Белик О. «Офицер и шпион» Романа Полански: Дело Дрейфуса для школьников
Роман Полански показал одно из самых известных и скандальных судебных разбирательств в истории Франции. Однако фильм получился больше похожим на школьное пособие, считает Ольга Белик.
5 января 1895 года французского офицера и капитана артиллерии Альфреда Дрейфуса (неузнаваемый Луи Гаррель) обвинили в шпионаже в пользу Германии и публично разжаловали, а позже судили за измену и сослали на печально известный Чертов остров — одну из колоний во Французской Гвиане. Его бывший наставник, полковник Жорж Пикар (Жан Дюжарден), назначен начальником департамента разведки и должен найти других возможных шпионов. Пикар начинает проверку и выясняет, что информацию о французской армии по-прежнему передают немцам, но постепенно ему становится понятно, что Дрейфуса обвинили только потому, что он был единственным евреем в штабе. Более того, таинственная секретная папка, в которой якобы содержатся все важные улики против Дрейфуса, на деле оказывается конвертиком с тремя невнятными записками, не имеющими никакого отношения к шпионажу. Пикар пытается донести до руководства, что они осудили невиновного, а все улики были сфабрикованы, но руководство советует ему обо всем забыть. Потому что армия не может ошибаться.
Дело Дрейфуса — одно из ключевых в судебной истории Франции (и всей Европы), ставшее, по словам Полански, «символом беззакония, на которое способны власти во имя национальных интересов». Оно раскололо страну: одни считали Дрейфуса виновным, поддаваясь мощным антисемитским настроениям, а другие активно боролись за свободу офицера и восстановление справедливости. Среди них был писатель и журналист Эмиль Золя. Именно он опубликовал обращение к президенту Франции, озаглавленное «Я обвиняю» (в оригинале фильм так и называется), от имени Жоржа Пикара и назвал происходящее «одной из самых больших несправедливостей века», за что его арестовали вместе с полковником и судили. Процесс над Дрейфусом длился несколько лет, и офицер был помилован только в 1899 году, а полностью обвинения сняты в 1906 году.
Все эти исторические факты сегодня плохо знают даже сами французы. На пресс-конференции Жан Дюжарден признался, что не помнит, чтобы это проходили в школе, и для подготовки к роли ему пришлось прочитать множество документов и провести собственное исследование. Эммануэль Сенье, сыгравшая возлюбленную Пикара, также знала про Дрейфуса немного. Единственным из актеров, кто был в курсе, оказался Луи Гаррель, правда, он не подозревал об исторической роли полковника Пикара, оказавшегося в еще большем забвении, чем сам Дрейфус. Поэтому Полански, долгие годы мечтавший снять об этом деле фильм и взявший за основу роман Роберта Харриса «Офицер и шпион», начинает рассказ с нуля и подробно, в деталях разжевывает зрителю, что же происходит.
Героем картины режиссер делает именно Пикара, а не Дрейфуса. Мы видим несчастного обвиненного офицера лишь несколько раз: в унизительной сцене, когда с него срывают погоны, во время ссылки на остров, в паре-тройке флешбэков и затем на повторном процессе по пересмотру его дела. Основные события переданы с точки зрения Пикара, столкнувшегося с равнодушием, расизмом, круговой порукой и откровенными фальсификациями. Он и сам не симпатизирует евреям, но для него дороже всего правда и честь армии, поэтому он идет до конца и распутывает весь лживый клубок, пусть это и стоит ему свободы. Так Полански показывает: иногда, для того чтобы пошатнуть систему, достаточно одного честного человека.
Дело Дрейфуса — цепочка отвратительных поступков, невероятно актуальных для наших дней. Обвинительный процесс, который невозможно повернуть вспять, если тебя решили посадить — звучит актуально и для России, и для Франции, и для многих других стран. Ненависть к евреям, чернокожим, женщинам и прочим «второсортным», по чьему-то мнению, людям не исчезла с наступлением ни ХХ , ни даже XXI века. По словам Луи Гарреля, на съемках к нему подошла маленькая праправнучка Дрейфуса и сообщила, как во Вторую мировую войну ее семью депортировали из Франции. Фильм Полански, также не понаслышке знающего о «еврейском вопросе» (его родители попали в Краковское гетто, мать погибла в концлагере), буквально пропитан этой ненавистью: офицеры постоянно презрительно отзываются об «этом еврее», а самой страшной сценой становятся еврейский погром и сжигание книг «заступника евреев» Эмиля Золя.
Увы, но исторический материал немного подавил Полански. Он снимает неторопливо и как-то архаично, с безыскусными флешбэками и титрами, объясняющими, что будет дальше. Режиссер, в последнее время снимавший камерные картины с небольшим бюджетом («Резня», «Венера в мехах»), на этот раз обратился к жанру исторической костюмированной драмы и сделал ее максимально консервативно. Актеры традиционно хороши: Гаррель и Дюжарден играют людей, для которых честь не пустой звук, которые сдержанны и холодны внешне, но способны на яростные поступки. Но их персонажи не слишком объемны: Дрейфус лишь пару раз гневно кричит «Я невиновен!», а Пикар копается в документах, ходит по кабинетам и затем и сам так же гневно кричит на суде, как сильно он защищает честь армии.
Полански в итоге сшивает большое историческое полотно, наполненное судебными процессами, перепалками с вышестоящими чинами, слежкой, арестами и даже дуэлью, но делает это монументально и тяжеловесно (эффекта добавляет пафосная музыка Александра Деспла). Из этой невероятной истории мог бы выйти шпионский триллер или безумная судебная драма (тот же Марко Беллоккьо показал недавно в Каннах, как изумительно можно срежиссировать судилище, в картине «Предатель»). Но «Офицер и шпион» получился традиционным и напыщенным образовательным фильмом по учебнику; все подробно, но без огонька. Не зря на пресс-конференции прозвучало предложение показывать картину в школах.
«Офицер и шпион» выйдет в российский прокат 28 ноября.
http://www.kritikanstvo.ru/critics/5123/