Кудрявцев Сергей. О фильме Жана-Жака Анно «МЕДВЕДЬ»
Франция-ФРГ. 1988. 100 минут.
Режиссёр Жан-Жак Анно (Jean-Jacques Annaud)
Автор сценария Жерар Браш (Gerard Brach) по роману «Король гриззли» (The Grizzly King) Джеймса Оливера Кёрвуда (James Oliver Curwood)
Оператор Филипп Русло (Philippe Rousselot)
Главный художник Тони Люди (Toni Ludi)
Композитор Филипп Сард (Philippe Sarde)
Премии: «Сезар» за режиссуру
Философская приключенческая драма
Художественный и коммерческий успех фильмов «Битва за огонь» и «Имя розы» 45-летний французский режиссёр Жан-Жак Анно закрепил благодаря своей пятой по счёту картине (на этот раз он сотрудничал с Клодом Берри в качестве продюсера - потом они сделают вместе «Любовника»), вызвавшей настоящий зрительский бум. Во Франции её посмотрели 9,1 млн зрителей (место в общей «двадцатке» среди рекордсменов проката), повышенный интерес сопутствовал ленте и в других странах, в том числе - в США, где, в принципе, не любят «чужое кино». Но Анно, обошедшийся без речи героев в «Битве за огонь», притче о доисторическом прошлом, пользуется минимумом диалогов и в «Медведе» - так что языкового барьера не возникает. И такое обманчиво «примитивное кино», которое рассказывает о людях как о животных, а о животных - как о людях, понятно и близко многим даже в Америке, где всё-таки привыкли к «диснеевскому» взгляду на природу: и в анимационных, и в научно-популярных фильмах. А «Медведь» (как заботливо предупреждает справочник «Мувиз он Ти-Ви энд видеокассет») далёк от «пустышек Диснея».
Жан-Жак Анно, любящий вторгаться в неизведанные миры, отдалённые в географическом или временном плане, познавать дикую природу и человеческие взаимоотношения вдали от цивилизации, в некоем замкнутом микрокосмосе, предпочитает жанрово разнообразить свои путешествия в иные времена и страны. Он прибегает к комедийным, приключенческим, детективным или мелодраматическим приёмам для привлечения публики и выступает как искусный рассказчик, который может для полноты и красочности чуть-чуть додумать, присочинить, не сообразуясь с историческими и научными фактами, превратить, по сути, любую натуру в захватывающее кинозрелище.
Легко можно предъявить упрёки «Медведю» в антропоморфизме, очеловечивании поведения медвежонка Юка с Доломитских гор в Северной Америке, который остался сиротой после гибели матери в результате камнепада, а потом сумел подружиться со злым гриззли Кааром, раненным двумя охотниками. Но Анно вместе с вдумчивым сценаристом Жераром Брашем, который адаптировал для кино роман «Король гриззли» Джеймса Оливера Кёервуда, написанный ещё в 1916 году, не только хотел поведать добрую, сентиментальную, человечную сказку про зверей, а стремился выйти на более высокий, уже философский уровень осмысления сюжета.
Даже американцы почувствовали эпический настрой рассказа о двух медведях, сопоставив со своей бесспорной классикой: «Медведь» выходит за рамки жанра «приключения дикой природы», это - «Унесённые ветром» для кинематографа о животных» («Видео Муви Гайд»). В борьбе осиротевшего медвежонка и раненого большого медведя за собственное существование покоряет, прежде всего, жажда жизни, неистребимость инстинкта самосохранения. А величественная красота уникальной природы, снятой отличным оператором Филиппом Русло с подлинным поэтическим восхищением, убеждает в гармоничности и совершенстве мира, который саморегулируется и продолжает пребывать на этом свете вопреки естественным и искусственным катаклизмам, всевозможным вмешательствам извне.
Жан-Жак Анно в «Медведе» и иных картинах, внешне непохожих одна на другую, оказывается певцом натуральности, соразмерности, суверенности бытия - как его отдельных одушевлённых субъектов, так и всей нерасчленимой реальности, воспринимаемой неравнодушно, осмысленно, во взаимосвязи с собственным естеством. «Медведь» возвращает нам контакт с живым и, вроде бы, неодушевлённым миром, апеллируя к детской непосредственности чувств.
И, в то же время, лента ориентирована на интеллектуальное постижение (желательно каждым) своего истинного места в этом бесконечном круговороте жизни, вечном торжестве первооснов всего сущего.