Распопин В. Н. Невыдуманные истории в сказках и былях Ольги Колпаковой


Колпакова, Ольга Валерьевна. Лошадка мохноногая торопится, бежит…: Новогодняя сказка-детектив с приложениями и песнями / ил. Г. Белоголовской. – М.: Махаон, 2016. – 144 с., цв. ил.
Колпакова, Ольга Валерьевна. Это всё для красоты: повесть / ил. С. Прокопенко. – Екатеринбург: Генри Пушель, 2013. – 200 с., ил.
Колпакова, Ольга Валерьевна. Место силы: повесть / ил. С. Прокопенко. – Екатеринбург: Генри Пушель, 2010. – 96 с., ил.
Колпакова, Ольга Валерьевна. Луч широкой стороной: повесть / ил. Е. Двоскиной. – М.: Детская литература, 2015. – 220 с., ил.
Колпакова, Ольга Валерьевна. Полынная елка: повесть / ил. С. Ухача. – М.: КомпасГид, 2017. – 88 с., цв. ил.
Колпакова, Ольга Валерьевна. Большое сочинение для бабушки: рассказы; повесть / ил. М. Наумовой. – М.: Жук, 2012. – 176 с., ил.
 
В ноябре 2017 года в Новосибирске вновь состоится встреча с российскими литераторами в рамках фестиваля «Белое пятно». На этот раз вместе с другими авторами к нам приедет известная екатеринбургская писательница, уроженка Алтайского края, то есть наша землячка, профессиональный журналист и педагог Ольга Валерьевна Колпакова. Ее творчеству мы и посвятим с вами две наших встречи. Сегодня поговорим о художественных, а в следующий раз – о научно-популярных книгах для детей и подростков.
 
Тут, впрочем, есть одна особенность ее сочинений. Художество и документ, fiction и non-fiction в книжках Ольги Колпаковой сосуществуют неслиянно и нераздельно, причем в степени, намного превышающей ту, что подразумевает прием. Иначе говоря, писательское воображение лишь слегка подкрашивает журналистскую ориентацию на факт.
 
Это не плохо и не хорошо – это просто человеческое мировосприятие. Книги же как таковые – во всяком случае, те, о которых мы будем говорить, - очень интересны и качественно, а порой и вдохновенно сделаны, хотя и среди них есть, как это, собственно, и должно быть, более и менее удачные вещи. Но ведь и у читателей разные вкусы, потому и к критикам следует прислушиваться, но не брать все их высказывания на веру. Вывод: не ленитесь, друзья мои, читайте книги сами, думайте сами и делайте собственные выводы.
 
А теперь чуть подробнее о сказке «Лошадка мохноногая торопится, бежит…», прекрасно изданной «Махаоном», исключительно красиво разрисованной Г. Белоголовской, построенной на скрещении шуток и этнографических подробностей. Юмор – штука тонкая: один шутит, другой хохочет, а третий лишь недоумевает, чему вокруг так смеются. Надеюсь, что вам будет весело. А в общем же, «Лошадка…» - это игровая сказка, с отсылками к популярным детским книжкам литературных учителей, в частности Юрия Коваля. Рассказывает она о создании в лесу музея Деда Мороза, в котором принимают участие и сам Дед Мороз, и говорящая лошадка из детской песенки, и малограмотный мужичок, одновременно сторож и юродивый, и Баба Яга, и местный участковый – литературный брат Васи Куролесова из детского детектива Ю. Коваля, и другие заинтересованные лица. В качестве гостей, собирающихся в финале на открытие музея, выступают коллеги главного героя от разных народов.

 
Сказка, исполненная чередующихся забавных происшествий и этнографических подробностей, сообщающих читателю об истории новогодних праздников в разных странах в разные эпохи, пестрит шутками и литературными отсылками, отчего порой напоминает радиоспектакль из серии «Клуб знаменитых капитанов» или какое-нибудь новогоднее ток-шоу. Впрочем, сегодняшнее поколение читателей вряд ли эти радиопередачи помнит, да и живет ведь в эпоху постмодерна, когда центон вытеснил нарратив за пределы литературы, оставив последний лишь сочинителям дамских детективов и фантастических боевиков.
 
Наиболее талантливые детские писатели умудряются, однако, рассказывать внятные истории, даже в тех случаях, когда тоже шьют свои одеяла из разноцветных лоскутков.
 
Такова повесть в рассказах Ольги Колпаковой «Это все для красоты». В сущности, О. Колпакова – именно новеллистка, и все ее повести при желании легко разбираются на отдельные законченные главки-новеллы. Для журналиста, привыкшего излагать материал коротко, это естественно. Но для писателя очень короткий текст – каждый раз преодоление больших трудностей, ведь надо и историю рассказать, и пошутить, и погрустить, и покопаться не только в душе человеческой (то есть дать психологию героев), но и в душе природы (то есть верно изобразить пейзаж). Надо обладать чеховским гением, чтобы написать «Даму с собачкой», где на двадцати страницах умещается вся история классического любовного романа, а заодно и открываются «воздушные пути» в модерн и постмодерн.

 
Но вернемся к одной из самых лучших, по-моему, книжек Ольги Колпаковой. «Это всё для красоты» - цепочка рассказов на тему «Как я провел этим летом». Речь в ней о маленькой девочке, совсем маленьком мальчике, а также о их родителях и дедушке с бабушкой, живущих в деревне, куда и приезжает городская семья на летний отдых.
 
Казалось бы, что нового можно рассказать о том же, о чем писали многие поколения не только профессиональных сочинителей, но и бесчисленные поколения школьников? Все давным-давно рассказано и перерассказано, истоптано и исхожено детьми и взрослыми, слонами и коровами, кошками и собаками и всей на свете живностью. Кто же не любит лета, особенно в нашем уральском и сибирском климате!..
 
Оказывается, можно. Если рассказывать не о том, или, точнее, не столько о том, как мы купались и рыбачили, играли в индейцев и прочих казаков-разбойников, даже не о том, как солнышко и дождик намочили и высушили нас, но о том, что изменили в нас, внутри нас лес и дождик, солнышко и ромашковая поляна, задиристые петухи и гуси, преданный пёсик, да и простая зеленая мурава, по которой ты решился пробежать босиком. И мама позволила. И сама бежала и смеялась от счастья.
 
«Это все для красоты» - книжка о том, как стать счастливым. Оказывается, это совсем просто. Оказывается, это доступно каждому. Надо только вспомнить…
 
О чем? Ответ на этот вопрос дают две продолжающие друг друга повести «Место силы» и «Луч широкой стороной» (последняя книжка объединяет обе части под одной обложкой). Это тоже история про городскую семью, состоящую из родителей, двух сыновей и дочери, измученную безденежьем и в отчаянии отправившуюся в путешествие по Уралу и Сибири – на родину отца. Это одновременно и приключенческий квест, и путешествие в поисках самих себя, своих истоков – как бы течение ручейков вспять, путешествие, в котором под давлением непривычных обстоятельств каждый из пятерых странников проходит своего рода очищение души от мусора цивилизации, условностей городской жизни с ее бесконечными дресс-кодами, «бессмысленно и беспощадно», а главное - бесплодно пытающимися скрыть единственное занятие современного горожанина – погоню за деньгами.

 
Жизнь – прекрасна и дана нам не для того, чтобы мы, гонясь за благосостоянием, пробегали ее, как белки в колесе, не чуя, не видя красоты Божьего мира и красоты собственной души. А ведь душа, а значит и красота есть в каждом из нас: в замордованном деловыми проблемами отце, в хваткой матери журналистке, в ищущем и не находящем своего пути подростке, в не желающей отставать от состоятельных одноклассниц девочке, в только-только проклюнувшихся, как грибы после дождя, пятилетних пацанах, один из которых надел на башку старинную вазу да и застрял в ней, а другой обладает феноменальной памятью и помнит все на свете, как старый киножурнал «Хочу все знать».
 
«Луч широкой стороной» - книга о «месте силы», и место это существует не только вне тебя, но и в тебе самом. Надо только вспомнить…
 
О чем? О том, с чего ты начинался. И о том, «с чего начинается Родина».
 
Об этом - самая лучшая книга Ольги Колпаковой в этой подборке, «Полынная елка». Почему – самая лучшая? Потому, что самая больная. А самая больная – потому, что рассказывает о том, как жили родители автора, его бабушки и дедушки совсем недавно – в середине двадцатого века. И шире – о том, как жил весь советский народ, простой народ, как он выживал десятилетиями, когда век-волкодав кидался человеку на плечи (по слову великого поэта Осипа Мандельштама).
 
Итак, Алтайский край, глухая деревня, куда переселили (читай – перегнали, а не пойдешь - расстреляем) поволжских немцев, когда началась Великая Отечественная война. Доехали не все, кого отправили в теплушках (вагонах для скота), некоторые умерли в дороге. И ехали ведь не как сейчас сутки, а месяцы. С детьми, стариками, кой-какими пожитками, с болезнями и почти без еды. Те, кто доехал… Не буду рассказывать, прочитайте сами. Обязательно прочитайте – это жестокая правда памяти, которую потерять нам нельзя. То, что перенес наш народ, жизнью назвать, кажется, нельзя. Это была борьба за жизнь, выживание «бездны мрачной на краю», но вот ведь какая штука: вспоминающие об этом - те, кто выжил, выстоял, - рассказывают со счастливой улыбкой сквозь слезы.
 
Может, наша душа там и живет, где слезы скрывают улыбку, где радость и горе слиты воедино, а поведать о том может только тот, у кого достанет сил и любви плакать от счастья и грустить от радости – писатель?
Именно писатель – и никто другой – может, умеет вспоминать даже о том, что не происходило лично с ним. Или даже с людьми его поколения. О том, что происходило на заре времен, «когда Солнце было богом».
 
О чем же? О том, как жили наши предки тысячу, полторы тысячи лет назад, как одевались и пекли хлеб, как строили дома и печи, о том, что такое дом вообще и печь вообще (прислушайтесь-ка к словам: дом – место, где мы живем временно, и домовина, то есть гроб – место, куда мы ложимся навсегда; или к словам хлеб – хлебать и хлябь – как вы думаете, есть ли между ними что-то общее?).
 
Обо всем этом и многом другом рассказывает повесть «Почему рассердилась кикимора» - основная по объему и значению в сборнике рассказов «Большое сочинение про бабушку». Эти воспоминания Ольги Колпаковой порой напоминают волшебные, пусть и мрачноватые сны, а порой – статьи из энциклопедий. Чуть-чуть именно в этом тексте писательнице изменяет чувство соразмерности, и, явно задумывавшаяся как художественная, повесть с трудом балансирует на краю научпопа. И, кстати сказать, книжка «Большое сочинение про бабушку» грешит еще и языковыми погрешностями, причем не опечатками, а именно ошибками. И куда, спрашивается, смотрели редактор и корректор? Книжка-то детская, как и издательство, ее выпустившее в серии «Для тех, кому за 10». Спрашивается: как же мы научим детей правописанию, если вы не будете нам помогать?
 
Ложка дегтя не должна и, надеюсь, не испортит вам удовольствия от бочки меда – от чтения и перечитывания (а книги Ольги Колпаковой обязательно нужно перечитывать – этот ларчик открывается не запросто, а зачастую содержит и двойное дно) книг-зеркал, в которых сквозь улыбку и слезы, проступают наши собственные черты и черты наших ближних и дальних, ибо велика наша история и необъятна наша земля.