Чарли Чаплин За кулисами экрана (За экраном)
Страна: США
В ролях: Чарли Чаплин, Эрик Кемпбелл, Эдна Первиенс, Хенк Мэн, Уэсли Рагглс, Генри Бергман, Ллойд Бэкон, Альберт Остин, Лео Уайт, Джон Ренд, Фрэнк Дж. Колеман, Джеймс Т. Келли и др.
Режиссер: Чарльз С. Чаплин
Продюсер:
Сценарист: Чарльз С. Чаплин
Оператор: Роланд Тотеро
Композитор:
Жанр: комедия
Год выпуска: 1916
Эта ранняя суматошная комедия на поверку оказывается издевательской пародией на голливудские нравы и принципы работы.
Маленький, всеми помыкаемый реквизитор с символическим именем Давид, выведенный из себя бесконечными придирками ленивых рабочих и прежде всего собственного начальника, носящего столь же символическое имя Голиаф, разыгрывает этакий пиратский бунт на корабле и, разумеется, одерживает над всеми викторию.
Картина развивается в бешеном темпе, усыпана иголками бесчисленных гэгов, подобно тому, как сам Чарли в одном из эпизодов, перенося на спине одновременно штук двадцать венских стульев, явно обезъянничает, изображая дикобраза. Пародируя тем самым, между прочим, и себя самого, многостаночника.
Картонная, но по виду ужасно тяжелая дорическая колонна, без конца падающая на головы обидчиков Чарли, люк, в который с помощью рычага обрушивает маленький реквизитор своих притеснителей, наконец огромное множество тарелок с тортами и кашей, чьим содержимым Давид без пращи (вместо пращи) уделывает всех с головы до ног, сам оставаясь чистеньким, - вот основной реквизит картины, если не главные (после Чарли) ее неодушевленные персонажи.
"Несмотря на общий шаржированный рисунок", - пишет в своей книге "Чарли Чаплин" отечественный киновед А. Кукаркин (М.: Искусство, 1960. С. 26, 45), - Чаплин показал... в картине "За кулисами экрана" жизнь студии того времени во множестве деталей и в общем правдиво: перепалки рабочих, тут же готовящих под стук молотков необходимый реквизит; ругань режиссеров, шум и суетня, которыми сопровождается подготовка каждого нового эпизода; мешающие соседние съемки; общая атмосфера спешки, нервозности и полной неразберихи. И в этих условиях неумолимый, холодный глаз съемочного аппарата, ручку которого крутит думающий лишь о метраже оператор, требует от исполнителя "выдать" гамму самых различных переживаний, чуть ли не одновременные проявления радости и горя, любви и ненависти... Герой Чаплина своей комедийной активностью... высмеивал штампованные приемы комических фильмов: торты с кремом безудержно летели в физиономию реквизитора-гиганта Голиафа... а также в лица артистов, исполнявших роли епископа, короля и его свиты, придавая безумной феерии определенный социальный смысл".
В общем, драки, гэги и сатира в режиме нон-стоп. Именно это, а еще насыщенная информацией, как энциклопедия, лапидарность, неповторимая мимика, веселый балаган-маскарад, "многостаночность" едва ли не каждого автора, действующего в атмосфере перманентных открытий, - вот сам молодой Чаплин, одновременно же объект его пародии и... то, что утратил кинематограф с появлением звука. Печально, но факт: чуть ли не любительские получасовые комедийные боевики Чаплина и Китона дают сто очков вперед современным жанровым экзерсисам, изобилующим цветом, долби-звуком и разреженным, подчас удушливым воздухом усталой своей третичности.
В. Распопин