекватной самооценке, осознанию перспектив будущей жизни, развивают социальные умения и навыки, повышают устойчивость к физическим и нервным нагрузкам, находят единомышленников и расширяют круг общения, формируют образ собственного Я как активного субъекта деятельности.
Защищая собственный конкурсный проект и участвуя в обсуждении проекта соперника, внедряя свой проект в практику образовательных учреждений, участник приобретает новые ценности, знания и опыт. Эти ценности, знания и опыт становятся достоянием присутствующих, т.е. влияют на социализацию остальных субъектов конкурса. Наиболее значимые составляющие информационной культуры субъектов постепенно включаются в состав информационной культуры социума. Таким образом, осуществляется взаимодействие субъектов конкурса на уровне формирования творческого компонента информационной культуры не только личности, но и социума.
На закрытии конкурса жюри делает полный подробный анализ конкурсных туров в отдельности, награждаются победители, демонстрируются лучшие конкурсные работы, что позволяет увидеть весь конкурс целиком и способствует социализации участников и формированию мотивации учащейся молодежи на разработку творческих конкурсных проектов и участие в конкурсе в будущем. Организационно-педагогическим условием реализации конкурса как педагогической системы является обеспечение социализации участника в социуме с позиции перехода взаимодействия субъектов на новый уровень на этапах защиты и внедрения проектов. В работе обосновано требование, обеспечивающее названное организационно-педагогическое условие реализации конкурса и заключающееся в разработке и внедрении оргкомитетом конкурса программы социализации участников, пропаганды достижений конкурса на этапах защиты и внедрения конкурсных проектов.
Важное значение для увеличения эффективности конкурса приобретает взаимодействие субъектов конкурса не только в конкурсный период (один месяц - этап защиты проектов), но и в межконкурсный период (10 месяцев - этапы создания, внедрения проектов и анализа реализованного конкурса). В это время осуществляются программы мероприятий оргкомитета, направленные на популяризацию идей и достижений конкурса.
На этапе анализа процесса формирования творческого компонента информационной культуры участников осуществляется оценка количественных и качественных результатов всех этапов прошедшего конкурса. Обобщенный результат конкурса включает в себя результат этапа создания (число и результативность учебно-методических мероприятий, направленных на подготовку участников и их педагогов к конкурсной деятельности), результат этапа защиты (число и качество представленных на конкурс проектов, процесс защиты, анкетирование участников и гостей), результат этапа внедрения (число внедренных проектов, число проектов, заинтересовавших образовательные учреждения, заказы на разработку новых проектов и др.)- Такой всесторонний анализ результата прошедшего конкурса позволяет проектировать следующий с учетом его выводов, т.е. обеспечивает развитие конкурса как педагогической системы с позиции взаимодействия субъектов во времени с ориентацией на ряд реализованных конкурсов. Это еще одно организационно-педагогическое условие реализации конкурса компьютерного творчества. А требование, обеспечивающее названное условие, заключается в наличии у подавляющего большинства членов оргкомитета стажа конкурсной деятельности не менее трех лет для осуществления аналитической и внедренческой деятельностей в межконкурсный период.
Экспериментальной базой исследования служил ежегодный конкурс компьютерного творчества «USER» (1996-2005 гг.), проводившийся в г. Набережные Челны (см. Положение о конкурсе «Форт Диалог. USER-2005» www.inpo.chelny.info в разделе Деятельность-Конкурсы).
Для каждого конкурсного тура-номинации формировалась отдельная группа экспертов (в терминологии конкурса - жюри) из пяти членов при учете их профессиональной направленности и компьютерного средства, используемого в качестве инструмента творчества в соответствующем конкурсном туре.
Критерии для отбора членов жюри: для педагогов - педагогический стаж, стаж работы с компьютерными средствами; для специалистов - опыт работы программистом, опыт творческой работы; для всех членов жюри - креативность, толерантность, активное отношение к внедрению информационных технологий в образование; опыт оценочной деятельности.
Экспериментальная проверка эффективности конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи свидетельствует о результативном формировании творческого компонента информационной культуры учащихся при вовлечении их в конкурсную деятельность, детерминированную исследованными организационно-педагогическими условиями.
Всесторонний теоретический анализ и экспериментальная проверка теоретических выводов позволили определить место и роль конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи в образовательном процессе как формы внеурочной деятельности«учащихся.
В традиционной дидактике (по В.А. Сластенину) конкурсы рассматриваются как вспомогательная форма организации образовательного процесса эпизодического действия. В исследовании доказано, что при выполнении выявленных организационно-педагогических условий проектирования и реализации конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи он становится вспомогательной формой постоянного действия и оказывает влияние на основную форму - урок - и на другие формы организации образовательного процесса. Влияние конкурса на урок проявляется в том, что конкурсные задания, выполняемые участниками, т.е. некоторыми, хорошо подготовленными, учащимися, через два-три года решаются всеми учащимися в классе. Это обусловлено организационно-педагогическими условиями проектирования и реализации конкурса, спецификой компьютерного творчества.
Подводя итог исследования проектирования и реализации конкурса компьютерного творчества, можно выдвинуть концептуальную перспективную идею о возможности обеспечения активной самостоятельной образовательной деятельности учащейся молодежи, успешность которой связана с переходом от потребительского отношения к информации к созидательному. Реализация этой идеи подразумевает вовлечение молодежи в системно спроектированную на основе принципа динамизации и системно реализованную инновационную образовательную среду, в которой ведущей деятельностью является конкурсная.
В настоящее время общеобразовательная и средняя профессиональная школы обеспечивают лишь компьютерную осведомленность учащихся, в лучшем случае - компьютерную грамотность. Что касается формирования информационной культуры обучаемых, то это будет возможно только после того, как в школах будут созданы организационно-педагогические условия для формирования информационной культуры не только учащихся, но и самих педагогов.
По мнению многих российских ученых и как показывает практика, информационная культура пока является показателем не общей, а профессиональной культуры, но со временем она станет важным фактором развития каждого индивида. Информационная культура - важнейшая часть общего образования человекам быстро меняющемся мире. В области этой новой культуры более ясна необходимость ее формирования, чем способы ее становления и развития.
Учебного времени, отведенного учебным планом образовательного учреждения на изучение той или иной дисциплины, бывает всегда недостаточно, поэтому говорить о возможности формирования информационной культуры учащегося на аудиторных занятиях не приходится. Для этого надо вовлекать учащегося во внеурочную деятельность, направлять эту деятельность на самообучение, саморазвитие, самовоспитание, на формирование своей информационной культуры. Главное же назначение внеурочной деятельности — «выявление и развитие творческих способностей и наклонностей» [1, с. 279] учащейся молодежи в разных отраслях науки и культуры.
Психолого-педагогический анализ существующей практики обучения показал, что в настоящее время недостаточно проработанными являются вопросы организации внеурочной деятельности учащейся молодежи с целью формирования ее информационной культуры. В этой связи выявление педагогических подходов к организации внеурочной деятельности учащихся в области информационных технологий определено как цель нашего исследования.
Существуют научно-педагогические исследования, доказывающие, что различные формы внеурочной деятельности имеют сравнимую, а иногда даже большую, чем традиционные формы обучения эффективность в процессе подготовки будущих специалистов. Внеурочная деятельность помогает систематизировать, обобщить полученные на занятиях знания, развить коммутативные, творческие способности учащихся.
Внеурочная деятельность учащихся может быть организована через массовые формы: кружки, олимпиады, тематические вечера, смотры, конкурсы, экскурсии, походы, соревнования, викторины, газеты, студии, клубы по интересам, музеи, газеты и т.д. Критериями эффективности массовых форм организации внеурочной деятельности «являются количественный охват учащихся, четкость и организованность в процессе проведения, активность учащихся и, главное, достижение образовательно-воспитательных целей» [1, с. 280].
На внеурочных занятиях рекомендуется шире использовать различные формы организации учебной деятельности (работа в малых группах, работа в разновозрастных коллективах и т.п.) и методы обучения (метод проектов, метод не поставленных задач, проблемный метод). Полученное путем самостоятельных микрооткрытий знание будет для обучающихся «живым», обладающим личностным смыслом, эмоционально насыщенным. Очевидно, что такое знание усваивается достаточно прочно. Пассивно полученное знание остается для человека «чужим» и быстро забывается. Ведь не даром в народе говорят: «Что легко достается, легко и теряется» [2].
Десять лет назад в подавляющем большинстве городов и районов страны внеурочная деятельность по информатике проводилась только в виде олимпиады. Олимпиада по информатике, по существу, была олимпиадой по программированию, а программированием, по нашему мнению и по словам А.А. Бабетова [3, с. 17], «...могут заниматься „продвинутые" личности», т.е. один-два учащихся из образовательного учреждения, а возможно, и стольких нет. Но зато тогда было (и сейчас есть) много учащейся молодежи, жадно интересующейся прикладными компьютерными средствами, которая обращается с компьютером на «ты». Эти ребята не получали должной педагогической поддержки в силу недостаточной компетентности учителя или загруженности компьютерного кабинета (или его отсутствия), страдали от неумения самостоятельно найти достойное приложение своих знаний, интересов и энергии. Именно таких детей мы имели в виду, когда обсуждали вопрос об организации внеурочной деятельности учащейся молодежи по информационным технологиям в городе с целью создать условия для реализации их знаний, интересов и энергии, для формирования и развития их информационной культуры. В качестве формы организации внеурочной деятельности мы выбрали конкурс. Почему?
На основе анализа определений термина «конкурс» в различных аспектах профессиональной деятельности человека мы уточнили его определение: конкурс - это соревнование с целью выделить наилучших из числа его участников, при котором организатор конкурса заранее определяет условия проведения конкурса: его цели, содержание и структуру. Ключевое отличие конкурса от других форм проведения соревнования заключается в обязательстве организаторов конкурса продолжить работу с победителями после его завершения. Конкурсная форма позволяет вести работу с участниками и после конкурса, ориентируясь не столько на следующий конкурс, сколько на применение конкурсных проектов участников в практике образовательных учреждений. Это обстоятельство как нельзя лучше отвечало нашим интересам в организации внеурочной деятельности учащейся молодежи.
Целенаправленную деятельность в условиях соревнования мы рассматриваем как конкурсную деятельность. Ввиду осуществления конкурсной деятельности разными субъектами конкурса, различается конкурсная деятельность членов оргкомитета и жюри как организационная деятельность, направленная на достижение эффективности конкурса, и конкурсная деятельность участника как внеурочная деятельность на этапах создания и защиты компьютерных проектов, направленная на формирование его информационной культуры.
Определяя конкурс как форму организации внеурочной деятельности учащейся молодежи, мы опираемся на выделенные учеными сущностные признаки формы организации обучения, частным видом которого является внеурочная деятельность. Основными из них, системообразующими, являются следующие [4, с. 46]: 1) пространственно-временная определенность (режим, место, состав учащихся и учащих); 2) последовательность этапов работы, структура занятия, его композиция; 3) степень самостоятельности учащихся; 4) дидактическая цель занятия.
Обоснуем правомочность отнесения конкурса к форме организации внеурочной деятельности. Конкурс обладает указанными признаками: 1) пространственно-временная определенность - конкурс проводится ежегодно, в марте, по пяти направлениям для учащихся школ, профессиональных училищ и техникумов не старше 17 лет под педагогическим руководством организаторов; 2) последовательность этапов работы - конкурс состоит из последовательных этапов создания, защиты, внедрения проектов и анализа реализованного конкурса; 3) степень самостоятельности учащихся - высокая, конкурс способствует самостоятельной деятельности учащихся в создании и защите конкурсного проекта; 4) дидактическая цель - формирование информационной культуры участников.
При такой трактовке конкурса функции, приоритетные для конкурса компьютерного творчества как формы организации внеурочной деятельности учащейся молодежи заключаются в следующем. Образовательная функция состоит в том, что конкурс, направленный на формирование информационной культуры учащейся молодежи, опыта творческой деятельности, стимулирует самообучение, позитивный интерес к новым знаниям. Развивающая функция конкурса означает, что в процессе конкурсной деятельности происходит развитие конкурсанта во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Воспитательная функция конкурса состоит в том, что в конкурсной деятельности формируются нравственные и этические нормы поведения в информационном обществе, система взглядов на мир, которым управляет информация.
В работах Г.И. Ибрагимова введены интегративная, коммуникативная и управленческая функции формы организации обучения. Эти функции также присущи конкурсу компьютерного творчества как форме организации внеурочной деятельности. Суть интегративной функции конкурса состоит в том, что благодаря форме, цели, содержание, методы и средства обеспечения конкурса обретают признаки системности, поэтому конкурс становится доступным для восприятия как целостная единица взаимодействия субъектов конкурса. Коммуникативная функция конкурса проявляется в организации общения между его субъектами. Конкурс как форма синтезирует знания, носителем которых является окружающая среда, и в концентрированном виде представляет их субъектам, тем самым способствует формированию информационной культуры участников, активному компьютерному творчеству и формированию отношения к нормам и ценностям информационного мира. В этом суть управленческой функции.
Опираясь на приведенные выше критерии эффективности массовых форм организации внеурочной деятельности, мы проанализировали типологию различных конкурсов и пришли к выводу, что конкурс должен быть открытым (в качестве участника может быть представлен любой индивид или группа индивидов), без предварительного отбора участников, регулярным, одноэтапным (доделка конкурсных проектов запрещается) и иметь дидактическую цель.
При проектировании конкурса должна быть разработана, выдвинута цель, которая является нужной, выгодной организаторам конкурса, и такое содержание конкурса, которое бы обеспечило сильную внешнюю и внутреннюю мотивацию участника, позволяющую ему достичь поставленной им перед собой цели.
В рамках принятой в системе образования личностно-ориентированной парадигмы актуальным является такой подход к целеобразованию, при котором личность сама, под действием внутренних мотивов, выстраивает систему своих образовательных целей как часть своего внутреннего мира. В этом случае целью функционирования конкурса должно стать обеспечение становления и развития у участника определенного способа мышления, способствующего получению и производству новых знаний, вооружения его навыками саморазвития, поскольку процессы социализации и инкультурации личности становятся непрерывными, продолжающимися в течение всей жизни человека.
В конкурсе, рассматриваемом в нашей статье, целью организаторов является формирование творческого компонента информационной культуры учащейся молодежи. Анализ содержания понятия информационная культура позволил выделить ее творческий компонент. Совокупность следующих аспектов рассматривается нами как творческий компонент информационной культуры:
мотивационно-ценностная составляющая: интерес к достижениям компьютерного творчества; интерес к творческим постановкам прикладных задач; интерес к конкурсной деятельности;
когнитивная составляющая: умение получать новые знания на основе имеющихся; умение самостоятельно ставить и решать информационные, творческие задачи, основанные на нетиповых алгоритмах; умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку;
деятелъностная составляющая: самостоятельное решение прикладных задач, связанных с производством, поиском, обработкой, хранением и передачей информации; творческое использование информационного опыта других, представление и защита своего творческого проекта; сотрудничество и сотворчество.
Содержанием описываемого конкурса является компьютерное творчество, а именно: а) формирование мотивов информационного творчества на получение результата творчества - проекта, б) знания об объекте творчества -информации, в) владение инструментом творчества - компьютером.
Мы опираемся на мнения ученых и понимаем творчество как деятельность, состоящую в создании существенно нового, в результате которой изменяется не только объект творчества, но и субъект творчества - человек [5]. Компьютерное творчество - вид творческой деятельности человека, осуществляемой посредством компьютера.
В качестве объекта творчества рассматривается информация, а инструментом творчества, преобразующим объект в нечто новое, служат компьютерные средства.
Анализируя объект и инструмент компьютерного творчества, учитывая тенденции развития новых информационных технологий, опираясь на собственный опыт овладения новыми программно-инструментальными средствами, мы выделяем ряд специфических отличий компьютерного творчества от других видов творчества:
1. Информационный характер компьютерного творчества. Объект творчества - информация, т.е. то, что на сегодня не имеет точного определения.
2. Непрерывно-обновляемый характер компьютерного творчества. Инструмент творчества - компьютерные средства, которые стремительно развиваются и заставляют человека постоянно обновлять свои знания, умения, навыки работы на компьютере, потому что творчество рождается только на основе того, что человек хорошо знает или хорошо умеет делать.
3. Прикладной характер результата компьютерного творчества. Результатом компьютерного творчества является завершенный компьютерный проект, раскрывающий конкретную проблему учебной или профессиональной направленности.
Дидактический потенциал конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи как формы организации внеурочной деятельности обусловлен значимостью конкурса и конкурсной деятельности в условиях современного рынка труда, позитивной ролью компьютерного творчества в самоутверждении учащейся молодежи, адекватностью конкурсной деятельности целям формирования творческого компонента информационной культуры участников.
Рассматривая функции конкурса компьютерного творчества как формы организации внеурочной деятельности учащейся молодежи, направленной на формирование ее информационной культуры, мы выделили интегративную функцию конкурса. Ее суть состоит в том, что благодаря форме организации, цели, содержание, методы и средства обеспечения конкурса обретают признаки системности, поэтому конкурс становится доступным для восприятия как целостная единица взаимодействия субъектов конкурса. Это делает правомочным применение системного подхода к проектированию конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи.
С позиций системного подхода конкурс компьютерного творчества проектируется как педагогическая система. Раскроем структурные элементы конкурса в соответствии со структурой педагогической системы, предложенной В.П. Беспалько [6]. Каждый элемент конкурса как педагогической системы детализируется в рамках обеспечения принципа динамизации, предложенного в работах Г.И. Кириловой [7].
Педагогическая система является подсистемой более крупной организованной целостности - социума - и испытывает на себе его влияние через «социальный заказ». Специфические проявления социального заказа в информационном обществе связаны с динамичностью его развития и заключаются в возрастающей потребности общества в творческих специалистах, обладающих высоким уровнем информационной культуры.
Оптимальность конструкции педагогической системы зависит от степени и качества разработанности всех элементов педагогической системы соответственно социальному заказу и в способах реализации системы.
Раскрытие каждого элемента педагогической системы в виде однозначных и воспроизводимых описаний их сущности, диагностируемых признаков и характера связей между ними выступает как проектирование системы.
При проектировании педагогической системы особенно важно выделить ее элементы: «Цели», «Содержание», «Дидактические процессы», «Методы», «Организационные формы», «Средства». Их описание дает представление о сущности и возможностях системы.
Схема или последовательность шагов в проектировании педагогической системы определяется общей структурой системы: 1) определяются и подробно описываются цели функционирования педагогической системы; при этом на описание целей накладывается жесткое требование: диагностичность, т.е. определенность, измеримость, воспроизводимость всех параметров цели; 2) описание содержания; отбор содержания осуществляется в соответствии с целями; 3) выбор и разработка дидактических процессов; 4) обоснование методов; 5) определение организационных форм; 6) выделение средств обеспечения.
Опираясь на теоретические положения, высказанные В.П. Беспалько [8], мы построили иерархию целей субъектов конкурса компьютерного творчества как педагогической системы. Общая цель конкурса и его организаторов отражает социальный заказ и связана с формированием творческого компонента информационной культуры участника как гаранта конкурентоспособности специалиста в динамичном информационном обществе. Цель образовательного учреждения заключается в воспитании учащихся креативной направленности, в достижениях ученического коллектива, повышающих рейтинг учебного заведения. Цель педагога заключается в обогащении и обновлении учебной программы через содержание конкурсного проекта. Цель участника заключается в удовлетворении мотивационно-ценностных и познавательных потребностей, овладении новым компьютерным средством, в поиске единомышленников.
Следовательно, можно сформулировать требование к проектированию целей конкурса компьютерного творчества: для достижения целей субъектов конкурса они должны быть иерархически связаны с общей целью конкурса, и обосновать организационно-педагогическое условие, связанное с проектированием целей конкурса и заключающееся в учете изменяющихся целей личности, учебного заведения, общества на основе принципа динамизации. Принцип динамизации раскрывается в управлении формированием творческого компонента информационной культуры учащейся молодежи с позиции активных информационных ресурсов и информационных потребностей общества, при этом творческий опыт предыдущих конкурсантов учитывается участниками конкурса.
Организационно-педагогическое условие, связанное с проектированием содержания конкурса компьютерного творчества, заключается в проектировании содержания конкурса в соответствии с общей конкурсной целью и на основе принципа динамизации.
Содержанием конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи как педагогической системы являются: а) мотивы реализации компьютерного проекта и ведущие ценности, входящие в состав информационной культуры; б) знания об объекте творчества - информации, в) владение инструментом творчества - компьютером. Разнообразие компьютерных программ, инструментов творчества, вызывает затруднения в определении содержания конкурса и в выборе победителя. Поэтому при проектировании содержания конкурса мы опираемся на мнение Д.Б. Богоявленской о необходимости сужения «креативного поля», пространства творческих решений, которое могут использовать участники для создания конкурсных проектов.
Выбор динамичного содержания конкурса осуществляется с позиции оптимального обновления, обеспечивающего формирование творческого компонента информационной культуры участников, и на основе принципа динамизации. Сужение «креативного поля» в конкурсе осуществляется путем ограничений, накладываемых на используемые для творческого проекта компьютерные программы (инструменты творчества) или на виды информации (объекты творчества) или на программы и на виды информации (инструменты и объекты творчества).
С позиции обеспечения единства стабильности и динамичности формирования творческого компонента информационной культуры выдвинуты и экспериментально проверены требования к проектированию содержания конкурса, заключающиеся в новизне, доступности, распространенности и универсальности инструментов и объектов компьютерного творчества. Выдвинутые требования выделяют общее основание для сравнения конкурсных проектов, которое позволяет построить адекватные критерии оценки сформированности творческого компонента информационной культуры и результата компьютерного творчества.
Проектирование структуры конкурса компьютерного творчества как педагогической системы определяется проектированием дидактических процессов, протекающих в педагогической системе. Под дидактическим процессом понимается (П.И. Пидкасистый) мотивация, деятельность обучаемого субъекта и управляющая деятельность обучающего субъекта системы.
Применительно к конкурсу компьютерного творчества методом экспертных оценок выявлены факторы повышения мотивации учащейся молодежи к конкурсной деятельности в порядке их реализации в конкурсе как педагогической системе, отмеченные 75% опрошенных: 1) разнообразные направления конкурсной деятельности, обусловленные организационно-педагогическим условием проектирования содержания конкурса; 2) предоставление самостоятельности в выборе темы конкурсного проекта; 3) возможность участия в обсуждении конкурсного проекта соперника;
4) проведение оценки конкурсных проектов с помощью квалифицированного жюри, пользующегося уважением участников, и другие.
При проектировании конкурса как педагогической системы на основе наблюдений за деятельностью участников, разрабатывающих конкурсные проекты, выявлено, что их деятельность заключается в самостоятельном выборе темы проекта, которая отвечает их интересам и потребностям; в самостоятельной постановке проблемы; в поиске и овладении новыми знаниями и умениями, востребованными в динамичном информационном обществе и необходимыми для выполнения проекта; в разработке алгоритма решения формализованной задачи; в выборе средств решения в соответствии с заданными в содержании конкурса инструментами творчества; в адекватной самооценке разработанного проекта; в умении защитить свою работу перед жюри; в проявлении толерантности к соперникам.
Управляющая деятельность оргкомитета, жюри конкурса и педагогов, готовящих участников к конкурсу, проектируется в разработке целей конкурса в соответствии с социальным заказом общества, определении содержания конкурса с учетом динамичности информационного общества, выработке процедуры проведения конкурса, разработке критериев оценки конкурсных работ, оповещении участников конкурса, организации реализации конкурса, просмотре конкурсных работ и их адекватной оценке, организации «обратной связи» с участниками, анализе представленных конкурсных работ, конкурса в целом, разработке и подготовке необходимых нормативных документов конкурса, организации финансового обеспечения конкурса, консультативной помощи на этапах постановки и выполнения проекта.
Общим основанием для выбора метода организации конкурсной деятельности является ориентация на творческую самостоятельность участников конкурса. Опытная работа позволила выделить наиболее эффективные методы, соответствующие таким этапам конкурса, как выбор темы и постановка конкурсной задачи, создание и защита проекта. Для этапа выбора темы и формулировки конкурсного задания эффективен проблемный метод, для создания конкурсной работы - метод проектов, а для этапа защиты проекта - метод дискуссии.
При проектировании организационных форм конкурса компьютерного творчества как педагогической системы требуется конкретизировать параметры процесса проведения конкурса, которые обеспечивают наиболее полное соответствие целям и содержанию конкурса. Мы выявили, что наилучшим решением для этого являются независимые, как во времени, так и по содержанию, туры-номинации конкурса. Анализ практики показал, что учащаяся молодежь часто владеет не только одним, а несколькими компьютерными средствами. Содержание каждого тура-номинации обуславливается конкретной информационной технологией, актуальной в данный момент и предложенной в качестве инструмента творчества. Возможность выбора компьютерного средства позволяет учитывать динамику информационных процессов в обществе - устаревшее компьютерное средство заменяется новым. Все туры-номинации объединены одной целью - формированием творческого компонента информационной культуры участников. Организационная структура всех туров-номинаций инвариантна и включает в себя: а) единообразный механизм внешней и внутренней мотивации (заблаговременно оглашаются призовой фонд и социальные выгоды для победителей конкурса, одинаковые по всем номинациям, выбираемым участниками самостоятельно на основе своих предпочтений), б) все номинации характеризуются схожим соотношением прикладного и теоретического знания, в) номинации предполагают сопоставимые сроки и сложность возможных конкурсных проектов.
Последний элемент конкурса компьютерного творчества - средства обеспечения конкурса. Они определяют условия функционирования конкурса: нормативно-документальные, материально-технические, финансовые, организационные, рекламные. Материально-технические средства более всех других подвержены влиянию динамичности информационного общества.
Все вышеизложенные рассуждения позволяют сформулировать еще одно организационно-педагогическое условие проектирования конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи, заключающееся в системном проектировании структуры конкурса на основе принципа динамизации.
Требование к обеспечению названного организационно-педагогического условия: методы, формы, средства обеспечения конкурса, в рамках которых осуществляется организационная деятельность управляющих субъектов конкурса, должны быть направлены на стимулирование и адекватную оценку творческой конкурсной деятельности участников.
Реализация конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи состоит из следующих этапов: создания, защиты, внедрения конкурсных проектов, анализа реализованных конкурсов.
На этапе создания конкурсного проекта участник осуществляет два вида деятельности: самодеятельность (самообучение, саморазвитие, самовоспитание) и совместную с педагогом творческую деятельность. Самостоятельно участник выбирает компьютерные инструменты для работы, ориентируясь на свою подготовку, изучает новые необходимые компьютерные средства, собирает и вводит в компьютер отобранное содержание, определяет «узкие» места в своей подготовке, выбирает художественное оформление будущего проекта.
Нами выявлены приоритетные виды работ, выполняемые в сотворчестве участником и его педагогом: выбор темы, степень раскрытия темы (отбор содержания), разрешение сложных компьютерных проблем, правомерность художественного оформления, связь с другими педагогами или специалистами, и др.
В исследовании описан опыт творческого обобщения педагогом творческих проектов своих учеников, т.е. педагог осуществляет два вида деятельности: управляющую деятельность в рамках сотворчества с учениками на этапе создания проекта и конкурсную деятельность на этапе защиты проекта (пятый тур-номинация).
Поэтому организационно-педагогическим условием реализации конкурса компьютерного творчества является обеспечение сотворчества в качестве ведущей формы взаимодействия субъектов конкурса на этапе создания конкурсных проектов. Требование, обеспечивающее названное организационно-педагогическое условие реализации конкурса, заключается в разработке и внедрении оргкомитетом программы мероприятий по пропаганде идей сотворчества и сотрудничества на этапе создания конкурсных проектов.
В качестве приоритетных средств социализации участников конкурса, специфичных для конкурса как педагогической системы, мы рассматриваем: этап защиты конкурсного творческого проекта; этап внедрения конкурсных проектов в практику образовательных учреждений; популяризацию идей конкурса среди широких слоев общества.
На этапе защиты участник конкурса выступает в двух ролях: а) он защищает свой конкурсный проект, б) он принимает участие в обсуждении творческого проекта соперника.
В первом случае участник сталкивается с необходимостью устно, кратко и емко, представить созданный проект, достойно выступить перед незнакомой аудиторией, адекватно ответить на задаваемые вопросы, письменно изложить результаты своего труда в сопроводительных к проекту материалах, сделать краткое резюме о себе и своем проекте. Названные умения относятся к общеучебным и могут быть востребованы в учебной или профессиональной деятельности. Если участник не может продемонстрировать достойную защиту своего проекта, то он имеет возможность научиться этому у других участников.
Обсуждая конкурсный проект соперника, участник знакомится с новыми, оригинальными, неожиданными подходами к решению известных задач, учится выделять главное в незнакомой работе, задавать корректные вопросы, обосновывать свою точку прения и считаться с чужим мнением.
В целом, на этапе защиты конкурсных проектов участники учатся адекватной самооценке, осознанию перспектив будущей жизни, развивают социальные умения и навыки, повышают устойчивость к физическим и нервным нагрузкам, находят единомышленников и расширяют круг общения, формируют образ собственного Я как активного субъекта деятельности.
Защищая собственный конкурсный проект и участвуя в обсуждении проекта соперника, внедряя свой проект в практику образовательных учреждений, участник приобретает новые ценности, знания и опыт. Эти ценности, знания и опыт становятся достоянием присутствующих, т.е. влияют на социализацию остальных субъектов конкурса. Наиболее значимые составляющие информационной культуры субъектов постепенно включаются в состав информационной культуры социума. Таким образом, осуществляется взаимодействие субъектов конкурса на уровне формирования творческого компонента информационной культуры не только личности, но и социума.
На закрытии конкурса жюри делает полный подробный анализ конкурсных туров в отдельности, награждаются победители, демонстрируются лучшие конкурсные работы, что позволяет увидеть весь конкурс целиком и способствует социализации участников и формированию мотивации учащейся молодежи на разработку творческих конкурсных проектов и участие в конкурсе в будущем. Организационно-педагогическим условием реализации конкурса как педагогической системы является обеспечение социализации участника в социуме с позиции перехода взаимодействия субъектов на новый уровень на этапах защиты и внедрения проектов. В работе обосновано требование, обеспечивающее названное организационно-педагогическое условие реализации конкурса и заключающееся в разработке и внедрении оргкомитетом конкурса программы социализации участников, пропаганды достижений конкурса на этапах защиты и внедрения конкурсных проектов.
Важное значение для увеличения эффективности конкурса приобретает взаимодействие субъектов конкурса не только в конкурсный период (один месяц - этап защиты проектов), но и в межконкурсный период (10 месяцев - этапы создания, внедрения проектов и анализа реализованного конкурса). В это время осуществляются программы мероприятий оргкомитета, направленные на популяризацию идей и достижений конкурса.
На этапе анализа процесса формирования творческого компонента информационной культуры участников осуществляется оценка количественных и качественных результатов всех этапов прошедшего конкурса. Обобщенный результат конкурса включает в себя результат этапа создания (число и результативность учебно-методических мероприятий, направленных на подготовку участников и их педагогов к конкурсной деятельности), результат этапа защиты (число и качество представленных на конкурс проектов, процесс защиты, анкетирование участников и гостей), результат этапа внедрения (число внедренных проектов, число проектов, заинтересовавших образовательные учреждения, заказы на разработку новых проектов и др.)- Такой всесторонний анализ результата прошедшего конкурса позволяет проектировать следующий с учетом его выводов, т.е. обеспечивает развитие конкурса как педагогической системы с позиции взаимодействия субъектов во времени с ориентацией на ряд реализованных конкурсов. Это еще одно организационно-педагогическое условие реализации конкурса компьютерного творчества. А требование, обеспечивающее названное условие, заключается в наличии у подавляющего большинства членов оргкомитета стажа конкурсной деятельности не менее трех лет для осуществления аналитической и внедренческой деятельностей в межконкурсный период.
Экспериментальной базой исследования служил ежегодный конкурс компьютерного творчества «USER» (1996-2005 гг.), проводившийся в г. Набережные Челны (см. Положение о конкурсе «Форт Диалог. USER-2005» www.inpo.chelny.info в разделе Деятельность-Конкурсы).
Для каждого конкурсного тура-номинации формировалась отдельная группа экспертов (в терминологии конкурса - жюри) из пяти членов при учете их профессиональной направленности и компьютерного средства, используемого в качестве инструмента творчества в соответствующем конкурсном туре.
Критерии для отбора членов жюри: для педагогов - педагогический стаж, стаж работы с компьютерными средствами; для специалистов - опыт работы программистом, опыт творческой работы; для всех членов жюри - креативность, толерантность, активное отношение к внедрению информационных технологий в образование; опыт оценочной деятельности.
Экспериментальная проверка эффективности конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи свидетельствует о результативном формировании творческого компонента информационной культуры учащихся при вовлечении их в конкурсную деятельность, детерминированную исследованными организационно-педагогическими условиями.
Всесторонний теоретический анализ и экспериментальная проверка теоретических выводов позволили определить место и роль конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи в образовательном процессе как формы внеурочной деятельности«учащихся.
В традиционной дидактике (по В.А. Сластенину) конкурсы рассматриваются как вспомогательная форма организации образовательного процесса эпизодического действия. В исследовании доказано, что при выполнении выявленных организационно-педагогических условий проектирования и реализации конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи он становится вспомогательной формой постоянного действия и оказывает влияние на основную форму - урок - и на другие формы организации образовательного процесса. Влияние конкурса на урок проявляется в том, что конкурсные задания, выполняемые участниками, т.е. некоторыми, хорошо подготовленными, учащимися, через два-три года решаются всеми учащимися в классе. Это обусловлено организационно-педагогическими условиями проектирования и реализации конкурса, спецификой компьютерного творчества.
Подводя итог исследования проектирования и реализации конкурса компьютерного творчества, можно выдвинуть концептуальную перспективную идею о возможности обеспечения активной самостоятельной образовательной деятельности учащейся молодежи, успешность которой связана с переходом от потребительского отношения к информации к созидательному. Реализация этой идеи подразумевает вовлечение молодежи в системно спроектированную на основе принципа динамизации и системно реализованную инновационную образовательную среду, в которой ведущей деятельностью является конкурсная.
Литература
1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000.
2. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. - М: Изд-во Госкоорцентр, 2002.
3. Бабетов А.А. Информатизация образования: взгляд изнутри // Образование в современной школе. - 2003. - № 4.
4. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения: теория, история, практика. Монография. - Казань: Изд-во «Матбугат Йорты», 1998.
5. Башмаков А.И., Владимиров А.И., Грачев В.А. и др. Новые цели, задачи и технологии образования XXI века // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития / Под общ. ред. А.Н. Кулика. - М.: Логос, 2003. - С. 30-48.
6. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1997.
7. Кирилова Г.И. Оптимизация содержания информационно-компьютерной подготовки студентов средней профессиональной школы. Дисс. ...д-ра пед.наук. - Казань, 2001.
8. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989.
1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000.
2. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. - М: Изд-во Госкоорцентр, 2002.
3. Бабетов А.А. Информатизация образования: взгляд изнутри // Образование в современной школе. - 2003. - № 4.
4. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения: теория, история, практика. Монография. - Казань: Изд-во «Матбугат Йорты», 1998.
5. Башмаков А.И., Владимиров А.И., Грачев В.А. и др. Новые цели, задачи и технологии образования XXI века // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития / Под общ. ред. А.Н. Кулика. - М.: Логос, 2003. - С. 30-48.
6. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1997.
7. Кирилова Г.И. Оптимизация содержания информационно-компьютерной подготовки студентов средней профессиональной школы. Дисс. ...д-ра пед.наук. - Казань, 2001.
8. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989.
Г.И. Кирилова, доктор педагогических наук
О.Н. Волик, кандидат педагогических наук