Распопин В. Н. Жил такой рассказчик (к 60-летию со дня рождения Олега Кургузова)
Кургузов, Олег Флавьевич. День рождения вверх ногами: рассказы и сказки / ил. В. Гальдяева. - М.: Дрофа, 2001. - 80 с., цв. ил.
Кургузов, Олег Флавьевич. Наш кот - инопланетянин: Рассказы маленького мальчика / ил.Д. Герасимовой. - М.: Эгмонт, 2003. - 96 с., ил.
Кургузов, Олег Флавьевич. По следам Почемучки: рассказы и сказки. - М.: Астрель; АСТ, 2007. - 400 с. - (Внеклассное чтение)
Кургузов, Олег Флавьевич. По следам Почемучки: научно-популярные очерки для маленьких / ил. А. Аешина. - М.: ТОО «Семейный круг»; Библиотека, 1995. - 144 с., ил.
Кургузов, Олег Флавьевич. Рассказы маленького мальчика: рассказы и сказки. - М.: Астрель; АСТ, 2007. - 208 с.
Кургузов, Олег Флавьевич. Селедка на свободе: рассказы и сказки / ил. Н. Салиенко. - М.: Стрекоза, 2008. - 184 с., цв. ил. - (Класс!ные истории)
Кургузов, Олег Флавьевич. Сказки Олега. Сказки об Олеге / С. Седов, Л. Яковлев и др.: рассказы, сказки, воспоминания / ил. Е. Заваловой, Е. Гавриловой. - М.: ИД Мещерякова, 2013. - 244 + 156 с., ил. - Книга-перевертыш
Кургузов, Олег Флавьевич. Энциклопедия Почемучки: Книга вопросов и ответов / ил. В. Уборевича-Боровского. - М.: Лабиринт-К, 2000. - 448 с., ил.
К названию, после определения «рассказчик», следовало бы добавить: «редактор», «организатор детских журналов», «настоящий друг» и просто «хороший человек». Всё - так, и всё это - Олег Флавьевич Кургузов, о котором теперь написано больше, чем успел написать он сам за свою недолгую жизнь. Славословие, однако, особенно юбилейное, ничего существенного настоящему мастеру не прибавляет, и, думаю, наш герой, пожалуй, лишь рассмеялся бы, прочитав иные высказывания сегодняшних критиков о его несомненной гениальности. Все-таки до самого первого ряда классиков детской литературы, до той полки, где стоят лучшие книги Носова, Коваля, Козлова, даже Сотника, он не добрался - возможно, потому, что прожил для писателя недолго: сорок четыре года. Тем не менее сделать Кургузов успел совсем немало. Сегодня я постараюсь познакомить вас с тремя самыми лучшими его книгами и окинуть беглым взглядом некоторые другие издания сборников Кургузова.
Будущий писатель родился в интеллигентной семье, в Подмосковье, в декабре 1959 года, закончил школу и журфак МГУ, а затем работал и публиковался в центральной прессе. В 80-е годы и ранее для молодого автора это в Советском Союзе было делом непростым, однако не забудем: прежде всего, Олег Кургузов был профессиональным журналистом. Отсюда, кстати, лапидарность его будущих художественных текстов, но вот их многослойность, лирическая ирония, мудрость - это уже от писательского таланта. От человеческого качества, то есть от масштаба личности - кургузовский талант жить взахлеб, без передышки, жить для любимых, для друзей, для читателей.
Читатели, а значит и друзья, и издатели платят ему взаимностью. Его книги перечитываются и переиздаются в последние пятнадцать лет, то есть посмертно, вполне регулярно и, кажется, всеми детскими издательствами, что находятся в Москве. Но это, в сущности, одни и те же книжки - их у Кургузова всего две, если не считать «Энциклопедию Почемучки», о чем подробнее еще скажу. Как правило, лирические миниатюры эти публикуются в одной и той же последовательности, вероятно, так, как составил их когда-то сам автор. Разница лишь в оформлении, да в рисунках, если они вообще в очередной книжке есть. «Астрель», например, рисунками не заморачивается, гонит серый тираж на серой газетной бумаге, а разве можно таким нелюбовным образом издавать хорошие детские книжки?..
В общем же, рисунки, там, где они есть, не слишком балуют читателей разнообразием. Все они, как правило, похожи друг на друга, поскольку выполнены в стилистике школьного примитивизма.
Есть, однако, исключения. Одно из них явлено в мемориальном издании ИД Мещерякова, вышедшем в 2013 году, над которым работали две художницы, две Екатерины - Завалова и Гарилова, в общем-то, в той же стилистике, но вышло у них как-то благороднее, что ли, нежели во всех прочих изданиях, может быть, потому, что книга-перевертыш, в одной части которой представлены тексты Олега Кургузова, а в другой - тексты об Олеге Кургузове, написанные его друзьями в кургузовских же жанрах лирического рассказа и лирико-иронической сказки, а также мемуарные очерки, - в целом сделана и отредактирована настоящими профессионалами. В принципе, если бы не еще один сборник Олега Флавьевича, изданный «Дрофой», достаточно было бы познакомиться только с этим, во всех смыслах солидным томом, чтобы и узнать об авторе все самое главное, и полюбить его навсегда.
Книжка «Дрофы» «День рождения вверх ногами» отлична от всех потому, что представляет читателю совсем немного рассказов Кургузова, вероятно, все или почти все лучшие. Это - во-первых. Во-вторых же, она получилась не сборником рассказов, а как бы повестью в рассказах. И сделал ее таковой блистательный художник Владимир Гальдяев, иллюстратор-классик, оформивший множество самых разных книг - и классиков, и современников, и младших современников, как в данном случае. Гальдяев оформил книгу именно как единое произведение, в качестве главного героя выбрав из всей кургузовской семьи кота Лукьяна и проведя его по всем текстам, даже и по тем, где Кургузов о нем не упоминает. И получился у «Дрофы» - шедевр, самый лучший из нерукотворных памятников писателю, какие вообще возможны. Потому что те из ребятишек, кому при первом знакомстве с творчеством Олега Кургузова в руки попадет именно эта книжка, не смогут не влюбиться в писателя на всю жизнь. И станут искать возможность новых свиданий с его книгами.
И тут им нужно предложить книгу научно-популярных очерков «По следам Почемучки», которую Олег Кургузов написал для малышей, так сказать, по следам Бориса Житкова. Не потому, разумеется, что хотел переплюнуть классика, а потому, что жизнь за три четверти века ушла далеко вперед: и бытовая, и техническая, и научная. Вот обо всем, что изменилось в нашей жизни с житковских времен Олег Флавьевич и написал кургузовско-житковскую энициклопедию, а лучше всех, хотя и с некоторыми сокращениями, издало ее большим форматом с веселыми картинками Андрея Аешина, ТОО «Семейный круг», приличным тиражом в 25000 экземпляров, правда, уже давненько, в 1995 году. Впрочем, может и были с тех пор переиздания, но не уверен. А книжка и легкая, и интересная, и полезная - как потому, что отвечает на миллион простейших, но попробуйте-ка на них ответить без подготовки, вопросов любого дошкольника, так и потому, что освобождает от этого непрестанного и, что уж там говорить, надоедливого занятия, пап, мам, дедушек и бабушек.
Но все-таки самая главная книга Олега Кургузова - это перевертыш «Сказки Олега» и «Сказки об Олеге». Почему? Потому, что этот том, где все отработано на совесть, представляет практически полное собрание сочинений нашего автора, галерею его фотографических и литературных портретов и его биографию, написанную разными талантливыми людьми, давно нам знакомыми и столь же давно нами любимыми. Среди биографов и Ольга Мяэотс, и Михаил Яснов, и Марина Бородицкая, и Валерий Роньшин, и Ксения Драгунская, и Сергей Георгиев, и Марина Москвина, и Георгий Кружков, и Андрей Усачев, и Юрий Нечипоренко, и Тим Собакин, и Лев Яковлев, и еще многие другие. Кто-то из них написал стихотворение, кто-то сказку в духе Кургузова, кто-то мемуарный очерк, а все вместе, я бы сказал, они разбили парк имени Олега, куда каждый из одной тысячи обладателей книги и еще, вероятно, одной-двух тысяч библиотечных «зайцев» будет приходить часто-часто, ибо там, в парке, тепло и интересно, там к небу поднимаются цветы и деревья, не говоря уж о воздушных шарах, а также детях и взрослых, с которыми познакомил нас Олег Кургузов. Да и сам он, стараниями талантливых друзей, в этом парке и над этим парком присутствует неизменно.
Как присутствует он во всей современной детской литературе, которой, вместе с друзьями-писателями, задал лирико-ироническую матрицу поведения и подарил живой, детский, ироничный и немножко грустный стиль, происходящий, с одной стороны, от жанра, называемого стихотворениями в прозе, а с другой - из литературного анекдота, с его лапидарностью и цирковой клоунадой. Примеры? Сколько угодно, но приведу один, а остальные поищите сами, особенно в тех миниатюрах, что названы сказками. Вот, из самого начала «Возвращения Репки»: «Посадил Дед Репку…» Продолжать ли? И сказка ли про репку вам вспоминается? А может, не сказка, а анекдот, использованный в известнейшей советской кинокомедии?
Кургузов же обыгрывает и сказку, и анекдот, и реплику из фильма в современном ему антураже диких 90-х. добавляя мирную и милую концовку, как и должно быть в детской книжке, а в результате получается, как почти всегда у него, многослойный бутерброд, такой, что можно слопать сразу, но потом долго еще перебирать в памяти отдельные ингредиенты, оставляющие незабываемое и разнообразное послевкусие, и строить про себя отдельную историю с обособленным смыслом вокруг каждого из них. Иначе говоря: становиться соавтором по собственному желанию, каковое возникает у читателя далеко не после каждой прочитанной книжки.
Точно так же запоминаются и вспоминаются по одиночке герои его рассказов - несомненно, лучшего из того, что написал Кургузов, - отец и сын, из которых старший, пожалуй, еще больший ребенок, чем младший. Да и мама вполне им под стать. Иной раз кажется, что самое здравомыслящее существо в кургузовской семейке - это кот по кличке Лукьян. Впрочем, лишь до тех пор, пока он не начинает облизывать мышей.
Это ж надо такое придумать! Как бы сказала моя здравомыслящая бабушка, увы, давно уже улетевшая туда же, куда, говорят, улетел и Олег Флавьевич Кургузов: «И смех, и грех!» «И хорошая поэзия! - добавил бы я от себя. А бабушка? Что ж, вполне может быть, что именно эти слова она там Кургузову и говорит. Почему нет? Что мы, живущие, знаем о тех, кто живет вечно? Только то, что они нас любят.