Таймасова Г.Н. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА – ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Доклад Госсовета РФ «Инновационное развитие образования – основа повышения конкурентоспособности России» имел целью формирование на основе поручений Президента РФ от 10.12.05 г. единой общенациональной стратегии инновационного опережающего развития российского образования. Особое внимание в данном документе уделяется роли регионов в развитии образования. Реформа зарождается наверху, но реально живёт она только на местной почве.
Основная задача образовательного законотворчества субъекта Федерации: опережающая постановка и решение задач инновационного развития в регионе. Не случайно мы обсуждаем проект Концепции инновационного развития Новосибирской области. Это стало возможным благодаря тому, что на региональном, городском, районном уровнях приобретён значительный модернизационный и инновационный опыт.
Накоплен ценнейший ресурс для перехода к системным инновационным изменениям в российском образовании в целом. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, в геометрической прогрессии возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства.
Вместе с тем, мы не должны забывать других главных задач: развития личности, формирования гуманитарных ценностей, воспитания патриота и гражданина.
Итак, современный взгляд на инновации в образовании. Педагогическая инноватика – новая отрасль педагогического знания, это молодая наука, о которой серьёзно заговорили лишь в конце прошлого века, 15 – 20 лет назад. Сегодня инновационное движение в России, по мнению А.И. Адамского, - основной ресурс не только развития, но и спасения школы.
Энциклопедия профессионального образования даёт следующее определение инновации как существенного элемента развития образования: «Инновации – это актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие широкого мультикультурного пространства образования».
Что же следует понимать под инновационной деятельностью? Это комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на разных уровнях образования. Цель различного рода инноваций – оптимизировать качество работы образовательных учреждений. Инновации возникают закономерно. Однако они возникают не на пустом месте, всегда опираются на определённый педагогический опыт, традиции. Беспорядочный прорыв в новое, связанный с игнорированием, а иногда и с разрушением «старого», не приводит к положительным результатам. Инновации и традиции – два полюса в образовании. Они должны служить ориентирами в развитии науки и практики.
В образовательных учреждениях Центрального района различные направления инновационной деятельности:
? вариативность образования;
? качество;
? профильное обучение;
? работа с одарёнными детьми;
? коррекционная деятельность;
? дошкольное образование;
? дополнительное образование;
? воспитательная работа;
? здоровьесберегающие технологии;
? управление образованием;
? информатизация.
В районе созданы действенные механизмы инновационного развития системы образования. Политика в сфере образования подрастающего поколения, проводимая администрацией Центрального района, обеспечивает выявление творческого потенциала образовательных учреждений и педагогических кадров. Выполняя рекомендации конференции 2005 года, система образования накопила позитивный опыт, благодаря напряжённому творческому труду педагогических коллективов в истекшем учебном году и сегодня находится на этапе обновления по приоритетным направлениям.
1. Администрация района активно поддерживает инновационные процессы, связанные с информатизацией образования, участвует в решении актуальных проблем образования, связанных с материальными и финансовыми ресурсами.
2. В образовательных учреждениях района внедряются и развиваются эффективные системы управления образовательным процессом.
3. Активно идёт позитивный процесс по изменению содержания и структуры образования практически во всех ОУ.
4. Активно ведётся методическая работа с педагогическими работниками по повышению их профессиональной компетентности. Осуществляется информационная поддержка творчества учителей и учащихся.
5. В воспитательной работе сложилась система патриотического и гражданского направления.
6. Совершенствуется работа по интеграции общего и дополнительного образования.
7. В рамках здоровьесберегающих технологий уделяется внимание нравственному и физическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста.
8. Активно внедряются современные образовательные технологии.
9. Осуществляется переход к профильному обучению в старших классах как способу удовлетворения образовательных потребностей учащихся.
10. Значительное место в деятельности руководителей ОУ и попечительских советов занимает укрепление материально – технической базы ОУ, в том числе кабинетной системы.
В инновационной деятельности в процессе организации, оформления и внедрения новшеств, имеется сложная структура, в которой выделяем составные: управленческая, уровневая, мотивационная, содержательная.
Качественное образование для всех – основополагающая норма
Подтверждением качественного разнообразия образовательного пространства района служит развёрнутая система разноуровнего образования. Учебные планы школ предусматривают введение гимназического, профильного, лицейского компонентов, углублённого изучения предметов, широкое распространение получили классы компенсирующего обучения, разнообразные формы общего среднего образования. Анализируя деятельность системы образования, нельзя не сказать о российских реалиях, связанных с демографическими процессами, обещающими к 2010 году снижение числа обучающихся на 23 %. За пять лет количество учащихся в Центральном районе уменьшилось на 1498 человек, т.е. на 16 %. За истекший год уменьшение произошло на 146 человек.
Какие цели образовательной политики мы видим?
Равенство доступа к образованию для всех
Обновление, жизненная направленность содержания образования всех уровней, видов и типов – кардинальные факторы обеспечения доступности.
В 13 ОУ района обучается 8247 учащихся. Почти все ОУ имеют повышенный статус, успешно прошли аттестацию в истекшем году СОШ №№ 54, 156 и «Диалог» и вновь подтвердили статус ОУ с углублённым изучением предметов. Средняя наполняемость классов в ОУ - 23,4 человека, с наполняемостью, превышающей норму, работают гимназия №1 (29 человек в классе), экономический лицей (27 человек).
83 группы продлённого дня в ОУ охватывают 1999 человек. 993 человека, т.е. 100 % выпускников 11 классов окончили школу, из них 34 награждены золотыми, 54 – серебряными медалями (по общему количеству медалистов – I место в городе). На 4 и 5 окончили среднюю школу 50 % учащихся. Выше районного показателя в МОУСОШ «Диалог» (66 %), в экономическом лицее (58 %), в гимназии №1 (55%), в СОШ № 99 и гимназии № 13 (по 51 %). Из 7926 учащихся 516 окончили учебный год на «отлично», 2907 – на «4 и «5». Следует отметить, что проведение эксперимента по ЕГЭ способствовало повышению технической оснащенности школ, квалификации педагогов. В ЕГЭ приняло участие 654 выпускника 11 классов ОУ Центрального района (I место по количеству участников ЕГЭ среди районов Новосибирска). Наибольшее количество участников в МЭЛ (116 чел.), гимназии № 1(101 чел.), СОШ № 4 (90 чел.), СОШ № 54 (87 чел.). Два выпускника Рыдкина Екатерина (МЭЛ) и Салмин Алексей (гимназия № 1) получили 100 баллов по математике. Спасибо учителям Королько Е.А. и Соловьёвой Е.Н. за высокое качество обучения талантливых детей!
На индивидуальном обучении находилось 287 человек по состоянию здоровья, на 62 человека меньше, чем в прошлом году, в школе надомного обучения МОУ СОШ «Перспектива» - 91 человек. В школах общего типа обучаются 48 детей – инвалидов. ОСОШ №17 играет важнейшую роль в образовательном пространстве района, осуществляя разные формы обучения: очную, заочную, вечернюю, экстернат, обучение на дому. Имеют место отдельные случаи дистанционной подготовки учащихся с ограниченными возможностями. Таким образом, в Центральном районе созданы условия для получения всеми детьми с учётом индивидуальных потребностей и возможностей общего среднего бесплатного образования.
Непрерывность образования – основа успеха личности, благосостояния
Приоритет видится в преемственности образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования.
Образование – один из факторов формирования гражданского общества
Из цели вытекают задачи:
- Воспитание гражданина и патриота, осознающего свой долг перед отечеством, малой родиной, свою российскую идентичность.
- Формирование чувства чести, собственного достоинства, гуманизма, высокой духовности и нравственности, преодоление разрушительных тенденций, преобладающих во многих СМИ.
- Воспитание веротерпимости, толерантности за счёт ознакомления учащихся с историей мировых религий как неотрывной части мировой культуры.
- Выстраивание уклада жизни каждого ОУ на принципах педагогики сотрудничества и сотворчества детей и взрослых как модель гражданского общества.
Введение по инициативе Президента РФ обязательного бесплатного общего образования – стержень современного этапа инновационного развития образования, приоритетная общенациональная стратегическая задача, направленная на повышение образовательного уровня нации, обогащение человеческого капитала, социокультурное развитие страны.
Во всём мире наблюдается повышение обязательного порога общего среднего образования. Так, в Европе в старших классах средней школы показатели количества учащихся превышают 100 % из-за подростков, проходящих обучение сразу по нескольким программам.
Введение всеобщего среднего образования не потребует существенных бюджетных затрат, из-за демографического спада контингента учащихся, высвобождения педагогического кадрового и материально – технического потенциала, что обеспечивает определённую ресурсную базу.
Кроме того, в ряде мегаполисов, в том числе и Новосибирске, как было отмечено в докладе Госсовета, сохранилась инфраструктура всеобщего среднего образования.
Вновь был рассмотрен вопрос перевода содержания школьного образования с концентрического на линейный принцип построения, его разгрузка за счёт неоправданного дублирования учебного материала. Возможно вынесение за сетку часов учебного плана по физкультуре, введение социальной и трудовой практики обучающихся.
Профильное обучение
В центре внимания ОУ, отдела образования находится обеспечение полноценного педагогического процесса, создание условий для эффективного развития, что особенно актуально в период перехода к профильному обучению. Опираясь на многолетний накопленный опыт ОУ: гимназии № 1, экономического лицея, МОУСОШ № 12, МОУ СОШ № 29, работающих по профильному обучению в опережающем режиме, в настоящее время в Центральном районе сложилась система работы по широкомасштабному переходу на профильное обучение.
Созданы концепции и разработаны модели профильного обучения, внедряется новый базисный план на старшей ступени обучения, разработаны условия и процедуры по организации конкурсного отбора учащихся в профильные классы.
В 2005 - 2006 году на третьей ступени в ОУ района открыто 26 классов (700 человек, 40 % от общего количества 1772 учащихся третьей ступени) по 12 профилям, предпрофильная подготовка введена в 8 школах из 12 в 32 классах (883 человека, 94 % от количества учащихся 9 классов). Востребованные профили: «Социально - экономический», «Социально-гуманитарный», «Физико-математический». В 9 из 12 школ предметы изучаются на углублённом уровне (146 классов). Определённый опыт накоплен МУК «Престиж» по обеспечению различных форм организации профориентационной работы и профессионального самоопределения школьников, по допрофессиональной и профессиональной подготовке 9 – 11 классов. Содержание дополнительного образования мы рассматриваем как совокупность различных видов социального опыта: познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности. Повышение эффективности профильного обучения осуществляется с помощью учреждений дополнительного образования ДДТ «Центральный», ХЭШИ «Весна». Эффективность определяется широкими возможностями профильных объединений, обеспечивающих взаимодействие подрастающего поколения с микро- и макросредой, в которой осуществляется познание и проба самого себя. Проблемы профильного обучения находятся под постоянным научно–методическим сопровождением. Значительным событием в районе в системе муниципального образования стала городская научно–практическая конференция по теме: «Довузовское образование: опыт, проблемы, перспективы. Научно–методическое партнёрство в сфере образования». Экономический лицей представил опыт взаимодействия, партнёрских отношений с НГУЭУ, перспективных моделей профессионального образования, социального партнёрства.
Популярны среди обучающихся гимназии №1, СОШ № 156, СОШ «Диалог», экономического лицея предметные олимпиады НГУЭиУ. 45 учащихся МЭЛ стали победителями и призёрами региональной олимпиады по английскому языку, 15 человек – по экономике, 12 – по истории.
Спасибо учителям экономического лицея Айдаровой Т.В., Беловой С.А., Чередниковой Л.Е., Загайновой Е.Г., Гуляевой Л.А., Миназевой Т.Н., Белецкой В.А. за высокое качество обучения!
Модель выпускника профильной школы задаёт системообразующий ориентир в целеполагании ОУ. Интересен опыт МЭЛ по созданию модели выпускника–лицеиста, за что авторский коллектив награждён большой золотой медалью на Сибирской ярмарке «УЧСИБ». По проблемам профильного обучения опубликовано 27 статей учёных, учителей, руководителей района в районном журнале «Новый ИМиДЖ», выпущен электронный диск с рекомендациями по преподаванию в профильных классах по 15 учебным предметам. 28 учителей района прошли курсовую переподготовку по преподаванию в профильных классах. На коллегии администрации района в декабре было отмечено, что система образования Центрального района находится на стадии развития и творчества по внедрению профильного обучения.
Вместе с тем нерешённых проблем много.
1. Идея профильной школы тесно связана с прогнозированием рынка труда, с теми реальными потребностями, которые проявятся в ближайшие 5–7 лет. Но рынок, предприятия сегодня не могут конструктивно и ясно предъявить кадровый заказ.
2. В сфере профильного обучения недостаточно развиваются дистанционные технологии.
3. Особое место среди методов профильного обучения должно занимать проектирование как основной вид познавательной деятельности. В современных условиях нет программ и рекомендаций МО и Н РФ по организации учебных практик и проектной деятельности в рамках школы.
4. Переход на профильное обучение требует изменения финансирования на старшей ступени (оплата деления классов на группы, взаимное финансирование ОУ, реализующих профильное обучение в сетевых формах, введение ставок тьюторов–профессионалов, сопровождающих индивидуально обучающихся школьников).
5. Над созданием сетевого взаимодействия, «ресурсных центров « нам ещё предстоит работать, чтобы профильное обучение стал средством дифференциации и индивидуализации. Создана творческая группа из руководителей, учителей, методистов по созданию сетевого взаимодействия ОУ по профильному обучению.
Процесс создания профильной школы процесс длительный, требующий подготовки кадров, наличия определённой материальной базы и преобразования всех взаимосвязанных структур дидактической системы, отбора содержания образования. Предстоят кардинальные перемены при условии сохранения уникального опыта ОУ по профильному обучению.
Одарённые дети
Государственная политика по формированию интеллектуального потенциала нации требует постоянного внимания и поддержки наиболее талантливых и одарённых детей.
Невозможно совершить инновационный прорыв в обществе без устойчивого интереса к науке и процессу познания у детей. Во всех развитых странах мира успешно работают современные выставочные центры и музеи, представляющие широкой публике, детям достижения науки, технического прогресса, промышленные основы производства, использующие самую эффективную модель «Развлечение + обучение».
Результат инновационной деятельности педагогов видится в успехах учеников. Стали традиционными городские конкурсы «Полиглот», «Дебаты», «Не упусти свои возможности», интеллектуальные игры. В рамках городской программы «Одарённые дети» в НПК НОУ «Сибирь» приняли участие 254 школьника, из них 109 стали победителями и лауреатами, 17 вошли в «Золотую лигу». В первенстве Сибири по интеллектуальным играм команда ДДТ «Центральный» заняла первое место (рук. Бычков В.В.), по шахматам среди старших школьников - 2 место в первенстве Сибирского Федерального округа (педагог Сурилло А.А.). В истекшем году произошли качественные изменения в олимпиадном движении. Гимназия № 1 стала городской экспериментальной площадкой по олимпиадному движению учащихся. Проводятся в этом году предметные олимпиады по математике в 5 классах, по русскому в 6 – 8 классах, по истории в 7 – 8 классах, по психологии, иностранному «Полиглот», что позволяет сохранить преемственность, повысить интерес к учебным дисциплинам учащихся второй ступени обучения. Многие олимпиады стали открытыми и получили городской статус. В городской олимпиаде 62 человека стали победителями и призёрами. В городской олимпиаде «Неболит-2006» команда школы № 29 и в первой городской олимпиаде по психологии, проводимой НГУ, команда СОШ № 156 заняли первые места. Следует отметить высокий рейтинг в районных олимпиадах гимназии № 1, экономического лицея, гимназии № 13, СОШ №№ 12, 99, 4.
84 ученика Центрального района были приглашены на областную олимпиаду, из них 52 заняли призовые места, при этом - 19 первых мест. 10 учеников гимназии №1 успешно представляли Новосибирскую область на Российской олимпиаде.
От всей души поздравляем учителей, подготовивших победителей и призёров Российской олимпиады:
Надежду Алексеевну Федосееву,
Татьяну Александровну Мотылёву,
Елену Михайловну Арчибасову,
Марину Эдуардовну Вейгандт,
Галину Владимировну Коловерину,
Ольгу Николаевну Миронову,
Ольгу Ивановну Сипаренко.
Успех в учении ребёнку обеспечен, если педагог обладает важнейшим качеством – «желанием жить в ученике».
Всероссийский конкурс учителей физики и математики в июле объявил победителем учителя гимназии № 1 Идриса Шайхимуллича Аглиулина в номинации «Наставник будущих учёных» как выдающегося учителя, названного своими учениками. Конкурс проведён Фондом «Династия» совместно с Международной Программой Образования в области точных наук.
Продолжая рассматривать вопрос одарённости, замечу следующее:
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одарённости, организация работы с одарёнными детьми требует ответа на вопросы:
- С каким видом одарённости имеем дело?
- В какой форме может проявиться одарённость (явной, скрытой, потенциальной)?
- Какие задачи работы с одарёнными детьми приоритетны?
- Как избежать учебных перегрузок и сохранить здоровье талантливым детям?
В будущем нам необходимо совершенствовать работу по формированию системы выявления одарённости в раннем возрасте; по созданию инновационных индивидуальных программ психолого–педагогического сопровождения и стипендиальной поддержки талантливых детей, участвующих в олимпиадах, конкурсах разных уровней.
Позвольте надеяться, что мэрией будут разработаны механизмы поддержки ОУ, ведущих инновационную деятельность, как опорных точек обновления общего образования, а также школ для одарённых детей.
Воспитание
В документах ЮНЕСКО чётко сформулированы приоритеты образования, они не противоречат традициям русской школы. Позволю себе напомнить их:
? научить получать знания, т.е. учить учиться;
? научить трудиться – работать и зарабатывать, т.е. учение – для труда;
? научить жить, это учение – для бытия;
? научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, - это учение для совместной жизни.
В истекшем учебном году педагогические коллективы ОУ района работали над усилением воспитательной роли школы, формированием патриотизма, гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации. Высокую оценку получила программа по воспитанию толерантности «Мы разные, мы дружим» Бобиновой С.В., учителя начальных классов гимназии №13, на конкурсах городского и регионального уровней. Учитель начальных классов СОШ № 4 Усольцева М.Э. стала победителем городского конкурса «Классный руководитель года».
Поздравляем Марину Эдуардовну и Анну Романовну Боярскую, директора МОУ СОШ №4, с замечательной победой! На одном из советов РОО мы говорили о повышении воспитательного потенциала учебного процесса. Выходя за рамки урока, школьники расширяют свой кругозор, отрабатывают навыки литературного художественного творчества, приобщаются к культурным ценностям общества на традиционных районных литературных праздниках, посвященных творчеству поэтов и писателей М. Цветаевой, В.С. Высоцкого, Г.Х. Андерсена, важным событиям в отечественной и мировой истории. Такие праздники стали важными вехами в духовно – нравственном становлении школьников района. Инициаторы и организаторы - учителя гимназии №1 и экономического лицея.
Накоплен полезный и эффективный опыт формирования демократического уклада жизни школы как модели гражданского общества, развития разнообразных форм ученического самоуправления. Разработка и апробация примерных программ воспитания в ОУ района носит уникальный характер. В большинстве школ сложилась система воспитательной работы.
Целенаправленно сотрудничают учреждения дополнительного образования со школами и детскими садами. На базе ОУ работает 188 объединений декоративно–прикладного творчества, спортивной, художественно–эстетической, туристско–краеведческой, экологической направленности и др. В учреждениях дополнительного образования занято 5892 школьника. Детское самоуправление активно развивается в школах № 4, 156, 29, «Диалог», гимназии № 13. В ДДТ «Центральный» системный проект социально–образовательного пространства «Возьмёмся за руки, друзья!» был представлен на X Международном конгрессе «Образование граждан мира» в Самаре, а на Сибирской ярмарке проект «Молодёжный клуб как форум социального образования молодёжи» отмечен дипломом.
Активисты школьного самоуправления приняли участие в городском конкурсе «Ученик года». Призёрами стали ученицы гимназии № 13 и СОШ № 4.
Примите слова признательности заместители директоров по воспитательной работе этих школ Габрат Л.С., Кузнецов А.А.
Традиционная военно–спортивная игра «Победа», несение почётного караула на Посту № 1 Вахты Памяти являются действенной школой патриотического воспитания детей и подростков. I место определено гимназии № 1, II место – СОШ № 4, III место – гимназии № 13.
Особое место в жизни детей занимают фестивали детского творчества, на которых детям сопутствуют успех, радость самовыражения. В фестивале «Планета детства», посвященному Международному десятилетию культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты, приняло участие 1345 участников разных творческих коллективов. В районном театральном фестивале было представлено зрителям 38 спектаклей, в которых приняло участи 600 детей в качестве чтецов, артистов.
Очень большое значение в «очеловечивании» содержания образования в современных условиях имеет художественное образование школьников. Опыт показывает, что пристальное внимание школы к вопросам эстетической и художественной культуры учащихся может в определённой мере нейтрализовать негативное влияние социальной среды на духовный мир подрастающего человека.
Уникальный опыт работы по нравственному, эстетическому, художественному воспитанию был представлен на творческом отчёте СОШ № 99. Школой высшего педагогического мастерства служат театрализованные уроки литературы Косьяненко Л.И, директора школы. Великолепные театральные спектакли учителей создают необыкновенную атмосферу доверительности отношений с учащимися, стремления подражать.
Лауреатом областного фестиваля оркестров и ансамблей им. Гуляева стал оркестр СОШ № 99, а образцовый танцевальный ансамбль «Улыбка» на Международном конкурсе «Виртуозы русского танца» завоевал Гран–При.
Образование и защита детства
Детство – особый период жизни, который обеспечивает накопление ребёнком ресурсов – физических, интеллектуальных, духовных, социальных – на всю жизнь. Первостепенным условием развития ребёнка, органичной средой детства является образование, связанное с самым продолжительным и ответственным этапом в жизни. К сожалению, в период социально – экономических перемен в России факторы риска для детства обострились.
Во всех ОУ района работают программы «Здоровье», здоровьесберегающие технологии обучения базируются:
? на соответствии познавательной деятельности ребёнка его возрастным особенностям;
? на обучении на оптимальном уровне трудности;
? на оптимальном сочетании двигательных и статичных нагрузок;
? на создании эмоциональной благоприятной атмосферы;
? на культивировании знаний по вопросам здоровья.
Школьная программа «Здоровье после звонка» СОШ № 29 неоднократно была отмечена дипломами победителя и лауреата в конкурсах российского и городского уровней, программа экономического лицея «Здоровье» признана городским центром «Магистр» одной из наиболее эффективных.
Очень важным является координация совместной деятельности педагогической и медицинской службы. В ОУ района работают 55 медицинских работников, открыто 9 стоматологических кабинетов.
В истекшем году уделялось внимание реорганизации питания в ОУ на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов, оптимизируются рационы питания детей с использованием пищевых продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью, обогащенных витаминно–минеральными примесями, макро- и микроэлементами. В районе накоплен большой опыт работы по организации летнего отдыха. На первом сезоне отдохнули и оздоровились 972 ребёнка, различными формами труда и отдыха в июне охвачен 101 ребёнок, находящийся в социально опасном положении. Кстати позитивно меняется динамика детских правонарушений. Так в 2004 году на учёте было 272 школьника, в 2005 году – 188 , на 1 июня 2006 года – 139 человек, из них – 52 в ПДН, 87 – на внутришкольном учёте.
В ОУ уделяется должное внимание развитию физической культуры и спорта. Сложилось хорошее взаимодействие в работе с отделом по физкультуре и спорту.
На городской легкоатлетической эстафете, посвященной памяти А.И. Покрышкина, 9 мая 2006 года Центральный район занял первое общекомандное место (СОШ № 54, МЭЛ, гимназии № 1, СДЮШОР №3),а на XV городских летних спортивных играх школьников спортсмены Центрального района заняли второе общекомандное место.
Благодарим за большой вклад в спортивные успехи района Орлова Э.Е., начальника отдела физкультуры и спорта, руководителей МО учителей физкультуры Ларькина С.А., Ткача В.Н., Швецова В.В.. Богатова А.М. В течение учебного года проходили соревнования по 21 виду программы в зачёт районной спартакиады, первое место в районной спартакиаде у СОШ № 54 (директор Суворова О.В.). Заметны успехи спортивных школ и значителен их вклад в спортивные достижения района по хоккею, художественной гимнастике и спортивной аэробике (директора А.А. Пузырьков и Г.Р. Мочалова). Несмотря на успехи в спорте мы понимаем, что по причине резкого повышения стоимости платных физкультурно – оздоровительных услуг, роста цен на спортивную форму и инвентарь, занятия массовой физической культурой и спортом становятся недоступными для большинства детей во внеурочное время, особенно зимними видами: хоккеем, лыжами, конькобежным спортом. Считаем, что созрела необходимость: открытия в каждом ОУ спортивного клуба, центра содействия укреплению здоровья; обеспечения инновационной подготовки и повышения квалификации специалистов физкультурно-спортивного профиля, специалистов реабилитационной и лечебной физкультуры, способных работать с детьми, имеющими отклонения в здоровье.
В документах ЮНЕСКО чётко сформулированы приоритеты образования, они не противоречат традициям русской школы. Позволю себе напомнить их: ? научить получать знания, т.е. учить учиться;? научить трудиться – работать и зарабатывать, т.е. учение – для труда;? научить жить, это учение – для бытия;? научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, - это учение для совместной жизни.В истекшем учебном году педагогические коллективы ОУ района работали над усилением воспитательной роли школы, формированием патриотизма, гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации. Высокую оценку получила программа по воспитанию толерантности «Мы разные, мы дружим» Бобиновой С.В., учителя начальных классов гимназии №13, на конкурсах городского и регионального уровней. Учитель начальных классов СОШ № 4 Усольцева М.Э. стала победителем городского конкурса «Классный руководитель года».Поздравляем Марину Эдуардовну и Анну Романовну Боярскую, директора МОУ СОШ №4, с замечательной победой! На одном из советов РОО мы говорили о повышении воспитательного потенциала учебного процесса. Выходя за рамки урока, школьники расширяют свой кругозор, отрабатывают навыки литературного художественного творчества, приобщаются к культурным ценностям общества на традиционных районных литературных праздниках, посвященных творчеству поэтов и писателей М. Цветаевой, В.С. Высоцкого, Г.Х. Андерсена, важным событиям в отечественной и мировой истории. Такие праздники стали важными вехами в духовно – нравственном становлении школьников района. Инициаторы и организаторы - учителя гимназии №1 и экономического лицея. Накоплен полезный и эффективный опыт формирования демократического уклада жизни школы как модели гражданского общества, развития разнообразных форм ученического самоуправления. Разработка и апробация примерных программ воспитания в ОУ района носит уникальный характер. В большинстве школ сложилась система воспитательной работы.Целенаправленно сотрудничают учреждения дополнительного образования со школами и детскими садами. На базе ОУ работает 188 объединений декоративно–прикладного творчества, спортивной, художественно–эстетической, туристско–краеведческой, экологической направленности и др. В учреждениях дополнительного образования занято 5892 школьника. Детское самоуправление активно развивается в школах № 4, 156, 29, «Диалог», гимназии № 13. В ДДТ «Центральный» системный проект социально–образовательного пространства «Возьмёмся за руки, друзья!» был представлен на X Международном конгрессе «Образование граждан мира» в Самаре, а на Сибирской ярмарке проект «Молодёжный клуб как форум социального образования молодёжи» отмечен дипломом.Активисты школьного самоуправления приняли участие в городском конкурсе «Ученик года». Призёрами стали ученицы гимназии № 13 и СОШ № 4.Примите слова признательности заместители директоров по воспитательной работе этих школ Габрат Л.С., Кузнецов А.А.Традиционная военно–спортивная игра «Победа», несение почётного караула на Посту № 1 Вахты Памяти являются действенной школой патриотического воспитания детей и подростков. I место определено гимназии № 1, II место – СОШ № 4, III место – гимназии № 13.Особое место в жизни детей занимают фестивали детского творчества, на которых детям сопутствуют успех, радость самовыражения. В фестивале «Планета детства», посвященному Международному десятилетию культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты, приняло участие 1345 участников разных творческих коллективов. В районном театральном фестивале было представлено зрителям 38 спектаклей, в которых приняло участи 600 детей в качестве чтецов, артистов.Очень большое значение в «очеловечивании» содержания образования в современных условиях имеет художественное образование школьников. Опыт показывает, что пристальное внимание школы к вопросам эстетической и художественной культуры учащихся может в определённой мере нейтрализовать негативное влияние социальной среды на духовный мир подрастающего человека. Уникальный опыт работы по нравственному, эстетическому, художественному воспитанию был представлен на творческом отчёте СОШ № 99. Школой высшего педагогического мастерства служат театрализованные уроки литературы Косьяненко Л.И, директора школы. Великолепные театральные спектакли учителей создают необыкновенную атмосферу доверительности отношений с учащимися, стремления подражать. Лауреатом областного фестиваля оркестров и ансамблей им. Гуляева стал оркестр СОШ № 99, а образцовый танцевальный ансамбль «Улыбка» на Международном конкурсе «Виртуозы русского танца» завоевал Гран–При. Детство – особый период жизни, который обеспечивает накопление ребёнком ресурсов – физических, интеллектуальных, духовных, социальных – на всю жизнь. Первостепенным условием развития ребёнка, органичной средой детства является образование, связанное с самым продолжительным и ответственным этапом в жизни. К сожалению, в период социально – экономических перемен в России факторы риска для детства обострились.Во всех ОУ района работают программы «Здоровье», здоровьесберегающие технологии обучения базируются:? на соответствии познавательной деятельности ребёнка его возрастным особенностям;? на обучении на оптимальном уровне трудности;? на оптимальном сочетании двигательных и статичных нагрузок;? на создании эмоциональной благоприятной атмосферы;? на культивировании знаний по вопросам здоровья.Школьная программа «Здоровье после звонка» СОШ № 29 неоднократно была отмечена дипломами победителя и лауреата в конкурсах российского и городского уровней, программа экономического лицея «Здоровье» признана городским центром «Магистр» одной из наиболее эффективных.Очень важным является координация совместной деятельности педагогической и медицинской службы. В ОУ района работают 55 медицинских работников, открыто 9 стоматологических кабинетов. В истекшем году уделялось внимание реорганизации питания в ОУ на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов, оптимизируются рационы питания детей с использованием пищевых продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью, обогащенных витаминно–минеральными примесями, макро- и микроэлементами. В районе накоплен большой опыт работы по организации летнего отдыха. На первом сезоне отдохнули и оздоровились 972 ребёнка, различными формами труда и отдыха в июне охвачен 101 ребёнок, находящийся в социально опасном положении. Кстати позитивно меняется динамика детских правонарушений. Так в 2004 году на учёте было 272 школьника, в 2005 году – 188 , на 1 июня 2006 года – 139 человек, из них – 52 в ПДН, 87 – на внутришкольном учёте.В ОУ уделяется должное внимание развитию физической культуры и спорта. Сложилось хорошее взаимодействие в работе с отделом по физкультуре и спорту. На городской легкоатлетической эстафете, посвященной памяти А.И. Покрышкина, 9 мая 2006 года Центральный район занял первое общекомандное место (СОШ № 54, МЭЛ, гимназии № 1, СДЮШОР №3),а на XV городских летних спортивных играх школьников спортсмены Центрального района заняли второе общекомандное место. Благодарим за большой вклад в спортивные успехи района Орлова Э.Е., начальника отдела физкультуры и спорта, руководителей МО учителей физкультуры Ларькина С.А., Ткача В.Н., Швецова В.В.. Богатова А.М. В течение учебного года проходили соревнования по 21 виду программы в зачёт районной спартакиады, первое место в районной спартакиаде у СОШ № 54 (директор Суворова О.В.). Заметны успехи спортивных школ и значителен их вклад в спортивные достижения района по хоккею, художественной гимнастике и спортивной аэробике (директора А.А. Пузырьков и Г.Р. Мочалова). Несмотря на успехи в спорте мы понимаем, что по причине резкого повышения стоимости платных физкультурно – оздоровительных услуг, роста цен на спортивную форму и инвентарь, занятия массовой физической культурой и спортом становятся недоступными для большинства детей во внеурочное время, особенно зимними видами: хоккеем, лыжами, конькобежным спортом. Считаем, что созрела необходимость: открытия в каждом ОУ спортивного клуба, центра содействия укреплению здоровья; обеспечения инновационной подготовки и повышения квалификации специалистов физкультурно-спортивного профиля, специалистов реабилитационной и лечебной физкультуры, способных работать с детьми, имеющими отклонения в здоровье.
С 1991 года по 2005 годы количество дошкольных учреждений в России сократилось в 1,8 раз. Численность детей в ДОУ уменьшилась почти в 2 раза, от 8 млн. 433 тыс. до 4 млн. 321 тыс. человек. За последние три года стала намечаться положительная тенденция в развитии дошкольных образовательных учреждений.
В Центральном районе посещали ДОУ 2128 детей, однако очередь на детские сады большая, составляет 492 места. Отдел образования предпринимает возможные меры по дополнительному открытию детсадовских групп, так к 1 сентября проведён капитальный ремонт детского сада № 376, который примет дополнительно 75 детей. За счёт высвобождения площадей от арендаторов открыто дополнительно 60 мест в ДОУ №№ 484, 451, 421. Сегодня качественно иной стала система дошкольного образования.
Образовательное пространство детского сада развивается как вариативное по содержанию и формам обучения.
В городском конкурсе научно-методических материалов «Образование – будущее России» приняли участие 6 детских садов, дипломами отмечены ДОУ №№ 451, 42, 486, 495 за актуальность, теоретическую обоснованность, практическую значимость. На Сибирской ярмарке «УЧСИБ – 2006»в номинации «Воспитательные системы» дипломами награждены ДОУ №№ 486, 451 за пропаганду идей развития и инноваций в дошкольном образовании. Педагогические коллективы ДОУ Центрального района создали такую предметно – развивающую среду, которая максимально приближена к интересам и потребностям детей. В городском конкурсе «Детский сад – дом радости» Центральный район представлял детский сад № 117 (заведующая В.Ф. Мозгунова). Высокая культура интерьера, создаваемая в наших детских садах – не роскошь, а необходимое условие для развития ребёнка. Минитеатры, художественные мастерские, изостудии, кабинеты «лего-педагогики», музыкальные залы, бассейны, минимузеи, зимние сады служат развитию детей Центрального района.
Вместе с тем, в системе дошкольного образования района существуют и объективные проблемы: дефицит кадров, образовательных площадей, внедрение гибких форм пребывания детей в детском саду, дальнейшее качественное и количественное развитие коррекционной поддержки детей дошкольного возраста в образовательном пространстве района. Для дальнейшего инновационного развития системы дошкольного образования педагогическим коллективам следует серьёзно подойти к таким вопросам как:
? установление правил разграничения бесплатных программ дошкольного образования и дополнительных платных образовательных услуг;
? расширение и нормативно-правовое обеспечение практики создания групп краткосрочного пребывания, групп с гибким графиком работы, дежурных групп, групп физического развития и укрепления здоровья, групп развития индивидуальных наклонностей и интересов;
? содействие развитию нового нетрадиционного вида дошкольного воспитания в семье. Организация подготовки нянь, гувернёров для воспитания на дому.
Научно-методический совет выявляет проблемы, предъявляет лучший опыт, разрабатывает научно-методические рекомендации, определяет стратегию управления инновационными процессами. Одна из важных задач в деятельности НМС – координация научно-исследовательской, методической деятельности, объединение усилий ОУ района, в которых работает 22 научно-методические кафедры. В качестве научных руководителей, консультантов работают 5 докторов наук, 16 кандидатов наук.
Все ОУ сотрудничают с вузами, заключено в районе 56 договоров. Исходя из поставленных задач, в районе эффективно работают временные творческие группы из учёных, учителей-практиков, работающих в инновационном режиме.
Об инновационном характере деятельности ОУ свидетельствует тот факт, что в Центральном районе почти все школы имеют повышенный статус. В 2005 году в шести ОУ: МЭЛ, гимназиях №№ 1, 13, СОШ «Диалог», СОШ «Перспектива», СОШ № 4 велась экспериментальная работа на экспериментальных площадках регионального, областного, городского, уровней. С сентября 2005 года школа №4, гимназия № 13 стали городскими экспериментальными площадками по «предшкольному образованию». В ноябре на НМС рассматривались «Модели программно-целевого управления развитием экспериментальной площадки СОШ «Диалог», СОШ №4», на постоянно действующем семинаре для административного состава рассматривались современные тенденции в развитии инновационных процессов в системе образования, инновационный функционал образовательной среды и его сопровождение. Ежегодно в мае проходит кадровая неделя, на которой анализ работы ОУ за истекший год позволяет определить траекторию развития каждого учреждения в новом году, спланировать творческие встречи, мастер-классы, мастерские по предъявлению лучшего опыта педагогов, продвижению в массовую практику учителей инновационных программ, технологий. Стали традиционными в районе фестивали «Молодой специалист». Учитель истории СОШ № 156 Оше Е.П. стала победителем конкурса 2006 года.
ЦФГЦРО провёл смотр-конкурс методической работы школьных МО учителей общественных дисциплин. Лучшими признаны кафедра общественных наук и экономики экономического лицея, МО учителей истории гимназий №№ 1, 13 Желаем дальнейших творческих успехов руководителям и научным консультантам ШМО Вейгандт М.Э., Белецкой В.А., Безлюдной С.А., Крамаревой Е.Н.).
В истекшем году улучшилась методическая работа с психологами района, в помощь практическим психологам в ЦФГЦРО методистами подготовлен электронный диск «Психология и образование».
Всё указанное выше подтверждает, что в районе сложилась определённая научно-методическая среда, способная к саморазвитию. Один из показателей эффективной инновационной деятельности - успешное участие в районном и городском конкурсах учебно-методических материалов «Образование – будущее России». В январе 2006 года при большой организаторской и методической деятельности ЦФГЦРО, ОУ на городской конкурс поступило 95 лучших работ педагогов (в 2005 году было представлено на конкурс всего 7 работ от района), по итогам 11 работ отмечены дипломами победителей, 14 – дипломами лауреатов, что составило 24 % от общего количества победителей и призёров 10 районов города Новосибирска.
Второй год ЦФГЦРО, отдел образования, ОУ проводят организаторскую и методическую работу в условиях Международной Сибирской ярмарки «УЧСИБ». В выставочных залах Центрального района прошли мастер-классы, презентации, консультации для педагогов и родителей. Вместе с тем, в сценариях инновационной деятельности ОУ наблюдаем:
? недостаточное использование обширных возможностей Интернет–ресурсов;
? несоответствие средств поставленным целям;
? недостаточно профессиональная оценка инновационной деятельности (мониторинг, экспертиза).
Научно–методическое и информационно-техническое оснащение, издательская деятельность
В настоящее время в школах района 390 компьютеров, на один компьютер – 23 ученика, в гимназии № 1 – 15 учеников. Во всех ОУ созданы мультимедийные классы. Оснащение электронными учебными изданиями обеспечивает проникновение информационных технологий в образовательный процесс. Руководители ОУ при методической помощи ЦФГЦРО уделяют внимание развитию кабинетной системы как фактору повышения эффективности образования. Для предъявления, оценки и использования инновационного опыта в работе практикуем выездные советы образования на базе лучших учебных кабинетов. С гордостью за успехи коллег назовём лучшие кабинеты:
? кабинет химии гимназии № 1 – 1 место в городском конкурсе (заведующие Т.С. Уфинцева, Л.М.Воробьёва, директор В.Г. Косьяненко);
? кабинет физики экономического лицея – 1 место в городском конкурсе (заведующая кабинетом Н.А. Ковырзина, директор Н.И. Кузенко);
? кабинеты информатики гимназии № 1 (зав. О.И. Сипаренко, А.А. Челак, В.С. Дементьев), химии экономического лицея (зав. С.А. Майснер, Т.Н. Шахова) отмечены дипломами лауреатов городского конкурса учебных кабинетов.
Значительное место в ЦФГЦРО отводится подготовке педагогических кадров к освоению и эффективному внедрению информационных технологий в учебный процесс. За год на базе ЦФГЦРО обучено 56 учителей и руководителей с выдачей документа о прохождении курсовой переподготовки.
В 39 образовательных учреждениях района работают 2297 человек, из них 1414 педагогов, на 15 человек больше, чем в предыдущем году. На 1 июня 2006 года было 75 вакансий. Как отмечено в докладе Госсовета, кадровый потенциал системы образования находится в неудовлетворительном состоянии. В 1991 году средняя зарплата в образовании в России составляла 71 % от зарплаты в экономике. В 2005 году этот показатель составил 65, 4 %, а учителя – 49, 7 %, воспитателя детского сада – 40,5%. Половина работников образования получает менее 3000 рублей в месяц. В нашем районе средняя зарплата учителя 4873 рубля, которая достигается за счёт перегрузок, так как средняя нагрузка педагога 1,8 ставки. Высокую степень социальной неудовлетворённости работников образования вызывает отсутствие достойного пенсионного обеспечения. Роль необходимого дополнения играет негосударственное пенсионное обеспечение. Работодатели в системе образования по закону не имеют права получать прибыль от основной деятельности, следовательно, не имеют возможности финансировать дополнительное пенсионное обеспечение. Учителя пенсионеры вынуждены работать. 186 (15,8 %) педагогов пенсионного возраста. Число педагогов Центрального района в возрасте до 40 лет за истекший год уменьшилось на 7%. Негативные диспропорции в структуре кадрового потенциала отмечаются и в чрезмерной феминизации. Центральный район не стал исключением: в ОУ района из 1414 педагогов мужчин всего 86! Феминизация и старение педагогических кадров остаются негативными тенденциями кадрового обеспечения образовательного процесса. В связи с переходом современной школы на личностно – ориентированные модели образования повышаются требования к личности педагога, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой. Такая ситуация содержит увеличение нервно–психического напряжения педагога, поэтому проблема сохранения его психического здоровья сегодня актуальна. Экспериментальная и инновационная деятельность требует постоянного повышения квалификации педагогических работников.
В нашем районе работают высококвалифицированные учителя, труд многих отмечен государственными и отраслевыми наградами.
107 учителей имеют правительственные награды, в том числе звание «Заслуженный учитель» - 28 человек, 5 человек награждены орденами, 2 медалью «За заслуги перед отечеством» второй степени. Труд 161 педагога отмечен отраслевыми наградами. 91 % педагогов ОУ района имеют высшее педагогическое образование, аттестовано 1083 человека на 1 июня 2006 года. Максимальное количество аттестованных учителей в гимназии № 1 - 100%, экономическом лицее - 98 %, СОШ № 4 – 95 %, гимназии № 13 - 92 %. В гимназии № 1 имеют высшую категорию 65 % учителей, 47 % - в СОШ № 54, 44 % - в гимназии № 13. Повысили профессиональную квалификацию 343 человека, на 88 больше, чем в 2004-2005 году. Однако реформа педагогического образования, инновационное развитие его должны были стать опережающими по отношению к реформированию, развитию школы, но этого не произошло: педвузы готовят вчерашнего учителя для завтрашней школы.
Будем надеяться, что предложенные в докладе Госсовета нормативы финансирования к 2008 году обеспечат двукратный средний рост заработной платы, а регионы смогут установить компенсационные выплаты, связанные с более высоким прожиточным минимумом в регионе. В качестве необходимых мер Госсовет предлагает:
? введение отдельных надбавок за непрерывный педагогический стаж через первые 3 года работы;
? установление более существенной разницы в оплате между каждой квалификационной категорией (не менее 20 процентов);
? при подтверждении высшей квалификационной категории увеличение ставки на 10 % через каждые 5 лет; выравнивание уровня оплаты труда учителей начальной и общеобразовательной школы;
? предоставление работникам образования права бесплатного пользования фондами государственных библиотек, льготное посещение музеев и выставок.
Несмотря на все сложности бытия, большинство педагогов работают на уровне мастеров. Творчески работающие учителя создают инновационный потенциал образования. Мы стараемся уделить внимание индивидуально-мотивационной работе с учителями по ориентации на качество их труда, на успех, создание общественного мнения. СОШ №№ 29, 54, 156, гимназия № 13, МЭЛ принимают участие в городском конкурсе «Школа года-2006».
Традиционной инициативой района стали районные конкурсы. Так в этом учебном году «Урок года» проводился в номинации «Химия». Победителем стала С.В. Васильева, учитель химии высшей квалификационной категории СОШ № 12, руководитель РМО.
Любой созидательный процесс требует продуманной системы управления, складывающейся из её организационного, информационного, методического, кадрового, материально–технического и финансового обеспечения. При сбоях в одном из звеньев разлаживается система, что сказывается на результатах. На переднем фланге реализации всех направлений инновационной деятельности был и остаётся руководитель, который в современных условиях не только высокопрофессиональный педагог, но и менеджер. В напряжённом труде руководителя профессиональный опыт со временем приходит, а организаторский талант – это дар божий, который или есть, или нет. Хочется пожелать всему корпусу руководителей настроить по ветру паруса «школьного корабля» и вести его по чётко намеченному курсу к заданной цели: высокой результативности и качеству образования.
Приоритетный национальный проект – сущностная основа для диалога образовательного сообщества и власти: с ним связано много ожиданий. У нас было что обсуждать на педагогических советах, профессиональных объединениях в весенний период. Что такое «лучшая школа»? Каковы критерии отбора? Насколько разработанные критерии являются объективными показателями успешности школы?
Мнения педагогов разные:
? Национальный проект понимаем как нечто фундаментальное, концептуальное, с ценностными установками, которые должны быть реализованы государственно – общественной мощью, а данный проект носит кратковременный характер;
? не рассматриваем этот проект как национальный, это замечательный конкурс для желающих;
? на сайте Министерства образования и науки многие высказали сожаление о том, что в конкурсе нет такой категории педагогических работников как заместители директоров по УВР, а ведь зачастую зам по УВР – главная фигура в школе;
? проект следовало бы направить на изменение содержания образования.
? цели национального проекта чётко не определены, не соотнесены с современными задачами образования;
? мы надеемся, что награждение лучших школ и учителей не будет восприниматься временной акцией, а послужит катализатором системных изменений образования.
? Экономический лицей (директор Николай Иванович Кузенко, заслуженный учитель РФ) за проект «Ресурсное обеспечение многопрофильного обучения 2006»;
? Гимназия № 1 (директор Виктор Григорьевич Косьяненко, заслуженный учитель РФ) за проект «Комплексно – целевая программа развития МОУ гимназии № 1 на 2006 – 20007 учебный год».
Лучшими учителями, реализующими общеобразовательные программы, на получение денежного поощрения в рамках национального проекта «Образование» названы учителя высшей квалификационной категории Центрального района:
? Татьяна Александровна Мотылёва, математика, гимназия №1;
? Елена Антоновна Королько, математика, экономический лицей;
? Галина Александровна Горбунова, русский язык и литература, СОШ «Диалог»;
? Ольга Николаевна Миронова, биология, гимназия № 1;
? Борис Викторович Романов, физкультура, СОШ № 29.
Обязательным условием позитивных изменений в сфере образования является материально-техническое обеспечение ОУ. Несмотря на недостатки бюджетного финансирования, в ОУ привлечены дополнительные средства за счёт развития сети платных дополнительных услуг согласно лицензиям, интенсификации привлечения средств, выделенными спонсорами, депутатами и т.д. на сумму 23 975 тыс. рублей. В отчётном году получено целевых средств на проведение капитального ремонта и противопожарных мероприятий ОУ 7 млн. 485 тыс. рублей.
Совершенствование ландшафтной архитектуры на школьных спортивно – оздоровительных комплексах позволило вновь в 2006 году завоевать в городском конкурсе первое место Центральному району, в том числе первое место – СОШ № 29 (директор Г. Ю. Белобородова), второе место – СОШ№ 4 (директор А.Р. Боярская). Позвольте поблагодарить руководителей и педагогические коллективы СОШ №№ 29, 4 за победу в городском конкурсе!
За последние годы со стороны государства предпринят ряд мер, заметно уменьшающих доход ОУ от собственной хозяйственной деятельности. Одновременно происходит увеличение налогового бремени ОУ фактически приравнивающее их к коммерческим предприятиям. По состоянию на 1 июня 2006 года кредиторская задолженность составила 7669 тыс. рублей.
Вместе с тем в 2005 году за счёт федерального бюджета в школы завезён спортивный инвентарь на сумму 107268 рублей, за счёт городского бюджета приобретено медицинское оборудование на сумму 297780 рублей, 13 комплектов учебной мебели на 104 тыс. рублей. Жаль, что не используется апробированный и широко распространённый во всём цивилизованном мире механизм налогового поощрения инвесторов образования, который резко расширит возможности его развития. Налоговые органы вполне смогли бы обеспечить целевое использование инвестируемых в систему образования средств.
Затронутые в докладе проблемы далеко не исчерпывают круга вопросов, повседневно решаемых в процессе функционирования и развития образовательной отрасли и касаются узловых направлений деятельности, определяющих инновационный характер преобразований. Ежегодные августовские большие педсоветы задают новый вектор совершенствования образования как ресурса социокультурного развития крупного промышленного города Новосибирска, побуждают работников образования к творчеству. Поэтому не угасает их заинтересованность, активность в обсуждении профессиональной деятельности и в августе.
1. Рефлексивное осознание собственного опыта и определение его роли и места в целостной системе образования Центрального района.
2. Выявление дефицитов образовательной деятельности, позволяющих сформулировать проблемы, вызвать к жизни творческую инициативу, создать проекты развития.
3. Формирование коопераций педагогических работников – носителей инициатив, приводящих к созданию сетевых проектов.
4. Повышение мотивации педагогических работников к поиску путей решения проблем в интересах не только отдельного учреждения, но и всей образовательной системы района.
5. Августовские совещания стали механизмом управления профессиональным развитием работников образования и источником формирования заказа на будущее развитие образовательной системы района.
Полагаем, что эти образовательные эффекты обращены в будущее, что и обеспечивает дальнее действие наших августовских мероприятий. Полтора века назад, когда были проведены первые профессиональные съезды земских учителей – прообраз наших августовских конференций, они так и назывались – «учительские съезды». Российская система образования, частью которой мы являемся, с новой силой заявит о своей конкурентоспособности с системами передовых стран мира. Потому что ни в одной стране мира нет таких педагогов, как в России, которые даже в период социального унижения и упадка продолжали являться источником добра, порядочности и истинной интеллигентности.
Учитель был и остаётся главным действующим лицом российского образования. Будем стараться делать так, чтобы голос учителя был услышан на всех этажах управленческой вертикали. Ведь реализовывать самые сущностные аспекты государственной образовательной политики ему, российскому учителю. Пусть новый учебный год подарит нам и нашим ученикам радость открытий, счастье взаимопонимания, гордость за успешность своего труда.