Распопин В. Н. Лучшее средство от комаров - шифоньер, или Вредные советы главного поэта от «оборонки» Леонида Чернакова
Чернаков, Леонид Михайлович. Даю уроки пения: стихи / ил. Е. Калачева. - Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1982. - 16 с., цв. ил.
Чернаков, Леонид Михайлович. Странный сон: стихи / ил. М. Казаковцева. - Новосибрск: Новосибирское кн. изд-во, 1989. - 24 с., цв. ил.
Чернаков, Леонид Михайлович. Дырка от бублика: стихи для детей и на вырост / ил. О. Романовой. - М.: Локус Станди, 2006. - 63 с., цв. ил.
Чернаков, Леонид Михайлович. Часы с квакушкой: стихи / ил. Е. Ващинской. - М.: Октопус, 2011. - 48 с., цв. ил. - (Радуга-дуга)
Новосибирец Леонид Михайлович Чернаков (1937 - 2017) не был профессиональным литератором. Он был инженером, служил в закрытом военном институте, но стихи писал всю жизнь. Детские и взрослые, юмористические и поздравительные, для праздников, капустников и КВН. С удовольствием придумывал сценарии и репризы, сам исполнял их, обожал шутки и розыгрыши, словом, был «душой общества». Таким, во всяком случае, рисует его облик в своих воспоминаниях сын Леонида Михайловича.
Авторов, долгие годы или даже всю жизнь совмещавших профессиональную деятельность вне искусства с деятельностью творческой, в литературе немало. Достаточно, думаю, назвать имя Антона Павловича Чехова. Однако большинство из них рано или поздно все-таки оставляют первую профессию - творчество захватывает их целиком. Тем интереснее жизнь в искусстве таких авторов, как Леонид Чернаков. Как правило, наследие, оставляемое ими, невелико. Это не потому, что написано мало, а потому, что большая часть из написанного - так называемые тексты к случаю, и, вместе с самим случаем, потомкам уже зачастую просто непонятна, ведь они, потомки, не знали ни тех событий, ни тех персонажей, к которым такие тексты обращены. Сказанное полностью относится и к наследию Леонида Чернакова. Даже из того, придирчиво отобранного материала, что размещен на авторской странице портала «Стихи.Ру» (https://www.stihi.ru/avtor/chernakov), не все стихотворения интересны широкому читателю, но то, что автор опубликовал или подготовил к публикации, являет и недюжинный талант, и профессиональную подготовку, и обширную литературную эрудицию.
При жизни поэта свет увидели несколько книжек его стихов для детей. Две из них, самые первые - в Новосибирске, затем автор переехал в Москву, и еще несколько книжек вышли в столичных издательствах. Как это обычно у поэтов, особенно у детских, и бывает, в основе всех последующих сборников лежат тексты, опубликованные в первых книжках. Разумеется, в каждой книжке публикуются еще и новые вещи, меняется расположение стихотворений, отчего сборники приобретают некое иное измерение (или - не приобретают, такое тоже случается), порой одни и те же старые стихи звучат как-то по-новому, а порой и стихотворениям и всей книжки особое очарование придают иллюстрации - тут, конечно, заслуга художника, если он по-настоящему вдохновится творчеством именно этого поэта, а не просто выполняет обязанности иллюстратора.
Нашему автору, можно сказать, повезло с художниками. Все представляемые в этом обзоре книжки разрисованы и ярко, и отлично друг от дружки. Причем, новосибирские - простенькие, на шероховатой бумаге, не упакованные в лакированные переплеты, - выглядят, как ни странно, ничуть не хуже презентабельных московских. Причина, вероятно, в том, что выходили они в годы безвременья и засилья очевидных посредственностей в провинциальных союзах литераторов, и появление живого лирического голоса не могло не вызвать энтузиазма у художника.
Кстати, любопытное замечание: новосибирские книжки Чернакова иллюстрировали мужчины - Е. Калачев и М. Казаковцев, а московские книжки - женщины О. Романова и Е. Ващинская. Лично мне больше прочих нравятся картинки Калачева, но это не значит, что другие хуже. Кому-то больше понравятся, к примеру, иллюстрации О. Романовой - оригинальные и, пожалуй, позволяющие чуть глубже проникнуть в авторский текст. Важнее всего то, что каждая из книжек Леонида Михайловича готовилась единомышленниками и делалась с любовью. А еще - с юмором, поскольку именно юмор - пожалуй, самая главная составляющая поэтического творчества нашего автора.
Я думаю, что научился он ему (а литературному юмору, юмору как приему, тоже надо учиться, даже если человек - хохмач по природе, ведь одно дело устная речь и талант рассказчика анекдотов, и совсем другое - письменность!) - у Чуковского. Может быть, вы замечали, что именно у Корнея Ивановича, в отличие от других наших детских классиков - Маршака, Михалкова, Барто, даже Яснова, все без исключения стихи - ироничны. Не обязательно смешны или хотя бы даже веселы, а вот ироничны - все. Таковы и стихи Леонида Чернакова. В этом их главное достоинство.
Другая важнейшая черта его стихов - их литературность. Автор прекрасно знает, помнит, любит русскую детскую классику и непременно использует эти знания в собственных текстах. И при этом остается безусловно оригинальным сочинителем.
Третья главная черта поэзии Леонида Чернакова - жанровое разнообразие. Автор умеет одинаково остроумно сочинить и яркую лирическую зарисовку в несколько строк («Остров», «Обидели»), и длинное сюжетное стихотворение («Даю уроки пения», «На свадьбе у Редиски»).
Чернаков прекрасно рифмует, его стих пластичен и удобен для чтения про себя и для чтения вслух. И главное - детские стихи Леонида Чернакова понятны всем, и нравятся тоже всем, но по-разному, поскольку дети вычитывают в них одно, а взрослые - другое. А это, может быть, самый верный признак большого литературного таланта.
В качестве примера перечитаем стихотворение «На свадьбе у Редиски», одновременно вспоминая «Муху-Цокотуху» Корнея Чуковского - текст, думается, подтолкнувший Чернакова на сочинение этой очаровательной пародии.
Сарделька и Сосиска
Гуляли вечерком.
Навстречу им Редиска
С молоденьким Лучком.
Редиска покраснела
И спрятала глаза,
А Лук довольно смело,
Но вежливо сказал:
- Мне и моей невесте
Приятно будет вас
На свадьбе видеть вместе
В субботу ровно в час.
- О, это так прекрасно, -
Ответили они. -
Надеемся, у вас мы
Там будем не одни?
- Ну, что вы, будет много
Других известных лиц:
Картофеля, Гороха,
Сметаны и Яиц.
Наверняка Петрушка
Приедет во дворец,
Еще Укроп с подружкой,
А также Огурец.
И вот в субботу к часу
На свадебный обед
В одну большую чашу
Собрался высший свет.
Все в красочных нарядах
Пришли на этот бал,
И свадебный порядок
Здесь каждый соблюдал.
Лишь только струи кваса
Чуть слышно полились,
Как тут же в вихре вальса
Все гости понеслись.
Как было интересно,
Как весело кругом!..
Счастливая невеста
Плясала с женихом.
Укроп с Горохом пели
Романсы на балу.
А после Черный перец
Всех пригласил к столу.
Как лихо поварешка
По кругу понеслась!
По-моему, окрошка
На славу удалась.
Конечно, можно было бы назвать это стихотворение «Окрошка», но в таком случае автор заранее раскрыл бы главную тайну своего детского детектива, ведь, согласитесь, помимо пародии на «Муху-Цокотуху», это еще и отменный детектив…
А вот «Дельный совет» - прелестный образец коротких стихотворений Леонида Чернакова, этакой назидательной лирики с неожиданным, в духе О’Генри, финалом, в какой-то мере, может быть, пародирующий «вредного советчика» Г. Остера и поминающий добрым словом «вежливого» С. Маршака:
Если вас одолели в лесу комары,
Вы скажите: «Пожалуйста, будьте добры,
Не усердствуйте, будьте любезны!»
Только эти слова бесполезны.
Комары ведь не знают хороших манер,
И от них вам не будет отбою,
И поэтому лучше залезть в шифоньер
(Если вы его взяли с собою).
Остается добавить к сказанному собственный вредный совет. Если, идя в лес за грибами, вы не взяли с собой в качестве репеллента шифоньер, отмахивайтесь от комаров книжками Леонида Михайловича Чернакова, только не библиотечными, ведь не надо забывать: вслед за вами пойдут другие, а вдруг и они забудут захватить шифоньер!..