Старцева А.Г. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ

 
Информационная культура  как самостоятельное научное направление и образовательная практика одинаково важна как для учителей, так и для учащихся. Однако в силу разрозненности усилий, отсутствия целенаправленно организованного процесса информационного обучения, глубоко продуманной единой программы образования, в которой информационная культура (как, кстати, и общая культура) являлась бы ведущим, объединяющим все предметы и науки направлением (центром), уровень информационной культуры общества и конкретно школьной политики все еще продолжает оставаться неоправданно низким.

Одно из достижений информационных технологий - это мультимедийные учебники на компакт-дисках. Электронный учебник имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов, это новый, не существовавший прежде инструмент в работе учителя, позволяющий создавать наглядные и  информационно насыщенные уроки.
На российском рынке образовательных мультимедиа-продуктов представлены сотни различных разработок.  Однако процесс внедрения мультимедиа в образовательные учреждения тормозится по ряду причин. Во многом это происходит из-за отсутствия методических разработок. Но выделим одну наиболее важную причину: быстрое устаревание навыков работы с компьютером у ранее обученных педагогов, руководителей ОУ. Чтобы быть профессионально компетентным, необходимо постоянно обновлять свой опыт использования информационных технологий. Для решения этого актуального вопроса в ЦФГЦРО проводятся учебные занятия для педагогов и руководителей образовательных учреждений, имеющих различную степень подготовки к использованию компьютера в практической работе. В настоящее время разработаны учебные пособия двух тематических курсов: «Базовый курс для начинающих пользователей», «Мультимедийные презентации в учебном процессе».  В 2006 году 56 педагогов посетили эти занятия. Полученные знания дают возможность педагогу самостоятельно разработать и активно использовать электронные учебники или методические пособия. В ОУ района есть некоторые примеры разработки и использования на уроках электронных методических пособий и учебных курсов (гимназия № 1, МЭЛ, ДДТ «Центральный»). Электронные учебники, разработанные педагогами ДДТ, отмечены дипломами и золотой медалью международной Сибирской выставки «УЧСИБ». С целью систематизации этих разработок и для организации оперативного обмена электронными учебными изданиями в ноябре 2006 года будет проведен районный смотр-конкурс электронных образовательных ресурсов, разработанных педагогами района.

Для организации современной информационно-методической поддержки учебно-воспитательного процесса необходимо своевременно представлять опыт работы лучших российских образовательных учреждений, научные перспективные разработки ведущих ученых-педагогов. Эта информация рассеяна в огромном количестве источников (журналах, газетах, приложениях к ним, на образовательных сайтах), практически недоступных в образовательных учреждениях из-за значительного удорожания стоимости подписки и отсутствия доступа  Интернет.  Для решения этой проблемы ЦФГЦРО издает электронную библиотеку педагога «Школа: день за днем», составлены  и переданы в ОУ пять выпусков сборника.

Сайт – это обращенность к единому и неделимому миру, к его глобальным проблемам и в то же время различие на карте человечества лица других культур, способность участвовать в диалоге с ними, во взаимодействии, взаимообогащении. В июне открыт официальный сайт Центрального района - педагогический альманах «Школа: день за днем» (
http://den-za-dnem.ru). За три месяца сайт посетили более 5000 человек из 30 стран мира,  выполнив 21000 визитов.  Сайт выполняет три основные функции: информационную, коммуникативную и  образовательную. Мы видим основную свою задачу в доступности изложения и эстетической привлекательности подачи даже самых сложных материалов. Сайт состоит из 20 разделов, в которых на сегодняшний день опубликовано 150 статей; открыта фотогалерея, содержащая около 1000 фотографий. На сайте работает календарь памятных дат (более 200 сообщений), связанных с интересными, историческими и культурными, событиями нашего города, а также с жизнью и творчеством выдающихся педагогов, ученых, писателей, художников.
Любой сайт, тем более  образовательный - живой организм, он не должен представлять собой отсканированную печатную брошюру, а, напротив, должен служить зеркалом общества. В образовательной системе района постоянно проводятся различные мероприятия, творческие праздники, разрабатываются новые проекты - все это отражается в новостной ленте сайта, самом востребованном посетителями разделе нашего Интернет-ресурса.
В разделе «О Центральном районе» содержится историческая справка о прошлом и настоящем района, альбом фотоиллюстраций.
Разделы «Образовательные учреждения», «Дополнительное образование детей», «Дошкольные образовательные учреждения» содержат краткие сведения обо всех типах ОУ района, их контактную информацию, e-mail и адреса сайтов.
В разделе «Методика» размещены актуальные статьи и методические разработки российских ученых-педагогов и авторов ОУ района по различным учебным предметам.
Мы надеемся, что образовательный сайт станет инструментом для самообразования педагогов и средой, в которой самообразование становится внутренней необходимостью. Интересные современные иллюстрированные материалы педагоги найдут в разделе «Дополнительные материалы к урокам». 
Раздел «Международная выставка «УЧСИБ» информирует посетителя сайта об участии ОУ района в выставке в 2005 и 2006 гг.
В разделе «Районный конкурс «Урок года»« размещены нормативные материалы, конспекты конкурсных уроков, фоторепортажи с уроков 2003-2006 гг.
Раздел «Смотры-конкурсы» содержит нормативную и итоговую информацию о районных смотрах.
Раздел «Одаренные дети» содержит тематические информационные и методические материалы  российских ученых.
В разделах «Олимпиады», «Научно-практические конференции школьников», «Конкурсы учащихся» содержится информация о результатах олимпиад, конференций и конкурсов районного уровня.

С сентября мы открываем новый раздел сайта «На стороне подростка», котором будут представлены диалоги учёных, педагогов, учащихся, их родителей, психологов, врачей по актуальным проблемам воспитания.

Обширный раздел районного сайта «Творчество» содержит результаты научно-исследовательской деятельности, литературные, изобразительные, декоративные и фотоработы учащихся района.
Стремление к творчеству считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они свободно высказывают собственные идеи и отстаивают свою точку зрения, изобретают новые правила и способы решения проблем, отказываются от традиционных методов решения даже тогда, когда такие методы им известны. Они проявляют свободу мысли, независимость и самостоятельность. Информационные технологии могут в этих ситуациях выполнять функции своеобразных творческих лабораторий. Благодаря Интернет одаренный ребенок может познакомить со своими идеями заинтересованных людей и найти единомышленников, может принять участие в многочисленных олимпиадах и конкурсах, которые проводятся в мире - и по школьным, и по внешкольным дисциплинам. Создание на сайте района виртуального творческого пространства поможет решить проблему разобщенности одаренных учащихся, обеспечит возможность их общения между собой и с квалифицированными специалистами: ни одна детская работа не должна оставаться без внимания, оценки и совета заинтересованных профессионалов.
Едва ли не все, что сказано о детском творчестве, вполне можно отнести и к творчеству взрослых. Мы готовы открыть подобный раздел сайта для публикации произведений, созданных учителями района, для пропаганды результатов их творческих увлечений.

Сегодня на сайте в шести альбомах размещены более 200 иллюстраций детских изобразительных, декоративно-прикладных и фоторабот учащихся района. Мы предлагаем создание подраздела литературного и журналистского творчества одаренных детей – дайджеста школьных газет и альманахов. Кроме того, сайт мог бы представить посетителю небольшие аудио- и видеофрагменты программ (произведений), созданных юными музыкантами, мультипликаторами, операторами.

В районе объявлен первый ежегодный районный конкурс фотографий среди учащихся общеобразовательных учреждений «Все впечатленья бытия…», призванный способствовать творческому развитию личности, ее саморазвитию и эстетическому совершенствованию, а также организации содержательного досуга школьников.  Фотоработы победителей конкурса будут размещены на сайте.

Для современных детей и подростков Интернет - это один из способов доступа к нужной информации, в том числе об олимпиадах и конкурсах. Тематическая область таких конкурсов и олимпиад весьма разнообразна. Используя ИТ ребёнок самостоятельно выбирает, какие предметы или разделы хотел бы изучать ускоренно или глубоко, он планирует собственные познавательные процессы и определяет периодичность оценки приобретенных знаний. В любом случае - и особенно при самостоятельной работе в Интернете - ценны советы учителя. Ведущая роль учителя в условиях компьютеризации обучения, видоизменение и преобразование (в частности, обогащение) выполняемых педагогом функций сегодня особенно актуальна. Иначе усвоенные знания вполне способны приобрести случайный и бессистемный характер: учащийся вносит самостоятельно выработанную систематизацию знаний и пытается упорно придерживаться ее в классных занятиях, не обращая при этом иной раз внимания на вопиющие противоречия между данной системой и научными фактами.

В разделе районного сайта «Полезные ссылки» в помощь учителям, руководителям ОУ и учащимся  публикуются ссылки на многочисленные профессиональные российские образовательные ресурсы, материалы которых достаточно изучены, достоверны и актуальны.

Особый интерес учителей МХК,  ИЗО, краеведения привлекут страницы сайта «Художественная культура Сибири» и «Листы из альбома путешественника».

Образовательный сайт мы стремимся сделать по существу виртуальной школой. Это в значительной степени облегчит выбор учебного заведения для ребенка: родителям не нужно ездить по городу в поисках школы, а лишь познакомиться с районным и школьными сайтами, просмотреть сетевые рейтинговые службы различных типов, которые отражают качество обучения в образовательных учреждениях.

Сегодняшнее основное образование непредставимо без многочисленных различных спецкурсов образования дополнительного, развивающего. В наших современных условиях становление общей культуры – быть может, сверхзадача и самого общества, и системы образования. В какой-то мере решению этой задачи призван служить дочерний ресурс сайта «Школа: день за днем». Это – большой авторский сайт преподавателя дополнительного образования муниципальной гимназии № 1 В.Н. Распопина «Интерпретации» (
http://raspopin.den-za-dnem.ru), состоящий из трех разделов: «Электронная книга» с  лекциями автора по истории зарубежной литературы (Древний Восток, античный мир, европейское средневековье и эпоха Ренессанса); «Лики книг» с авторским обозрением новых книг в области литературоведения, биографии, культурологи, истории, философии, религии, художественной литературы ХХ века; «Киновзгляд»  с рецензиями на наиболее интересные новинки отечественного и мирового кинематографа, которые могут использоваться при разработке элективных курсов по литературе, МХК, истории.

Информационно-методический и дидактический журнал «Новый ИМиДЖ» -  это мониторинг состояния и развития перспективного, творческого педагогического потенциала района. Важно, чтобы каждый педагог имел возможность познакомиться с тем, как решают многочисленные проблемы школьной практики его коллеги, какие методические приемы, технологии, программы они используют в работе. Интересные педагогические находки, системы воспитания, методические разработки и фотокадры школьного бытия предстают на его страницах.  К сожалению, в связи с небольшим тиражом журнала далеко не все педагоги могут познакомиться с его интересными материалами. Но сегодня эта проблема получила разрешение: электронные страницы журнала на сайте «Школа: день за днем» будут открыты для всех представителей педагогического сообщества района. На сайте уже опубликованы три последних номера журнала.

В заключение необходимо добавить следующее. 2007 год объявлен в России Годом чтения. То есть в каком-то смысле и годом возвращения к книге, что в наших сегодняшних условиях едва ли не равно объявлению 2007 года годом ликвидации безграмотности (не будем лукавить – увы, далеко не только среди учащихся). В этой связи планируется открытие на сайте раздела, посвященного непосредственно книге – ее истории и сегодняшнему дню. Книга есть самое правдивое зеркало человека и одновременно – кусочек мозаичной картины человечества. Быть может, с помощью материалов, представленных на нашем сайте, посетитель сумет разглядеть в этом зеркале самого себя и свое время, в чем-то печальное, но в чем-то и прекрасное.
Закончить статью хочу выдержкой из книги русского философа XX века Ивана Александровича Ильина «Поющее сердце.  Книга тихих созерцаний»: «Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху. Читать – значит искать и находить. Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно углублено, оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймём, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.  По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтённого - как бы букетом собранных нами в чтении цветов…».
 
А.Г. Старцева, заведующая Центральным филиалом Городского Центра развития образования, заслуженный учитель РФ