Чарли Чаплин. Иммигрант

 

Страна: США
В ролях: Чарли Чаплин, Эдна Первиенс, Джеймс Т. Келли, Эрик Кэмпбелл, Генри Бергман, Альберт Остин, Стенли Сенфорд, Джон Ренд, Фрэнк Дж. Колеман, Хенк Мэн и др.
Режиссер: Чарльз С. Чаплин
Продюсер: 
Сценарист: Чарльз С. Чаплин
Оператор: Роланд Тотеро
Композитор: 
Жанр: лирико-комедийная драма

Год выпуска: 1917

 

Чаплин всерьез, Чаплин, переделывающий комедию в драму, Чарли, привычно посрамляющий обидчиков, но уже почти не пускающий в ход кулаки, Чаплин, рассказывающий драматическую историю нищего эмигранта, добравшегося до "страны свободы" и мыкающийся в одиночестве, мокнущий под проливным дождем, обманутый в своих ожиданиях, голодный, оборванный и бездомный, - вот содержание этой картины, открывшей счет подлинно великим завоеваниям Чаплина в высоком искусстве и одновременно вызвавшей огонь политической и, так сказать, художественной критики со стороны влиятельных оппонентов. "Иммигрант" - фильм не только антиголливудский, но и антиамериканский. Чтобы это подтвердить, достаточно вспомнить сцену прибытия парохода, на котором едут сотни таких же, как герой, несчастных, в Нью-Йорк. Процитирую старую (1960 г.), изрядно заидеологизированную, но в данном пассаже совершенно справедливую оценку этого эпизода из книги "Чарли Чаплин" советского киноведа Александра Кукаркина (С. 57 - 58).

"Когда пароход пришвартовывается к американскому берегу, невдалеке от статуи Свободы, к которой с такой надеждой были только что обращены измученные лица иммигрантов, поднявшаяся на борт полиция бесцеремонно и грубо сгоняет перенумерованных людей в кучу, словно скот, отделяет их канатом от богатых пассажиров первого класса. Чарли оборачивается, отыскивает глазами статую Свободы и многозначительно смотрит на нее. Яркость и образная сила этого символического эпизода настолько велики, что под его впечатлением смотрятся и все последующие кадры фильма...

Если в прежних картинах Чаплина этическая оценка явлений действительности явно превалировала над оценкой социально-политической, то здесь впервые дело обстоит наоборот. Не случайно именно после выхода "Иммигранта" началась травля Чаплина реакционной прессой. А четыре года спустя корреспонденты и фоторепортеры, вспомнив, очевидно, знаменитый эпизод из фильма, потребуют от Чаплина, отплывавшего ненадолго в Европу, послать воздушный поцелуй статуе Свободы. Чаплин, ненавидевший всякое лицемерие, откажется выполнить просьбу корреспондентов, и на следующий же день газеты набросятся на него в новом приступе злобы, обвиняя во "враждебном отношении к Америке"".

Так мы жили. Жили?..

Основные события "Иммигранта" развиваются, однако, не на пароходе, а в ресторане, около которого толчется голодный Чарли и куда, бесконечно извиняясь, озираясь, приподнимая шляпу, он пробирается, найдя на дороге монету, оказавшуюся на поверку фальшивой. Сев за столик, он тут же вступает в конфронтацию с громилой официантом, справедливо подозревающим беднягу в неплатежеспособности. Получив миску бобового варева, Чарли приступает к трапезе, но тут же замечает за окном ресторана бедную девушку, в которую влюбился еще на пароходе, а затем потерял в толчее людей и событий. Зазвав ее, столь же голодную, как и он сам, в ресторан, с независимым видом заказав ей то же самое блюдо, Чарли с ужасом наблюдает сцену избиения вроде бы обеспеченного едока-соседа, отказавшегося доплатить несколько центов...

Приходит время рассчитываться за обед, громила официант зубами обнаруживает фальшивку, трясясь от ужаса, Чарли печально-уморительно роется в дырявых карманах, но тут, к счастью, ему на помощь приходит богатый художник, пожелавший использовать героя и его подружку в качестве натурщиков. Заплатив за свой обед, художник предлагает заплатить и за будущих натурщиков. Но Чарли гордо отказывается...

"На сей раз, - продолжает А. Кукаркин, - положение несчастного героя совсем уж безнадежно. К нему приближается страшный официант с угрожающим выражением лица. И тут, в самый последний момент, испуганный и растерянный взгляд Чарли падает на монету, оставленную на столе художником в качестве чаевых официанту. Этой монеты оказывается достаточно, чтобы расплатиться" (С. 81). Этот момент, однако ж, можно прочесть и по-другому: художник, понимая ситуацию Чарли и не желая оскорбить его гордость настойчивостью, намеренно оставляет монету достаточной ценности для уплаты нехитрой трапезы Чарли и его девушки. Художник художнику - брат, только он и есть настоящий человек в этом жестоком, лишенном человечности мире "неограниченных свобод".

Фильм заканчивается эпизодом, оставляющим у зрителей надежду: влюбленные, убегая от проливного дождя, оказываются возле брачной конторы. Кажется, их ближайшее будущее более-менее обеспечено.

В этой немой картине большую роль играет музыка, придуманная и подобранная самим Чаплином. Вспоминая молодость, режиссер пишет мемуарах: "...в этих ранних комедиях я искал настроение. Обычно его создавала музыка. Старая песенка "Миссис Гранди" создала настроение для "Иммигранта". В ней была печальная нежность, подсказавшая мне и грустный дождливый день, и двух измученных одиночеством и бедностью людей, которые в конце фильма стучат в дверь священника" (Ч. Чаплин. Моя биография. М.: Вагриус, 2000. С. 219).

 

В. Распопин