Распопин В. О добрых кракенах, самоотверженных привидениях и ребятишках, с которыми хочется дружить

 

Ибботсон, Ева. Тайна замка Карры: Повесть-сказка / Пер. с английского И. Изотовой. М.: Росмэн, 2006. - 190 с. 
Ибботсон, Ева. Страшилища Клоустонского замка: Повесть-сказка / Пер. с английского И. Изотовой. М.: Росмэн, 2006. - 208 с. 
Ибботсон, Ева. Операция "Монстры": Повесть-сказка / Пер. с английского И. Изотовой. М.: Росмэн, 2003. - 254 с.
 

"Волшебство продолжается" - так называется одна из самых популярных книжных серий издательства "Росмэн". Именно в этой серии выходят сказочные повести замечательной писательницы Евы Ибботсон, о которой мы с вами уже дважды беседовали, знакомясь с её повестями "Мисс Ведьма" и "Секрет платформы № 13", а также с романом "Звезда Казани". Все эти книжки, а равно и три книжки, о которых мы будем говорить сегодня, замечательно перевела на русский язык И.С. Изотова. Увы, мне не удалось найти в Сети о переводчице никаких сведений, потому и вам я ничего не могу рассказать о ней.  А между тем, друзья мои, очень часто успех даже самого лучшего зарубежного писателя зависит именно от переводчика, ведь последний должен не только в совершенстве владеть теми языками, с которого и на который переводит, но, кроме того, обладать и литературным талантом. Так вот, судя по тому, с каким удовольствием я, многое на своём веку прочитавший, "проглотил" за последнее время целых шесть книг Евы Ибботсон, смело могу назвать литературное дарование переводчицы И. Изотовой незаурядным.

А теперь поговорим о сказках про всякую нечисть. Это именно так - героями сказок Евы Ибботсон являются, кроме детей, чаще всего и представители нечистой силы. И вот то ли дети в книжках английской писательницы такие хорошие, то ли всякие там баньши, ведьмы и привидения нетипичные, но получается так, что добро побеждает именно благодаря дружбе и совместным усилиям ребятишек с теми существами, которыми обычно детей пугают.

В этом совмещении, казалось бы, несовместимого, и видится мне фирменный знак творчества писательницы и её художественная сверхзадача. Эта доброта ко всему живому, этот неизменный юмор, с которым рассказывается о самых трудных задачах, стоящих перед героями книг, наконец, динамичность и краткость изложения выгодно отличают сказки Евы Ибботсон. Причём доброта, самоотверженность, даже жертвенность героев проявляются не в рассуждениях автора и разговорах персонажей, а в их поступках, в самом действии произведения. И это - тоже, конечно, стиль Евы Ибботсон, пишущей так, что от её книг совершенно невозможно оторваться, пока не перевернёшь последнюю страницу.

Всё сказанное в полной мере относится к повестям-сказкам "Тайна замка Карры", "Страшилища Клоустонского замка" и "Операция "Монстры"". В каждой из них рассказывается о дружбе и приключениях подростков и волшебных существ, вместе борющихся с несправедливостью и побеждающих зло. Так, друзьями детей в первых двух книжках становятся разнообразные привидения, населяющие старинные британские замки, а в третьей - легендарные или давно вымершие животные, сохранившиеся до наших дней на почти необитаемом острове благодаря неусыпным заботам нескольких старушек.

Истории о привидениях любят почитать на ночь многие. В литературе привидения появились очень давно: в поэзии уже в "Одиссее" Гомера, то есть почти три тысячи лет назад; в восточной прозе – на заре нашей эры. Однако в специальный жанр рассказы и повести о привидениях оформились в Англии,  в середине XVIII века. Замечательно, что в этом жанре работали не только популярные беллетристы, но и серьёзные писатели, такие, как, например, Чарльз Диккенс или Генри Джеймс. В последние годы наши издатели  выпустили множество авторских и коллективных сборников историй о привидениях, с которыми вы легко можете познакомиться, заглянув в книжный магазин или обратившись в библиотеку. Наиболее интересны и представительны в этом плане сборники, вышедшие в санкт-петербургском издательстве "Азбука-классика": "Карета-призрак", "Зеленые призраки", "Потерянная комната", "Клуб привидений" и другие, собравшие самые интересные произведения этого жанра. В принципе, истории о привидениях - один из подвидов жанра "Хоррор" (ужас), но, как и всякий жанр, он включает не только страсти-мордасти, но и вполне серьёзные, или, наоборот, весёлые истории. Как всегда, всё  здесь зависит от таланта писателя. А Ева Ибботсон, как мы с вами уже не раз имели возможность убедиться, очень талантлива.

В первых двух книжках - "Тайна замка Карры" и "Страшилища Клоустонского замка" - она как бы продолжает классическую юмористическую страшную сказку Оскара Уайльда "Кентервильское привидение", одновременно пародируя и "Маленького лорда Фаунтлероя" Фрэнсис Бёрнетт, и некоторые голливудские фильмы этого жанра. Да, конечно, истории о привидениях Евы Ибботсон напугать никого не смогут, ибо читать их не страшно, зато всех развеселят, ведь читать их страшно интересно и почти всегда смешно.

Вот история современного маленького лорда, 12-летнего мальчика Алекса, потерявшего родителей и ставшего самым настоящим владельцем старинного замка, который надо содержать и обихаживать, а стоит это немалых денег. Намучившись с хозяйством и поняв, что справиться с ним ему не под силу, Алекс решает продать замок в хорошие руки и даже быстро находит подходящего покупателя - американского миллионера, желающего разобрать замок по частям, перевезти его в Техас и там собрать заново - чтобы развлечь больную дочку, ровесницу маленького лорда. Конечно, американский миллионер что задумал, то и выполнит, но отнюдь не всё сложится так уж просто в его проекте, тем более что он поставил Алексу условие, чтобы никаких привидений в переходящем в его руки замке и духу не было, ведь дочка может испугаться и заболеть ещё сильнее...

А как раз привидения-то в замке Карры, можно сказать, кишмя кишат. Но это добродушные призраки. Вот, например, рыжебородый викинг-громила Крок Тугобрюх, способный разнести все вокруг в считанные минуты, - добрейшей души существо, заменившее Алексу родителей, а девочка-полтергейст Флосси хоть и производит время от времени беспорядки, но отнюдь не без серьёзного повода. А ведь есть ещё не прекращающая рыдать гувернантка-утопленница, периодически бросающаяся во все водоемы, отчего пальцы на ногах у неё заросли перепонками, и привидение беззубого ворчливого дедушки в инвалидной коляске, который вообще-то вампир, а кроме того, адская гончая - самая настоящая собака, которая должна бы летать по небу, пугая, а то и уничтожая всех встречных и поперечных, но, похоже, списана дьявольскими силами на покой из-за врождённой доброты.

Если вы думаете, что собакой список призраков завершается, то глубоко ошибаетесь, поскольку, помимо добрых привидений, есть ещё недобрые, правда, не в Карре, а по соседству. Ну а в Америке, как все мы давно хорошо знаем, есть гангстеры и бандиты, желающие нажиться на причудах добродушного миллионера и замышляющие ради выкупа украсть его больную дочку. И крадут, не догадываясь о том, что столкнуться им предстоит не с полицией, а с маленьким лордом, полюбившим и любовью своей поднявшим на ноги американку. Ну а за маленьким лордом стеной стоят Крок Тугобрюх, Флосси-полтергейст, беззубый вампир Лоус и другие страшилища Карры. Впрочем, нет, страшилища будут в Клоустоне, а здесь просто верные друзья-привидения...

Я не сомневаюсь, дорогие мои, что вы с огромным удовольствием прочтёте весёлую и динамичную сказку "Тайна замка Карры", в которой дружба и преданность побеждают зло и предательство.

В принципе, о том же повествует и сказка "Страшилища Клоустонского замка", где 12-летняя девочка Мэдлин и её 9-летний брат Ролло попадают в доживающий свой век старинный замок и помогают его обитателем - своим дальним родственникам не только победить жестоких врагов, но и привлечь к замку внимание туристов, благодаря чему будущее Клоустона и его обитателей становится не столь беспросветным. Эта сюжетная линия повести, конечно, очень интересна, тем более что и в самом Клоустоне, разумеется, живёт привидение, у которого есть добрые друзья, однако другая линия сказки, мне кажется, ещё интереснее. Дело в том, что неподалёку от замка, в лугах, принадлежащих также хозяевам Клоустона и так же не приносящим им никакого дохода, многие годы пасётся стадо белых коров невиданной красоты, давным-давно выброшенных на берег с корабля, уничтоженного морской бурей. И получается так, что благоденствие этого стада становится смыслом жизни сначала обитателей Клоустона, а затем и детей, приехавших в замок погостить, и местных привидений, собравшихся, чтобы помочь ребятишкам, затеявшим спасение разваливающегося замка собственными силами. Ведь и у хозяев Клоустона, и у него самого, и даже у белых коров есть враги, которые в один далеко не прекрасный день увозят животных на страшную расправу, о чём, однако, молчок - самое интересное обсуждать не будем.

Я же скажу ещё только вот что. Все главные герои книжек Евы Ибботсон - дети, и все они, увы, немножко похожи друг на друга. Это, наверное, единственный недостаток её сочинений. Но он с лихвой перекрывается многочисленными достоинствами - изящным стилем, неизбывным динамизмом, юмором, но главное - замечательным разнообразием характеров второстепенных персонажей, в частности всех до единого привидений из "Тайны замка Карры".

Совершенно то же можно сказать и о героях "Страшилищ Клоустонского замка". Чего, например, стоит лишь одно из них - танцующие мужские ступни! Если вы видели очень смешной ужастик Барри Зонненфельда "Семейка Адамс", то, конечно, не могли не запомнить одного из самых впечатляющих персонажей картины - живущую самостоятельно кисть руки. Я напомню вам о том, что этот фильм был снят в 1991 году, а ранее, 1987 году, самостоятельно живущая рука появилась на страницах повести Евы Ибботсон "Тайна замка Карры". Наверное, вы ещё не забыли наши разговоры о "Платформе № 13" и "Мисс Ведьме", идеи и персонажи которых перекочевали в почти неизменном виде на страницы саги о Гарри Поттере. Не забыли? Хорошо, а теперь добавьте сюда же живую кисть руки и подумайте о том, сколь щедра на выдумку и сколь щедра вообще писательница Ева Ибботсон, скромно живущая в английском предместье и не судящаяся с другими писателями и кинематографистами, эксплуатирующими её придумки в собственных произведениях, зачастую, между прочим, весьма далёких от творчества Ибботсон и в идеологическои и в художественном смыслах. Ироничный человек, она позволяет себе только спародировать растиражированное другими собственное же открытие в более поздних вещах. Так, я думаю, в "Страшилищах..." и появились танцующие сами по себе, в отрыве от всего остального туловища, босые мужские ступни.

Таким образом, друзья мои, благодаря второй, связанной с животными теме, весёлый ужастик "Страшилища Клоустонского замка" - это в то же время и повествование на очень важную, экологическую тему, смысл которой в том, что природу, в частности, животных - братьев наших меньших надо любить и неустанно защищать. Как, в общем, надо защищать и творения рук и ума человеческого - старинные замки и парки, больных и слабых людей и даже... привидения. Их, может быть, в особенности, ведь после того, как человек перестаёт чего-то бояться, он либо вообще забывает о ранее пугавшем его явлении, либо ещё хуже - отзывается о нём с презрением и насмешкой. А ведь фантазия, пусть и переставшая страшить, вовсе не заслуживает забвения или презрения. Когда-то она была нашим лучшим воспитателем.

Таков, например, персонаж повести "Операция "Монстры"" кракен - огромное мифическое животное, живущее в глубинах океана и почти не появляющееся на поверхности, а если появляющееся, то лишь затем, чтобы уничтожить корабль, снести с лица земли портовый город или вообще устроить ужасающую катастрофу во всём миропорядке, как о том рассказано в фантастическом романе-катастрофе Джона Уиндема "Кракен пробуждается". Но так ли это? - задаётся вопросом Ева Ибботсон. А может, добрый бог океана - кракен не появляется на поверхности потому, что слишком занят очисткой моря от мусора, которым заваливает воду человечество? А может, кракен - добрейшей души существо, безумно любящее своего маленького сына, коему не устают петь колыбельные песенки русалки? А может, посреди моря есть почти никому не ведомый остров, где добрые старушки ухаживают за волшебными или в других местах планеты вымершими птицами и животными?

А ведь у старушек не так много сил, да и времени тоже, значит, им нужны молодые помощники. Но кто же в нашем благоустроенном мире захочет добровольно лишить себя благ цивилизации ради тяжёлого каждодневного физического труда на благо фантастических зверей? И вот уже старушки добираются до Лондона и под видом сотрудниц общества добровольных нянь устраиваются на работу, чтобы выкрасть показавшихся им достойными детей и привезти их на волшебный остров. Но к воровству и прочим нарушениям закона наши старушки не привыкли... Так на острове появляются двое достойных и один недостойный, из-за которого робинзонада остальных оборачивается битвой не на жизнь, а на смерть со злом, и если б не помощь опекаемых...

Достаточно, однако. Я и так сказал слишком много и вообще говорю слишком долго. А ведь у вас каникулы, и день солнечный и теплый, и рождественская ночь, полная звезд, тайн и волшебства, уже приближается. Простимся же до новых встреч, друзья мои. Что? Какая книжка из этих трёх понравилась мне больше всего? Даже не знаю, все понравились. "Операция "Монстры"", пожалуй, самая серьёзная, несмотря на название. "Тайну замка Карры" и "Страшилищ..." можно, в общем, воспринимать как дилогию, хотя действуют в них разные герои. Нет, назвать лучшую не смогу. Да и надо ли, ведь каждая из них хороша, и от каждой вы, если не поленитесь читать, получите настоящее удовольствие. Честное слово!

Будьте же здоровы, друзья мои, не забывайте читать книжки и размышлять над прочитанным. С наступающим вас Рождеством!